Патриарх Кирилл: «Неотъемлемая часть русской души — чувство справедливости» 
Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Патриарх Кирилл: «Неотъемлемая часть русской души — чувство справедливости»

01.11.2018


По словам Предстоятеля Русской Церкви, вопрос о цивилизационной идентичности — это вопрос единства цивилизационного пространства …

1 ноября 2018 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил на открытии XХII Всемирного русского народного собора, посвященного теме «25 лет по пути общественного диалога и цивилизационного развития России», сообщает Патриархия.ru.

«Уважаемый Владимир Владимирович! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимые отцы! Уважаемые представители государственной власти! Дорогие братья и сестры! Всемирный русский народный собор возник 25 лет тому назад. За эти годы было проведено большое количество мероприятий и акций — некоторые из них вы увидели в этом очень хорошем фильме, наглядно представившем нам этот 25-летний путь. Сегодня мне хотелось бы поговорить не столько о практических результатах, сколько о смыслах», - отметил Его Святейшество. 

«Собор шел по пути собирания всех здоровых сил нашего общества, но это собирание не было простым. Даже и внутри ВРНС отражалось то противостояние, которое существовало в обществе: договориться между собой мешали и личные обиды, и идеологические стереотипы, заставлявшие во что бы ни стало искать образ врага и проецировать его на своего оппонента. Кто-то видел абсолютное зло в советской власти, кто-то — в дореволюционной монархии, кто-то — в современных попытках построить в стране демократическое общество западного образца. Добавлю, что и личные амбиции выдающихся людей порой давали о себе знать. Вспоминаю замечательные слова покойного Валерия Николаевича Ганичева, который сказал мне: "Если в Союзе писателей дать команду “рассчитайся на первого и второго”, то ничего не получится, потому что каждый считает себя первым". И такой была ситуация не только в нашей писательской элите. Вообще, когда вы собираете в замкнутом пространстве людей выдающихся, с большим жизненным опытом, заметных в общественном пространстве, то всегда бывает непросто установить межличностный баланс. Поэтому я благодарю Бога за то, что практически никогда, за редчайшими исключениями, в наших заседаниях, дискуссиях, порой достаточно напряженных, не оставалось места для вражды и противостояния. По милости Божией нам всегда удавалось достигать общих решений, достаточно взвешенных соглашений. Поэтому Всемирный русский народный собор стал достаточно быстро приносить результаты. На соборных встречах выступали консерваторы и либералы, центристы и левые, руководители и представители основных политических сил. Затем в дискуссиях стали принимать участие и представители высшего государственного руководства страны», - продолжил Предстоятель Русской Церкви.

«Многие идеи, впервые прозвучавшие на Соборе, получали дальнейшее развитие за его пределами. К примеру, вопросы духовно-нравственного возрождения России, вопрос о русских как о крупнейшей в мире разделенной нации, о необходимости поддержки соотечественников, оказавшихся за новыми границами Российской Федерации. Все эти темы становились частью общенациональной повестки. Постепенно Всемирный русский народный собор стал уникальной общественной площадкой, где в конструктивной обстановке обсуждались важнейшие вопросы, касающиеся судьбы русского народа и российской государственности. А вопросов этих было очень много. Как будут жить друг с другом русские люди и представители других народов нашей многонациональной страны? Как будут сотрудничать религиозные люди и носители светского мировоззрения? В каких отношениях будут находиться вера и наука? Выход из сложившихся коллизий был найден в обращении к идее русской цивилизации, которая органически воплощалась в жизни нашего Отечества — России, представляющей собой сложный и многоликий мир, в котором каждый может обрести свое место», - добавил Патриарх.

По его словам, особое значение этот вывод имел в контексте необходимости поддержания межнационального и межрелигиозного мира. «Необходимо подчеркнуть, что межнациональный и межрелигиозный мир не является некоей константой, которая возникают автоматически, без осознанных усилий. Наоборот, необходимы постоянные настойчивые шаги, направленные на то, чтобы сохранять и поддерживать братские, дружественные отношения между народами и религиозными общинами нашей страны», - добавил Глава РПЦ.

