Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Православный ширпотреб: как обернуть вред на пользу

Проблемы церковной жизни / 10.11.2018


Развернутый ответ на комментарий Андрея Карпова к статье «Православная традиция и "католический целлюлит"» …

В своем комментарии уважаемый Андрей Владимирович пишет:

«Да, весь этот китайский "духовный" ширпотреб не достоин православного прилавка... Но вырос-то он там не без причины.

У современных православных есть традиция дарить подарки - и на Рождество, и уже на Пасху, и на Жён-мироносиц (женщинам), не говоря уже о дне ангела... 

И вот вопрос - что дарить? Предметы подлинно духовные? Книги, иконы... Кто-то этим подаркам действительно будет рад, но таковых гораздо меньше, чем тех, кто вовлечен в эти подарочные отношения... И это даже нормально: ядрышко всегда меньше периферии. Но без околоправославных Православия не будет. И чтобы тяготение к ядру продолжалось, мы не должны отмахиваться от тех, кто делает первые шаги, а наоборот, идти им навстречу. Нужен концепт православного, но бытового подарка... 

Его нет. Всем проще или отмахнуться, или закупить готовую продукцию в Китае...»

Позволю себе не согласиться с его выводом, что концепта православного подарка нет. Он есть, но очень хорошо забыт, потому что сегодня экономически выгоднее для наших епархий массово закупать дешевых «мимишных» ангелочков китайского производства и делать на них большую наценку. Это не плохо и не хорошо – это реалии жизни, которые диктуют свои правила пополнения приходского бюджета. Отошли те времена, когда богатые неофиты кидали тысячи «на храм» и когда можно было чуть-чуть легче вздохнуть. Но надо только вспомнить, что традиции православных подарков для обычных людей существовали, вообще-то, довольно много лет. Это был очень выгодный промысл, и их изготовлением занимались как в женских, так и в мужских монастырях. Я когда-то давно, еще в 2012 году, писала об этом в цикле статей «Православная культура – культура православных: взгляд изнутри». До революции монахи выносили на ярмарки  сделанные своими руками игрушки, сувениры, предметы интерьера... Ведь во все времена у простых людей – да и у непростых – была потребность не только получать, но и дарить подарки на разные случаи жизни. И все удовлетворяли эту потребность, исходя из своих финансовых возможностей. Так что концепт этот был разработан давным-давно; мало того, он был тщательно отредактирован в течение столетий самим спросом.  

Что люди обычно дарят? Во-первых, сувениры – начиная от статуэток и магнитов на холодильник до настенных картинок или панно, не представляющих большой художественной ценности, поэтому недорогих. Во-вторых, памятные полезные вещи, которые могут пригодиться в хозяйстве и заодно напомнить о дарителе – шкатулки, подстаканники, подсвечники, посуду, бытовые предметы, украшенные чем-нибудь этаким – красочным узором, чеканкой, бисером, резьбой...  В-третьих, интерьерные предметы – вышитые или кружевные скатерти, шторы, салфетки, подушки, накидки и т.д. В-четвертых, естественно, открытки и календари – от совсем маленьких, карманного размера, до больших, А4 или А3-го формата. 

Ну а что касается игрушек – это особая тема, затронутая мной в уже упоминавшемся цикле статей. 

Конечно, это очень краткий перечень, но он предоставляет огромное поле для деятельности – было бы желание. Хотя здесь есть свои подводные камни, о которых необходимо знать заранее. 

Когда-то, еще работая редактором издательства Новосибирской епархии, я попробовала кое-что сделать на этом поприще. Не скажу, что все получалось так, как  задумывалось,  но определенные выводы на основе полученного опыта сделать можно. И главный вывод – подарочный ассортимент должен быть дешевым – именно поэтому так ценятся китайские массовые поделки «аля рюсс православишн». Конечно, можно выставить в витрине именные иконы в богатых ризах, изготовленные на заказ местными иконописцами, но это не станет основным источником дохода. Их могут купить несколько богатых прихожан, но не более того. Я вела какое-то время проект «Чтимые иконы Новосибирской епархии». Мы печатали иконы разного формата, но наибольшим спросом пользовались А6-е, самые маленькие. Что касается открыток, то, насколько я помню, полуторатысячный тираж рождественских открыток, отпечатанный для одного из храмов, растянули на два года. 

Тут, кстати, есть один нюанс: никто из батюшек не захотел брать открытки и календари с «чужим» храмом, хотя, как я специально узнавала, прихожане были  не прочь купить их. Но, в отличие от софринских, выпускаемых тиражом в несколько десятков тысяч и потому дешевых (уж не говорю о тех же китайских), «своих»  много не сделаешь. А оперативная печать (малотиражная) всегда обходится гораздо дороже офсетной – это я говорю, опять же, как редактор. Соответственно, цена на подобную полиграфическую продукцию в церковной лавке «кусается». Потому на открытках, как и на календариках, точно, не разбогатеешь, скорее даже, наоборот, их изготовление может стать убыточным. Конечно, если воспользоваться «мирскими» методами продвижения продукта, заключить договоры с магазинами, торгующими тем же китайским псевдоправославным ширпотребом, то, наверное, можно даже получить и прибыль. Но для этого в структуре епархиального издательства или, минимум, бухгалтерии, должны быть люди, умеющие это делать. А их нет – по той причине, что специалисты такого профиля как-то не рвутся работать в бедных церковных приходах. А большие православные издательства, которые могли бы этим заниматься, сконцентрированы, в основном, в крупных городах, да и непростое это дело, хлопотное.    

