Технология «окон Овертона» в украинском церковном кризисе

Об угрозе отрыва Украинской Православной Церкви Московского Патриархата от Русской Православной Церкви

Новости Москвы 
0
2187
Время на чтение 5 минут
Управляющий делами Украинской Православной Церкви митрополит Бориспольский и Броварской Антоний (Паканич) дал интервью изданию «Фома на Украине», в котором затронул ряд важных вопросов, касающихся украинской автокефалии.

«Вопрос автокефалии очень сложен, прежде всего, потому, что в Украине сама эта идея скомпрометирована, во-первых, расколом, во‑вторых, вмешательством государства и попыткой использования автокефалии как инструмента в государственной идеологии. Именно поэтому среди верующих нашей Церкви остается настороженное отношение к автокефалии», - заявил Владыка.

«Я не вижу в нашей Церкви большинства, которое поддерживало бы автокефальное устройство, - отметил митрополит Антоний. - Например, верующие и духовенство южных и восточных епархий нашей Церкви открыто высказываются против автокефалии. Подобные взгляды широко распространены и в других регионах Украины. Кроме того, ведь уже существует согласованная всеми Поместными Церквами, если можно так выразиться, формула предоставления автокефалии. Фундаментом является внутреннее единство по этому вопросу той Церкви, которая стремится получить этот статус. Потом такое желание утверждается Церковью-Матерью, которой для нас является Русская Православная Церковь, а после это согласовывается с прочими Поместными Православными Церквами».

«Константинопольский же вариант предоставления автокефалии для нас неприемлем, - заявляет митрополит Бориспольский и Броварской. - Данный вариант навязывает нам автокефалию, а из истории других Церквей мы знаем, что автокефалия не навязывалась — это был порыв, желание всей Церкви, не допускавшее появления внутренних расколов по этому вопросу. В нашей же ситуации при навязывании автокефалии извне в самой Церкви обязательно появятся группы противников такой автокефалии - и в результате будет еще один раскол. Мы не хотим разрывать отношения с Русской Православной Церковью, с которой нас связывают многовековые исторические узы. Мы не воспринимаем не саму идею автокефалии, но мы против так называемой «антироссийской» автокефалии. Потому что та автокефалия, которую нам навязывают сейчас, - это не что иное, как еще один элемент борьбы с Россией и с Русской Церковью. Наша Церковь не хочет быть "антироссийской", так же как и "антигреческой". Она должна быть Церковью Христовой».

Как раз вчера в интервью порталу «Свободная пресса», размышляя об итогах Архиерейского Собора Украинской Православной Церковью Московского Патриархата и тайной встрече Петра Порошенко с тремя архиереями УПЦ МП, я обращал внимание на то, что в ходе нынешнего украинского церковного кризиса может быть реализована технология «окон Овертона», чтобы оторвать УПЦ от Московского Патриархата путем автокефалии, которую даст уже в итоге Москва, или Москва вместе с Константинополем.

Эту идею уже вбрасывала наша «церковная баба Яга» - протодиакон Андрей Кураев, предлагавший Русской Православной Церкви «сыграть на опережение» и самой предоставить автокефалию УПЦ.

Владыка Антоний говорит, что идея автокефалии непопулярна среди верующих Украинской Православной Церкви Московского Патриархата особенно в южных и восточных епархиях. Это отрадно. Только можно добавить с сожалением: «пока непопулярна».

Как известно, на волне демократии и свобод на Поместном Соборе 1917-1918 годов была учреждена автономная Украинская Православная Церковь. Так началась реализовываться идея самостоятельной Украинской церкви. Это решение однако спровоцировало волну требований автокефалии, безчинства украинских самостийников, которых поддерживали петлюровские власти. В итоге появилась незаконная самосвятская Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ). В таких условиях Святейший Патриарх Тихон отменил автономию и вернул церковной Украине статус Экзархата. Во время фашистской оккупации УАПЦ получила некоторую тень легитимности, кстати, тоже благодаря архиерею Константинопольского патриархата. Но разгром фашистов остановил эти автокефальные игры на Украине.

В 1992 году в разгар новой русской смуты проигравший патриаршие выборы экзарх Украины Филарет (Денисенко) вынудил Священноначалие Русской Православной Церкви восстановить автономию Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. Причем, автономию невиданную доселе, с самыми широкими полномочиями. И снова это привело вскоре к требованиям автокефалии УПЦ. Но теперь Священноначалие не решилось вернуть Украине статус Экзархата.

Понятно, что навязываемая автокефалия по-гречески, с самочинным выводом из раскола филаретовцев и церковных петлюровцев, уравнивание их в правах с канонической Церковью, очевидная политизация темы автокефалии, очевидный привкус русофобии в теме автокефализации вызывают справедливое отторжение у многих. Однако в речах многих противников нынешней автокефалии по-гречески звучат мысли, которые меня настораживают: мы не против автокефалии в принципе, но мы против такой автокефалии.

Меня насторожил в позавчерашнем заявлении Украинской Православной Церкви Московского Патриархата тот факт, что в нём ни разу не упомянуто, что УПЦ принадлежит к Московском Патриархату. Если читать текст заявления, не зная контекст проблемы, может показаться, что это - заявление самостоятельной автокефальной церкви. Мне не очень понятно решение Архиерейского Собора УПЦ МП о разрыве евхаристического общения с Константинопольским патриархатом. Ведь УПЦ входит в состав Московского Патриархата. А значит, решения Священного Синода Русской Православной Церкви в Минске о разрыве общения с Константинополем по идее было бы вполне достаточно, поскольку это решение распространяется на всю полноту Русской Православной Церкви, включая все её автономные образования. Но Архиерейский Собор Украинской Православной Церкви почему-то принимает собственное решение. Выходит, до 13 ноября УПЦ находилась в каноническом общении с Константинополем?

Забавно, что стиль заявления УПЦ возмутил анонимного комментатора-архиерея (вероятно, это был митрополит Александр Драбинко) газете «Коммерсант», - типа, УПЦ МП не имеет права выступать как автокефальная. Караул, у нас отбирают «наш хлиб».

Конечно, могут сказать, что заявление Архиерейского Собора Украинской Православной Церкви Московского Патриархата было принято в весьма определенных условиях, условиях возможных гонений, и этим оправдана такая стилистика. Это попытка выбить аргументы противной стороны, обвиняющей УПЦ МП ни много ни мало как в поддержке «страны-агрессора». Я это понимаю. Но не покидает тревога - не прокладывает ли это дорогу к автокефалии УПЦ, к расколу Русской Православной Церкви?

Боюсь, что в ходе развития церковного кризиса на Украине уже в самой УПЦ МП будут только усиливаться автокефальные тенденции. И сама логика развития церковного конфликта может привести к тому, что сама УПЦ попросит у РПЦ автокефалии. А вот тогда ситуация будет гораздо сложнее. По сути, нас связывает сегодня только духовное единство, получить автокефалию УПЦ можно довольно просто. Если вопрос автокефалии встанет в повестку дня, то РПЦ не сможет не дать эту автокефалию.

А мы все понимаем, что провозглашение автокефалии УПЦ поставит крест на идее триединого русского народа в лице великороссов, малороссов и белорусов. Уже сейчас, после четырех лет войны в Донбассе, русских и украинцев связывает разве что единая Православная Церковь да ещё остатки исторической памяти о едином государственном прошлом. Если разрушить духовное единство, исторические воспоминания скоро сами собой выветрятся.

Что же можно сделать? Как помешать этому? Политических и дипломатических рычагов изменить ситуацию я не вижу. Надежда только на то, что у нас в Церкви остаются еще молитвенники, чей голос слышит Господь, и они вымолят единство Русской Православной Церкви.

Анатолий Дмитриевич Степанов, главный редактор «Русской народной линии»

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

73. Ответ на 71., М.Яблоков:

Не дураки, значит, фанариоты, чтобы всяким проходимцам томос давать...

Да, проходимцам - при фактическом неучастии в этом действе УПЦ МП - два перебежчика-митрополита не в счёт. Это хорошо, что не удалось поколебать внутреннего единства епископата каноничной Церкви на Украине- УПЦ МП. Господи, спаси, сохрани и помилуй нас!
р.Б. Алексий / 21.11.2018, 00:54

72. Ответ на 70., р.Б. Алексий:

Что происходит? Сначала все с тревогой ждали чем окончится аннонсированная встреча Порошенко с архиереями УПЦ МП, а встреча так и не состоялась, а теперь появляется информация, что и запланированный на 21 ноября учредительный собор сторонников автокефалии не состоится по причине, что Фанар пока не готов предоставить "томос"! Администрация Порошенко пытается сохранить спокойствие и заявляет, что все идёт по плану - мол неделей раньше, неделей позже, какая разница! Хотя если запланированный собор действительно не состоится,значит что то пошло не так? И что дальше?Чудны дела Твои, Господи!