«Многие идеи, впервые прозвучавшие на ВРНС, обрели продолжение в деятельности Межрелигиозного совета России. Так, в частности, сложилась концепция общности этических ценностей традиционных религий России, которая очень важна для гармоничного развития и поддержания межнационального мира. Только вдумайтесь: сегодня именно в России представители разных религий, исторических религий, могут апеллировать к тому набору нравственных ценностей, которые для них являются общими, и транслировать эти ценности всему социуму. Конечно, это придает очень большое значение тому посланию, которое традиционные религии России совместно обращают к миру», - продолжил Предстоятель.

Он отметил, что Собором была принята «Декларация русской идентичности», где утверждалась идея культурного и ценностного измерения русскости. Сегодня активно обсуждается Общественная концепция развития русского народа, где особая роль придается развитию русских как глобальной нации, распространенной по всему миру.

В связи со сказанным, отметил Патриарх, возникает тема национальной идентичности. Как не потерять свою подлинность в глобализирующемся мире? Чем наша идентичность отличается от других? Идентичность — это культурные особенности народа: его вера, язык, историческая память. Но не только. Это также поступки и дела «По плодам их узнаете их» (Мф. 7:20), говорит Господь, напомнил Предстоятель.

«Неотъемлемая часть русской идентичности, русского мира, русской души — это чувство справедливости. Современный мир нельзя назвать справедливым. Существует большой разрыв между богатыми и бедными странами, между так называемым "глобальным Севером" и "глобальным Югом". Этот разрыв происходит и внутри самих стран, как отстающих, так и развитых, "южных" и "северных", "восточных" и "западных". И Россия — не исключение: совершенно очевидны успехи нашей страны, произошедшие в области экономики за последние 15 лет, но до сих пор многие живут бедно. На наших Соборах мы не раз говорили о проблемах бедности и несправедливости, способны ли мы откликнуться на чужую беду, способны ли сильные помогать слабым. Тема справедливости звучала еще тысячу лет назад в Слове митрополита Илариона "О законе и благодати". Звучала в прозе Достоевского, Лескова, Распутина и многих других наших замечательных писателей и поэтов. Справедливость — это сердцевина высшего Божественного нравственного закона», - добавил его Святейшество.

«Важно напомнить, что именно с соборной трибуны впервые отчетливо и ясно прозвучал призыв не противопоставлять религиозную и светскую культуру, а искать пути сотрудничества и диалога, отличая при этом подлинный творческий поиск от сознательного кощунства, от проявлений воинствующего агрессивного секуляризма. С завершением тяжелейшего кризиса девяностых ушли призраки гражданской войны, угроза распада страны, утрата ее независимости и территориальной целостности. Была стабилизирована экономическая ситуация. Однако на повестке дня продолжают оставаться вопросы национальной идентичности и возвращения нашей стране интеллектуального лидерства в мире», - продолжил Патриарх.

О том, что необходимо сделать в этом направлении, говорилось, в частности, в 2001-м году на VI Всемирном русском народном соборе, который собрался под девизом «Россия: вера и цивилизация. Диалог эпох», напомнил Предстоятель.

«Вопрос о цивилизационной идентичности — это не вопрос какого-то изоляционизма, или превосходства, или противопоставления себя остальному миру. Это, прежде всего, вопрос единства нашего цивилизационного пространства, во многом совпадающего с канонической территорией нашей Церкви, где живут представители различных государств, национальностей и вероисповеданий. Общность исторической судьбы, многовековой обмен культурными достижениями, опыт совместной борьбы с захватчиками сплотил людей на базе единых ценностей, вытекающих из нравственного учения Православной Церкви и других традиционных религий. Эти ценности определяют и социальный идеал, который был обозначен на Соборе как солидарное общество, то есть такое общество, которое основано на взаимопомощи, на сотрудничестве, а не на жестокой конкуренции и "естественном отборе"», - подчеркнул Патриарх.

