itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Православный ширпотреб: как обернуть вред на пользу

Развернутый ответ на комментарий Андрея Карпова к статье «Православная традиция и "католический целлюлит"»

Проблемы церковной жизни 
0
1391
Время на чтение 5 минут
В своем комментарии уважаемый Андрей Владимирович пишет:

«Да, весь этот китайский "духовный" ширпотреб не достоин православного прилавка... Но вырос-то он там не без причины.

У современных православных есть традиция дарить подарки - и на Рождество, и уже на Пасху, и на Жён-мироносиц (женщинам), не говоря уже о дне ангела...

И вот вопрос - что дарить? Предметы подлинно духовные? Книги, иконы... Кто-то этим подаркам действительно будет рад, но таковых гораздо меньше, чем тех, кто вовлечен в эти подарочные отношения... И это даже нормально: ядрышко всегда меньше периферии. Но без околоправославных Православия не будет. И чтобы тяготение к ядру продолжалось, мы не должны отмахиваться от тех, кто делает первые шаги, а наоборот, идти им навстречу. Нужен концепт православного, но бытового подарка...

Его нет. Всем проще или отмахнуться, или закупить готовую продукцию в Китае...»

Позволю себе не согласиться с его выводом, что концепта православного подарка нет. Он есть, но очень хорошо забыт, потому что сегодня экономически выгоднее для наших епархий массово закупать дешевых «мимишных» ангелочков китайского производства и делать на них большую наценку. Это не плохо и не хорошо – это реалии жизни, которые диктуют свои правила пополнения приходского бюджета. Отошли те времена, когда богатые неофиты кидали тысячи «на храм» и когда можно было чуть-чуть легче вздохнуть. Но надо только вспомнить, что традиции православных подарков для обычных людей существовали, вообще-то, довольно много лет. Это был очень выгодный промысл, и их изготовлением занимались как в женских, так и в мужских монастырях. Я когда-то давно, еще в 2012 году, писала об этом в цикле статей «Православная культура – культура православных: взгляд изнутри». До революции монахи выносили на ярмарки сделанные своими руками игрушки, сувениры, предметы интерьера... Ведь во все времена у простых людей – да и у непростых – была потребность не только получать, но и дарить подарки на разные случаи жизни. И все удовлетворяли эту потребность, исходя из своих финансовых возможностей. Так что концепт этот был разработан давным-давно; мало того, он был тщательно отредактирован в течение столетий самим спросом.

Что люди обычно дарят? Во-первых, сувениры – начиная от статуэток и магнитов на холодильник до настенных картинок или панно, не представляющих большой художественной ценности, поэтому недорогих. Во-вторых, памятные полезные вещи, которые могут пригодиться в хозяйстве и заодно напомнить о дарителе – шкатулки, подстаканники, подсвечники, посуду, бытовые предметы, украшенные чем-нибудь этаким – красочным узором, чеканкой, бисером, резьбой... В-третьих, интерьерные предметы – вышитые или кружевные скатерти, шторы, салфетки, подушки, накидки и т.д. В-четвертых, естественно, открытки и календари – от совсем маленьких, карманного размера, до больших, А4 или А3-го формата.

Ну а что касается игрушек – это особая тема, затронутая мной в уже упоминавшемся цикле статей.

Конечно, это очень краткий перечень, но он предоставляет огромное поле для деятельности – было бы желание. Хотя здесь есть свои подводные камни, о которых необходимо знать заранее.

Когда-то, еще работая редактором издательства Новосибирской епархии, я попробовала кое-что сделать на этом поприще. Не скажу, что все получалось так, как задумывалось, но определенные выводы на основе полученного опыта сделать можно. И главный вывод – подарочный ассортимент должен быть дешевым – именно поэтому так ценятся китайские массовые поделки «аля рюсс православишн». Конечно, можно выставить в витрине именные иконы в богатых ризах, изготовленные на заказ местными иконописцами, но это не станет основным источником дохода. Их могут купить несколько богатых прихожан, но не более того. Я вела какое-то время проект «Чтимые иконы Новосибирской епархии». Мы печатали иконы разного формата, но наибольшим спросом пользовались А6-е, самые маленькие. Что касается открыток, то, насколько я помню, полуторатысячный тираж рождественских открыток, отпечатанный для одного из храмов, растянули на два года.

