Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Каноны для Церкви или Церковь для канонов?

Автокефалия на Украине / 01.12.2018


Нужно созвать Поместный Собор Русской Православной Церкви, который перерастет во Вселенский Собор …

Как показывают последние события, в частности, заседание Синода Константинопольской Церкви, нет ни малейших оснований для самоуспокоенности. Более того, катастрофическому процессу, судя по всему, придана новая динамика: решены, если верить заявлению Синода, основные организационные и уставные вопросы предстоящего «объединительного собора». Украинские власти ужесточили давление на архиереев и священников Украинской Православной Церкви, чтобы склонить часть из них к предательству. По сообщению РИА Новости, президент Межпарламентской ассамблеи православия депутат Госдумы Сергей Гаврилов после встречи в Стамбуле с Синодом Константинопольского патриархата заявил, что, «как показала дискуссия, патриарх Варфоломей по-прежнему уверен в своей правоте». То есть нет никаких надежд на восстановление статус-кво или возобновление прямого диалога. 

Сегодня появилось множество выступлений, интервью, статей, в которых всесторонне рассматриваются противоречащие канонам Церкви действия Константинопольского патриархата. Довольно часто делается вывод, что речь может идти не просто о нарушении канонов, но о повреждении основ вероучения Православной Церкви, о нарушении заповедей Христа, ибо в действиях Фанара усматриваются господство вместо служения, корыстный расчет взамен братской любви, попытка посредством ересей примирить Христа с Велиаром. 

Очень характерно в этом плане интервью, данное архиепископом Константинопольской Церкви Иовом (Гечей) Би-би-си. Оно настолько воинственно по своему содержанию, что вполне справедливо было названо «манифестом по уничтожению Русской Православной Церкви». Сразу же бросаются в глаза без конца повторяемые им как заклинание слова «на основе канонов», «согласно канонам». 

Похоже, что речь уже идёт не о реализации чуждой Православию теории «вечного Рима», но о новой, где в «вечный Рим» влились и «вечный Лондон», о чём свидетельствует интервью архиепископа Иова данной британской вещательной корпорации, более похожее на «жалобу в обком», и «вечный Нью-Йорк», что продемонстрировала американская дипломатия, словом и делом включившаяся в «процесс создания» «новой православной церкви» на Украине.

Если кто-то полагает, что предоставление «в своё время» Украинской Православной Церкви автокефалии от Московского Патриархата не позволило бы событиям развиваться по негативному сценарию, то это заблуждение: Фанар давно уже ведёт себя подобным образом. То, что он уже без малого сто лет, с момента гибели монархии в России, создаёт или поддерживает раскольнические структуры, не является случайностью: этого требует его новая природа, чуждая Святой Церкви. Поскольку скрыть это невозможно, постольку и родилась в недрах Константинопольского патриархата идея под давлением постоянно действующего «Вселенского собора» и своей тотальной гегемонии исказить вероучение Православной Церкви настолько, дабы грань между ложью и истиной исчезла.

К сожалению, ряд Церквей пошли на поводу у Фанара. Это обновленчество мирового масштаба, когда им заражена и Церковь, имеющая право чести. Русская Православная Церковь, с помощью Божией, устояла в самый последний момент. Именно это и явилось причиной того, что процесс разрушения Русской Православной Церкви, инспирируемый и поддерживаемый фанариотами, перешёл в открытую фазу. 

Обратите внимание на провокационный вопрос журналиста Би-би-си в указанном выше интервью (адрес публикации): «...Чисто теоретически, может ли нынешняя ситуация привести к тому, что Вселенский патриарх просто заберет патриаршее достоинство у Московской кафедры или даже отменит РПЦ?». А вот лукавый ответ Иова (Гечи): «Конечно, это все делается не за день, и мы надеемся, что то, как ведет себя в данный момент Православная церковь в России, – это только временно, и это, можно сказать, такая рефлекторная реакция определенного возмущения, которое она испытывает. Мы надеемся, что она обратится к разуму и вернется в единение с Вселенским престолом, потому что Вселенский престол не желает рвать отношения с Православной церковью в России. Но если такая ситуация будет сохраняться в течение долгого времени, то конечно, Вселенский престол как Первый престол вселенского православия будет вынужден принимать определенные меры. Прибегнуть к определенным решениям, чтобы обеспечить единство церкви».

Что это, как не угроза? Да, во времена относительно мирные – она пустая. Но не трудно сообразить, что если, не дай Бог, «трансферт власти», о котором заговорили многие политологи, выльется в очередной виток смуты, то Фанар, без сомнения, объявит о том, что «Русской Православной Церкви больше нет», как он заявил устами Иова (Гечи) в данном интервью, будто «в Украине церкви Московского патриархата больше не существует».

Оправдывая свои действия, Фанар ссылается на церковные каноны. Однако Священный Синод Русской Православной Церкви, излагая свою позицию по вопросу о первенстве во Вселенской Церкви, недвусмысленно заявил: «В Православной Церкви нет и никогда не было единого административного центра на вселенском уровне». Да и с вопросом о первенстве чести не всё так однозначно, как то хотелось бы Фанару. Первенство чести предоставляется, как говорят каноны, постольку, поскольку город становится «царствующим градом», «градом царя и синклита». 

В «Уложенной грамоте» об учреждении Московского Патриархата, под которой стоит и подпись Патриарха Константинопольского Иеремии, была зафиксирована следующая согласованная позиция иерархов Русской и Константинопольской церквей: «Воистину в тебе, благочестивом Царе Дух Святый пребывает, и от Бога сицевая мысль тобою в дело произведена будет. Праве и истинно Вашего благородия начинание, а нашего смирения и всего Освященного собора того превеликого дела свершение. Понеже убо ветхий Рим падеся Аполинариевою ересью, вторый же Рим, иже есть Константинополь, агарянскими внуцы от безбожных турок обладаем, твое же, о благочестивый Царю, великое Российское царство, третей Рим, благочестием всех превзыде, и вся благочестивыя царствие в твое в едино собрася, и ты един собрася, и ты един под небесем христьянский Царь именуешися в всей вселенней, во всех христианах, и по Божию Промыслу и Пречистыя Богородицы милости и молитв ради новых чюдотворцов великого Российского царства Петра, и Алексия, и Ионы, и по твоему царскому прошению у Бога, твоим царским советом, сие превеликое дело исполнитца».

По существу, мы имеем документ, свидетельствующий о том, что Московский Патриархат признаётся «городом царя и синклита», что, естественно, влечёт за собою и предоставление первенства чести. Почему же первенство чести не перешло к Московскому Патриархату? Полагаем, что это случилось большей частью из-за позиции русской стороны: переход первенства чести к Московскому Патриархату поставил бы под удар Константинопольскую Церковь. Какой прок был бы тогда от неё турецкой стороне? Это, вне всякого сомнения, прекрасно понимали российские монархи и политические деятели. И вот ныне, вместо благодарности, Фанар не только уничтожает Украинскую Православную Церковь Московского Патриархата, но и грозит «определёнными мерами» и «определенными решениями» Русской Православной Церкви.

При этом фанариоты ведут себя как распоясавшийся наглец: а ничего вы мне, мол, не сделаете, потому что сила на моей стороне. Но Господь наш и Бог наш Иисус Христос учит, как поступать в таких ситуациях: «Неужели вы не читали никогда, что сделал Давид, когда имел нужду и взалкал сам и бывшие с ним? как вошел он в дом Божий при первосвященнике Авиафаре и ел хлебы предложения, которых не должно было есть никому, кроме священников, и дал и бывшим с ним? И сказал им: суббота для человека, а не человек для субботы» (Мк. 2: 25-28). Каноны для Церкви, а не Церковь для канонов. Если священноначалие Константинопольской Церкви переродилось в волков и режет словесное стадо Московского Патриархата, то неужели нужно молча и безучастно взирать на это?

Московский Патриархат никогда не пользовался в полной мере своим правом «города царя и синклита». Но, раз уж так вышло, никто и ничто не мешает Патриарху Русской Православной Церкви, исходя из условий крайней необходимости, для пресечения зла, воспользоваться однажды первенством чести «царствующего града Москвы», против чего не возражал Патриарх Константинопольский Иеремия, и созвать Вселенский Собор, на котором рассмотреть деяния Фанара. Думается, нынешний глава Константинопольской Церкви и те архиереи, что его поддерживают, вполне заслуживают извержения из сана и анафемы. Возможно, наступила пора вообще вычеркнуть Константинопольский патриархат из диптиха и прекратить существование этого «исторического недоразумения», коего пастыри, растерявшие и погубившие подавляющее большинство своих овец, нападают по-волчьи на чужие стада.

Не имеет, полагаем, значения, сколько Поместных Церквей откликнутся и примут участие во Вселенском Соборе: истина не бывает в меньшинстве, поскольку за нею Бог и святые Его. А первенство чести должно перейти, если следовать духу и букве канонов, патриархату Иерусалима, «потому что он город великого Царя» (Мф. 5: 35). Иерусалим сегодня воистину великий город: ежегодно сотни тысяч паломников со всего мира посещают дорогие Христу, Его Церкви, Божией Матери и каждому христианину святые места.

Думается, необходимо безотлагательно собирать Поместный Собор Русской Православной Церкви с таким расчетом, чтобы он перерос во Вселенский Собор. Пора оставить иллюзию, что с волками можно «договориться по-хорошему». Время не ждет: в словесное стадо Украинской Православной Церкви ворвалась волчья стая. 

Вячеслав Макарцев, православный публицист, Нижний Новгород


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев - 1

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

1. Алекс : автору
2018-12-01 в 20:31

статья хорошая, вот только выход предложен странный.
Во-первых, каким образом Поместный Собор может перерасти во Вселенский? Это же не митинг переходящий в забастовку.
Во-вторых, наш архиерейский Собор еще 2013 году беззаконно усвоил себе главные полномочия Поместного Собора (на этом фоне ваше: "каноны для Церкви или Церковь для канонов" - звучит особенно к месту).
В-третьих, с момента прекращения гонений на русскую Церковь, вместо восстановления, все даже остатки механизмов СОБОРНОСТИ разрушены до основания. В т.ч. и механизмы созыва Поместного Собора. И попытки их восстановить будут как минимум саботироваться, как максимум жестко блокироваться на местах.
Впрочем, возможно вы под Поместным Собором разумеете камуфлированный архиерейский?

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме