«Не давайте сильным губить человека» 
Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

«Не давайте сильным губить человека»

05.05.2018


905 лет назад на Киевский престол был возведён Владимир Мономах …

905 лет назад, 27 апреля (ст.ст.) 1113 г., после смерти  князя Святополка II, на Киевский престол был возведён его двоюродный брат, переяславский князь Владимир Всеволодович (1053-1125). По отцу он был внуком киевского князя Ярослава Мудрого, а по матери – внуком византийского императора Константина IX Мономаха, от имени которого и получил прозвание Мономах. 

Человек высокообразованный для своего времени, он обладал замечательными литературными способности и в историю культуры Древней Руси вошёл как автор трёх незаурядных произведений литературы: письма к Олегу Святославичу (1096 г.); рассказ о своей жизни, где описаны его воинские походы, которых, по словам Мономаха, «было восемьдесят и три великих, а остальных и не упомню меньших»; а также «Поучения», обращённого к сыновьям-восприемникам, в котором есть такие слова:

«…Всего же более убогих не забывайте, но, поскольку можете, кормите их и подавайте сироте и вдовицу оправдывайте, не давайте сильным губить человека. …Паче же всего гордости не имейте в своём сердце и уме, но скажите себе: "Все смертны, сегодня живы, а завтра в гробу, и всё, что Ты дал нам, это – не наше, но Твоё, лишь порученное нам на мало дней"». «Не забывайте того хорошего, что вы умеете, а чего не умеете, тому учитесь. Как отец мой, дома сидя, научился пяти языкам, отсюда ведь честь из других стран. Леность – всему мать. Что умеет, то забудет, а чего не умеет, тому научится… Пусть солнце не застанет вас в постели».

При Владимире и его сыне был создан наиболее полный свод законов – «Пространная Русская Правда» (первая «Русская Правда» была составлена при Ярославе).

Выбор киевлян не был случайностью. Ещё в 1103 г. князь Владимир, владетель небольшого провинциального княжества, проявил себя как блистательный политик и полководец, сумев сплотить русских удельных князей на отпор степным хищникам-половцам, которые регулярными набегами на разрозненные княжества разоряли города и веси, грабили, уводили мирных землепашцев в плен и продавали в рабство. По инициативе Мономаха был нанесён упреждающий удар: под его командованием русское войско у реки Сутень нанесло половцам сокрушительное поражение (в битве погибло 20 половецких ханов), которое на несколько лет отбило у степняков охоту заниматься своим привычным промыслом. С этого года начались регулярные походы объединённых русских ратей в Половецкую степь. Крупнейшим стал поход 1111 г., после которого большая часть половцев вообще ушла из пограничья на Северный Кавказ. Русская летопись утверждает, что ещё спустя десятки лет половецкие матери пугали маленьких детей грозным именем Мономаха. 

Избранию Мономаха на Киевский престол предшествовали драматические события. Недовольство политикой корыстолюбивого Святополка II Изяславича назревало давно, и сразу после смерти князя прорвалось восстанием, направленным против произвола княжеской администрации, спекулировавшей хлебом и солью, против закабаления свободных жителей евреями-ростовщиками. Восставшие разгромили вначале дворы сотников и тысяцкого, а затем принялись за владения ростовщиков. 

По мнению известного историка И.Я. Фроянова, причиной бунта явилось противоборство партий: одна – сторонников Владимира Мономаха, вторая – сторонников Давыда и Олега Святославичей (двоюродных братьев Мономаха). Вторая партия имела большую поддержку со стороны еврейской общины, интересы которой Святославичи всячески оберегали. Защита интересов «казарской» корпорации (а иудеи в правление Святополка, по словам летописца, «получили  многие пред христианы вольности») оборачивалась против христиан, ибо многие из них «торгу и ремесл лишились». Поэтому простые киевляне вознамерились самым решительным образом не допустить до правления Святославичей.

Л.Н.Гумилёв причины восстания объясняет несколько иначе: «Святополк пошёл на нехитрую операцию: он пригласил из Германии евреев-ростовщиков. Ростовщики получили право жительства в Киеве, возможность построить синагогу и свободу в финансовых операциях. Прибывшие с Запада в Киев евреи благодаря своему опыту и сплоченности быстро отняли у непривычных к ростовщичеству киевлян большую часть клиентуры. Однако они не ограничились этой деятельностью. Ссужая великому князю деньги, они требовали для себя возможностей максимальной наживы. Наиболее выгодным коммерческим предприятием в то время была торговля рабами. Естественно, что кредиторы подталкивали Святополка к военным походам, целью которых был захват пленников, служивших платой великого князя ростовщикам. <…> Легко понять, что политика, проводимая Святополком II, была далека от стратегических, политических, экономических и культурных интересов Руси. Естественно, что киевляне были крайне недовольны Святополком, но у него была достаточно сильная дружина <…>. Восставать в таких условиях горожанам было слишком рискованно. Но все люди смертны. В 1113 г. Святополк умер, и тогда прорвались народные страсти».

Киевские бояре и духовенство долго уговаривали 60-летнего Мономаха стать киевским князем, выдвинув в качестве последнего аргумента опасение возможного разграбления монастырей неуправляемой разгневанной массой: «Приходи, княже, в Киев; если не придешь, то знай, что много бед произойдет, не только Путятин двор, не только сотских и евреев пограбят, но нападут и на невестку твою, и на бояр, и на монастыри, и будешь ты ответ держать, княже, если разграбят и монастыри». После вокняжения Мономаху быстро удалось погасить восстание – не силой, а с помощью новых законов, облегчавших жизнь горожан и существенно ограничивавших ростовщичество («Устав Владимира Всеволодовича» 1113 года). 

За недолгие 12 лет его княжения на Руси наступил мир и покой. Своим мудрым правлением он завоевал искреннюю любовь и уважение современников. Летопись называет его «братолюбцем, нищелюбцем и добрым страдалицем за русскую землю». Владимир Мономах стал вторым, вслед за своим прадедом Владимиром I Святым, прототипом былинного Владимира Красное Солнышко. Славные деяния Ильи Муромца также восходят к его эпохе. 

При нём Киевская Русь последний раз в своей истории достигла расцвета, могущества и величия. Дело Мономаха продолжил его сын – святой благоверный князь Мстислав, прозванный  Великим, но его смерть в 1132 г. стала началом конца Киевской Руси. Вновь вспыхнувшие княжеские распри и междуусобицы воодушевили половцев и вскоре привели к запустению Киева, оттоку населения на Северо-Восток и возвышению Владимиро-Суздальского княжества, ставшего при святом благоверном князе Андрее Боголюбском (см. здесь) новым объединительным центром русского народа. 

Валерий Габрусенко, публицист, кандидат технических наук, доцент, член-корр. Петровской академии наук и искусств


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев - 0

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме