Идеология для России

Типология идеологий. Статья третья

15.12.2018 229
От редакции: Предлагаем вниманию читателя цикл статей нашего постоянного автора из Донецка, сопредседателя Изборского клуба Новороссии, кандидата технических наук Федора Алексеевича Папаяни. Они представляют собой краткое изложение идей его монографии «Идеологическое противостояние в России», вышедшей в издательстве «Этносоциум» в нынешнем 2018 году. Книга выложена в интернете в формате pdf gjflhtce. Статья первая - «Проблема идеологии». Статья вторая - «Идеология и два её основополагающих вектора воздействия». 

Устоявшейся классификации политических идеологий к настоящему времени не существует ввиду сложности рассматриваемого феномена. Это обстоятельство объясняется нечёткостью представлений об основаниях деления общего политико-идеологического поля на классы. 

Наиболее популярна классификация идеологий на «правые» (те, что против перемен: консерватизм, традиционализм) и «левые» (те, что за перемены: реформизм). В свою очередь реформизм можно разделить на течения радикального и умеренного толка. К радикальным «левым» политическим идеологиям можно отнести анархизм (ратующий за немедленное уничтожение государства как органа управления обществом) и марксизм (выступающий за постепенное полное отмирание государства) и др. К умеренным «левым» политическим идеологиям можно отнести либерализм, социал-демократизм и их модификации. «Левые» поэтому могут делиться на «лево-левых» и «лево-правых». В свою очередь, «правых» (консерватизм) можно подразделить на монархизм, империализм, клерикализм, национализм и др. 

Консерватизм, как известно, в идеологиях означает приверженность традиционным ценностям и порядкам, социальным или религиозным доктринам. В политике «консерватизм» означает неприятие радикальных реформ. С точки зрения идеологии, например, православный империализм (идеология православной империи) – это русский святоотеческий консерватизм. С точки зрения политики возрождения православного империализма, наоборот, – это уже типичный реформизм, поскольку возрождение православной империи в либеральной России возможно только через радикальные реформы. То есть, православные монархисты одновременно являются консерваторами и реформаторами, с какой стороны тут посмотреть. К настоящему времени в среде отечественных патриотов-консерваторов, ориентированных на отечественную традицию, мы имеем: классический «русский консерватизм», характерный для XIX – начала ХХ веков (А. Степанов), «просвещённый консерватизм» (Н. Михалков), «динамический консерватизм» (В. Аверьянов) и «социал-консерватизм» (А. Панарин, А. Щипков). Совершенно иные смыслы у британских консерваторов, американских, шведских социал-консерваторов и прочих. То есть, назвав себя консерватором, требуется подробное уточнение, что именно консервируется и чем заявленный консерватизм отличен от прочих. 

Подобные классификации идеологий имеет свои аргументы «за» и «против», свою обоснованную логику, свою критику оппонентов и заявленные цели развития общества. С другой стороны, эта идеологическая «палитра» несколько запутывает вопрос оценки, поскольку само название не проясняет их коренную суть, а также истинные мотивы, цели субъектов (заказчиков и разработчиков) идеологических концепций. Тем более, что время редактирует принципы классификации до неузнаваемости. Например, если в начале ХХ века в России под «правыми» подразумевались монархисты, то в начале XXI века «Союз правых сил» уже обозначал откровенных сторонников либерализма. Или другой парадокс: все современные европейские монархии либеральны, а Либерально-демократическая партия России (В. Жириновский) артикулирует де-факто антилиберальные принципы… 

На основе парадигмального подхода и метода бинарных дифференциаций наиболее известные идеологические концепты предлагается подразделить на два корневых (сверх-парадигмальных) класса: первый – православный империализм (с опорными категориями: «любовь» и «равноправие», «естественность» и «цивилизованность») и второй класс (марксизм, фашизм, нацизм, либерализм, русофобия и исламо-сектантский империализм) с опорными категориями: «ненависть» и «исключительность», «искусственность» и «варварство». 

Категория «любовь» означает христианский духовный идеал («Бог есть Любовь»), распространяемый на всех без исключения, а «ненависть» (классовая, национальная или религиозная) – неприятие, отвращение и враждебность к иным общественным группам, считая свою «исключительной» (в том числе, и в смысле исторической миссии). Категория «естественность» отражает эволюцию идей в той или иной традиционной культуре. Категория «искусственность» ориентирована на «слом» традиции, становясь её антиподом. Категория «варварство» демонстрирует такой архетип государственного образования, который признаёт цивилизацию только стержневого государственного этноса (или ядра из двух этносов), подавляя традиции периферийных (или колониальных) народов, эксплуатируя последних. В этом контексте «цивилизованность» рассматривается как антоним «варварству», точнее, как такой архетип государственного образования, который предоставляет условия и добровольную возможность «подтянуться» народам периферии (провинций) до уровня цивилизации стержневого государственного этноса. 

Продолжение следует.
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

3. Re: Идеология для России

Идеология для России есть универсальная идеология для Мира. Это же есть и взгляд на Мир и Историю. Здесь не только все страны мира,но и сам Мир в Истории, из которой, как вывод из содержания и должна появиться идеология/мировоззрения для России.

2. Re: Идеология для России

Опять же, любовь и ненависть. А как быть с тем,что есть любовь ко злу и ненависть ко злу? Главный узелок находится в мировоззрении, в самой основе. Отсюда надо начинать, в том числе и классификацию. Ведь даже два мира спутаны друг с другом, ибо есть один мир. Но является ли это путаницей, когда мы скажем то, почему два мира и как соединены и так далее?...

1. Re: Идеология для России

Классификация проведена неверно. Если уже браться за такое дело, то на основе новой парадигмы. Спрашивается - есть эта основа? Есть новый взгляд? Судя по тому, что марксизм и фашизм и так далее в одной категории а в другой их же нет, то эта классификация ничего нового не внесет. Классифицировать надо на основании двух правд. Например, так: 1 фашизм и марксизм относим к одной правде 2 фашизм и марксизм относим ко второй правде. Указываем ложь марксизма и фашизма. Указываем правду в лжи марксизма и фашизма. Отделяем правду от лжи марксизма и фашизма. А то, что изначально помещать что-либо в белое, а другое называть черным... то все это уже было, и привело к путанице, которую подобной классификацией , предлагаемой автором, не распутаешь.

Федор Папаяни:
Слово для конституции
Монархия формируется в России, поднимается, как «Ванька-встанька», всякий раз в момент чрезвычайной опасности
12.02.2020
Все статьи автора