Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Неужели Лукашенко сделал ставку на «русофобов в рясах»?

Белорусский национализм / 03.10.2018


Судебная расправа над В.В.Грозовым — это попытка умалить влияние Церкви в Белоруссии и ослабить «Батьку» …

Расправа над бывшим руководителем Издательского Отдела Белорусского Экзархата в конечном итоге направлена на дискредитацию Русской Православной Церкви в глазах обычных белорусов. 

Предлагаем вниманию читателей беседу помощника главного редактора «Русской народной линии» Павла Тихомирова с нашим постоянным автором из Белоруссии Пантелеймоном Филипповичем.

Павел Тихомиров: Православная общественность Белоруссии - и не только Белоруссии - буквально ошеломлена результатами процесса над Владимиром Всеволодовичем Грозовым. Люди пытаются разобраться: что же произошло 27 сентября? Что должен продемонстрировать этот суд и столь суровый приговор?

Вот, к примеру, я общался со своими бывшими коллегами по православной книготорговле, и собеседники просто недоумевают. Дело в том, что любой человек, сталкивавшийся с коммерческой деятельностью внутри церковной ограды, понимает, что у любого архиерея любой епархии власти более чем достаточно, чтобы убрать любого человека с любого доходного места. Причём неофициально. (Точнее, он будет общаться с официальными органами по неофициальным каналам). Ни один архиерей никогда не пустит государство, органы следствия «копать» что-то у себя.

В этой связи возникает вопрос: с какой целью был вынесен «сор из избы»? Откуда в этой жуткой, невероятной истории взялось государство? Возникает конспирологическая версия осмысления случившегося: 1.  Грозов невероятно упёрся. 2. Кто-то решил подтолкнуть митрополита Павла на совершение роковой ошибки. Т.е. его просто грамотно подставили. 3. Суд продемонстрировал слабость позиции Белорусского Экзархата, что может истолковываться как некий шаг в стратегии изменения отношения официального Минска либо к Православной Церкви в общем, либо к Московскому патриархату в частности.

Пантелеимон Филиппович: За событием, произошедшим 27 сентября в суде Заводского района города Минска, стоят слишком сложные и разнонаправленные течения, чтобы можно было ответить на Ваш вопрос слишком просто и односложно.

Вместе с тем сущность произошедшего и некоторые его самые существенные моменты как раз напротив - предельно просты и очевидны. Это - несомненная и публичная доказанность отсутствия вины В.В. Грозова и, соответственно, очевидный политический характер уголовного процесса и приговора, за которым стоит война против Русской Православной Церкви и Русского мира как ее носителя и хранителя, а значит, и против Белоруссии.

Давайте попробуем восстановить целостный образ или общий контекст, изнутри которых состоявшийся суд станет понятен в максимально доступной степени.

Итак. С приходом Александра Григорьевича Лукашенко к власти в Белоруссии в ней действительно - а отнюдь не имитационно (как ныне в Российской Федерации) - во всех областях общественной жизни и ее политического устройства стал преобладать Русский мир и его понятия.

Соответственно, отношения между белорусским государством и Православной Церковью были вознесены на уровень, о котором в других постсоветских странах не могли и мечтать: с подписанием соглашений на уровне высших органов государственной власти и Церкви, министерств и Синодальных отделов, Академии наук, университетов, местных властей с разработкой обширных и самых смелых программ сотрудничества на всех уровнях, наполненных масштабными мероприятиями. В Белоруссии был принят Закон о свободе совести и религиозных организациях, утверждающий «определяющую роль Православной церкви в историческом становлении и развитии духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа». Глава государства неоднократно заявлял о Христианстве и даже Православии как основе государственной идеологии Республики Беларусь. В стране развернулось невиданное по масштабам строительство храмов, зачастую с государственной поддержкой.

Не в последнюю очередь все это происходило и благодаря личности митрополита Минского и Слуцкого Филарета (Вахромеева), который, хотя и был еще у истоков (как руководитель хрущевского ОВЦС РПЦ) заражен вирусами экуменической ереси, однако, на своем поприще, безусловно, любил Церковь, любил белорусский народ и вложил душу в его духовное возрождение. Он пользовался непререкаемым авторитетом и любовью среди всего пастырства Белоруссии и лично Александра Лукашенко, которым был удостоен звания героя Беларуси (звание носит всего несколько человек).