Не дураки, значит, фанариоты, чтобы всяким проходимцам томос давать...
М.Яблоков / 20.11.2018, 12:20

71. Re: Технология «окон Овертона» в украинском церковном кризисе

Что происходит? Сначала все с тревогой ждали чем окончится аннонсированная встреча Порошенко с архиереями УПЦ МП, а встреча так и не состоялась, а теперь появляется информация, что и запланированный на 21 ноября учредительный собор сторонников автокефалии не состоится по причине, что Фанар пока не готов предоставить "томос"! Администрация Порошенко пытается сохранить спокойствие и заявляет, что все идёт по плану - мол неделей раньше, неделей позже, какая разница! Хотя если запланированный собор действительно не состоится,значит что то пошло не так? И что дальше? Чудны дела Твои, Господи!
р.Б. Алексий / 20.11.2018, 11:22

70. Ответ на 66., р.Б. Алексий:

Без Помазанника Божия никакого Третьего Рима нет. Одно вероотступничество и безверие...
М.Яблоков / 18.11.2018, 03:48

69. Ответ на 65., Василий В.В.:

Нафаныч, ты что предлагаешь отменить 9, 17 и 28 каноны Халкидонского Собора? )Будешь хамить - получишь ... Я тебя найду.

Я хамлю? Это твой псевдоним на Богослов.ру )) И отвечай по существу, а то тебя действительно найдут...
М.Яблоков / 18.11.2018, 03:27

68. Re: Технология «окон Овертона» в украинском церковном кризисе

А. Д. Степанов : "...Боюсь, что в ходе развития церковного кризиса на Украине уже в самой УПЦ МП будут только усиливаться автокефальные тенденции. И сама логика развития церковного конфликта может привести к тому, что сама УПЦ попросит у РПЦ автокефалии. А вот тогда ситуация будет гораздо сложнее. По сути, нас связывает сегодня только духовное единство, получить автокефалию УПЦ можно довольно просто. Если вопрос автокефалии встанет в повестку дня, то РПЦ не сможет не дать эту автокефалию. А мы все понимаем, что провозглашение автокефалии УПЦ поставит крест на идее триединого русского народа в лице великороссов, малороссов и белорусов..." Поразительно, что такую возможность - "законную" автокефалию предвидел схирахимандрит Зосима (Сокур). Перед своей кончиной в 2002 году старец составил духовное завещание, которым оставил инструкции верующим на случай объявления на Украине «автокефалии» и раскола: "Аз, грешный Схиархимандрит Зосима, основатель двух обителей - Успенского Свято-Васильевского мужского и Успенского Свято-Николаевского женского монастырей, оставляю последнюю свою волю: и по смерти моей свято и вечно, до последнего издыхания, храните все завещания, те священные традиции, ту особенность служб, записанные братьями и сестрами в монастырском уставе, сохраняя их до малейших подробностей и не допуская никаких отступлений. Строго держитесь Русской Православной Церкви и Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. В случае отхода Украины от Москвы, какая бы ни была автокефалия, — беззаконная или «законная», — автоматически прерывается связь с Митрополитом Киевским. Из существующих монастырей тогда образовать Дом Милосердия, который будет выполнять святые законы милосердия — служение людям до их погребения, и эту заповедь обители должны выполнять вечно. Никакие угрозы и проклятия не признавать, так как они не каноничные и беззаконные. Твердо стоять за каноны Русской Православной Церкви. В случае отпадения от единства Русской Православной Церкви — правящего архиерея не существует, монастыри переходят в ставропигиальное управление, под омофор Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. Молю Бога и надеюсь, что Святейший Патриарх не откажет и примет под свой омофор. Если сие будет невозможно, то монастыри переходят под самостоятельное игуменское управление по подобию Валаамской обители начала нашего столетия, находясь под видом светлых будущих времен единства Украины и России, которые, глубоко верю, неминуемо наступят, с чем и ухожу в вечность..." и еще говорил : «И сейчас, в наше время, колотня с Киева вся начинается – матери городов русских, с колыбели. И оттуда покатится эта колотня по всей земле Русской, не минует ни Россию, ничего, кругом будет беснование. Но Россия устоит, и там будет очень благодать большая, даже силы ада, антихриста, не одолеют Русской Православной Церкви» . «Святые старцы говорили: «Православие в чистоте сохранится лишь только в Русской Православной Церкви. Остальные все отойдут, все впадут в прелесть бесовскую, а Русская Православная Церковь сохранит чистоту веры до пришествия антихриста».
р.Б. Алексий / 17.11.2018, 23:54

