Как сообщалось, 23 июля прошло заседание президиума Совета при Президенте России по стратегическому развитию и национальным проектам. В повестку дня входило обсуждение в том числе национального проекта «Культура». Во вступительном слове премьер-министр Дмитрий Медведев заявил, что нацпроект «Культура» имеет две главные цели. «Прежде всего, конечно, сделать богатейшую культуру нашей страны более доступной - и для российских граждан, и для иностранных гостей», - подчеркнул премьер.
«Вторая главная цель национального проекта - раскрыть творческий потенциал людей, дать им возможность продемонстрировать свои таланты как в России, так и за рубежом. Должна быть создана эффективная система поощрения одарённых детей и молодёжи - в виде конкурсов, фестивалей, грантов, обучения и стажировок. Одной из форм такой поддержки станет создание национального молодёжного симфонического оркестра. Кроме того, надо дать возможность проявить себя тем, кто поддерживает и сохраняет национальные обычаи и традиции народов России, занимается патриотическим воспитанием, участвует в культурных событиях на волонтёрских началах», - заключил Дмитрий Медведев.
Выступление премьера комментирует в интервью «Русской народной линии» заведующий кафедрой теологии Рязанского госуниверситета им. С.А.Есенина, настоятель Спасо-Преображенского Пронского мужского монастыря в поселке Пронск Рязанской области, кандидат исторических наук игумен Лука (Степанов):
Я бы с осторожностью отнесся к заявлению председателя Правительства, поскольку понимаю, что в его словах должны присутствовать политкорректность и необходимость учесть интересы и национальных, и религиозных меньшинств в нашем Отечестве. Но есть общенациональное утомление от этих затуманенных формулировок. Как будто культура может иметь либо другое произрастание, или причину своего существования, или свой уровень откуда-либо помимо духовного основания жизни общества.
От «культа» происходит «культура». От общенародного понимания идеала, национальной идеи, русского самосознания и может сформироваться то, что в отношении этого идеала является надстройкой, последующей за ним. Это культура. Продолжать отсекать ее от духовных корней, от православного мировоззрения, оставлять за ней право совершенно волюнтаристского или автора, или в меру его собственной испорченности интерпретации действительности и целеполагания искусства совершенно деструктивно, потому что искусство имеет силу влияния. Но это влияние насколько может быть позитивным, созидательным, просветительским, настолько и разрушительным, деморализующим и переориентирующим на антиценности наших соотечественников, которые сейчас оказались в крайне сложной ситуации. Не просто было пережить минувшее столетие, когда дважды коренным образом диаметрально переворачивались ценности. Эти перевороты произошли 30 и 100 лет назад.
Теперь оставить в стратегии развития искусства и культуры людей по-прежнему дезориентированных - это, конечно, также недопустимо, как то, что до сих пор происходило в образовании. Образование отстранило себя от главной своей задачи - от воспитания, от выращивания не только патриотически-ориентированных, но, прежде всего, нравственно-обнадеженных соотечественников, которые понимают, ради чего живут, и в том числе в этой стране, составляя не только один народ, но и Церковь, в которой решаются вопросы не только временной, но и вечной жизни.
В системе культуры, как и в образовании, должна непременно господствовать некая высота, которую нам изобретать не нужно - это то, чем наш народ прославился как величайший созидатель произведений искусства, особенно русские классики в любом жанре: музыке, поэзии, прозе, живописи. Это всегда были самые глубокие христианские мотивы, православное самосознание, отраженное в тех формах творчества, которые уже стали не только российским, но и всемирным достоянием.
Мы ставим перед нашей культурой высокие цели. Прежде всего, должна быть сформулирована задача возвращения к утерянным в течение XX века и, к сожалению, продолжающимся в блуждании тем нашим нетленным ценностям христианского мировоззрения и сознания, без которых мы, разумеется, никогда не сможем вернуться к высоте и красоте духовной общенародной жизни. Думаю, не увидеть нам и расцвета русского искусства, если оно будет базироваться либо ни на каких ценностях, либо на ценностях, привнесенных с Запада, или с нехристианского Востока, или с каких-то андеграунд-площадок, в которых более дышат и обоняют адские звуки, чем благоухание жизни будущего века.
Поэтому не со всякой трибуны можно декларировать всё своими именами. Существует же Патриарший Совет по культуре, который как раз и призван формулировать и реализовывать перед Правительством осмысленную программу духовного возрождения России. Я думаю, что хорошо бы Правительству именно с ним и образовывать свою программу.
1. Медведев, как всегда лукавит