Тут, кстати, есть один нюанс: никто из батюшек не захотел брать открытки и календари с «чужим» храмом, хотя, как я специально узнавала, прихожане были не прочь купить их. Но, в отличие от софринских, выпускаемых тиражом в несколько десятков тысяч и потому дешевых (уж не говорю о тех же китайских), «своих» много не сделаешь. А оперативная печать (малотиражная) всегда обходится гораздо дороже офсетной – это я говорю, опять же, как редактор. Соответственно, цена на подобную полиграфическую продукцию в церковной лавке «кусается». Потому на открытках, как и на календариках, точно, не разбогатеешь, скорее даже, наоборот, их изготовление может стать убыточным. Конечно, если воспользоваться «мирскими» методами продвижения продукта, заключить договоры с магазинами, торгующими тем же китайским псевдоправославным ширпотребом, то, наверное, можно даже получить и прибыль. Но для этого в структуре епархиального издательства или, минимум, бухгалтерии, должны быть люди, умеющие это делать. А их нет – по той причине, что специалисты такого профиля как-то не рвутся работать в бедных церковных приходах. А большие православные издательства, которые могли бы этим заниматься, сконцентрированы, в основном, в крупных городах, да и непростое это дело, хлопотное.

Из сказанного можно сделать вывод, что проблема засилья «католического целлюлита» заключается не в отсутствии концепции православных подарков, а в отсутствии в епархиях людей, которые в современных условиях могли бы вывести эту сферу экономической деятельности на уровень, приносящий прибыль. Китайцы, массово лепящие розовеньких ангелочков, само собой, не имеют никакого отношения к церковной структуре, не имеют понятия о сложностях, связанных с изготовлением и, главное, распространением ширпотреба, то есть предметов широкого потребления, силами церковных организаций. Они просто нашли в бизнесе на религиозных сувенирах свою нишу, как сейчас выражаются, и не задумываются о том, насколько это отвечает православным канонам. Себестоимость их продукции из-за огромных тиражей очень низкая, а в качестве подарка ангелочки востребованы одинаково в любой церкви – хоть католической, хоть протестантской, хоть православной. Да и люди, далекие от религии, нередко приобретают симпатичного «пупса» с позолоченными крылышками.

Что же можно этому противопоставить? Лично мне кажется, выходов несколько: во-первых, заключать епархиям договоры со сторонними фирмами, которые могли бы наладить массовое производство всех перечисленных и еще многих других видов православной подарочной продукции, привлекая к сотрудничеству специалистов – менеджеров и не рассчитывая в этом деле на свои собственные силы. Во-вторых, поощрять местных ремесленников, кустарей, рукодельниц, предоставляя им возможность реализовывать свои изделия через церковные лавки к взаимной пользе. Ну и в-третьих, восстановить утраченные традиции изготовления православных сувениров монашествующими. Тогда, может быть, и удастся потеснить пресловутый «католический целлюлит» китайского производства на полках приходских киосков и возродить «чувство прекрасного у русских собратьев».

Галина Анатольевна Пырх, член Союза журналистов России, Новосибирск
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

38. Ответ на 35., Андрей Карпов:

кому нужен этот бисер? С рукоделием есть своя культурная проблема.В традиционном обществе хозяйство было преимущественно натуральным. Товарное производство было небольшим. А красивого хочется. Откуда взять? Делали сами. Понятно, что кому-то даётся, а кому-то нет. Но старались многие. Но вот пришёл рынок. Теперь есть продукция массовой эстетики. Можно самостоятельно вышить полотенце... Но можно купить готовое. И в большинстве случаев оно будет более качественно сделано, чем "самопальное". Сохраняется традиция делать подарки ручной работы. Но, поставленные рядом с профессиональной выделкой, они проигрывают. Их дарят, но ими не пользуются...Сегодня пытаются возродить благотворительные распродажи. Но их суть культурно изменилась. Если ранее люди приобретали себе нужное, а деньги шли нуждающимся. То теперь люди приобретают ненужное. Вроде как благочестиво... И труд оплачивается... Но какой-то смысловой надлом в этом есть.

Как человек, много лет занимающийся рукоделием и имеющий, соответственно, друзей и учителей в этом мире, скажу: Вы глубоко заблуждаетесь. Ручная работа ценится намного выше массовой штамповки - того самого ширпотреба. Потому что она уникальна, часто бывает в единственном экземпляре. Вы, может, не видели качественных работ, это другое дело. Потому что я тоже против рукодельной "массовки" - сама писала не раз об этом. Настоящее рукоделье (не кустарщина) - это высокое, одухотворенное творчество. У нас в Александро-Невском соборе находится икона Божьей Матери, расшитая бисером и пайетками монахиней - красота! Ведь для чего это все делается? Люди таким образом выражают свое ощущение ПРЕКРАСНОГО, гармонии. Твор-чество - от слова Творец - люди приобщаются Творцу, творят вокруг себя красоту, беря примером, идеалом Божественную красоту и гармонию в природе. А Вы говорите "кому это нужно?"... Да вот передо мной работы моей соседки - цветочные миниатюры в технике "холодный фарфор" - и я не устаю любоваться ими, глаз на них отдыхает и на душе становится теплее от такой красоты. Красота не бывает бесполезной, поэтому и рукоделье не может быть бесполезным. В него вкладывают душу, в отличие от массовой штамповки. Я смотрю, тема-то оказалась намного глубже проблемы "православного ширпотреба" и "католического целлюлита". Вон сколько пластов подняла... И отец Александр Шумский снова откликнулся сегодня. Значит, нужно продолжать обсуждение.
Алина / 13.11.2018, 17:07

37. Ответ на 34., :

Уважаемая Алина, простите. Пожалуйста, не торопитесь с обличениями... Матушка Ксения Балакина - активная форумчанка и давно здесь известна. Она многодетная мама и супруга священника, имеющая множество попечений на приходе. Она действительно "многим нужна". Это очевидно.

Я не обличаю, я спрашиваю у Ксении ее мнение. Меня просто учили, что нельзя говорить "я нужна людям", потому что в этом есть превозношение себя над другими (вот какая я незаменимая!), нужно говорить: "Господь поставил меня помогать людям", или "Милостью Божьей я помогаю людям". Нередко помощь другим нам потребна не меньше - для самореализации. И не дай Бог сказать в это время "я так всем нужна, просто нарасхват!". Потому что потом будет "вас много, а я одна!"
Алина / 13.11.2018, 16:50

36. Ответ на 35., Андрей Карпов:

Сохраняется традиция делать подарки ручной работы. Но, поставленные рядом с профессиональной выделкой, они проигрывают.

Бурда полная. Самая качественно сделанная вещь (в основном, в рамках традиционных промыслов, но бывают и исключения) - это вещь ручной работы. И самая дорогая в своём классе (если делать не самому, а приобретать).
Коротков А. В. / 13.11.2018, 15:46

35. Ответ на 31., Ксения Балакина:

кому нужен этот бисер?

С рукоделием есть своя культурная проблема. В традиционном обществе хозяйство было преимущественно натуральным. Товарное производство было небольшим. А красивого хочется. Откуда взять? Делали сами. Понятно, что кому-то даётся, а кому-то нет. Но старались многие. Но вот пришёл рынок. Теперь есть продукция массовой эстетики. Можно самостоятельно вышить полотенце... Но можно купить готовое. И в большинстве случаев оно будет более качественно сделано, чем "самопальное". Сохраняется традиция делать подарки ручной работы. Но, поставленные рядом с профессиональной выделкой, они проигрывают. Их дарят, но ими не пользуются... Сегодня пытаются возродить благотворительные распродажи. Но их суть культурно изменилась. Если ранее люди приобретали себе нужное, а деньги шли нуждающимся. То теперь люди приобретают ненужное. Вроде как благочестиво... И труд оплачивается... Но какой-то смысловой надлом в этом есть.
Андрей Карпов / 13.11.2018, 08:39

34. Ксении Балакиной

Прошу прощения, в предыдущем ответе цитата из Вашего комментария ушла вниз. Я на нее ответила, как Вы поняли, но выше самой цитаты)))
Алина / 13.11.2018, 07:20

33. Ответ на 31., Ксения Балакина:

Я умею рукодельничать. Но чтобы сделать такой оклад, мне нужно потратить много-много часов, дней, недель. Оторвав это время, в том числе и у людей, которым я нужна. И у меня вопрос: кому нужен этот бисер на иконе? Кому будет нужен этот труд? Богу? Пресвятой Богородице? Я начну лучше молиться перед такой иконой? Я понимаю, когда таким рукоделием занимаются люди, у которых, в силу обстоятельств, много свободного времени. Но если времени не хватает на то, чтобы посетить больных, послужить немощным, помочь замотанной многодетной мамочке. То будет ли Богу угодно такая его трата? Это тоже вопрос. И ответа на него я не знаю. Господь похвалил женщину, помазавшую Его миром, послужившую Ему. Но точно ли я буду служить Богу, занявшись украшением икон - одной, двух, трех, оставив при этом те дела, которые можно и нужно было сделать? Ксения, а Вам не кажется, что Вы, по свойственной нам, женщинам, особенности восприятия, впадаете в крайности? Расскажу еще один случай. Пришла к нам на работу в Епархиальное управление одна женщина. Обычная женщина, не из бедных. Услышав проповедь об "опрощении", она раздала все свои хорошие вещи и стала носить, можно сказать, рубище. А должность у нее была ответственная - она была вахтером, или дежурной на первом этаже, и все, кто заходили в Епархиальное управление, первой видели ее. Ну и Владыка наш, конечно, не мог ее не заметить. И вот он раз на нее, выглядящую как нищенка, покосился, второй... А потом спросил: "Ты почему в таком месте сидишь, а выглядишь как бомжиха?" Та растерялась: "Владыка, так ведь я думала, хорошая одежда - это грех... Надо же отказываться от мирских привычек... Ну я и отдала все". Владыка усмехнулся и говорит: "Усердье не по разуму тоже грех. Чтоб завтра же пришла нормально одетой!" С тех пор эта женщина выглядела одетой небогато, но очень опрятно и даже изящно. А Владыка мне сам эту историю рассказал, потому что и я, грешная, тоже, придя на работу в Епархию, боялась одевать приличные вещи, опасаясь осуждения. А была я редактором и часто стояла на важных мероприятиях возле него. Вывод: не надо воспринимать слова, обращенные не конкретно к нам, за безоговорочное руководство к действию, даже если они исходят от старцев. Что одному здорово, то другого повергнет в гордыню или нанесет другой духовный вред. Если Вы лично не хотите украшать или хранить иконы, потому что не видите в этом смысла - не украшайте и не храните. Но это лично ВАШ выбор. А ведь Вы задаете вопрос о смысле печатания икон в календарях вообще. Вы приняли для себя одно решение - другой примет противоположное. Поэтому не стоит ставить вопрос именно таким образом. И потом... Вы меня простите, но от Ваших слов "людям, которым я нужна", немножко попахивает фарисейством. Вы горды тем, что занимаетесь делами милосердия и поэтому у Вас нет времени на то, чтобы украсить икону. Как Вы думаете, а это не гордыня ли? Не впадаете ли Вы в еще больший грех, кичась своей помощью "замотанным мамочкам"? Не мне, грешной, рассуждать на эту тему, тут только батюшка может ответить, что правильно. Я тоже помогаю - беженцам с Украины, но каждый раз прошу: "Господи, да будет все по воле Твоей! Ты Один знаешь, что им потребно для души, да не как я хочу, но как Ты!" Потому что мы можем не только ТВОРИТЬ добро, но и "ПРИЧИНЯТЬ" добро - если делаем его по своему разумению и ради удовлетворения своей гордыни. Но это уже тема совсем другого разговора. Вы знаете, я ни разу ни у кого не видела несколько ДЕСЯТКОВ магнитов. Я видела несколько раз, хотя я не часто хожу по гостям. Сама в этом году сняла свои 32 магнита (подаренные разными людьми) с холодильника, унесла в воскресную школу. Дети с радостью разобрали, понесли лепить на свои холодильники )))) Просто я стала много задумываться о поучении преподобного Паисия Святогорца о том, что свою жизнь нужно максимально упростить, поняв, что в ней имеет смысл и значение, а что нет…

Алина / 13.11.2018, 07:02

32. Ответ на 29., Алина:

многие проблемы, о которых Вы говорите, на мой взгляд, надуманы… Просто вырежьте, заламинируйте и положите в отдельную папку.

Дело в том, что я вижу эту «изнутри». В храм как раз и приносят иконы «для утилизации» (слово-то какое!). Живет-живет человек, копит-копит иконы из календарей, аккуратно их складывает… в папочку (а зачем иконы в папочке? Иконы для того чтобы на них молиться, а не лежать в папочке). И вот этот человек отходит ко Господу. И родственники приносят в храм эти папочки (слава Богу, если не выбрасывают на помойку). И мы их жгем… В специальной печке. Десятки и сотни. Но мы – село. А сколько таких икон в мегаполисах? Я видела и бисерные ризы на них, и расписные оклады... Не умеете рукодельничать?

Я умею рукодельничать. Но чтобы сделать такой оклад, мне нужно потратить много-много часов, дней, недель. Оторвав это время, в том числе и у людей, которым я нужна. И у меня вопрос: кому нужен этот бисер на иконе? Кому будет нужен этот труд? Богу? Пресвятой Богородице? Я начну лучше молиться перед такой иконой? Я понимаю, когда таким рукоделием занимаются люди, у которых, в силу обстоятельств, много свободного времени. Но если времени не хватает на то, чтобы посетить больных, послужить немощным, помочь замотанной многодетной мамочке. То будет ли Богу угодно такая его трата? Это тоже вопрос. И ответа на него я не знаю. Господь похвалил женщину, помазавшую Его миром, послужившую Ему. Но точно ли я буду служить Богу, занявшись украшением икон - одной, двух, трех, оставив при этом те дела, которые можно и нужно было сделать? Вы знаете, я ни разу ни у кого не видела несколько ДЕСЯТКОВ магнитов.

Я видела несколько раз, хотя я не часто хожу по гостям. Сама в этом году сняла свои 32 магнита (подаренные разными людьми) с холодильника, унесла в воскресную школу. Дети с радостью разобрали, понесли лепить на свои холодильники )))) Просто я стала много задумываться о поучении преподобного Паисия Святогорца о том, что свою жизнь нужно максимально упростить, поняв, что в ней имеет смысл и значение, а что нет…
Ксения Балакина / 13.11.2018, 04:37

31. Ответ на 28., Ксения Балакина:

Обрастаем... вещами. которые не нужны

Полностью согласен с Ксенией. Проблема духовная, аскетическая.
Адриан Роум / 12.11.2018, 22:31

30. Ответ на 28., Ксения Балакина:

Ксения, я тоже размышляю, не претендуя на истину в последней инстанции. Тем не менее, должна сказать, что многие проблемы, о которых Вы говорите, на мой взгляд, надуманы. Вот Вы пишете: А насколько вообще уместно «украшать» календарь иконами? Да еще в перекидной настенный помещать их по 12-13 штук? Зачем они на календаре? Молиться? Повесить рядом с красным углом? Или, все-таки они в таком случае – украшение интерьера? Некое «услаждение взора»? Зачем? Если в помещении и так есть иконы, на которые молятся? А потом? Вырезать? И что дальше? Добавить в свой молитвенный уголок? Каждый год добавлять? И на них молиться? Но их тогда нужно как-то ламинировать, иначе они быстро теряют вид. Засунуть в стопку в шкаф? Не грех ли все это? Потакание похоти очес и выручка денег? Я Вам расскажу один случай: в 2005-м году в Сокуре - это небольшая станция недалеко от Новосибирска, - замироточили иконы. Причем одна из них была бумажная, вырезанная из календаря и наклеенная на ДВП. И я знаю, что не раз благоговейно хранимые иконы, вырезанные из обычных календарей, вдруг начинали мироточить. Зачем мы их печатаем на календарях? Это не украшение, отнюдь. Есть много людей, которые ничего не знают об иконах, и только видя их на календарях, начинают узнавать: "Вот это - Иверская икона, а это - Святителя Николая... А это - Спиридона Тримифунтского..." И начинают задумываться - кто это? как ему молиться? Мы не знаем, какой дорогой Господь приведет человека в храм, возможно, что и такой. А для православных людей эти иконы - просто дар Божий. Я видела и бисерные ризы на них, и расписные оклады... Не умеете рукодельничать? Просто вырежьте, заламинируйте и положите в отдельную папку. Надеюсь, у Вас их все же не тысячный тираж, чтобы не найти им места в доме. Мне кажется, что говорить об иконах, что это "похоть очес", - тем более грех, грех неблагоговейного отношения к святому образу - пусть он даже и не освященный. Не хотите хранить? Ну тогда отнесите на сожжение, я уже говорила об этом. А вот Ваши рассуждения о подарках: Понятно, что подарки от самых близких – вне вопроса? А если не очень близкие? И их уже много? И получается, что, в конце концов, мы начинаем служить вещи. Не Богу, не человеку, а вещи. Обрастаем такими вещами... А можно ли считать, что мы упростили нашу жизнь, если прежде чем помыть холодильник, надо снять с него несколько десятков магнитов, а потом их водрузить на место? Вы знаете, я ни разу ни у кого не видела несколько ДЕСЯТКОВ магнитов. Это уже Вы преувеличиваете, согласитесь. Не надо служить вещи, конечно. Но, наводя порядок в доме, Вы не вещам служите, а удовлетворяете свою потребность в чистоте. Это разные вещи. А то, что касается количества подарков - ну, передарите их кому-нибудь, если они Вам не нужны. Отдайте детям в детдом, в конце концов, им будет приятно. Подарите соседке по дому, по даче - да мало ли кому! Всегда найдется человек, который примет подарок с благодарностью. Если Вас привлекает минимализм в интерьере и аскетизм в жизни - то Вы ведь, вообще-то, всегда можете сказать людям, что Вы принципиально против подарков, или что Вы, к примеру, предпочитаете цветы или чай. Так что не стоит придумывать себе проблемы на пустом месте - у нас и так их немало. Желаю Вам помощи Божией и всех благ.
Алина / 12.11.2018, 20:06

29. Ответ на 27., Алина:

Я попробую поделиться размышлениями. Это не мнение, а скорее именно размышления, на которые хотелось бы получить обратную связь… Православные календари большинство хранят, вырезают из них иконы. Меньшинство относят в храм на сжигание. Православные никогда не выбросят изображение храма и тем более, икон.

А насколько вообще уместно «украшать» календарь иконами? Да еще в перекидной настенный помещать их по 12-13 штук? Зачем они на календаре? Молиться? Повесить рядом с красным углом? Или, все-таки они в таком случае – украшение интерьера? Некое «услаждение взора»? Зачем? Если в помещении и так есть иконы, на которые молятся? А потом? Вырезать? И что дальше? Добавить в свой молитвенный уголок? Каждый год добавлять? И на них молиться? Но их тогда нужно как-то ламинировать, иначе они быстро теряют вид. Засунуть в стопку в шкаф? Не грех ли все это? Потакание похоти очес и выручка денег? Если мы его уважаем и симпатизируем ему, то и место найдем для его подарка, и время на то, чтобы его починить или почистить.

Понятно, что подарки от самых близких – вне вопроса? А если не очень близкие? И их уже много? И получается, что, в конце концов, мы начинаем служить вещи. Не Богу, не человеку, а вещи. Обрастаем такими вещами. Эта проблема – вещей, которые не нужны, но нам их подарили и поэтому с ними не получается расстаться – очень актуальна, как оказывается, для многих. И вопрос, а как с такими вещами поступать – сложен. У преподобного Паисия есть мысль в назидание женщине, которая жаловалась ему на чрезмерную занятость и на то, что она ничего не успевает. Поучение было примерно таким: «Женщина не имеет права жаловаться на нехватку времени, если она не упростила свою жизнь до максимума». А можно ли считать, что мы упростили нашу жизнь, если прежде чем помыть холодильник, надо снять с него несколько десятков магнитов, а потом их водрузить на место?
Ксения Балакина / 12.11.2018, 12:38
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Галина Пырх
О жертвах ювенального Молоха помолимся!
В Новосибирске у многодетной матери отнимают детей
11.12.2023
Кто стоит за беспределом?
История мытарств многодетной матери вышла на новый виток
09.08.2023
Карательная психиатрия – новое оружие ювеналов
В Новосибирске продолжается измывательство над многодетной матерью
19.07.2023
Беспредел в законе
В Новосибирске в тюрьме умирает человек, и никому до этого нет дела
06.06.2023
Право на детей
Как новосибирские чиновники понимают «защиту интересов ребёнка»
24.01.2023
Все статьи Галина Пырх
Проблемы церковной жизни
Синод выразил решительное несогласие с учреждением «Румынской Православной Церкви в Украине»
Владимир Легойда рассказал о некоторых решениях, принятых на заседании Священного Синода
13.03.2024
Развязка на Украине и великое очищение Церкви
Фиаско Запада на Украине завершается
11.03.2024
«Таинство нельзя сыграть»
Как я не смог поисповедовать и причастить Семена Захаровича Мармеладова
02.03.2024
«Такие действия не каноничны»
Протоиерей Владислав Цыпин о решении Фанара восстановить в священном сане Уминского
29.02.2024
Все статьи темы
Последние комментарии