«Вклад Собора в цивилизационное развитие — это и вклад в строительство духовно-нравственного фундамента нашего общества, без которого оно теряет устойчивость и основополагающие смыслы. Собравшись на площадке Собора, мы обсуждаем вопросы и национального, и глобального развития. Происходит это открыто, публично, прозрачно. Не только в Москве, но и в регионах, где существуют отделения Собора, вокруг которых формируются интеллектуальные центры. Очень важно, что в последнее время Собор фокусируется на таких проблемах, как вызовы глобализации, агрессивного секуляризма, трансгуманизма. Этой проблематике посвящены доклады Экспертного центра ВРНС "Глобальные вызовы: религия и секуляризм" и "Экономика в условиях глобализации. Национальный взгляд", а также доклад тесно взаимодействующей с Всемирным русским народным собором Русской экспертной школы "После человека. Идеология и пропаганда трансгуманизма", "Антропологическая хартия". Подобные инициативы имеют важное значение и для развития общественной дипломатии. Здесь у Собора, безусловно, большой потенциал, особенно в контексте работы на таких площадках, как Совет ООН по правам человека, Экономический и социальный совет ООН, ОБСЕ, БРИКС. Надеемся, что именно этот потенциал будет востребован в ближайшие годы в вопросах защиты соотечественников и противодействия русофобии», - добавил он.

«Нельзя оставить без внимания и приобретшую драматическую актуальность тему защиты религиозных свобод на постсоветском пространстве. Особенно остро этот вопрос встает сегодня на Украине, где все сильнее ощущается вмешательство властей в самые сокровенные вопросы духовной жизни граждан. Хотелось бы напомнить, что история уже знает множество попыток подобного вмешательства. Однако гонители Церкви ушли в исторические небытие, а все попытки искоренить христианскую идентичность обернулись крахом. "Нас почитают умершими, но вот, мы живы; нас наказывают, но мы не умираем; нас огорчают, а мы всегда радуемся" (2 Кор. 6:9-10). Эти слова апостола Павла, сказанные почти две тысячи лет тому назад, дают нам возможность с надеждой смотреть в будущее. Гонения на христиан в Римской империи завершились торжеством Церкви при святом императоре Константине Великом. Репрессии богоборческих властей в ХХ веке также не смогли искоренить Православие. Напротив, после десятилетий преследований и дискриминации началось духовное возрождение, народ вернулся к вере», - подчеркнул Патриарх.

По его словам, этот исторический урок следовало бы хорошо выучить правителям, которые сегодня, в ХХI веке, вновь пытаются идти по пути диктаторов прошлого. «Те, кто хочет силой принуждения заставить народы забыть свое духовное родство и разорвать тысячелетние духовные связи, добьются лишь противоположного эффекта. Политикам, разжигающим ненависть, вражду и расколы, придется признать свое историческое поражение», - добавил он.

«В условиях современного кризиса международного политического взаимопонимания Россия настойчиво защищает принципы дипломатии и международного права. Однако будущее России зависит не только от международных отношений, потому что сама архитектура этих отношений является не причиной, а следствием. Будущее зависит от исхода идеологических, мировоззренческих противостояний в мире, которые нарастают вопреки распространенной иллюзии, что такие противостояния ушли в прошлое. В каком-то смысле можно говорить о переходном состоянии современного мира. Чтобы прогнозировать последствия этого состояния, необходимо формировать реалистическую оценку происходящего. Считаю, что перед Собором стоит новая важная задача: в диалоге и в сотрудничестве с научным сообществом, избегая политического или идеологического крена, попытаться исследовать эту проблему и прийти к максимально объективным оценкам. И хотелось бы, чтобы внимание было обращено также на влияние реально существующего нравственного кризиса. Ведь изменения в человеке происходят либо вследствие его грехопадения, либо вследствие преображения, то есть эти изменения всегда связаны с нравственным выбором. Тот же самый механизм можно применить и к народам, и ко всему миру», - подчеркнул Его Святейшество.

