В конце 2017 года РНЛ и «Русское Собрание» обратились с открытым письмом и направили Обращение «
Названия населенных пунктов должны иметь светлые родные звучания» в Государственную Думу России, руководителю Администрации Президента России, министру культуры России, губернатору Московской области, мэру города
Москвы и к руководителям фракций Госдумы, а также в московские общественные организации ветеранов войны и труда по следующему вопросу:
в последнее время стала угрожающе распространённой практика наречения населённых пунктов несвойственными национальной и культурной традиции названиями. Среди русских речушек, посёлков и лугов расположились коттеджные поселения с «громкими», как кому-то кажется, названиями: «Бристоль», «Риверсайд», «Шервуд», «Бавария», «Трувиль», «Кембридж», «Марсель», «Нормандия» и т.п. и т.п. В городах, прежде всего, говорим о Москве, та же практика: сеттльменты с французскими, голландскими, немецкими, голландскими улицами и такими же неуместными иностранными названиями. Подобная практика есть результат неуважения своей истории и культуры и даже оскорбительного отношения к народу, в особенности, когда речь идёт о присвоении посёлкам и улицам немецких названий.
Европейничанье и псевдокультура, равнодушие и бюрократизм тех, кто к этому причастен, не должны остаться без внимания общественности, государственных органов, так как указанные тенденции - не частные случаи. Авторы обращения отследили аналогичную ситуацию и в других городах России: к сожалению, эта лакейская мода стремительно расползается по стране.
Меня, как одного из
инициаторов постановки данной проблематики, МОО «Русское Собрание» попросило обобщить реакцию на Обращение со стороны органов управления, в адрес которых был направлен этот документ.
Какие же ответы были получены нами после обращения в столь компетентные органы? Выждав приличный срок: 1,5 месяца, можем подвести, прямо скажем, скромные итоги.
Самая оперативная реакция была из Администрации Президента, однако, ответ содержал лишь рекомендацию обратиться в правительство Москвы и Московской области.
Затем отозвался Департамент Культуры Москвы: нам было сообщено, что обращение перенаправлено в Комитет общественных связей столицы.
Из Администрации Губернатора Московской области нас проинформировали о том, что наше письмо направлено в Главное управление территориальной политики МО.
Правительство Москвы, в свою очередь, неназойливо намекнуло в своём ответе, что лучше бы писать на сайт gorod.mos.ru. Однако, с нашей точки зрения, названные порталы «Программа развития Москвы», «Дороги Москвы», «Портал управления многоквартирными домами» не относятся к юридической и культурной составляющей проблемы, о которой шла речь в нашем обращении.
Наконец, из Комитета Общественных Связей Москвы получаем ответ по существу, который лишь углубляет наши и недоумение, и скорбь:
«В полномочия Правительства Москвы не входит вопрос наименования коттеджных посёлков и жилых кварталов, которые строятся на средства инвесторов и собственные средства застройщиков… В соответствии с Гражданским Кодексом РФ строительная организация вправе самостоятельно называть такие объекты без согласования с органами власти».
Вот как: что хотите, то и воротите, господа из строительных организаций, застройщики и инвесторы… Вызывает надежду то обстоятельство, что соответствующая статья из Гражданского Кодекса почему-то не названа. А это означает, что общественности можно потрудиться на этом поле.
Главное управление архитектуры и градостроительства Московской области в своём отклике назвали наше обращение «вопросом о присвоении адреса объектом адресации». Хотя разве речь идёт об адресе? Витиеватый смысл ответа этой организации таков: «Статья 2 Закона МО от 24.07.2014 № 107/2014-03 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований МО отдельными государственными полномочиями МО" полномочиями по присвоению адресов объектам адресации, изменению и аннулированию адресов, присвоению наименований элементам улично-дорожной сети (за исключением автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорого регионального и местного значения), наименований элементам планировочной структуры в границах поселений, изменению, аннулированию таких наименований, размещению информации в государственном реестре поселениях, осуществляют органы местного самоуправления муниципального района. Присвоение адреса объекту на территории МО осуществляется в соответствии с административным регламентом, утверждённым ГлавАрхитектурой МО 24.08.2017 №31РВ-166».
Содержание административного регламента, согласно которому и надо поименовывать новые адреса, не раскрыто, причём указаны ведь только «элементы планировочной структуры», а вовсе не населённые пункты.
Министерство Культуры Российской Федерации поблагодарило «Русское Собрание» за неравнодушное отношение к культурному наследию страны и сообщило следующее: в компетенцию Министерства не входят указанные в обращении вопросы, однако даны, в отличие от ГлавАрхитектуры, конкретные ссылки – «вопросы установления наименований географических объектов регулируются Федеральным законом от 18.12.1997 № 152-ФЗ "О наименованиях географических объектов"». В соответствии со статьёй 9 предложения о наименовании могут вноситься органами госвласти РФ, госвласти субъектов РФ, органами местного самоуправления, а также общественными объединениями, юридическими лицами, гражданами РФ в законодательные (представительные) органы госвласти, на территории которых расположены такие географические объекты.
