Нестроения в Сербской Церкви — фейк или пугающая реальность?

Идеология «Евхаристической экклезиологии» делает Поместные Церкви лёгкой добычей более мощных структур

0
1115
Время на чтение 4 минуты

Продолжаем разговор о нестроениях в Сербской Церкви, связанных с болезненной реакцией части верующих на деятельность активистов «ревизии Устава СПЦ». Предлагаем расшифровку беседы помощника главного редактора «Русской народной линии» Павла Тихомирова с нашим постоянным автором, доктором юридических наук (Университет в Крагуевце, Сербия), специалистом по юридической истории, членом Правового-политическогo совета Автономного края Косово и Метохия Зораном Чворовичем:

В Русской Церкви предпочитают не замечать смуты в СПЦ, преподнося новости о нестроениях в качестве т.н. фэйка. Так ли это?

Зоран Чворович: Не совсем понятно: что преподносится в качестве т.н. «фэйка»? Работа Комиссии продолжается уже не один год. Прот. В.Джомич говорит о шести годах работы.

Отдельные тексты время от времени становятся достоянием гласности. Вот, к примеру, ссылка на один из протоколов Заседания Комиссии.

Есть и текст Проекта Нового Устава.

П.Т.: Мне приходится бывать в Сербии. Первый раз я побывал в вашей стране в 1999 году, прожил там полгода. (Почти месяц был гостем митр. Амфилохия в Цетинье, потом более 4 месяцев провёл по его благословению в монастырях Косова и Метохии, и в перед возвращением домой - пару недель в Белграде).

Бросается в глаза то, что интеллектуальная мода в Сербской Церкви сформирована под влиянием трудов прот. Александра Шмемана. Речь идёт, в первую очередь об «Евхаристической экклезиологии».

Напомним нашим читателям: суть «Евхаристической экклезиологии» заключается в том, что Церковь воплощается в евхаристическом общении, и там, где его нет - нет и Церкви.

Иными словами, идеологи «Евхаристической экклезиологии» подчёркивают то, что Таинство Евхаристии - это сущность Церкви (с большой буквы), а те или иные особенности, обусловленные культурно-историческими причинами - атрибут церкви (с маленькой буквы). Лишившись Евхаристии Церковь перестаёт быть Церковью, превращаясь в своего рода религиозное собрание. Но лишившись того или иного атрибута, Церковь не престаёт оставаться Церковью по сути.

Фото Павла Тихомирова.Таким образом, если попробовать реконструировать мотивацию, которой движимы активисты «ревизии Устава», можно сделать вывод, что ученики прот. А.Шмемана и митр. Иоанна (Зизиуласа) рискнули пожертвовать атрибутами (т.е. Святосавием) во имя попытки спасения сущности.

Вспоминается опыт Британской экспансии. В Индии местное население подпитывало свой антихристианский настрой именно исходя из того, что воспринимали Англиканскую Церковь в качестве атрибута Британской Империи. И впоследствии именно англофобия индусов стала одной из важных причин провала христианской миссии. По всей вероятности, активисты ревизии устава переносят этот опыт на балканские реалии. Полагая, что если перестать отождествлять Православие с Сербскостью, у сербофобски настроенных жителей Балкан исчезнет психологический барьер. И таким образом, якобы, миссия Церкви будет более эффективной.

Атрибут приносится в жертву сущности, - если выражаться на языке шмемановцев.

З.Ч.: Хорошо заметили! Мотивацию активистов ревизии Устава можно выразить позицией митр. Амфилохия. Которая - судя по тексту Протокола Комиссии - заключается в том, «если церковь останется сербской, тогда будет и черногорская, и боснийская... Уж лучше мы воспользуемся ситуацией, нежели кто-то другой. (БОЉЕ ДА МИ ИДЕМО У СУСРЕТ ДОГАЂАЈИМА НЕГО ДРУГИ)».

Весь концепт преамбулы - переписанное учение Афанасьева об автокефальности каждого епископа. Церковь, лишённая Предания и идентичности, с разрушенным организационным единством, - станет лёгкой добычей UNA SANCTA.

П.Т.: Иными словами, отказавшись от Предания, от того, что последователи прот. А.Шмемана считают «обычаями без истины», по логике земной жизни, церковь становится в значительно большей степени уязвимой от внешних политических сил.

И то, что прот.А.Шмеман называл «исторической чешуёй», на самом деле было и остаётся кольчугой, не такой уж бесполезной в условиях опасной борьбы.

Примечание:

«Евхаристической экклезиологией» называл свое учение о. Николай Афанасьев. Со временем это название утвердилось за богословским направлением, представленным именами самого Афанасьева, его ученика и продолжателя о. Александра Шмемана и митрополита Пергамского Иоанна (Зизиуласа). 

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

3. Ответ на 2., Павел Тихомиров:

http://borbazaveru.i...ntent/view/10437/1/внизу статьи ссылка на пдф

Еще бы на русский язык перевести.
М.Яблоков / 15.03.2018, 07:53

2. ссылка на текст Проекта Устава

http://borbazaveru.info/content/view/10437/1/ внизу статьи ссылка на пдф
Павел Тихомиров / 14.03.2018, 19:21

1. Re: Нестроения в Сербской Церкви — фейк или пугающая реальность?

Отказ от Предания равносилен отказу от самого Православия. Православия не бывает вне Предания.
М.Яблоков / 14.03.2018, 11:37
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Павел Вячеславович Тихомиров
Трамп – воплощение эпохи новых-старых смыслов в политике
Приходит время исповедничества
07.11.2024
Могут ли десять тысяч корейцев превратить Суджу в новую Плевну?
«Нью-Йорк Таймс» готовит новое инфополе
05.11.2024
Хорватская Православная Церковь (1942-1945)
Сербская Православная Церковь во время гитлеровской оккупации Югославии. Часть 2
04.11.2024
«Книга или экранизация. Что лучше?»
В Москве завершились съёмки литературной викторины
21.10.2024
Все статьи Павел Вячеславович Тихомиров
Зоран Чворович
Балканские шахматы, домино и напёрстки
Давление со стороны «Сербии против насилия» использовано, чтобы сделать Вучича ещё более кооперативным
05.01.2024
Трагический спектакль близится к закономерному финалу
Вучич готов открыто признать «Республику Косова»
03.11.2023
Сербам плеснули в лицо кипятком
Протест в защиту Косова был несравненно менее массовым, нежели протесты, организованные прозападной оппозицией
22.05.2023
Охридская Архиепископия СПЦ войдёт в состав Македонской Церкви
Отрабатываются механизмы, которые, возможно, будут использоваться для преодоления и других расколов
27.04.2023
Все статьи Зоран Чворович
Последние комментарии
Религиозная амбивалентность?
Новый комментарий от Человек
11.11.2024 19:39
Царь Иоанн Грозный не виновен в смерти святителя Филиппа
Новый комментарий от Фиалковский
11.11.2024 18:57
Ему помогли уйти из жизни…
Новый комментарий от Русский Сталинист
11.11.2024 17:39
Создатели шоу «Гарри Поттер и философский камень» будут финансировать ВСУ
Новый комментарий от прот. Владимир Сахаров
11.11.2024 17:30
Узнаем ли мы Илию?
Новый комментарий от Виктор
11.11.2024 17:29
Маятник качнулся от либерализма к патриотизму
Новый комментарий от Владимир Николаев
11.11.2024 16:48