67. Ответ на 60., Василий В.В.:

Чем ближе мы приближаемся к концу истории, тем выше и значительнее становится роль РПЦ

Наверное, только так оно и будет, но не РПЦ как сейчас - " свободная" Церковь в свободном государстве, с участием в ВСЦ и экуменизме, а Россия как воцерковленное государство, как воинствующая Церквь, как оплот вселенского православия. "Стан святых и град возлюбленный" в конце мировой истории - это будет воскресший к жизни Третий Рим - русское православное Царство во главе с Помазанником Божиим, которого, по словам прп. Лаврентия, будет боятся препоганый антихрист. Как и когда это будет - одному Богу это известно. А пока ...имеем то, что имеем.
р.Б. Алексий / 17.11.2018, 22:53

66. Ответ на 63., М.Яблоков:

Нафаныч, ты что предлагаешь отменить 9, 17 и 28 каноны Халкидонского Собора? )

Будешь хамить - получишь ... Я тебя найду.
Василий В.В. / 17.11.2018, 21:35

65. Re: Технология «окон Овертона» в украинском церковном кризисе

Правило 28 Четвертого Вселенского Собора, Халкидонского Во всем последуя определениям святых отец, и признавая читанное ныне правило ста пятидесяти боголюбезнейших епископов, бывших в соборе во дни благочестивые памяти Феодосия, в царствующем граде Константинополе, новом Риме, тожде самое и мы определяем и постановляем о преимуществах святейшия церкви тогожде Константинополя, нового Рима. Ибо престолу ветхого Рима отцы прилично дали преимущества: поелику то был царствующий град. Следуя тому же побуждению и сто пятьдесят боголюбезнейшие епископы, предоставили равные преимущества святейшему престолу нового Рима, праведно рассудив, да град получивши честь быти градом царя и сигклита, и имеющий равные преимущества с ветхим царственным Римом, и в церковных делах возвеличен будет подобно тому, и будет вторый по нем. Посему токмо митрополиты областей, понтийские, асийские и фракийские, и такожде епископы у иноплеменников вышереченных областей, да поставляются от вышереченного святейшего престола святейшие константинопольские церкви: сиречь, каждый митрополит вышепомянуных областей•, с епископами области, должны поставляти епархиальных епископов, как предписано божественными правилами. А самые митрополиты вышеупомянутых областей должны поставляемы быти, как речено, константинопольским архиепископом, по учинении согласного, по обычаго, избрания, и по представлении ему оного. В 28-м правиле речь идет о " новом Риме ". Новый Рим сейчас - это Россия с ее столицей. Тот, кто хочет буквально трактовать это правило, извольте в церковных делах считать Стамбул с его нынешним султаном вторым градом, а первым - Рим с его Папой Римским, " Ибо престолу ветхого Рима отцы прилично дали преимущества: поелику то был царствующий град. Следуя тому же побуждению и сто пятьдесят боголюбезнейшие епископы, предоставили равные преимущества святейшему престолу нового Рима, праведно рассудив, да град получивши честь быти градом царя и сигклита, и имеющий равные преимущества с ветхим царственным Римом, и в церковных делах возвеличен будет подобно тому, и будет вторый по нем. "
Василий В.В. / 17.11.2018, 21:33

64. Ответ на 60., Василий В.В.:

Нафаныч, ты что предлагаешь отменить 9, 17 и 28 каноны Халкидонского Собора? )
М.Яблоков / 17.11.2018, 18:04
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Анатолий Степанов
Нужна политическая реформа!
Главный урок наводнения в Оренбуржье
13.04.2024
Конференция: «Собиратели земли Русской. Симеон
Бекбулатович - Православный татарин на Русском престоле». Часть 4
13.04.2024
Конференция: «Собиратели земли Русской. Симеон
Бекбулатович - Православный татарин на Русском престоле». Часть 3
12.04.2024
Гомосексуалисты во власти приведут человечество к ядерной катастрофе
Авантюра Макрона: мы стоим на грани фундаментальных изменений в мировом бытии
12.04.2024
В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС?
Прежде чем формулировать доктрину «Русского мира», нам самим нужно провести работу над ошибками
06.04.2024
Все статьи Анатолий Степанов
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС?
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 22:55
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:38
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 20:54
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 20:28