Из сказанного можно сделать вывод, что проблема засилья «католического целлюлита» заключается не в отсутствии концепции православных подарков, а в отсутствии в епархиях людей, которые в современных условиях могли бы вывести эту сферу экономической деятельности на уровень, приносящий прибыль. Китайцы, массово лепящие розовеньких ангелочков, само собой, не имеют никакого отношения к церковной структуре, не имеют понятия о сложностях, связанных с изготовлением и, главное, распространением ширпотреба, то есть предметов широкого потребления, силами церковных организаций. Они просто нашли в бизнесе на религиозных сувенирах свою нишу, как сейчас выражаются, и не задумываются о том, насколько это отвечает  православным канонам. Себестоимость их продукции из-за огромных тиражей очень  низкая, а  в качестве подарка ангелочки востребованы одинаково в любой церкви – хоть католической, хоть протестантской, хоть православной. Да и люди, далекие от религии, нередко приобретают симпатичного «пупса» с позолоченными крылышками. 

Что же можно этому противопоставить? Лично мне кажется, выходов несколько: во-первых, заключать епархиям договоры со сторонними фирмами, которые могли бы наладить массовое производство всех перечисленных и еще многих других видов православной подарочной продукции, привлекая к сотрудничеству специалистов – менеджеров и не рассчитывая в этом деле на свои собственные силы. Во-вторых, поощрять местных ремесленников,  кустарей, рукодельниц, предоставляя им возможность реализовывать свои изделия через церковные лавки к взаимной пользе. Ну и в-третьих, восстановить утраченные традиции изготовления православных сувениров монашествующими. Тогда, может быть, и удастся потеснить пресловутый «католический целлюлит» китайского производства на полках приходских киосков и возродить «чувство прекрасного у русских собратьев». 

Галина Анатольевна Пырх, член Союза журналистов России, Новосибирск


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев - 38

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

38. Алина : Ответ на 35., Андрей Карпов:
2018-11-13 в 20:07

кому нужен этот бисер? С рукоделием есть своя культурная проблема.В традиционном обществе хозяйство было преимущественно натуральным. Товарное производство было небольшим. А красивого хочется. Откуда взять? Делали сами. Понятно, что кому-то даётся, а кому-то нет. Но старались многие. Но вот пришёл рынок. Теперь есть продукция массовой эстетики. Можно самостоятельно вышить полотенце... Но можно купить готовое. И в большинстве случаев оно будет более качественно сделано, чем "самопальное". Сохраняется традиция делать подарки ручной работы. Но, поставленные рядом с профессиональной выделкой, они проигрывают. Их дарят, но ими не пользуются...Сегодня пытаются возродить благотворительные распродажи. Но их суть культурно изменилась. Если ранее люди приобретали себе нужное, а деньги шли нуждающимся. То теперь люди приобретают ненужное. Вроде как благочестиво... И труд оплачивается... Но какой-то смысловой надлом в этом есть.




Как человек, много лет занимающийся рукоделием и имеющий, соответственно, друзей и учителей в этом мире, скажу: Вы глубоко заблуждаетесь. Ручная работа ценится намного выше массовой штамповки - того самого ширпотреба. Потому что она уникальна, часто бывает в единственном экземпляре. Вы, может, не видели качественных работ, это другое дело. Потому что я тоже против рукодельной "массовки" - сама писала не раз об этом. Настоящее рукоделье (не кустарщина) - это высокое, одухотворенное творчество. У нас в Александро-Невском соборе находится икона Божьей Матери, расшитая бисером и пайетками монахиней - красота! Ведь для чего это все делается? Люди таким образом выражают свое ощущение ПРЕКРАСНОГО, гармонии. Твор-чество - от слова Творец - люди приобщаются Творцу, творят вокруг себя красоту, беря примером, идеалом Божественную красоту и гармонию в природе. А Вы говорите "кому это нужно?"... Да вот передо мной работы моей соседки - цветочные миниатюры в технике "холодный фарфор" - и я не устаю любоваться ими, глаз на них отдыхает и на душе становится теплее от такой красоты. Красота не бывает бесполезной, поэтому и рукоделье не может быть бесполезным. В него вкладывают душу, в отличие от массовой штамповки.

Я смотрю, тема-то оказалась намного глубже проблемы "православного ширпотреба" и "католического целлюлита". Вон сколько пластов подняла... И отец Александр Шумский снова откликнулся сегодня. Значит, нужно продолжать обсуждение.
37. Алина : Ответ на 34., :
2018-11-13 в 19:50

Уважаемая Алина, простите. Пожалуйста, не торопитесь с обличениями... Матушка Ксения Балакина - активная форумчанка и давно здесь известна. Она многодетная мама и супруга священника, имеющая множество попечений на приходе. Она действительно "многим нужна". Это очевидно.



Я не обличаю, я спрашиваю у Ксении ее мнение. Меня просто учили, что нельзя говорить "я нужна людям", потому что в этом есть превозношение себя над другими (вот какая я незаменимая!), нужно говорить: "Господь поставил меня помогать людям", или "Милостью Божьей я помогаю людям". Нередко помощь другим нам потребна не меньше - для самореализации. И не дай Бог сказать в это время "я так всем нужна, просто нарасхват!". Потому что потом будет "вас много, а я одна!"
36. Коротков А. В. : Ответ на 35., Андрей Карпов:
2018-11-13 в 18:46

Сохраняется традиция делать подарки ручной работы. Но, поставленные рядом с профессиональной выделкой, они проигрывают.


Бурда полная. Самая качественно сделанная вещь (в основном, в рамках традиционных промыслов, но бывают и исключения) - это вещь ручной работы. И самая дорогая в своём классе (если делать не самому, а приобретать).
35. Андрей Карпов : Ответ на 31., Ксения Балакина:
2018-11-13 в 11:39

кому нужен этот бисер?


С рукоделием есть своя культурная проблема.
В традиционном обществе хозяйство было преимущественно натуральным. Товарное производство было небольшим. А красивого хочется. Откуда взять? Делали сами. Понятно, что кому-то даётся, а кому-то нет. Но старались многие. Но вот пришёл рынок. Теперь есть продукция массовой эстетики. Можно самостоятельно вышить полотенце... Но можно купить готовое. И в большинстве случаев оно будет более качественно сделано, чем "самопальное". Сохраняется традиция делать подарки ручной работы. Но, поставленные рядом с профессиональной выделкой, они проигрывают. Их дарят, но ими не пользуются...
Сегодня пытаются возродить благотворительные распродажи. Но их суть культурно изменилась. Если ранее люди приобретали себе нужное, а деньги шли нуждающимся. То теперь люди приобретают ненужное. Вроде как благочестиво... И труд оплачивается... Но какой-то смысловой надлом в этом есть.
34. : 32. Алина
2018-11-13 в 11:02

Уважаемая Алина, простите. Пожалуйста, не торопитесь с обличениями... Матушка Ксения Балакина - активная форумчанка и давно здесь известна. Она многодетная мама и супруга священника, имеющая множество попечений на приходе. Она действительно "многим нужна". Это очевидно.
33. Алина : Ксении Балакиной
2018-11-13 в 10:20

Прошу прощения, в предыдущем ответе цитата из Вашего комментария ушла вниз. Я на нее ответила, как Вы поняли, но выше самой цитаты)))
32. Алина : Ответ на 31., Ксения Балакина:
2018-11-13 в 10:02

Я умею рукодельничать. Но чтобы сделать такой оклад, мне нужно потратить много-много часов, дней, недель. Оторвав это время, в том числе и у людей, которым я нужна. И у меня вопрос: кому нужен этот бисер на иконе? Кому будет нужен этот труд? Богу? Пресвятой Богородице? Я начну лучше молиться перед такой иконой? Я понимаю, когда таким рукоделием занимаются люди, у которых, в силу обстоятельств, много свободного времени. Но если времени не хватает на то, чтобы посетить больных, послужить немощным, помочь замотанной многодетной мамочке. То будет ли Богу угодно такая его трата? Это тоже вопрос. И ответа на него я не знаю. Господь похвалил женщину, помазавшую Его миром, послужившую Ему. Но точно ли я буду служить Богу, занявшись украшением икон - одной, двух, трех, оставив при этом те дела, которые можно и нужно было сделать?


Ксения, а Вам не кажется, что Вы, по свойственной нам, женщинам, особенности восприятия, впадаете в крайности? Расскажу еще один случай.
Пришла к нам на работу в Епархиальное управление одна женщина. Обычная женщина, не из бедных. Услышав проповедь об "опрощении", она раздала все свои хорошие вещи и стала носить, можно сказать, рубище. А должность у нее была ответственная - она была вахтером, или дежурной на первом этаже, и все, кто заходили в Епархиальное управление, первой видели ее. Ну и Владыка наш, конечно, не мог ее не заметить. И вот он раз на нее, выглядящую как нищенка, покосился, второй... А потом спросил: "Ты почему в таком месте сидишь, а выглядишь как бомжиха?" Та растерялась: "Владыка, так ведь я думала, хорошая одежда - это грех... Надо же отказываться от мирских привычек... Ну я и отдала все". Владыка усмехнулся и говорит: "Усердье не по разуму тоже грех. Чтоб завтра же пришла нормально одетой!" С тех пор эта женщина выглядела одетой небогато, но очень опрятно и даже изящно. А Владыка мне сам эту историю рассказал, потому что и я, грешная, тоже, придя на работу в Епархию, боялась одевать приличные вещи, опасаясь осуждения. А была я редактором и часто стояла на важных мероприятиях возле него. Вывод: не надо воспринимать слова, обращенные не конкретно к нам, за безоговорочное руководство к действию, даже если они исходят от старцев. Что одному здорово, то другого повергнет в гордыню или нанесет другой духовный вред.
Если Вы лично не хотите украшать или хранить иконы, потому что не видите в этом смысла - не украшайте и не храните. Но это лично ВАШ выбор. А ведь Вы задаете вопрос о смысле печатания икон в календарях вообще. Вы приняли для себя одно решение - другой примет противоположное. Поэтому не стоит ставить вопрос именно таким образом. И потом... Вы меня простите, но от Ваших слов "людям, которым я нужна", немножко попахивает фарисейством. Вы горды тем, что занимаетесь делами милосердия и поэтому у Вас нет времени на то, чтобы украсить икону. Как Вы думаете, а это не гордыня ли? Не впадаете ли Вы в еще больший грех, кичась своей помощью "замотанным мамочкам"? Не мне, грешной, рассуждать на эту тему, тут только батюшка может ответить, что правильно. Я тоже помогаю - беженцам с Украины, но каждый раз прошу: "Господи, да будет все по воле Твоей! Ты Один знаешь, что им потребно для души, да не как я хочу, но как Ты!" Потому что мы можем не только ТВОРИТЬ добро, но и "ПРИЧИНЯТЬ" добро - если делаем его по своему разумению и ради удовлетворения своей гордыни. Но это уже тема совсем другого разговора.




