Он защищал честь и достоинство Отечества

Исполнилось 85 лет крупному советско-российскому психиатру, известному публицисту профессору Ф.В. Кондратьеву

Бывший СССР 
0
517
Время на чтение 9 минут
17 февраля 2018 года исполняется 85 лет крупному советско-российскому психиатру, известному публицисту (в том числе и автору ряда публикаций на РНЛ) профессору Ф.В. Кондратьеву. Он очень боялся не успеть до ухода в мир иной закончить свой большой научно-исторический труд, посвященной самой социально сопряженной медицинской дисциплине – судебной психиатрии. Ф.В. Кондратьев стал судебно-психиатрическим экспертом в далеком 1959 году и всю жизнь, более полувека, проработал в Институте (Центре) судебной психиатрии им. В.П. Сербского. На эти годы приходится беспрецедентная агрессивная клевета на отечественную психиатрию, обвинения её в традиционной карательной сущности. Через эту беспардонную ложь и очернение российской психиатрии наши исконные враги добивались (и во многом добились) дискредитации Отечества. Многие до сих пор так и считают, будто в годы Советской власти было политическое злоупотребление психиатрией, что привело к массовому насильственному помещению инакомыслящих диссидентов в тюремные психушки для принудительного лечения.

Заканчивая свою книгу «Правозащитное» злоупотребление психиатрией (клинико-политическое представление истории российской психиатрии)», 2017, Ф.В. Кондратьев в Послесловии написал: «Я рад, что основное успел написать. Только что я ещё раз перечитал «Безумную психиатрию» Прокопенко, те ее разделы, которые касаются событий вокруг VI Конгресса Всемирной ассоциации психиатров 1977 года в Гонолулу. Как же была извращена реальность, какая же была согласованная и всемирно организованная клевета на советскую психиатрию. Невольно возникают аналогии с сегодняшней «агрессией» России на Украине и её вмешательством в выборные процессы стран западной «демократии». То, что я написал – результат того, в чем я сам хотел разобраться, разобраться в первую очередь для себя. Начиная эту работу на фоне неудержимой антироссийской пропаганды, я всё больше убеждался, что психиатрия это особая сфера, которая сопричастна к таким понятиям как свобода совести и воли человека, а также честь и достоинство Отечества. Защищая свою психиатрию, я защищал своё Отечество».

Мне довелось быть редактором этой книги Ф.В. Кондратьева и написать к ней предисловие. Я согласился на это, поскольку свидетелей и участников тех событий в истории советской психиатрии, о которых пишет профессор Ф.В. Кондратьев, осталось очень мало и скоро не будет совсем. Как член Центральных комиссий Минздрава СССР по прекращению принудительного лечения в специальных психиатрических больницах МВД, я на протяжении ряда лет работал в составе комиссии по решению вопросов о прекращении принудительного лечения, и многих вылеченных в этих больницах больных, в том числе и диссидентов, выписывал. Я в курсе сути обсуждаемых в книге событий, и в целом, как непосредственный их соучастник, имею по ним сложившееся представление.

В своей книге «Правозащитное» злоупотребление психиатрией (клинико-политическое представление истории российской психиатрии)» Ф.В. Кондратьев, защищая честь и достоинство отечественно психиатрии, соответственно защищал имидж Отечества (Российской Империи, Советской России, Российской Федерации) от необоснованных обвинений и унизительных инсинуаций о якобы «традиционной» для отечественной психиатрии карательной сущности. При этом акцент сделан автором на советском периоде истории психиатрии. Это наиболее многогранный для оценок период, когда сосуществовали и явные достижения, и столь же явные негативные явления.

Во всех бедах советского периода истории отечественной психиатрии (низкий уровень образования, нравственная ущербность экспертов, плохое материально-техническое обеспечение) автор винит большевицкую тоталитарную Систему, накрывшую на 70 лет своим покровом наше Отечество, в том числе, конечно, и медицину. Вместе с тем, автор показывает, что советская психиатрия начала свой путь с создания внебольничной (диспансерной) службы, оказавшейся первой и самой лучшей в мире, и закончила эффективной системой социальной реабилитации и реадаптации психически больных. А что касается теоретического ущерба от «единственно научной» марксистско-ленинской идеологии, сессий ВАСХНИЛ и «павловских мероприятий» 1951-1952 годов, то такие выдающиеся ученые, как И.В. Давыдовский и В.А. Гиляровский, создавали предпосылки и для прочного теоретического фундамента и для обоснования запрета переноса в нашу страну порочной западной практики, в частности, лоботомии.

Однако всё же, с сожалением отмечает автор, изоляция от мировых достижений в сфере понимания сущности человека и причин его социального поведения привели к тому, что нравственные особенности духовной сферы (диссидентство) предписывалось «лечить» через фармакологические воздействия на психологическую (душевную) сферу. По существу это было злоупотребление психиатрией, которое стало возможным вследствие тоталитаризма в науке, отрезавшей советскую психиатрию от необходимых знаний. Поэтому нужно понимать и помнить, что в этом была беда, а не вина советской психиатрии.

Положение о том, что советская психиатрия не только не была пособницей тоталитарной системы, а сама была её жертвой, – проходит через все содержание книги, это её стержень, и собственно в этом её историческое значение.

Автор хорошо изучил (достаточно и широко цитирует) труды хулителей отечественной психиатрии, показывая при этом, что их измышления были лишь инструментом западных сил в политической дискредитации Советского Союза.

В своей работе автор предоставил конкретные фактические данные по всему контингенту диссидентов, прошедших через судебно-психиатрические экспертные комиссии Института им. В.П. Сербского. Он аргументированно показал, что не было факта массового заведомо ложного диагностирования диссидентам психических заболеваний и признания их невменяемыми при проведении судебно-психиатрических экспертиз (и, вообще, никогда не было «массового» поступления на экспертизу). Также он опровергает дискредитирующие российскую психиатрию утверждения, будто советские психиатры исполняли какие-то инструкции и указания КГБ по конкретным экспертизам, поскольку таких инструкций просто не было. На основании фактических данных автором было показано, что не было практики помещения в специальные психиатрические больницы психически здоровых политически инакомыслящих граждан по указанию каких-либо ведомств существующей Системы.

Достаточно глубоко автор проанализировал проблему «мягкой шизофрении», показав её успешные разработки в 30-ые годы и табу с репрессиями, наложенное Системой на эти разработки. При этом он убедительно опровергает клеветнические утверждения многочисленных «правозащитных» хулителей советской психиатрии, будто концепция вялотекущей шизофрении была создана советскими психиатрами по специальному заказу большевицкой Системы для облегчения признания невменяемыми психически здоровых диссидентов.

Автор утверждает, что все эти обвинения в адрес советской психиатрии – миф, специально созданный в пропагандистских целях в годы холодной войны. Этот миф закрепился в сознании людей и, конечно, отрицательно сказывается на имидже и нашей профессии и нашей истории в целом. Также убедительно автор опровергает «правозащитно»-хулительные утверждения о постсоветском восстановлении карательной психиатрии и преследовании религиозных меньшинств. По его мнению – это такая же целенаправленная ложь, поскольку не было ни одной судебно-психиатрической экспертизы по этому поводу и, соответственно, какого-либо «карательного» принудительного лечения.

Как известно, активных «профессиональных» диссидентов в Советском Союзе действовало одновременно всего несколько десятков человек, но для придания себе значимости они говорили о «десятках тысяч»! Так, стоило действительно психически больному человеку, находящемуся на лечении в психиатрической больнице, сказать, что он в чем-то не доволен советской властью, как его тут же включали в «список жертв тоталитарной Системы», называли «узником совести», которого «карают в психиатрических застенках», а он-то сам и не знал, что является «жертвой Системы» и его «карают!».

Анализируя сложную, со многими реальными проблемами историю психиатрии советского периода, автор однозначно несомненным и основным Злом в этой ситуации называет злоумышленную целенаправленную дискредитацию советской (российской) психиатрии и через нее дискредитацию Советского Союза (Российской Империи, Российской Федерации) – всего нашего Отечества.

В книге убедительно показано, что в годы холодной войны психологически понятный антагонизм к советской Системе некоторых свободолюбивых диссидентов был искусно использован нашими противниками для дискредитации советской психиатрии в целом и через это всего Советского Союза. Для этой дискредитации русофобствующие диссиденты использовали правозащитные, в том числе международные, организации, которым жаловались на «психиатрический террор», будто Система их терроризует путем злоупотребления психиатрией. Такие жалобы стали носить постоянный и изощрённый характер, что явилось несомненным Злом. Это побудило автора написать соответствующее разоблачение и дало основание назвать свой труд «Правозащитное» злоупотребление психиатрией».

По существу, проф. Кондратьев рассматривает историю отечественной психиатрии в крепкой связке с той макросоциальной ситуацией, которая была в стране в последние 100 лет (он и написал свою книгу «К 100-летию трагических событий в России»). Он раздельно анализирует политически разные периоды жизни страны в советский период в сопряженности с проблемами психиатрии. А для объяснения взаимосвязи различных социально значимых событий построил своеобразную цепочку: политически преследуемое диссидентство появилось как реакция на тоталитарную Систему с её статьями 70 и 190-1 УК РСФСР, запрещающими критику и осуждение порядков в стране – не было бы запрета на свободу слова, не было бы и «криминального» диссидентства. Основные активисты диссидентского движения – родственники тех, кто погиб от тоталитарной Системы по различным пунктам статьи 58 УК РСФСР. Не было бы репрессий - не было бы и мстителей за эти репрессии. Принудительное лечение в специальных больницах МВД диссидентов с психическими расстройствами – законодательная установка тоталитарной Системы. Не было бы репрессивно-тоталитарной системы – не было бы таких установок. Теоретическое «обоснование» признания диссидентов психически больными и применения к ним принудительного лечения – результат умозрения руководства тоталитарной Системы. Сам тоталитаризм – плод революционного переворота октября семнадцатого года и неизменный атрибут существования большевицкой Системы.

Однако автор допускает, если бы не этот переворот октября семнадцатого года, то в Отечестве не осталось бы русского духа – он был бы поглощён либеральным космополитизмом с приматом гедонизма и нивелированием моральных ценностей – таков был социально-нравственный тренд после февраля того же года. Отнюдь не оправдывая репрессии Системы, особенно сталинизма, автор полагает, что всё же те события можно понять и как своего рода болезненную, но спасительную операцию, во многом предотвратившую нашу духовную гибель. Новые попытки опорочить российскую психиатрию, якобы опять «впутывающуюся в либеральные ценности», теперь представляются просто смехотворными, они лишь свидетельствуют, что русофобство до конца ещё не изжито.

Пусть читатель сам оценит эту причинно-следственную цепочку, но так или иначе, она впервые соединяет дореволюционный период нашей истории с настоящим, и полностью соответствует второму названию книги: клинико-политическое представление истории российской психиатрии.

Нельзя не отметить, что книга носит автобиографический характер. Это не плохо, поскольку вставки автора (картинки из личной жизни) являются уместными и интересными иллюстрациями к основному тексту изложения.

Главный смысл и назначение свой книги проф. Ф.В. Кондратьев подытожил в последней главе «Кто виноват, и что делать? «Правозащитное» зло можно победить только правдой!». Огромное скопление в Интернете и других средствах информации инсинуаций в отношении нашей психиатрии можно преодолеть только активным распространением правды и закрытием в Интернете хотя бы самых ложных и нравственно неприемлемых публикаций вроде «Черного списка» карателей-психиатров, чьи «преступления не забудутся никогда, и все причастные к ним будут судимы без срока давности, пожизненно и посмертно». В этом списке, составленным «правозащитником» А. Подрабинеком, много психиатров, которых автор книги непосредственно знал как принципиально честных, высококвалифицированных специалистов. Я также лично знал этих психиатров и полностью присоединяюсь к мнению проф. Ф.В. Кондратьева.

Трудно отнести эту книгу к какому-либо стандартному жанру, здесь и изложение фактов с их научным анализом, и более широкая аналитика, и публицистика, и дискуссия с читателями и потенциальными оппонентами. Но всё это, можно обозначить, как это сделал сам автор, словом «представление». Он представил читателям исторически важный фактический материал, дал с профессиональных позиций его глубокий анализ, как публицист показал его общественное значение, обсудил с его с читателем, представил аргументы несостоятельности оппонентов.

В целом это содержательная и полезная книга, в которой интересующиеся политическими аспектами российской психиатрии и историей их сопряженности с диссидентством и правозащитным движением найдут для себя много нового и интересного.

Она читается легко и вполне доступна для читателя - непрофессионала в области психиатрии. Книга написана эмоционально и имеет Post scriptum совершенно неожиданного содержания.

Книга «Правозащитное» злоупотребление психиатрией (клинико-политическое представление истории российской психиатрии)» написана к 100-летию октябрьского переворота. Она выложена на портале Российского Общества психиатров, представлена в «Наследии проф. Ф.В. Кондратьева» и опубликована в бумажном формате в 300 экземпляров.

Юрий Давыдович Криворучко, доктор медицинских наук, профессор, судебно-психиатрический эксперт высшей квалификационной категории, член РОП
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Бывший СССР
День памяти Патриарха Пимена
Сегодня мы чтим память святого мученика младенца Гавриила Белостокского и вспоминаем князя Д.М.Пожарского, С.А.Маслова, В.М.Скворцова, Ю.А.Васнецова, Д.А.Быстролетова, Л.С.Понтрягина, Е.Ф.Светланова и князя Н.Н.Романова
03.05.2024
Лишение литовского гражданства за поддержку
России. Будет ли знаменитая балерина скучать по рижскому взморью?
02.05.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Устремленные в Вечность
Новый комментарий от LiMan
01.05.2024 13:16
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Константин В.
28.04.2024 21:45
Слава великому воину Михаилу Дитерихсу!
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.04.2024 18:04
Привет от Евгения Пригожина
Новый комментарий от Ленчик
28.04.2024 17:28