В этих условиях Издательство Белорусского Экзархата Русской Православной Церкви (или БПЦ), практически созданное с нуля В.В. Грозовым, его усилиями и благорасположением государства, превратилось в вездесущую авторитетную просветительскую организацию, перед которой были открыты все двери в стране. Помимо прочего, ею оказывалась огромная благотворительная помощь духовной литературой бесчисленным учреждениям и организациям. Масштаб Издательства был таков, что церковный Издательский совет в Москве доверил ему (и лично Грозову) роль главного распространителя духовной литературы на пространстве всей Русской православной церкви.

По мере развития Издательства на его базе В.В. Грозов с единомышленниками стал создавать государственно-церковную программу, нацеленную не только на усиление духовного просвещения, но и на осуществление святоотеческого идеала симфонии властей.

П.Т.: А были ли объективные предпосылки к такому осуществлению?

П.Ф.: Этому способствовало то, что в Белоруссии представительные и исполнительные органы власти формировались не из олигархов, крупных капиталистов, профессиональных политиканов и партийных функционеров, но из врачей, учителей, ученых, военных, руководителей государственных хозяйств, близких народу. Среди этих людей была немалая долю верующих людей - причем верующих искренне, а не под камеры (напротив, для белоруса весьма характерно скрывать свой внутренний мир вне зависимости от личной выгодности того или иного его проявления).

Так на базе Издательства Экзархата была создана республиканская духовно-просветительская государственно-церковная программа «Семья-Единение-Отечество», получившая документальный мандат даже непосредственно от Администрации Президента. Вокруг мероприятий данной Программы постоянно звучали имена высших белорусских чиновников, ученых, общественных деятелей. Все это делалось по личному благословению митрополита Филарета В.Грозову, давшему последнему в силу особого доверия и полную свободу в распоряжении финансами Издательства.

Однако параллельно с такой, в хорошем смысле хилиастической идиллией, все больше стали нарастать тревожные и мрачные явления. Причем, равно и в государстве, и в Церкви.

Из-за свободного воздействия западной антихристианской цивилизации со всеми ее соблазнами духовное развращение белорусского народа происходило - пусть медленнее, чем в Российской Федерации и на Украине, - но верно. В первую очередь, разумеется, в среде чиновничества, которое постепенно «почувствовало вкус жизни», а особенно по мере смены старого советского новым поколением, выросшим в условиях образовательной системы, гуманитарная составляющая которой в Белоруссии, увы, не освободилась от власти западных догматов и учителей - как сделала это система политическая. Одновременно и Церковь Белой Руси, вышедшая из 70-летнего периода гонений, начала наполняться карьеристами, бизнесменами и прочими «друзьями мiра», разбавляя ими старую советскую гвардию подвижников веры, которые (прежде всего, архиереи), в свою очередь, начали отходить в вечную жизнь.

В совокупности первое и второе заметно приглушило (как и в Российской Федерации) первоначальный импульс воцерковления постсоветского русского народа. Это, вкупе с вестернизацией культуры, повлекло за собой всё нарастающее стремление политических и интеллектуальных элит к развороту на Запад, внедрению либерально-рыночной системы и идеологии с набором западных «ценностей», отказа от идей коллективизма, служения Отечеству и заботы о народе, нравственных ценностей, а с ними - и единства с Россией. (Последнему, впрочем, весьма поспособствовала внешняя и внутренняя политика самого руководства Российской Федерации, олицетворенная в Белоруссии личностью российского посла А.Сурикова, едва ли в чем-либо уступавшего своему украинскому коллеге М.Зурабову).

Одновременно и в Церкви формировалась либерально-обновленческая группировка из молодых священников, многие из которых были посланы на «православные стажировки» в Варшаву и страны Западной Европы - по образовательным программам председателя ОВЦС митрополита Илариона. Данная группировка все ближе подбиралась к власти в Экзархате, пользуясь, в том числе, сильным ухудшением здоровья стареющего владыки. И новая генерация чиновников, и «прогрессивное» священство начали также возрастать (и, между делом, сближаться друг с другом) в таком проявлении неоязыческого либерализма, как национализм (или, по-церковному, этнофилетизм). Все чаще стали звучать мысли, с одной стороны, о строительстве «суверенной белорусской нации» (с единственным понятным тезисом «Беларусь - не Россия»), за которой кроется кресовое ополячивание, с другой стороны, об автокефалии, за которой кроется Уния и окатоличивание белорусов.

П.Т.: Куда же глядел А.Г. Лукашенко?

П.Ф.: К великому сожалению глава государства А.Г. Лукашенко не только позволял происходить перерождению в системе государственной власти, но даже сам стал попадать под соответствующее влияние, олицетворённое личностью вначале главы его Администрации, а потом и всесильного и вездесущего министра иностранных дел Владимира Макея. Подзуживаемый им и его соратниками, президент Беларуси начал, в том числе, и обращаться к Ватикану (несмотря на многолетние очевидные попытки польско-католического националистического меньшинства Белоруссии свергнуть его с вершины власти), видя в нём, с одной стороны, якобы мост для налаживания связей с Западом, с другой стороны, средство «уравновешивания» католицизмом «одностороннего перекоса» в русское Православие для построения «суверенной белорусской идентичности», требующей и «своей религии», а также надеясь договориться и понравиться своим исконным противникам из числа католиков и протестантов, число которых (естественно, при самой активной американо-германской поддержке) заметно разрослось в Белоруссии за последнее десятилетие.

Тем самым А.Лукашенко вступил на путь В.Януковича, который, впрочем, был изначально скорее своим, нежели чужим для Запада.

Одновременно произошла и крутая перемена в церковной жизни: прямо в дни Евромайдана, зимой 2013-2014 гг. после многочисленных откладываний был не отправлен, а отпущен на покой митрополит Филарет. На смену последнему Александр Лукашенко и прозападная группировка во власти, не хотели получать ставленника из Москвы. Впрочем, по разным причинам: если первый имел в общем-то понятное и отнюдь не беззаконное желание иметь «своего» человека во главе церковного управления, то второй нужен был обновленец для реформирования Церкви на католическо-протестантский манер, превращения Церкви в бизнес-структуру и продвижения всё той же автокефалии и борьбы с «московским влиянием».

Патриарх Кирилл в этих условиях мог предложить на должность главы Экзархата достойного белорусского архиерея. Но было принято другое решение.

Прибывший архиерей, митрополит Павел, уже изначально был воспринят Президентом Беларуси с недоверием, которому услужливо подсунули некоторые сомнительные факты его биографии. И сам новый владыка, не смог выстроить правильные отношения не только с местными епископами и священнослужителями (почему-то ему не по душе оказались подвижники и ревнители веры), но даже и с высокопоставленными вельможами. Начались разговоры, что митрополит полагал, что он приехал в некую глухую провинцию...

П.Т.: Из каких людей сформировано было окружение митрополита?

П.Ф.: К сожалению, окружение и довлеющую часть руководства синодальных министерств практически на 100% сформировали обновленцы и экуменисты. Если при митрополите Филарете они лишь подбирались к церковной власти, то при новом «энергичном митрополите» они не только не были удалены от стола с заменой на ревнителей веры и благочестия, как надеялись многие, но полностью овладели ситуацией. Самыми же главными сатрапами и первыми доверенными лицами, перед которыми вынуждены были кланяться даже архиереи, оказались две властные женщины - глава юридического отдела Ж.Жданович и приехавшая с митрополитом из России игуменья Евгения (Свиридовская), ставшая главой Синодальной комиссии по церковным наградам.

История с В.В. Грозовым стала квинтэссенцией всего происходившего. Глубоко верующий бывший полковник ГРУ и многодетный отец, редкие отпуска проводивший в монастырях (особенно в Боголюбово), естественно, вскоре стал для либерально-прозападной группировки в церковных верхах врагом, а особенно для той ее части, которая с головой ударилась в сотрудничество с западными фондами, работающими на подрыв христианских ценностей и белорусской государственности. Ярче всех на этом горизонте вспыхнула «звезда» председателя белорусского Союза сестричеств Е.Зенкевич, открыто берущей гранты у ЮНФПА и активно продвигающей идеи «борьбы с домашним насилием», «гендерного равенства» и даже «свободы абортов». Что не помешало ей одновременно стать членом Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви и выступать со своими идеями на официальных церковных симпозиумах.

К либерал-западникам добавились и - насколько их вообще можно различить - убежденные церковные коммерсанты, гуру которых, бывший секретарь митрополита Филарета протоиерей Николай Коржич и давно пытался натравить на В.Грозова ДФР (экс-ОБЭП), возмущаясь неподконотрольностью ему финансов Издательства. Здесь же ему совместно с «владычицами» Экзархата удалось натравить на В.Грозова самого нового митрополита. Присланная вскоре проверка выявила отсутствие в Издательстве строгого учета и отчетности, которые, напомним, таковыми были по благословению лично митрополита Филарета: Издательство было максимально освобождено от внутренней бюрократии и почти всё в нём строилось на доверии к личности директора и на внутреннем доверии в коллективе - как в настоящем христианском братстве.

Однако, тот, кто ищет поводы, во всём этом увидел лишь финансовое мошенничество, в результате чего В.Грозов был молниеносно с позором снят с должности с публичным объявлением его перед коллективом, всей Церковью, чиновниками и «независимыми» СМИ бандитом и мошенником.

Это потрясло до глубины души многочисленных знавших его лично и получавших от него немалую помощь монахов и священников, а также чиновников, ученых и общественных деятелей, многие годы сотрудничавших с В.Грозовым.

П.Т.: Мы слышали о некоторых ошибках, допущенных владыкой Павлом?

П.Ф.: Ярким примером подобного рода роковых ошибок стало решение забрать благословение (еще владыки Филарета) на деятельность «грозовской» церковно-общественной республиканской организации «Родители и учителя за возрождение православного образования», наблюдательный совет которой многие годы возглавлял В.Грозов, опекавший и поддерживавший РО РУВПО средствами Издательства, и которая совместно с Министерством образования проводила ежегодные крупнейшие Свято-Евфросиньевские образовательные чтения, оказывавшие огромное влияние на христианизацию белорусской системы образования. Причем отзыв этот был сделан за несколько дней до очередных Чтений с одновременным сообщением во все органы власти о «мошеннической сущности» В.Грозова, в связи с чем Министерство Образования тут же прекратило своё участие в Чтениях и отозвало уже делегированных на них высоких чиновников.

Это решение стало лишь прологом последующих «достижений» церковной администрации. Наряду с разрушением целого ряда церковных начинаний и программ, вскоре было доведено до фактического банкротства и практически разрушено и само Издательство Экзархата, сократившее львиную долю сотрудников, коих насчитывалось более 300, включая инвалидов. А известные по всей Русской Церкви минские ярмарки с масштабной просветительской программой были в считанные годы превращены в банальные базары с развлекательной программой и без упоминания даже слова «христианское», не говоря уже о «православном».

П.Т.: Неужели никто не сигнализировал о том, что происходит в Экзархате?

П.Ф.: Многочисленные жалобы в Патриархию традиционно не вызывали никакой реакции.

П.Т.: Что в это время происходило с Владимиром Всеволодовичем?

П.Ф.: Как стало известно по ходу судебного дела, после снятия с должности В.В. Грозов попал в больницу, а затем по благословению духовника на время уехал на послушание в монастырь за пределами Белоруссии. Митрополит же, науськиваемый клевещущим окружением, обратился к руководству сразу всех силовых органов с заявлением на В.В. Грозова, в обход церковного суда.

Грозов был объявлен в розыск и задержан в городе Новозыбкове на российско-белорусской границе во время возвращения на родину. Проведя полгода в следственном изоляторе, он был выдан белорусским органам правопорядка. И тут начинается самое интересное, важное и оставляющее много вопросов.

Постепенно митрополит стал понимать суть происходящего, видимо, понял, куда идет дело, или обнаружил внутренний заговор (слишком поздно!). Он признал свою ошибку сначала лично перед В.В. Грозовым, посетив его в тюрьме. Уволил всю юридическую и экономическую службу Экзархата во главе с самой Ж.Жданович (но, при этом, оставил главного инициатора кампании отца Н.Коржича, пошедшего даже на повышение, о он стал главой Синодального отдела по взаимоотношениям с обществом). Затем владыка признал свою ошибку и публично - в суде, где он по собственной воле пожелал дать свидетельские показания.

И здесь стали одновременно выясняться и происходить невероятные, на первый взгляд, вещи, которые изначально были видны весьма немногим. Выяснилось, что митрополит несколько раз обращался лично к главе государства и руководству прокурорско-следственных органов с ходатайством о снятии обвинений и освобождении В.В. Грозова, но получал неизменные отказы.

Во время суда он подробно изложил причины заявления на Грозова, среди которых оказалась клевета и подложные данные назначенного следователя по особым делам, всячески принуждавшего митрополита начать уголовное преследование В.В. Грозова. В суде митрополит доказал, что никакой вины В.В. Грозова перед Церковью нет и не было, что он был введен в заблуждение. Тут же Синодом БПЦ было принято единогласное обращение к А.Лукашенко о заступничестве за В.В. Грозова, на которое снова последовал отказ. Выступление свидетелей, данные финансового расследования Министерства финансов - все указало на невиновность В.В. Грозова.

Однако, был вынесен жестокий и несправедливый приговор.

П.Т.: Итак, вырисовывается следующая картина: Некие силы в церковной и одновременно государственной власти использовали скандал с руководителем Издательского Отдела Белорусского Экзархата именно для того, чтобы выставить в весьма неблаговидном свете как лично митрополита Павла, так и - соответственно - Патриарха Кирилла.

П.Ф.: Эти самые силы уже после того, как скандал принял необратимый характер, сделали самого же митрополита главным виновником произошедшего. Митрополит Павел стал удобным объектом для комплексной информационной кампании - естественно, не столько сам по себе, сколько как удобная мишень для удара по Церкви в Белоруссии.

Стратегической целью такой кампании является попытка подавления влияния Православной Церкви на политическую и идеологическую жизнь белорусского государства и народа, подрыва её самой изнутри.

П.Т.: Может ли произойти замещение «человека патриарха Кирилла» на какого-нибудь удобного проводника экуменических, модернистских и автокефалистских идей?

П.Ф.: Вполне вероятно.

П.Т.: А что же Александр Григорьевич?

П.Ф.: Сам же А.Г. Лукашенко, судя по всему, так и не понял, что всё это направлено, в том числе, и на свержение лично его.

П.Т.: Словом, поверив в то, что подчиненная Московскому Патриархату Церковь якобы служит «имперским амбициям Кремля» и его политике подчинения Беларуси, Лукашенко рискует повторить судьбу Януковича, пытавшегося перехитрить иезуитов.



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев - 7

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

7. Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии : доп. п. 6
2018-10-04 в 15:01

Грядёт Господь!
См.: https://clck.ru/EVWMK
6. Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии : возмутительно
2018-10-04 в 11:28

Почему же молчите о безвинно сидящем полковнике В. В. Квачкове?!
Боитесь!
А ведь здорово: батька далеко, не достанет.
Трусость и подлость.
P. S. Ежели хвалёные солдаты НАТО попытаются вторгнуться в братскую Белорусь, то получат такое народное партизанское движение, как это случилось в годы ВОВ, что, побросав свою современную технику, будут бежать и даже портки свои вонючие не успеют напялить.
См.: https://www.youtube....watch?v=ZQRb9LVLngE
5. Наталья Чернавская : подоплека экономическая, а не потилическая
2018-10-04 в 10:15