Вы знаете, я ни разу ни у кого не видела несколько ДЕСЯТКОВ магнитов. Я видела несколько раз, хотя я не часто хожу по гостям. Сама в этом году сняла свои 32 магнита (подаренные разными людьми) с холодильника, унесла в воскресную школу. Дети с радостью разобрали, понесли лепить на свои холодильники )))) Просто я стала много задумываться о поучении преподобного Паисия Святогорца о том, что свою жизнь нужно максимально упростить, поняв, что в ней имеет смысл и значение, а что нет…

31. Ксения Балакина : Ответ на 29., Алина:
2018-11-13 в 07:37

многие проблемы, о которых Вы говорите, на мой взгляд, надуманы… Просто вырежьте, заламинируйте и положите в отдельную папку.


Дело в том, что я вижу эту «изнутри». В храм как раз и приносят иконы «для утилизации» (слово-то какое!). Живет-живет человек, копит-копит иконы из календарей, аккуратно их складывает… в папочку (а зачем иконы в папочке? Иконы для того чтобы на них молиться, а не лежать в папочке).
И вот этот человек отходит ко Господу. И родственники приносят в храм эти папочки (слава Богу, если не выбрасывают на помойку). И мы их жгем… В специальной печке. Десятки и сотни. Но мы – село. А сколько таких икон в мегаполисах?

Я видела и бисерные ризы на них, и расписные оклады... Не умеете рукодельничать?


Я умею рукодельничать. Но чтобы сделать такой оклад, мне нужно потратить много-много часов, дней, недель. Оторвав это время, в том числе и у людей, которым я нужна. И у меня вопрос: кому нужен этот бисер на иконе? Кому будет нужен этот труд? Богу? Пресвятой Богородице? Я начну лучше молиться перед такой иконой? Я понимаю, когда таким рукоделием занимаются люди, у которых, в силу обстоятельств, много свободного времени. Но если времени не хватает на то, чтобы посетить больных, послужить немощным, помочь замотанной многодетной мамочке. То будет ли Богу угодно такая его трата? Это тоже вопрос. И ответа на него я не знаю. Господь похвалил женщину, помазавшую Его миром, послужившую Ему. Но точно ли я буду служить Богу, занявшись украшением икон - одной, двух, трех, оставив при этом те дела, которые можно и нужно было сделать?

Вы знаете, я ни разу ни у кого не видела несколько ДЕСЯТКОВ магнитов.

Я видела несколько раз, хотя я не часто хожу по гостям. Сама в этом году сняла свои 32 магнита (подаренные разными людьми) с холодильника, унесла в воскресную школу. Дети с радостью разобрали, понесли лепить на свои холодильники ))))
Просто я стала много задумываться о поучении преподобного Паисия Святогорца о том, что свою жизнь нужно максимально упростить, поняв, что в ней имеет смысл и значение, а что нет…
30. Адриан Роум : Ответ на 28., Ксения Балакина:
2018-11-13 в 01:31

Обрастаем... вещами. которые не нужны


Полностью согласен с Ксенией.
Проблема духовная, аскетическая.
29. Алина : Ответ на 28., Ксения Балакина:
2018-11-12 в 23:06

Ксения, я тоже размышляю, не претендуя на истину в последней инстанции. Тем не менее, должна сказать, что многие проблемы, о которых Вы говорите, на мой взгляд, надуманы. Вот Вы пишете:

А насколько вообще уместно «украшать» календарь иконами? Да еще в перекидной настенный помещать их по 12-13 штук? Зачем они на календаре? Молиться? Повесить рядом с красным углом? Или, все-таки они в таком случае – украшение интерьера? Некое «услаждение взора»? Зачем? Если в помещении и так есть иконы, на которые молятся? А потом? Вырезать? И что дальше? Добавить в свой молитвенный уголок? Каждый год добавлять? И на них молиться? Но их тогда нужно как-то ламинировать, иначе они быстро теряют вид. Засунуть в стопку в шкаф? Не грех ли все это? Потакание похоти очес и выручка денег?

Я Вам расскажу один случай: в 2005-м году в Сокуре - это небольшая станция недалеко от Новосибирска, - замироточили иконы. Причем одна из них была бумажная, вырезанная из календаря и наклеенная на ДВП. И я знаю, что не раз благоговейно хранимые иконы, вырезанные из обычных календарей, вдруг начинали мироточить. Зачем мы их печатаем на календарях? Это не украшение, отнюдь. Есть много людей, которые ничего не знают об иконах, и только видя их на календарях, начинают узнавать: "Вот это - Иверская икона, а это - Святителя Николая... А это - Спиридона Тримифунтского..." И начинают задумываться - кто это? как ему молиться? Мы не знаем, какой дорогой Господь приведет человека в храм, возможно, что и такой. А для православных людей эти иконы - просто дар Божий. Я видела и бисерные ризы на них, и расписные оклады... Не умеете рукодельничать? Просто вырежьте, заламинируйте и положите в отдельную папку. Надеюсь, у Вас их все же не тысячный тираж, чтобы не найти им места в доме. Мне кажется, что говорить об иконах, что это "похоть очес", - тем более грех, грех неблагоговейного отношения к святому образу - пусть он даже и не освященный. Не хотите хранить? Ну тогда отнесите на сожжение, я уже говорила об этом.

А вот Ваши рассуждения о подарках:

Понятно, что подарки от самых близких – вне вопроса? А если не очень близкие? И их уже много? И получается, что, в конце концов, мы начинаем служить вещи. Не Богу, не человеку, а вещи. Обрастаем такими вещами... А можно ли считать, что мы упростили нашу жизнь, если прежде чем помыть холодильник, надо снять с него несколько десятков магнитов, а потом их водрузить на место?

Вы знаете, я ни разу ни у кого не видела несколько ДЕСЯТКОВ магнитов. Это уже Вы преувеличиваете, согласитесь. Не надо служить вещи, конечно. Но, наводя порядок в доме, Вы не вещам служите, а удовлетворяете свою потребность в чистоте. Это разные вещи. А то, что касается количества подарков - ну, передарите их кому-нибудь, если они Вам не нужны. Отдайте детям в детдом, в конце концов, им будет приятно. Подарите соседке по дому, по даче - да мало ли кому! Всегда найдется человек, который примет подарок с благодарностью. Если Вас привлекает минимализм в интерьере и аскетизм в жизни - то Вы ведь, вообще-то, всегда можете сказать людям, что Вы принципиально против подарков, или что Вы, к примеру, предпочитаете цветы или чай. Так что не стоит придумывать себе проблемы на пустом месте - у нас и так их немало. Желаю Вам помощи Божией и всех благ.
28. Ксения Балакина : Ответ на 27., Алина:
2018-11-12 в 15:38

Я попробую поделиться размышлениями. Это не мнение, а скорее именно размышления, на которые хотелось бы получить обратную связь…
Православные календари большинство хранят, вырезают из них иконы. Меньшинство относят в храм на сжигание. Православные никогда не выбросят изображение храма и тем более, икон.


А насколько вообще уместно «украшать» календарь иконами? Да еще в перекидной настенный помещать их по 12-13 штук? Зачем они на календаре? Молиться? Повесить рядом с красным углом? Или, все-таки они в таком случае – украшение интерьера? Некое «услаждение взора»? Зачем? Если в помещении и так есть иконы, на которые молятся? А потом? Вырезать? И что дальше? Добавить в свой молитвенный уголок? Каждый год добавлять? И на них молиться? Но их тогда нужно как-то ламинировать, иначе они быстро теряют вид. Засунуть в стопку в шкаф? Не грех ли все это? Потакание похоти очес и выручка денег?

Если мы его уважаем и симпатизируем ему, то и место найдем для его подарка, и время на то, чтобы его починить или почистить.


Понятно, что подарки от самых близких – вне вопроса? А если не очень близкие? И их уже много? И получается, что, в конце концов, мы начинаем служить вещи. Не Богу, не человеку, а вещи. Обрастаем такими вещами.
Эта проблема – вещей, которые не нужны, но нам их подарили и поэтому с ними не получается расстаться – очень актуальна, как оказывается, для многих. И вопрос, а как с такими вещами поступать – сложен. У преподобного Паисия есть мысль в назидание женщине, которая жаловалась ему на чрезмерную занятость и на то, что она ничего не успевает. Поучение было примерно таким: «Женщина не имеет права жаловаться на нехватку времени, если она не упростила свою жизнь до максимума». А можно ли считать, что мы упростили нашу жизнь, если прежде чем помыть холодильник, надо снять с него несколько десятков магнитов, а потом их водрузить на место?
27. Алина : Ответ на 23., Ксения Балакина:
2018-11-12 в 08:58

На самом деле вопрос подарков и сувениров - очень серьезный. Недавно, в связи с ремонтом, я его себе задала: скопилось большое количество памятных вещей - магнитов, пасхальных яиц, свечек, календарей, каких-то цыплят, корзинок, приснопамятных ангелочков. И возник вопрос: а куда их? Ведь все эти вещи требуют места времени и внимания - протереть, передвинуть, найти место, сохранить... Со временем их становится все больше и больше... Это происходит практически со всеми - и православными и неправославными. И получается, что люди хотели как лучше - сделать принятое, а в результате добавили проблем. Для подобных подарков раньше употреблялось слово "безделушка", очень точно выражающая суть: использовать для ДЕЛА не получается... (((Исходя их всего вышесказанного я очень против т.н. сувениров и "безделушек", которые, на самом деле являются пустой тратой денег - и деньги потрачены и пользы никакой... Мне кажется, что это грешно - выбрасывать деньги не заведомо ненужное. Еще один очень правильный аспект был уже подмечен - сложность утилизации данных вещей. Если они со временем портятся, приходят в негодность (календари, шкатулки, яйца, ангелочки, газеты, магниты с храмами). Как их утилизировать? Особенно календари ежегодно выпускающиеся миллионными тиражами с храмами, иконами и крестами (((




Ксения, что можно, лучше отнести в храм на сожжение. Я специально спрашивала у батюшки, он сказал, что лучше сжечь, чем выбросить. Но вот мне лично подарили на Пасху вязаную курочку с вязаными же яичками. Куда ее девать? Женщина старалась, хотела сделать мне приятное. Естественно я это не выброшу, пусть оно и не освященное, и место занимает - это добрая память о той женщине. Так что тут-то уже вопрос не в самом подарке, а в отношении к человеку, подарившему подарок. Если мы его уважаем и симпатизируем ему, то и место найдем для его подарка, и время на то, чтобы его починить или почистить.
26. Алина : Ответ на 9., Андрей Карпов:
2018-11-12 в 08:45

Корень проблемы - в людях, согласен. ТАк всегда и везде. Но концепта всё-такие нет. Вопрос заключается в следующем: в чём должна заключаться связь между подарком и Православием?Допустим, календарь... Православный календарь - это обычно изображения храмов или икон, с соответствующими подписями... Но календарь работает 1 год. Даже возникает проблема хранения или утилизации. Шкатулка с изображением храма - это прекрасный подарок. Но вот она сломалась, и что делать владельцу? Просто взять и выкинуть? А там кресты, святые лики... Лично я остерегаюсь дарить такие подарки... А в целом, Вы правы, нужна, прежде всего, творческая мысль. С одной стороны. С другой стороны, необходимо некоторое понимание тех, кто проводит церковную торговлю - причем простирающееся в обе стороны: как в сторону недопустимости продажи китчевых и низкопробных вещей, пускай и с налётом причастности к религиозному миру, так и в сторону расширения ассортимента от книг икон, потому что продажа любого подарка как православного - это тоже миссия.



Андрей Владимирович! Вопросы Вы, как всегда, поднимаете глубокие, непростые. Связь между подарком и Православием заключается, как я вижу в повседневной реальности, в том, что людям хочется оказать внимание человеку, сделать ему приятное, подчеркнув, что они уважают его веру. Ведь никто не будет дарить ангелочков мусульманам или тем же китайцам - не поймут... Обычно человек, даря подарок, не ставит перед собой какие-то духовные задачи - он просто осознает, что подарить сувенирного чертика или знак Зодиака православному - это значит выказать ему свое неуважение. Поэтому он идет и покупает подходящий подарок либо в каком-нибудь киоске, либо в храме, справедливо полагая, что где уж и покупать подарки православным, как не в церковных лавках! Это - самая распространенная ситуация. Причем он ориентируется на свой вкус и свое понимание потребностей православных. Без всякого концепта. А уж МЫ должны ему предложить что-то более-менее качественное и по форме, и по содержанию.

Потом, по поводу утилизации могу сказать следующее. Православные календари большинство хранят, вырезают из них иконы. Меньшинство относят в храм на сжигание. Православные никогда не выбросят изображение храма и тем более, икон. За мирских не поручусь. Но это уже другой вопрос, к нашей теме не относящийся. Что касается шкатулок, то это уж надо сильно постараться, чтобы ее сломать... А если даже это случилось, с ней большинство поступят как с любой памятной вещью - отремонтируют, склеят, будут продолжать использовать. Магнит тоже не так просто сломать, и, если есть руки, его тоже можно починить - если подарок дорог и если человек, которому его подарили, действительно, православный.
25. Lucia : Ответ на 23., Ксения Балакина:
2018-11-12 в 07:58

Если они со временем портятся, приходят в негодность (календари, шкатулки, яйца, ангелочки, газеты, магниты с храмами). Как их утилизировать? Особенно календари ежегодно выпускающиеся миллионными тиражами с храмами, иконами и крестами (((


это еще что! А как быть с безделушками, которые люди делают своими руками? Иногда столько труда потрачено.И все равно - стоит, пылится,ведь безделушка...
24. Lucia : Ответ на 21., СТРОИТЕЛЬ:
2018-11-12 в 07:55

пекарей



А что, пекари - плохие люди?
23. Ксения Балакина : Re: Православный ширпотреб: как обернуть вред на пользу
2018-11-12 в 06:32

На самом деле вопрос подарков и сувениров - очень серьезный. Недавно, в связи с ремонтом, я его себе задала: скопилось большое количество памятных вещей - магнитов, пасхальных яиц, свечек, календарей, каких-то цыплят, корзинок, приснопамятных ангелочков. И возник вопрос: а куда их? Ведь все эти вещи требуют места времени и внимания - протереть, передвинуть, найти место, сохранить... Со временем их становится все больше и больше... Это происходит практически со всеми - и православными и неправославными. И получается, что люди хотели как лучше - сделать принятое, а в результате добавили проблем. Для подобных подарков раньше употреблялось слово "безделушка", очень точно выражающая суть: использовать для ДЕЛА не получается... (((

Исходя их всего вышесказанного я очень против т.н. сувениров и "безделушек", которые, на самом деле являются пустой тратой денег - и деньги потрачены и пользы никакой... Мне кажется, что это грешно - выбрасывать деньги не заведомо ненужное.

