Что делать, чтобы опасность украинской автокефалии не стала реальностью?

Выступление на конференции Центра Василия Великого «Православное учение о Церкви и вызовы современности»

Новости Москвы 
0
4327
Время на чтение 6 минут
Разговоры об украинской автокефалии, как известно, шли давно. На волне центробежных настроений в начале 90-х годов в условиях развала единой страны, в условиях «филаретовского раскола», наступления агрессивного украинского национализма было принято роковое решение о преобразовании Киевского экзархата в нечто неимевшее места в церковной истории, - была создана даже не автономная Украинская Православная Церковь в составе Московского Патриархата, но структура, наделенная всеми полномочиями свойственными автокефальной церкви. УПЦ МП сохраняла с РПЦ только духовное единство, архиереи и клирики (далеко не всегда) только поминали Святейшего Патриарха Московского и всея Руси как своего Великого Господина. 

Эта провозглашенная «полуавтокефальность» в дальнейшем привела к тому, что при активной поддержке оранжевых властей Киева и попустительстве прежнего блаженнейшего митрополита Киевского Владимира (Сабодана) в недрах УПЦ МП сформировалось автокефалистское лобби, которое время от времени о себе заявляло и в ответ не получало должного отпора. Эта невнятная позиция Чистого переулка во многом провоцировала рост автокефалистских настроений внутри самой УПЦ МП.

Первый решительный напор по разрыву духовных связей с Московским Патриархатом произошел во время президентства Ющенко, когда был придуман праздник 1020-летие Крещения Руси, на который в Киев был приглашен патриарх Варфоломей. Пошли разговоры, что на торжествах патриарх Варфоломей объявит об автокефалии. Якобы за это ему украинские олигархи заплатили ему по древней восточной традиции солидную сумму. Тогда планы автокефальщиков расстроил Святейший Патриарх Алексий II, совершивший, можно сказать, подвиг во имя спасения единства Русской Православной Церкви. Несмотря на запрет врачей, Патриарх срочно вылетел в Киев, чтобы лично возглавить церковные торжества на своей канонической территории. В ходе переговоров с патриархом Варфоломеем удалось его отговорить от опрометчивого шага. В итоге Варфоломей «кинул» киевские власти, но в качестве отступного вытребовал у Святейшего Алексия уступку и для себя. Русская Православная Церковь согласилась принять участие в процессе завершения подготовки по созыву всеправославного собора, давней мечты Константинопольских Патриархов. Патриарх Алексий вынужден был совершить еще один перелет на самолете (что, как говорят, и стоило ему жизни), чтобы принять участие в совещании предстоятелей Церквей в Стамбуле. Это совещание стало решающим шагом на пути к созыву Всеправославного собора, который затем и состоялся на Крите.

И вот теперь, через 10 лет, мы являемся свидетелями новой волны автокефализации Украины, которую, увы, на сей раз наше Священноначалие не смогло предотвратить. Правда, и внешняя ситуация теперь гораздо сложнее для нас, у наших церковных и светских властей меньше свободы для маневра, нежели 10 лет назад.

Главных причин запуска процесса автокефализации Украины несколько. Во-первых, политика США и Запада по изоляции России перешла в религиозную область, американцы вознамерились разорвать саму пуповину, связывающую две самые крупные части Русского мира. Мы наблюдаем откровенную поддержку украинской автокефалии со стороны властей США. Во-вторых, глава нынешнего киевского режима Порошенко накануне выборов хочет путем учреждения «незалежной церкви» набрать себе политические очки и увеличить свой катастрофически низкий рейтинг. Для Порошенко автокефалия, по сути, вопрос самосохранения. В-третьих, украинские раскольники (прежде всего анафематствованный митрополит Филарет Денисенко, самочинно провозгласивший себя «патриархом Киевском и всея Украины-Руси») получают возможность стать легальными по легчайшему пути, без покаяния. Одновременно раскольники дают патриарху Варфоломею возможность создать имидж «уврачевателя украинского раскола». В-четвертых, в запуске патриархом Варфоломеем процесса украинской автокефалии видно желание отомстить Святейшему патриарху Кириллу за срыв Критского собора. Пожалуй, это самый важный мотив лично для патриарха Варфоломея, поскольку провал Критского собора не позволит ему войти в историю как собирателю первого после эпохи Вселенских Соборов масштабного Всеправославного форума. Ну и, наконец, нельзя не отметить такую важную причину начала автокефализации как ошибки нашей церковной дипломатии и нашего Священноначалия. Стоит отметить две главные ошибки: нежелание привлекать к решению этого вопроса государственные структуры, хотя он, очевидно, стал носить политический характер, и явное смещение акцентов церковной политики в сторону Ватикана, что вызвало справедливое недовольство представителей братских Православных Церквей.

Что мы можем сегодня сделать, чтобы не допустить или хотя бы «заморозить» ситуацию с разрывом духовных связей между Россией и Украиной? Понятно, что есть обстоятельства, на которые мы повлиять практически не можем. Мы не можем снять санкционное давление Запада. Мы практически не можем повлиять на киевские власти. Мы не можем вразумить раскольников.

Но есть обстоятельства, на которые мы повлиять можем. И прежде всего мы можем повлиять на позицию патриарха Варфоломея. На это должны быть направлены усилия не только государственной и церковной дипломатии, но и православной общественности. Мы должны поднять флаг народной церковной дипломатии, привлечь православную общественность братских православных стран, чтобы она могла повлиять на позицию собственного Священноначалия. Отрадно, что уже появляются публикации сербских, болгарских, греческих, английских, американских православных интеллектуалов, осуждающие позицию Константинополя.

Прежде всего мы должны разоблачить как несостоятельную аргументацию патриарха Варфоломея, который, как известно, оправдывает свои действия так называемым принципом «энклитона», т.е. права епископов Поместных Церквей обращаться за разрешением спорных вопросов к Константинопольскому патриарху. Патриарх Варфоломей при этом ссылается на некоторые каноны IV Вселенского Собора, отцы которого заявляли о «преимуществах святейшия церкви ... Константинополя, нового Рима». Но в решениях IV Вселенского Собора не только строго очерчиваются границы такого вмешательства Константинопольского патриарха, но и указывается причина предоставления этого права, - Константинополь является царствующим градом. 

К сожалению, Россия упустила в свое время исторический шанс утвердить статус Третьего Рима как царствующего града, что привело бы к утверждению Московского Патриарха в роли Вселенского. Этому помешал сначала конфликт Царя Алексей Михайловича и Патриарха Никона, а затем и ликвидация самого Патриаршества Петром Великим. В результате по сути царствующий град Москва (Санкт-Петербург) ради своих узко-политических интересов сохранил статус Константинопольского патриарха как Вселенского, каковым он был и во время существования Второго Рима.

Украинский церковный кризис может поставить вопрос о необходимости серьезных изменений в иерархичности Православных Церквей. Ведь если удастся отменить решение патриарха Варфоломея, это поставит под сомнение его право иметь статус «первого среди равных», которое сегодня вырождается в претензию на «папизм восточного обряда». Если патриарх Варфоломей на Украине вынужден будет пойти на попятную, тогда будет два выхода. Либо будет поставлен под сомнение сам принцип нынешней иерархичности Предстоятелей Православных Церквей, когда Константинопольский Патриарх почитается как первый среди равных, либо будет предложена новая иерархичность и будет сделан шаг в сторону утверждения Предстоятеля Церкви Третьего Рима в качестве первого по чести. Авторитетный сербский архиерей митрополит Черногорский Амфилохий (Радович) в недавнем интервью Первому каналу, говоря об этом, предлагает поставить под сомнение не только права Константинопольского патриарха, в качестве первого среди равных, но и права Московского Патриарха, который, по его мнению, утратил это право после убийства последнего Русского Царя. Фактически влиятельный в православном мире владыка Амфилохий предлагает отменить принцип иерархичности. Но не приведет ли это к анархии? Это серьезная проблема, вопрос этот нужно обсуждать.

Сегодня мы видим некоторые признаки того, что наше Священноначалие извлекло уроки из тех ошибок, которые совершала наша церковная дипломатия. Впрочем, совершаются и новые ошибки, таковой, на мой взгляд, является визит митрополита Илариона в Рим, и прежде всего его информационное сопровождение. 

Будем, тем не менее, надеяться, что нашему Священноначалию удастся убедить в нашей правоте все Православные Церкви. Будем надеяться, что наши государственные структуры помогут Священноначалию преодолеть этот кризис. Но и для нас, мирян, есть пространство для действия. Хочется надеяться, что эта конференция внесет вклад в процесс формирования народной церковной дипломатии.

Анатолий Степанов, гл. редактор «Русской народной линии»
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

350. Re: Что делать, чтобы опасность украинской автокефалии не стала реальностью?

Особенное раздражение Варфоломея вызвали заявления главного дипломата РПЦ митрополита Илариона. «Вы заявили что президент Порошенко подкупил Вселенского патриарха, - обратился он к Илариону. - Я вас спрашиваю прямо: можете ли вы доказать это? Если не можете, то вы хулите материнскую церковь, и она имеет право наложить на вас проклятие. «Это непростительно, когда вы сознательно лжете!» - воскликнул Варфоломей. Между тем выяснилось, что Московский патриарх испытывает гораздо большую симпатию к Ватикану, чем к Константинополю. Он высказал свое отношение к педофильским скандалам, которые сотрясают католичество. По мнению Кирилла, если верить греческой публикации, эти скандалы представляют собой целенаправленную антихристианскую кампанию. «Кризис, который переживает сегодня Римско-католическая церковь, и усилия по его преодолению, все эти придуманные истории, касаются и нас», - якобы сказал предстоятель Русской православной церкви и добавил, что «разные утверждения, согласно которым якобы тридцать лет тому назад какой-то епископ что-то делал, представленные без каких-либо доказательств, причиняют ущерб церкви и создают очень болезненную атмосферу». «Эти претензии, эти обвинения являются катастрофическими, и мы должны поддерживать братьев католиков и заявить нашу к ними солидарность», - заключил Кирилл. При этом в начале разговора он заявил, что именно уния с Римом – цель тех, кто отрывает украинский народ от русского.http://www.ng.ru/faith/2018-09-28/100_greece280918.html
Lucia / 07.11.2018, 15:28

349. Ответ на 348., М.Яблоков:

Владыка Амфилохий - очень хороший и благодатный. Надо прислушаться к его мнению.

Прислушаются ли?
Lucia / 07.11.2018, 14:49

348. Ответ на 347., Александр А.Б.:

Владыка Амфилохий - очень хороший и благодатный. Надо прислушаться к его мнению.
М.Яблоков / 07.11.2018, 13:46

347. Re: Что делать, чтобы опасность украинской автокефалии не стала реальностью?

Предстоятель черногорской митрополии Амфилохий предлагает [u]продолжить[/u] Критский собор для согласного решения об автокефалии: «Собор должен вынести окончательное решение, кто может давать автокефалию и этим решить вопрос Украины и других схожих явлений». Ибо «Константинополь больше не имеет тех прав, которые он имел в свое время, единолично давать автокефалию». https://clck.ru/EfcRD Как мне кажется, это разумное предложение. Согласится ли на это стамбульский патриарх?
Александр А.Б. / 07.11.2018, 13:16

346. Re: Что делать, чтобы опасность украинской автокефалии не стала реальностью?

Православное богословие неизменно утверждает, что полнота спасительной благодати Божией пребывает только в пределах Вселенской Православной Церкви, которую образует семья Поместных Православных Церквей, сохранивших неповреждено чистоту христианской веры. Однако существуют установленные Православной Церковью различные чины воссоединения инославных христиан с Православием: Через таинство крещения принимаются представители тех религиозных течений, которые исказили учение о Святой Троице настолько, что они (как, скажем, иеговисты) отвергают триединство Божие, или те, кто совершенно исказили учение о лице Спасителя, или отвергают Его Божественность, или ложно учат о Его воплощении (как, например, представители "Белого братства" и "Богородичного центра"). Через таинство миропомазания воссоединяются с Православной Церковью представители тех христианских исповеданий, в которых несмотря на существенное искажение церковного устроения, сохранились основы христианского сознания. Сохранилась вера в Троичного Бога, сохранился догмат Боговоплощения Господа Иисуса Христа, но не сохранилась полнота благодатного церковного бытия, видимым признаком которого служит апостольское преемство священнослужителей. Переходящим же в Православие преподается миропомазание, потому что у них его либо вовсе нет, либо оно не имеет благодатной силы как совершенное не священником. Этим чином "принимаются лютеране, кальвинисты и другие более или менее традиционные протестанты". И, наконец, третьим чином - через таинство покаяния, или исповедания православной веры, воссоединяются с Православной Церковью переходящие из тех христианских исповеданий, которые кроме основ вероучения сохранили и основы церковного устроения, видимо выраженного в непрерывном апостольском преемстве священнослужения. Как сказано об этом в Послании Святейшего Правительствующего Синода Русской Православной Церкви от 25 февраля 1903 г.: "Мы чтим апостольское преемство латинской иерархии и приходящих к нашей Церкви клириков их принимаем в сущем сане подобно тому, как принимаем армян, коптов, несториан и других, не утративших апостольского преемства".https://pravoslavie.kg/answers/16
Lucia / 05.11.2018, 11:07

345. Ответ на 344., Кирилл Д.:

«Что мы признаём католическое и лютеранское крещение, не я придумал.» Если признаем, то не надо и переходить в Православную Церковь. Спасайтесь к католичестве и лютеранстве! Вам уже все объяснили, но вы продолжаете упорствовать в ереси, а это уже хула на Святого Духа. Каждому свое.
М.Яблоков / 05.11.2018, 10:35

344. Ответ на 336., М.Яблоков:

Нет вне Церкви, ни причастия, ни крещения, ни Христа.// Разумеется. Но, если мы признаём католическое и лютеранское крещение, значит, там крещение есть, а это значит, что католики и лютеране не совсем вне Церкви. Если так можно выразиться, одной ногой из Церкви вышли, но другой ногой ещё в Церкви.// Никто и никогда не признавал крещение вне Церкви! Вне Церкви таинств нет. Вам же уже все объяснили? Однако вы уперто продолжаете продавливать свое.И невозможно быть «не совсем» вне Церкви. Не существует недоцерквей и недохристов. Есть един Христос и едина Церковь с видимыми и четкими границами. Можно быть или в Церкви, или вне ее. Ветхозаветный образ - Ноев Ковчег.

Ничего я не продавливаю. Что мы признаём католическое и лютеранское крещение, не я придумал.
Кирилл Д. / 05.11.2018, 10:22

343. Re: Что делать, чтобы опасность украинской автокефалии не стала реальностью?

Многие менее удачливые потомки насилующего класса не могут понять, как же так получилось. И тщетно вновь перечитывают "Государство и революция", не понимая, что пошло не так.
Lucia / 05.11.2018, 09:24

342. Re: Что делать, чтобы опасность украинской автокефалии не стала реальностью?

Социализм портит людей, а как же. "Но вопрос о названии партии несравненно менее важен, чем вопрос об отношении революционного пролетариата к государству. В обычных рассуждениях о государстве постоянно делается та ошибка, от которой здесь предостерегает Энгельс и которую мы отмечали мимоходом в предыдущем изложении. Именно: постоянно забывают, что уничтожение государства есть уничтожение также и демократии, что отмирание государства есть отмирание демократии. На первый взгляд такое утверждение представляется крайне странным и непонятным; пожалуй, даже возникнет у кого-либо опасение, не ожидаем ли мы пришествия такого общественного устройства, когда не будет соблюдаться принцип подчинения меньшинства большинству, ибо ведь демократия это и есть признание такого принципа? Нет. Демократия не тождественна с подчинением меньшинства большинству. Демократия есть признающее подчинение меньшинства большинству государство, т. е. организация для систематического насилия одного класса над другим, одной части населения над другою." Насилующий класс при социализме почему-то воровал. Из него выходили руководители и теперь достигли всего того, ради чего была разрушена Росси
Lucia / 05.11.2018, 09:23

341. Ответ на 335., Кирилл Д.:

Ересь жидовствующих не искоренена. Мы претерпеваем хазарское иго. Личины у сионистов разные. Они, как правило, прячутся за др. народами.Есть они и в РПЦ.Но это означает, что, при желании, я могу назвать тайным жидовствующим любого, кто со мной в чём-то не согласен, и всё таким образом объяснить.На самом деле, сами же видите, что происходит. Мы тут все называем себя православными и русскими, и собачимся. Отсюда и все проблемы. Сами не можем и не хотим объединиться. Но есть "выход" - я просто могу назвать оппонента тайным иудеем под православной личиной.

Неверное заключение. "Ересь жидовствующих" - не звонкий ярлык, но вполне определенная ересь, оформившаяся в XVI-XVII веках. Это "протестантизация" Православия. Она отчасти произошла (что и привело к Расколу), но поскольку дело не закончено - подрывная работа "жидовствующих" продолжается. Фракцию "жидовствующих" легко узнать - они проповедуют не соборное, но персональное Православие, всячески сопрягая его с либерализмом. На это, мне кажется, и хотел обратить наше профанное внимание о.Александр.
Полтораки / 05.11.2018, 06:40
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Анатолий Дмитриевич Степанов
«Русские мыслители о судьбе и предназначении России»
Научно-практическая конференция. Часть 3
21.11.2024
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Полемика Анатолия Степанова и Романа Илющенко
18.11.2024
«Русские мыслители о судьбе и предназначении России»
Научно-практическая конференция. Часть 1
18.11.2024
Негостеприимная третья столица России
По отношению к русским общественникам власти Татарстана до сих пор сохраняют тоталитарные нормы
16.11.2024
Негостеприимная третья столица России
В отношении власти Татарстана к русским общественникам до сих пор сохраняются тоталитарные нормы
15.11.2024
Все статьи Анатолий Дмитриевич Степанов
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
24.11.2024 19:38
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от учитель
24.11.2024 18:19
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Владимир Николаев
24.11.2024 17:33
«Получите на орехи!»
Новый комментарий от Рабочий
24.11.2024 16:05
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
24.11.2024 15:13
«А ныне только лишь слова»
Новый комментарий от Человек
24.11.2024 13:33
О поездке в Белоруссию и обстановке на её
Новый комментарий от Владимир С.М.
24.11.2024 12:34