«Мы привыкли, что живем в эпоху глобализации, в глобальном мире. Отдаем ли мы себе отчет в том, что такое глобализация? Идет ли речь только о рынке, безвизовом пространстве, массовой культуре, стирании барьеров и границ? Нет, глобализация — это также идеология и философия. Когда мы используем термины "глобальный мир", "человечество", "рациональность", "общечеловеческие ценности", мы редко задумываемся о том, что это философско-идеологические понятия, которые несут идеи конкретной исторической эпохи — эпохи Просвещения и Нового времени, но при этом претендуют на универсальность и во времени, и в пространстве, т.е. для всех стран и для всех народов», - отметил он.

Патриарх напомнил, что в советские годы был такой многотомный труд «История СССР с древнейших времён до наших дней». «Точно так же и идеологизированная гуманитарная наука сегодня пытается найти оправдание нынешнего мирового порядка задним числом: создаёт миф о "рельсах истории", которые неминуемо ведут нас в глобальное общество западного образца. Но нет абстрактной глобализации: "глобализаций" может существовать много, в зависимости от той этической системы координат, которая будет в нее заложена», - подчеркнул он.

«Узкая парадигма Нового времени говорит о глобализации как неизбежном процессе. При этом под словом "неизбежность" скрывается легитимизация западного принципа глобального развития, чертами которого являются либеральный секуляризм и современные формы колониализма. Поэтому кризис современного мира — это кризис ценностей Нового времени. В политике, экономике, социальной сфере, культуре мы оказываемся заложниками прошлого, которое не позволяет нам назвать вещи своими именами и дать адекватный ответ существующим угрозам», - сказал Патриарх.

«Церковь не претендует на то, чтобы предложить некий единственно правильный выход. Но она может напомнить о том, в чем состоит главная ошибка Нового времени. Эта ошибка — в отказе от традиции, то есть от системы передачи ценностей от поколения к поколению, которая формирует цивилизационный код народов с его культурными, духовными и религиозными парадигмами, опирающимися на Богом данные, а потому и неизменные нравственные ценности, сопровождающие человечество на протяжении всей истории. Попрание этих ценностей, как свидетельствует опыт, приводило и приводит к трагедиям и катаклизмам в личных, общественных и международных отношениях. А потому межцивилизационный диалог, включающий в себя диалог культурных и религиозных традиций, может стать инструментом формирования общего нравственного консенсуса, как основы глобализации», - отметил он.

«Предвижу скептическую реакцию тех, кто верит, что единственной основой должна быть либеральная философия, развившаяся, как мы только что сказали, на идеях Нового времени. Этот скептицизм, в первую очередь, основывается на том, что сильные мира сего с помощью денег и власти могут в этом мире всё и что именно они выбирают за нас будущее. Но, как видим, навязывание силой и деньгами предлагаемого мироустройства не устраивает многих, кто не хочет терять своей самобытности и своего суверенитета», - добавил Его Святейшество.

Патриарх вопрошает: «А возможен ли третий путь?» «По всей видимости, возможен, если из процесса глобализации исключить попытки создания единой для всего мира философско-идеологической основы и при многообразии существующих мировоззрений ограничиться тем, что касается рынка и капитала, перемещения людей, свободного пересечения границ, создания единой глобальной системы безопасности, формирования справедливых экономических отношений и преодоления бедности, общей стратегии борьбы за сохранение окружающей среды. То будет прагматическая глобализация, не посягающая на души людей, но стремящаяся к установлению эффективного и по возможности справедливого мироустройства», - добавил он.

«Но насколько такое мироустройство будет устойчивым, во многом зависит опять-таки от человека, от его нравственного выбора. Нравственный выбор — это то, что всегда принадлежит человеку, в каких бы условиях он ни находился. Мы говорим о глобализации и глобализационных вызовах, но нет вещей глобальней, чем человек и его бессмертная душа. Ибо, как сказал о человеке псалмопевец Давид, "не многим Ты умалил его пред ангелами; славою и честью венчал его; поставил его владыкой над делами рук Твоих; все положил под ноги его" (Пс. 8:6-7)», - заключил Патриарх Кирилл.


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

 

Другие статьи этого автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме