«Намерение скомпрометировать эту многовековую традицию неприемлемо»

Представители Церкви и эксперты об «откровениях» армянского священника-монофизита, который попытался опорочить чудо схождения Благодатного Огня

За несколько недель до Пасхи большой скандал вызвали «откровения» армянского священника, сообщившего в интервью израильским журналистам о схождении Благодатного Огня в Иерусалиме, что все дело в «специальной лампаде», сообщает РИА Новости.

«Остановите съемку, он лжет!» — в беседу монофизита Самуила Агоняна с журналистами вмешивается греческий служитель храма, закрывая руками камеру. Но армянин продолжает рассказывать, как он трижды замечал, что Патриарх зажигает связки восковых свечей от масляной лампады и ничего мистического в этом нет. «Бог творит чудеса, но не на потеху людям», — заключает собеседник израильского ТВ.

Схождение Благодатного Огня проходит в храме Гроба Господня ежегодно накануне православной Пасхи — в Великую субботу. Огонь загорается чудесным образом в результате молитв Иерусалимского Патриарха и тысяч верующих внутри храма, в самом священном для христиан месте — Кувуклии, часовне, выстроенной над самим Гробом Господним.

Однако есть и иные «версии» происхождения Огня. Например, Патриарх Иерусалимский якобы тайно проносит с собой зажигалку. Или же в Кувуклии спрятана лампада с готовым огнем еще за неделю до Пасхи. Либо, если верить некоторым преданиям, эта тайная лампада чудесным образом зажглась где-то в V веке и с тех пор священнослужители поддерживают ее горение — иными словами, Благодатный Огонь действительно чудесным образом сходил, но лишь однажды.

Историк-востоковед Михаил Якушев с 2003 года ежегодно присутствует на церемонии. И не сомневается в том, что Благодатный Огонь — чудо. «Если бы это было не чудом, я бы даже сказал, не Божиим промыслом, то тогда я бы двадцать раз не участвовал в этом. Любой, кто попал на это событие, испытывает трепет, радость, восторг и постоянно стремится туда вновь, хотя это крайне сложно», — признается он. А описать переживания во время церемонии иначе как словом «восторг», он не может. «Особенно когда сначала весь храм замирает в ожидании огня, и вот наконец он появляется», — добавляет Якушев.

Известный в Москве реаниматолог-иеромонах Феодорит (Сеньчуков) тоже не раз присутствовал в главном храме христианства в Великую субботу и категорически не согласен с версией отца Самуила Агоняна. «Конечно, можно предположить, что этот огонь происходит из зажигалки Иерусалимского Патриарха Феофила. Но на храмовых стенах перед схождением Огня возникают сполохи, причем в самых неожиданных местах, и описывались они задолго до изобретения фотовспышек. Своими глазами я видел, как сами собой внезапно возгораются свечи. И считаю невозможной популярную идею о том, что человек покупает их в лавке, идет в храм и непосредственно перед схождением Огня специально мажет их белым фосфором (легковоспламеняющимся веществом. — РНЛ) Благодатный огонь — это действительно чудо», — рассказывает отец Феодорит.

Примечательно, что в Кувуклию Патриарх Иерусалимский заходит в одном полотняном подряснике. Чтобы было видно: он не проносит с собой спички или еще чего-либо, способного зажечь огонь. Затем дверь в часовню опечатывается в присутствии израильской полиции.

В Армянской апостольской церкви вообще иначе смотрят на историю происхождения Святого огня. Латинские и арабские источники упоминают о чуде самовозжигания лампад у Гроба Господня начиная с VII века. Армянская же церковь связывает традицию Благодатного Огня со своим основателем — святым Григорием Просветителем, жившим гораздо раньше. По учению Армянской церкви, Григорий, не считая себя достойным войти в Гроб Господень в Иерусалиме, отправился в окрестные пещеры и долго молился. В ответ на его молитву в субботу, за день до Пасхи, уже у Гроба чудесным образом зажглись все свечи и лампады. Именно после этого он был назван Просветителем.

Заявление представителя Армянской церкви о зажигании огня в Кувуклии банально от горящей лампады вызвало негативную реакцию в России, где торжественное принесение Благодатного Огня на ночное пасхальное богослужение уже много лет считается одним из кульминационных моментов празднования Воскресения Христова. Так, пресс-секретарь Патриарха Кирилла священник Александр Волков прямо оставил сказанное «на совести священнослужителей Армянской церкви». А замглавы Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе назвал поступок Агоняна неприемлемым. «У нас, когда весь православный мир готовится к Пасхе, вызывают большое разочарование попытки скандализировать тему схождения Благодатного огня. Для всего православного мира это духовное событие, в котором участвуют миллионы верующих. Намерение скомпрометировать эту многовековую традицию неприемлемо и имеет своим косвенным результатом нарушение молитвенного состояния, в котором православные верующие пребывают во время приготовления к светлому празднику Воскресения Христова», — подчеркнул Кипшидзе.

Однако нынешнему скандалу не стоит удивляться, считает востоковед Михаил Якушев. Все дело в обиде — Святая земля, увы, не способна вместить всех христиан, вот они и спорят друг с другом. Особенно если дело доходит до присутствия и служения в самом святом для христианского мира месте — у Гроба Господня. «Когда я работал там дипломатом, Патриарх Диодор допускал присутствие армянского священника в приделе Ангела (часть Кувуклии в храме Гроба Господня. — РНЛ). И это в Армянской церкви восприняли как устоявшуюся традицию. Но после смерти Патриарха Диодора в 2000 году, при Патриархе Иринее, представителей Армянской церкви вновь перестали туда пускать, что вызывало столкновения вплоть до драки», — вспоминает Якушев.

У Русской Православной Церкви есть научное подтверждение чудесности возникновения Благодатного Огня в храме Гроба Господня, заявил газете Взгляд академик общественной организации «Российская академия естественных наук» Павел Флоренский, который руководит экспертной рабочей группой по научному описанию чудесных знамений при Богословской комиссии Московского Патриархата.

«Мы послали туда составе одной из делегаций физика Андрея Александровича Волкова, он пронес приборы в храм Гроба Господня и замерял частоты электромагнитного излучения. Он установил, что в момент возгорания огня происходит мощный низкочастотный электроразряд», – сказал Флоренский, внук известного богослова, философа, священника Павла Флоренского.

«Такой разряд мог быть в результате молнии или электросварки, а ничего этого там в тот момент не было. Так что мы и научным фактом подтвердили необычность, то есть чудесность этого явления», – подчеркнул Флоренский.

Флоренский напомнил, что сказанное Агояном не отражает позицию Армянской церкви: «Официально никто от имени Армянской апостольской церкви такого, по сути еретического, заявления не делал». Всегда были, есть и будут хулители, заявил Флоренский.

«Однако чудо это происходит столетия, – сказал он. – И все эти века есть сомневающиеся и опровергающие. Ищут у Патриархов зажигалку, с которой они якобы сотни лет входят в кувуклию». 

Кроме того, Флоренский замечает: «Когда есть великая святыня, вокруг нее неизбежно бывают конфликты. Поэтому Благодатный огонь – это и свидетельство, требование  и символ необходимости нашего единства. Огонь возгорается только в руках Иерусалимского православного Патриарха, при молитвенном участии представителей Армянской и Коптской церквей, старцев из Лавры Саввы Освященного и так шокирующих нас арабских православных мальчишек, обходящих кувуклию, – шакриатов, бьющих в бубны, пляшущих и выкрикивающих слова молитвы. Только если все вместе. Чудо возгорания огня связано со всем миром. И с нами тоже. Вспомним, что огонь не загорался в 1923 году, когда Святейшего Патриарха Тихона отстранили от служения».

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
"Проблемы церковной жизни"
Последуя святым отцам...
К вопросу о критерии верности православному вероучению (в контексте «богословия» А. Шишкова)
16.10.2019
«Реакция на это событие последует»
О признании Элладской Церковью т.н. «ПЦУ»
16.10.2019
Но зачем так пиарить валенок?
О постмодернистской забаве в Выборгской епархии
11.10.2019
Все статьи темы