Сегодня День памяти и скорби. 22 июня 1941 году, в тот год это был день, когда Русская Православная Церковь совершала память Всех Святых в земле Российской просиявших, фашистская Германия напала на нашу Родину.
Своими воспоминаниями о начале войны делится в интервью «Русской народной линии» ветеран Великой Отечественной войны, блокадник, участвовавший в освобождении Ленинграда, Игорь Михайлович Моршан:
Мое восприятие начала войны было мальчишеским. Мне было 14 лет, когда началась война. 22 июня мы встретили в пионерском лагере. Поскольку мы были мальчишками, которые играли в казаки-разбойники, в непобедимую и легендарную Красную армию, то встретили войну как игру. Мы не осознавали ещё, что это война. Первый день войны в пионерском лагере, а это был воскресный день, мы готовились играть в военную игру. Поэтому мы так и восприняли начало войны. Правда, игры уже не было, воспитательницы и пионервожатые уже немножко встревожено начали рассказывать нам о начале войны.
Позже, когда в этот воскресный день родители приехали нас забирать, мы отбыли в город Ленинград, где увидели беспокойство и волнение людей, которые стояли в очереди в призывные пункты военкоматов. Мы увидели людей, которые толпились около громкоговорителей - в довоенное время не у всех дома была радиотрансляция. Поэтому на улице к динамикам приходило множество народу, чтобы послушать последние известия. Это всё было до войны.
Позже, к августу месяцу, даже к концу июля собрали пионерские и комсомольские отряды по школам, и мы уже работали и участвовали в той оборонной части города, которая начала образовываться. Мы слушали выступления Сталина и Молотова, которые говорили о внезапности, неожиданности и вероломстве.
Начало войны было именно такое - мальчишеское.
Оборонная часть города и быстрое наступление немцев производили на нас, мальчишек, большое впечатление. Мы повзрослели. Мы уже стали участниками обороны. Мы занимались оборонными работами, нас привлекали ко многим вещам. А когда начались бомбёжки, полетели зажигательные бомбы, мы дежурили на крышах. Так продолжалось до конца 1943 года. Мы состояли в пионерско-комсомольских отрядах и выполняли те задачи, которые перед нами ставила Блокада.
После призыва в армию всё уже пошло по-другому.
Во время войны я был секретарем комсомольской организации полка. В нашем полку было 13 национальностей. Это была действительная, а не показушная дружба народов.
Сегодня я участвую в возложении венков в памятных местах, которые обозначены в Санкт-Петербурге: мне поручено возглавить нашу организацию Фрунзенского района по возложению венков на площади Победы. Но это уже все другое. Мы сохраняем память тех времен о величайшем подвиге нашего народа.
Мы помним всех. Больше 60-ти лет мы встречаемся на Пулковской высоте. Нас осталось очень мало. От полка всего 2 человека.
1. Мы встретили войну, как игру