После этого ответа определённости добавилось, но где же главное: КТО ПРИНИМАЕТ РЕШЕНИЕ О ДОПУСТИМОСТИ ТОГО ИЛИ ИНОГО НАИМЕНОВАНИЯ? Ясно, кто может предложить, но кто должен разрешить или запретить?
Почти через 1,5 месяца после отправки писем получен ответ от заместителя Председателя Правительства Московской области – руководителя главного управления территориальной политики МО. Вот что мы узнали: «…населённые пункты с указанными в обращении наименованиями на территории МО не зарегистрированы…. Коттеджные посёлки и иные элементы жилой постройки, не имеющие статуса самостоятельного населённого пункта, не являются географическими объектами и не входят в сферу регулирования Федерального закона от 18.12.1997 №152 – ФЗ, которым утверждён порядок присвоения наименований населённым пунктам». В завершении ответа нам было предложено обращаться к собственникам указанных жилых застроек (наверное, для того, чтобы выслушать что-то вроде - «а нам такие названия нравятся»).
Суммируя ответы облечённых властью и ответственностью руководителей официальных ведомств, можно сделать следующие выводы:
Коттеджные посёлки, имеющие определённые наименования, реально существуют, но на бумаге, в официальных реестрах их не существует (слова такие есть, но самих их нет). Вполне себе по Гоголю получается. Ну, а что? Неразгаданные тайны нашей жизни – это «фишки» такие.
Давать названия указанным поселениям могут, кто угодно (см. выше).
Кто в конечном итоге даёт разрешение на присвоение тех или иных наименований – НЕИЗВЕСТНО.
Между тем, как нам кажется, стоит добавить, что кроме уже названных коттеджных поселений, есть ещё и ещё подобные. Вот только некоторые из них:
- Шведская деревня, Ступинский район;
- Polyanka deluxe (смешно, ей-Богу) – Одинцовский р-н, Рублёво-Успенское шоссе;
- Ришелье – Истринский р-н, Новорижское шоссе;
-
Пушкин Лэнд (к чему второе слово-то?!) – Пушкинский р-н МО;
- Нормандия – Истринский р-н, Новорижское ш.;
- Подмосковная Бавария (?!!) – Калужское шоссе, 25 км;
- Бавария club – Калужское шоссе, 27 км;
- Маленькая Шотландия –
Ленинградское ш, 14 км;
- Швейцарская долина – Чеховский р-н, Симферопольское шоссе;
- Венский лес (своего леса нет у нас…) – Симферопольское ш, 70 км;
- Наполеон (?!!) Калужское шоссе, 23 км;
- Bremen – Калужское ш, 7 км;
- Бельгийское предместье – Калужское ш., 9 км.
- Фламандия ECO Village – Каширское ш., 28 км;
- Кронбург – Калужское ш., 34 км;
- Английский квартал – Новорижское ш., 18 км;
И так далее, и так далее… Заметьте, у посёлков есть координаты, и это не виртуальные объекты, они на земле стоят, на нашей земле.
Понятно – стоимость домиков такова, что покупает их богатая элита. «Элита» - кто это? Как сказал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, настоящую элиту взращивает народ, она из его глубин. В нынешней же реальности элиту назначают, а эта назначенная группа отмечена лакейством, и для неё слова «историческая память», «национальные культурные традиции» ровным счётом ничего не значат. Да и пожалуйста! Любите, кого хотите!
Вот только законы той страны, где так называемая элита устраивается поудобнее, следует соблюдать.
И мы докопаемся, КТО же должен давать и даёт разрешения на наименование таких поселковых образований.
Пусть строят их некие компании со своими брендами, это можно отметить, где следует, а названия должны присваиваться в соответствии с нашей богатейшей культурно-языковой традицией. «Ивушки», «Добрыня», «Стрижи», «Шишки», «Чесноково», «Тихая речка», «Пчёлки», «Иван да Марья», «Клубничное», «Варежки», «Медная подкова», «Мармеладово», «Дивный», «Овечкино», «Два ежа», «Аисты» - здесь и задушевность, и юмор, и ни грамма презренного лакейства.
Наталья Варламова, педагог, филолог, публицист
36. Re: Не должно быть несвойственных национальной традиции названий населенных пунктов!
35. Re: Не должно быть несвойственных национальной традиции названий населенных пунктов!
34. на 32 Потомок...
33. на 27 Рудовский
32. Ответ на 25., чистякова:
31. Ответ на 23., Lucia:
30. Ответ на 25., чистякова:
29. Ответ на 26., Блинов:
28. Ответ на 27., рудовский:
27. Re: Не должно быть несвойственных национальной традиции названий населенных пунктов!