М.Павел, может, и попал как кур в ощип, не зная, что тут вся система заточена на то, чтоб сажать руководителей, и почему должны быть неприкасаемые в церкви? На казённый счёт их содержать, видимо, дешевле, как говорится, от сумы и тюрьмы не зарекайся. Грозова мне не очень жаль, не он один сидит, а множество препринимателей, это оборотная сторона "социального государства", и если бы Лукашенко не соответствовал "волеизъявлению избирателей", то так долго не усидел бы...Мне, конечно, хорошо рассуждать, мам с несовершеннолетними детьми надолго не сажают, цыганка одна знакомая обчистила старушку, так 3 месяца подержали и выпустили, у неё трое малых детей было. Обчищать я никого не собираюсь, но работаю у ип и помахиваю какие-то сомнительные бумажки - а иначе им, частникам, не выжить ... И Грозову передала бы плюшки, но мне он (когда-то пришлось общаться) показался человеком гордым, так что даже не знаю, принял ли бы он их...
4. р.Б. Алексий : Re: Неужели Лукашенко сделал ставку на «русофобов в рясах»?
2018-10-04 в 08:55

Божией помощи Владимиру Грозову! Спаси и укрепи его, Господи! Боже, храни своих!
3. р.Б. Алексий : Ответ на 2., Koordinator:
2018-10-04 в 08:52

Так что ответ на извечный русский вопрос "Кто виноват?" - нам известен.



Да, известен - волки в овечьих шкурах.
Для полноты картины, можно вспомнить и русофобские высказывания т.н. пресс- секретаря - руководителя одного из синодальных отделов белорусского экзархата Лепина ( язык не поворачивается назвать его отцом - помня слова из завещания святителя Петра Цетиньского), высказывания об автокефалии самого митрополита Павла - позднее им же самим дезавуированные,но как говорится осадок- то остался.
Так- что процесс разложения русского мира идёт - как замечено, медленно но верно.

Стержни из реактора русского мира были вынуты в феврале 1917года когда русский народ оказался обезглавленным и превратился в смердящий труп - вот до сих пор и разлагается - медленно но верно.То ли ещё будет без Царя-то батюшки при наемниках, торгующих овцами.
2. Koordinator : какая интересная картина жизни...
2018-10-03 в 22:53

Называя вещи своими именами - мы видим внутрицерковный заговор, а "штабом" этого заговора является ОВЦС МП.
---
Задачи по Украине и Белоруссии или уже успешно решены, или близки к запланированному результату (оставить Россию в одиночестве).

Отношения с греками также оставляют желать лучшего. Как и с грузинами, как и с сербами, как и ...
---
Помните письмо митрополита Антония Сурожского епископу Подольскому Илариону (Алфееву)?

"Ты пишешь, что я сам просил Патриарха отрядить тебя в Сурожскую епархию. Сначала речь шла о твоем назначении исследователем при Кембриджском университете. Позже митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл сказал, что он тебя в помощь мне не отпустит иначе как в сане епископа. Я на это согласился с готовностью, ожидая в твоем лице чуткого, понятливого сотрудника. В этом я ошибся: я ожидал одного человека, а прибыл другой. В самый первый день твоего приезда ты мне сказал глубоко смутившую меня фразу: "Когда на меня возложили руки при хиротонии, я почувствовал, что я теперь архиерей и ЧТО У МЕНЯ ВЛАСТЬ". Это меня ужаснуло, так как я всю жизнь верил, что мы призваны СЛУЖИТЬ, а не властвовать. Я обратил на это твое внимание, но, видно, безуспешно: с самых первых дней твоего пребывания в нашей среде ты своим авторитарным обращением настолько восстановил против себя все лондонское духовенство, что у меня попросили разрешения устроить встречу между нами, на которой они могли бы высказать тебе свои переживания."
http://www.mitras.ru/letter.htm

Так что ответ на извечный русский вопрос "Кто виноват?" - нам известен.

Но нет ответа на вопрос "Что делать?"
---
...вот так "верхи" и готовят нам - и развал, и Смуту.
1. А.В. Сошенко : Re: Неужели Лукашенко сделал ставку на «русофобов в рясах»?
2018-10-03 в 21:42

Всё ОЧЕНЬ печально.
Как тут не вспомнить дело "пророссийских публицистов" и реальную судимость, "выписанную" им беларуским судом?!

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме