Нестроения в Сербской Церкви — фейк или пугающая реальность?

Идеология «Евхаристической экклезиологии» делает Поместные Церкви лёгкой добычей более мощных структур

Продолжаем разговор о нестроениях в Сербской Церкви, связанных с болезненной реакцией части верующих на деятельность активистов «ревизии Устава СПЦ». Предлагаем расшифровку беседы помощника главного редактора «Русской народной линии» Павла Тихомирова с нашим постоянным автором, доктором юридических наук (Университет в Крагуевце, Сербия), специалистом по юридической истории, членом Правового-политическогo совета Автономного края Косово и Метохия Зораном Чворовичем:

В Русской Церкви предпочитают не замечать смуты в СПЦ, преподнося новости о нестроениях в качестве т.н. фэйка. Так ли это?

Зоран Чворович: Не совсем понятно: что преподносится в качестве т.н. «фэйка»? Работа Комиссии продолжается уже не один год. Прот. В.Джомич говорит о шести годах работы.

Отдельные тексты время от времени становятся достоянием гласности. Вот, к примеру, ссылка на один из протоколов Заседания Комиссии.

Есть и текст Проекта Нового Устава.

П.Т.: Мне приходится бывать в Сербии. Первый раз я побывал в вашей стране в 1999 году, прожил там полгода. (Почти месяц был гостем митр. Амфилохия в Цетинье, потом более 4 месяцев провёл по его благословению в монастырях Косова и Метохии, и в перед возвращением домой - пару недель в Белграде).

Бросается в глаза то, что интеллектуальная мода в Сербской Церкви сформирована под влиянием трудов прот. Александра Шмемана. Речь идёт, в первую очередь об «Евхаристической экклезиологии».

Напомним нашим читателям: суть «Евхаристической экклезиологии» заключается в том, что Церковь воплощается в евхаристическом общении, и там, где его нет - нет и Церкви.

Иными словами, идеологи «Евхаристической экклезиологии» подчёркивают то, что Таинство Евхаристии - это сущность Церкви (с большой буквы), а те или иные особенности, обусловленные культурно-историческими причинами - атрибут церкви (с маленькой буквы). Лишившись Евхаристии Церковь перестаёт быть Церковью, превращаясь в своего рода религиозное собрание. Но лишившись того или иного атрибута, Церковь не престаёт оставаться Церковью по сути.

Фото Павла Тихомирова.Таким образом, если попробовать реконструировать мотивацию, которой движимы активисты «ревизии Устава», можно сделать вывод, что ученики прот. А.Шмемана и митр. Иоанна (Зизиуласа) рискнули пожертвовать атрибутами (т.е. Святосавием) во имя попытки спасения сущности.

Вспоминается опыт Британской экспансии. В Индии местное население подпитывало свой антихристианский настрой именно исходя из того, что воспринимали Англиканскую Церковь в качестве атрибута Британской Империи. И впоследствии именно англофобия индусов стала одной из важных причин провала христианской миссии. По всей вероятности, активисты ревизии устава переносят этот опыт на балканские реалии. Полагая, что если перестать отождествлять Православие с Сербскостью, у сербофобски настроенных жителей Балкан исчезнет психологический барьер. И таким образом, якобы, миссия Церкви будет более эффективной.

Атрибут приносится в жертву сущности, - если выражаться на языке шмемановцев.

З.Ч.: Хорошо заметили! Мотивацию активистов ревизии Устава можно выразить позицией митр. Амфилохия. Которая - судя по тексту Протокола Комиссии - заключается в том, «если церковь останется сербской, тогда будет и черногорская, и боснийская... Уж лучше мы воспользуемся ситуацией, нежели кто-то другой. (БОЉЕ ДА МИ ИДЕМО У СУСРЕТ ДОГАЂАЈИМА НЕГО ДРУГИ)».

Весь концепт преамбулы - переписанное учение Афанасьева об автокефальности каждого епископа. Церковь, лишённая Предания и идентичности, с разрушенным организационным единством, - станет лёгкой добычей UNA SANCTA.

П.Т.: Иными словами, отказавшись от Предания, от того, что последователи прот. А.Шмемана считают «обычаями без истины», по логике земной жизни, церковь становится в значительно большей степени уязвимой от внешних политических сил.

И то, что прот.А.Шмеман называл «исторической чешуёй», на самом деле было и остаётся кольчугой, не такой уж бесполезной в условиях опасной борьбы.

Примечание:

«Евхаристической экклезиологией» называл свое учение о. Николай Афанасьев. Со временем это название утвердилось за богословским направлением, представленным именами самого Афанасьева, его ученика и продолжателя о. Александра Шмемана и митрополита Пергамского Иоанна (Зизиуласа). 

 

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

3. Ответ на 2., Павел Тихомиров:

http://borbazaveru.i...ntent/view/10437/1/внизу статьи ссылка на пдф

Еще бы на русский язык перевести.

М.Яблоков / 15.03.2018

2. ссылка на текст Проекта Устава

http://borbazaveru.info/content/view/10437/1/ внизу статьи ссылка на пдф

Павел Тихомиров / 14.03.2018

1. Re: Нестроения в Сербской Церкви — фейк или пугающая реальность?

Отказ от Предания равносилен отказу от самого Православия. Православия не бывает вне Предания.

М.Яблоков / 14.03.2018
Павел Тихомиров:
Делание добрых дел может взрастить фарисейство
Отклик на статью Станислава Минакова «Закалка стали по Николаю Островскому»
01.10.2019
При каких обстоятельствах сербская русофилия может обернуться русофобией
Согласно последним опросам, 87% сербов воспринимают Россию как друга
27.09.2019
Космонавтика – это хорошо. А Космизм – плохо
О легкомысленном отношении к ереси Циолковского
18.09.2019
Так ли виноваты «неблагодарные братушки»?
О забытой вине русских и незаслуженном обвинении болгар в беспричинном предательстве и неблагодарности
16.09.2019
В Сербии нет культа Второй Мировой
Пока в Сербии не сложится общественного согласия по поводу осмысления трагедии 1941-45, от имени народов Югославии будет выступать… Хорватия
05.09.2019
Все статьи автора
Зоран Чворович:
Многоходовка окружения Вучича?
Или почему сербские содомиты из «Да се зна» ополчились на автора РНЛ, известного православного писателя Сербии Владимира Димитриевича
04.04.2019
Нужно ли России делить «сукиных сынов» на «своих» и «чужих»?
Участники «Балканского клуба» о том, почему нашей стране не следует поддерживать Александра Вучича
29.03.2019
Россия рискует навсегда потерять Балканы
Албанские СМИ сообщают о якобы достигнутой закулисной договорённости между Москвой, Парижем и Вашингтоном о фактической сдаче Белградом Косова
02.03.2019
Антихрист призван осудить ересь экуменизма?
Или почему VIII Вселенский Собор не может быть созван для преодоления украинского раскола
29.11.2018
Все статьи автора