Еще один очень правильный аспект был уже подмечен - сложность утилизации данных вещей. Если они со временем портятся, приходят в негодность (календари, шкатулки, яйца, ангелочки, газеты, магниты с храмами). Как их утилизировать? Особенно календари ежегодно выпускающиеся миллионными тиражами с храмами, иконами и крестами (((
22. СТРОИТЕЛЬ : Re: Православный ширпотреб: как обернуть вред на пользу
2018-11-12 в 02:11

Раско́л Ру́сской це́ркви — церковный раскол в 1650-х — 1660-х годах в Русской православной церкви, связанный с реформой патриарха Никона, которая заключалась в богослужебно-обрядовых нововведениях, направленных на внесение изменений в богослужебные книги и обряды в целях их унификации с современными греческими.
Так ЧТО ЖЕ уже под сербов надо унифицироваться!
21. СТРОИТЕЛЬ : чистякова
2018-11-12 в 01:13

Если Вы забыли от чего пошла эта статья, какие то сербы сказали что пластиковые ангелочки - католический целюлит. А еще сербы предлагали всех красивых женщин выдавать за пекарей или токарей, чтобы у них не было гордыны. Как бы такое начинание в России тоже распространить если россияне должны жить по сербским обычаям.
20. рудовский : Re: Православный ширпотреб: как обернуть вред на пользу
2018-11-11 в 23:50

Андрей Карпов
я в деревне!
В принципе я даже готов соласиться с тем, что это это иная вселенная по сравнению с жизнью в пределах Садового кольца, но даже в деревне люди пользуются айфонами-хуавеями... и считают замшелым мещанством дарить друг другу скатерки-полотенчики (очень популярная, например, на Украине традиция) или украшать полочки фарфоровыми ангелочками.

Невидимая рука рынка и практические соображения - вот что имеет значение :)
19. чистякова : Re: Православный ширпотреб: как обернуть вред на пользу
2018-11-11 в 22:18

Уважаемая Алина! Зря Вы отвечаете Строителю. Человек ненавидит православных и Православие. С целью выплеснуть ненависть и появился здесь. Что отвечать? Ослеплённый злобой не видит...Он якобы жаждет аргументов, на самом деле - это будет ещё один повод прицепиться. Надеюсь, вылечится.
18. Даневский Саша : Ответ на 15., СТРОИТЕЛЬ:
2018-11-11 в 20:56

Вы то с Матильдой воюете, теперь вот решили пластиковых ангелочков погромить. А зачем это нормальным людям надо?




Воевать с пластмассовыми ангелочками совершенно безопасно. Они беспартийные. Можно сказать, что они причиняют вред прудовому народу, а можно сказать, что они подрывают духовность.
17. Андрей Карпов : Ответ на 11., рудовский:
2018-11-11 в 17:57

Автор опять в каком-то параллельном мире: магниты, шкатулки...


М.б. это Вы - в параллельном мире?
16. Андрей Карпов : Ответ на 12., Павел Тихомиров:
2018-11-11 в 17:57

Андрей, видимо, Вы никогда не бывали в Сербии.


Нет, конечно. Кроме бывших сов.республик нигде за рубежом не бывал.
Нет у нас культуры околоцерковных сувениров


Собственно говоря, я как раз про это.
15. СТРОИТЕЛЬ : Коротков
2018-11-11 в 17:55

Вы то с Матильдой воюете, теперь вот решили пластиковых ангелочков погромить. А зачем это нормальным людям надо?
14. СТРОИТЕЛЬ : Коротков
2018-11-11 в 17:50

А Вы что не в курсе! На Марсе Кого то засняли, какой то белый гуманоид. Все новостные агентства сообщают. Экспедиция на Марс отменяется, а ну как эти марсианские черти перебьют всех астронавтов. Похоже Марс закрыт и надолго!
13. Коротков А. В. : Ответ на 10., Алина:
2018-11-11 в 17:40

В связи с упорным употреблением местоимений "вы" и "вас" - вместо "мы" и "нас" (что было бы логично, будь вы гражданином НАШЕЙ страны), я подозреваю, что к нам забрел наш бывший соотечественник.


Он отделяет себя от нас, русских. Сепаратист.
12. Павел Тихомиров : Андрею Карпову
2018-11-11 в 17:32

Но концепта всё-такие нет. Вопрос заключается в следующем: в чём должна заключаться связь между подарком и Православием?



Андрей, видимо, Вы никогда не бывали в Сербии.
У них просто МОРЕ всякой подарочной всячины, причём не китайское, а самодельное – разнообразные персонажи народных мифов и герои исторические – в виде бюстов, фигурок, кукол; недорогие рукописные иконы, резные кресты, всяческие милые безделушки, значки – как представляющие фалеристическую ценность, так и просто в стиле «магнитов» на холодильник, футболки, кепки, разнообразнейшие флаги – церковный флаг (триколор с Крестом палеологов), сербский триколор, знамёна всех трёх противоборствующих в Гражданской войне сторон – четников, партизан и льотичевцев, разнообразнейшая тара для вина и ракии с церковной и национальной символикой… и много-многое другое, чего у нас нет и не предвидится.

Нет у нас культуры околоцерковных сувениров, это такой же факт, как и то, что у сербов, к примеру, вообще нет культуры оловянной миниатюры.

Т.е. у них, конечно, что-то начинает появляться, но до немцев или, тем более, до нас - им очень далеко в этом смысле.
11. рудовский : Re: Православный ширпотреб: как обернуть вред на пользу
2018-11-11 в 16:57

Автор опять в каком-то параллельном мире: магниты, шкатулки...

Магниты, скатерти и шкатулки - это повседеневные сувениры: вот это сын привез из оллинклюзивной турции, а это коллега раздавала (ей родня из Костромы прислала), а это соседка занесла...

Подарки - они немного другие :) смартфоны, кухонные мультиварки, туфли, поездки в Барселону, кольцо с брыльянтом, сертификаты на мастер-классы и пр. Речь не о том, что они дороже (хотя чаще всего это именно так), а о том, что они не повседневны! Это не то, что может случиться каждый день, и не то, что между делом купишь себе сам.
10. Алина : Ответ на 6., СТРОИТЕЛЬ:
2018-11-11 в 16:25

Да Вы правы, посмотрят на вас китайцы и скажут. Ой нет, лучше мы в своей вере останемся. Социалистический строй они переняли у русских, так а больше и перенимать нечего.



Меня все ж таки терзают смутные сомненья... В связи с упорным употреблением местоимений "вы" и "вас" - вместо "мы" и "нас" (что было бы логично, будь вы гражданином НАШЕЙ страны), я подозреваю, что к нам забрел наш бывший соотечественник. Ну, здравствуйте))) Мы решим НАШИ проблемы сами, спасибо за переживания по поводу засилья в НАШИХ храмов китайских поделок. Ничего, МЫ прорвемся. С нами Бог!
9. Андрей Карпов : Re: Православный ширпотреб: как обернуть вред на пользу
2018-11-11 в 16:20

Корень проблемы - в людях, согласен. ТАк всегда и везде.

Но концепта всё-такие нет. Вопрос заключается в следующем: в чём должна заключаться связь между подарком и Православием?

Допустим, календарь... Православный календарь - это обычно изображения храмов или икон, с соответствующими подписями... Но календарь работает 1 год. Даже возникает проблема хранения или утилизации. Шкатулка с изображением храма - это прекрасный подарок. Но вот она сломалась, и что делать владельцу? Просто взять и выкинуть? А там кресты, святые лики...

Лично я остерегаюсь дарить такие подарки...

А в целом, Вы правы, нужна, прежде всего, творческая мысль. С одной стороны. С другой стороны, необходимо некоторое понимание тех, кто проводит церковную торговлю - причем простирающееся в обе стороны: как в сторону недопустимости продажи китчевых и низкопробных вещей, пускай и с налётом причастности к религиозному миру, так и в сторону расширения ассортимента от книг икон, потому что продажа любого подарка как православного - это тоже миссия.
8. Коротков А. В. : Ответ на 5., Алина:
2018-11-11 в 13:49

А вы, случайно, не оттуда?


Он из палаты. Аннунаков на стенках ловит.
7. СТРОИТЕЛЬ : электрик
2018-11-11 в 09:41

Хочется верить, что в Битве с пластиковыми ангелочками вас ждут большие победы!
6. СТРОИТЕЛЬ : Алина
2018-11-11 в 01:33

Да Вы правы, посмотрят на вас китайцы и скажут. Ой нет, лучше мы в своей вере останемся. Социалистический строй они переняли у русских, так а больше и перенимать нечего.
5. Алина : Ответ на 3., СТРОИТЕЛЬ:
2018-11-10 в 23:24

Битву за Китай Вы уже проиграли, даже не начав, как и битву за Украину. Хорошо и вовсе схорониться где от греха подальше с такими мыслями!



Уважаемый комментатор! Вам, должно быть, не известно, что в Китае ЕСТЬ храмы Православной Церкви, относящиеся к Московскому патриархату. Да, их всего 4, и иерей всего один на весь Китай, но они есть. Рассчитывать на то, что выпуск "розовых ангелочков" приведет китайцев в церковь - утопия. Что касается Украины - на все воля Божия. А вы, случайно, не оттуда? Судя по категоричности суждений?..
4. электрик : 1. СТРОИТЕЛЬ :Через производство православного ширпотреба китайцы сами прийдут к Истинной Вере к Православию. Поэтому наоборот нужно больше православных заказов размещать в Китае, что там крошечная Сербия по сравнению с миллиардным Китаем!
2018-11-10 в 22:28

Юрод.
3. СТРОИТЕЛЬ : Алина
2018-11-10 в 15:23

Битву за Китай Вы уже проиграли, даже не начав, как и битву за Украину. Хорошо и вовсе схорониться где от греха подальше с такими мыслями!
2. Алина : Ответ на 1., СТРОИТЕЛЬ:
2018-11-10 в 14:26

Пути ГОСПОДНИ не исповедимы! Через производство православного ширпотреба китайцы сами прийдут к Истинной Вере к Православию. Поэтому наоборот нужно больше православных заказов размещать в Китае, что там крошечная Сербия по сравнению с миллиардным Китаем!



Конечно, мы не можем знать волю Божию, но что-то я сомневаюсь, что через массовое производство религиозного ширпотреба китайцы придут к православной вере. С таким же успехом они могут прийти и к католической, и к протестантству. Это ведь не единичные экземпляры, над которыми нужно думать. Здесь создал заготовку и штампуй ее на фабрике миллионными тиражами. При чем здесь вера? С тем же, даже большим успехом все иерусалимские иудеи, продающие христианские сувениры, могут уверовать в Иисуса Христа. Да вот что-то до сих пор остаются иудеями. От пластмассового ангелочка, купленного или подаренного кому-нибудь на день Ангела до истинной веры - как до того же Китая пешком. По-моему, так.
1. СТРОИТЕЛЬ : Re: Православный ширпотреб: как обернуть вред на пользу
2018-11-10 в 11:23

Пути ГОСПОДНИ не исповедимы! Через производство православного ширпотреба китайцы сами прийдут к Истинной Вере к Православию. Поэтому наоборот нужно больше православных заказов размещать в Китае, что там крошечная Сербия по сравнению с миллиардным Китаем!

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме