По поводу дискуссии Познера и протоиерея Максима Козлова

«Разбор полетов» от священника Сергия Карамышева

0
3947
Время на чтение 9 минут

В октябре 2017 г. телеканал «Спас» предложил своим зрителям новый проект с интригующим названием «Не верю!», в рамках которого устраиваются дискуссии между верующими и неверующими. Поскольку я телевизор смотрю крайне редко, постольку и не знал вовсе о новой передаче. В первых ее выпусках принимали участие люди, которые у нас в той или иной мере на слуху, однако же не обладающие всероссийской известностью.

Когда же в студию «Спаса» приглашен был В.В. Познер, резонанс оказался весьма солидным - количество просмотров исчисляется сотнями тысяч. С точки зрения рекламы передачи и канала в целом, ход был удачным. С точки зрения исповедания Православия, результат довольно сомнительный. С точки зрения убедительности речи собеседников, Познер выглядел выигрышнее протоирея Максима Козлова.

Что касается отца Максима, следует отдать должное его смелости. Решение выйти состязаться с таким прожженным спорщиком, как Познер, который чувствует себя на сцене так же уверенно, как и рыба в воде, требовало изрядной решимости. Конечно, отец Максим - человек высокообразованный, замечательный проповедник и полемист, однако, если перейти на спортивный язык, его весовая категория окажется помельче, нежели у оппонента.

В последнем обстоятельстве, впрочем, нет ничего страшного. Апостолы в большинстве своем не были людьми большой учености, однако это нисколько не мешало им покорять вере целые народы, «не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова» (1 Кор. 1: 17).

Итак, отец Максим вышел состязаться с неравным противником. Вероятно, поэтому и выбрал тактику не нападения, а защиты. А защищался при помощи логических доводов и компромиссов с собеседником. Единственное место, где его речь звучала блестяще - это воспоминания о детстве, о его обращении к православной вере. В остальных случаях наблюдались неуверенность и натянутость, чего нельзя сказать о Познере.

Для чего мы, вообще, взялись рассуждать по поводу данной дискуссии? Разумеется, не для того, чтобы выискивать соринки в глазу ближнего. Не для того, чтобы в чем-то осудить отца Максима. Кто я такой? Да и будь я на его месте, возможно, выглядел бы в сотню раз ничтожнее.

Мы предлагаем вниманию читателя своего рода разбор полетов. Если мы видим чужие ошибки при ведении такой непростой дискуссии, то должны учиться на них, а не по-фарисейски показывать пальцем на ближнего, произнося в душе «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как» (Лк. 18: 11) этот человек, изрекая также и «прочие безумные глаголы».

Однако важно заметить следующее. Отец Максим говорил не только от себя. Он представлял и всю нашу Церковь. Его неудача - общая неудача. Поэтому исправление ошибок - не только его личное, но и общее наше дело.

Право начать дискуссию было предоставлено Познеру. Он в очередной раз заявил, что является атеистом. На вопрос ведущего: «почему?», был дан ответ, что Библия не может ответить на великое множество вопросов. В качестве примера были приведены слова книги «Исход», где говорится, что Бог Сам ожесточал сердце фараона в ответ на требование Моисея и Аарона отпустить евреев из Египта: «Я ожесточу сердце фараоново» (Исх. 7: 3).

Вместо того, чтобы прямо ответить на поставленный вопрос, отец Максим принялся рассказывать о древней ереси, что не принимала Ветхого Завета в качестве Священного Писания; потом принялся говорить о гностицизме и дуализме, заводя, таким образом, дискуссию в дебри.

Затем принялся обобщать вопрос. Вспомнил об истреблении ханаанских народов и сказал, что если бы не всевозможные жестокости, совершение которых предписывалось Богом евреям, им невозможно было бы сохранить веру. Таким образом, получается, что Бог толкал евреев на преступления с целью повязать их с Собою кровью иноплеменников... Нечего сказать: звучит убедительно... Прославляют подобные слова Создателя? Вряд ли.

Ответ же на вопрос Познера давно существует в сокровищнице церковного Предания. Нужно просто напросто не лениться в нее заглядывать. Апостол Павел в Послании к Римлянам, имея в виду процитированные слова книги Исход, говорит о Господе: «Итак, кого хочет, милует, а кого хочет, ожесточает» (Рим. 9: 18). Данные слова прекрасно объясняет блаженный Феофилакт Болгарский: «Что же значит ожесточает? Кажется, что это нелепо. Но о Боге говорится, что Он сделал жестоким сердце фараона подобно тому, как солнце делает жестокою грязь. Каким же образом? Долготерпением; ибо Он делал его жестоким, являя к нему долготерпение. Здесь случилось подобное тому, что бывает, когда кто, имея у себя порочного слугу, обращается с ним человеколюбиво. Чем человеколюбивее обращается таковой с ним, тем худшим делает его, не потому, будто сам научает его пороку, но потому, что слуга пользуется долготерпением его к увеличению своей порочности, потому что пренебрегает долготерпением тем».

Итак, Бог всего лишь предоставил фараону свободу следовать путями его грязного сердца, и эта свобода стала западней для ожесточенного богоборца. Его жестокость - прямое следствие его личной свободы и неограниченности устремлений. Что касается жестокости по отношению к первородным египетским, от человека до скота, следовало напомнить Познеру о жестокости фараона ко всем еврейским младенцам мужского пола, которых тот приказал убивать. Но в памяти телезрителей осталось лишь заключение о «жестокости» Божией по отношению к первенцам египетским.

Одержав первую победу, Познер сделал небольшую уступку, заговорив очень миролюбиво. Этим он, во-первых, закрепил свой успех; а во-вторых, усыпил бдительность противника, чтобы тем легче потом нанести ему сокрушительный удар.

Познер стал говорить, что никому своих мнений не навязывает, что никак не бравирует своим атеизмом, что человек абсолютно не воинственный и т.д. Отец Максим тут же, что называется, повелся. Принялся искать точки соприкосновения с собеседником. Стал говорить о пользе начавшейся дискуссии. Договорились до того, что атеизм в лице Познера неагрессивен, а вот Православие в лице некоторых, вступающих с этим человеком в дискуссию, порой агрессивно. И пришлось отцу Максиму оправдываться за тех православных, что чем-то Познеру досадили...

Хороша позиция! А почему отец Максим не вспомнил о тех нетолерантных атеистах, что громили храмы и расстреливали священнослужителей? Потому что он всего лишь пошел на поводу у Познера, дабы его не задеть какой-либо неосторожной фразой. Тот, как опытный актер, надел на себя маску великодушного и совершенно неагрессивного человека, потому что так удобней в данной аудитории. Отец же Максим ему самозабвенно подыгрывал.

В ходе дальнейшей дискуссии священник высказался о Григории Богослове как о «совершенно немифологизированном святом», тем самым противопоставив его неким святым «мифологизированным». Зачем нужно было делать это уточнение? Для самобичевания православных за недостоверность их Предания? Перед кем? Перед тем, кто может на это лишь посмеяться? Как говорится, приехали...

Улыбнувшись, Познер сказал, что в христианстве очень много хорошего, однако отталкивает его «догма» да еще чудеса, в которые он не верит. Рассказав о собственном опыте воцерковления, отец Максим потом неожиданно поставил знак равенства между научными аксиомами и религиозными догматами, что не соответствует действительности. Потому что аксиома - некое утверждение, принимаемое на веру и не нуждающееся в доказательстве в силу своей очевидности. Изложенное же в догмате вовсе не очевидно. Каждый из сформулированных Церковью догматов имеет свою непростую историю, порой ожесточенные споры и подвиг исповедничества своих защитников. В таком случае, если проводить параллель с наукой (а богословие тоже наука), догмат можно уподобить скорее теореме, истинность которой доказывается при помощи логики на основе истин Божественного Откровения.

Познер поддержал спорное мнение отца Максима об аксиомах и догматах. Здесь бы священнику и перейти, несмотря на неточности в толковании, в наступление на неверующего, потому что научные аксиомы тот все-таки принимает на веру. Но не пошёл...

Познер, между тем, тоже сморозил чушь, заявив, будто научные аксиомы доказываются и даже привел пример «аксиомы» - «дважды два четыре». Что ведущий, что отец Максим эту чушь зачем-то проглотили. Все это позволило Познеру одержать в ущербном уже споре следующую победу: он заявил, что догма, которая никак не доказывается, сковывает свободу личности. Опять приехали...

С победным уже видом и тоном, не терпящим возражений, Познер заявил, что вера недоказуема, тогда как в науке все имеет объяснение. Догма не позволяет человеку сомневаться, он не вправе требовать каких-то доказательств и т.д.

Таким образом, дискуссия перешла на чисто рациональные рельсы. Существуют догматы, на которых строится здание веры. Бог как Личность, Откровение ушли на второй план. Осталась голая теория, сухая и скучная. Познер наглядно показал ущербность выведенного им с о. Максимом здания веры: убери один кирпич (т.е. догму) и оно тут же рухнет.

Отец Максим, видимо, поняв, что оплошал, собрался с мыслями и перевел разговор на личного Бога, на первичность веры в сознании ребенка. Данные слова были приняты оппонентом.

Затем отец Максим удачно задал вопрос о смысле жизни для атеиста. Тот ответил пространно, но если делать из сказанного выжимку, получится приблизительно следующее: цель для него - делать что-то на земле хорошее.

В порыве какого-то самоуничижения отец Максим вдруг заметил, что жизнь Познера намного значительнее по своим результатам, нежели жизнь какого-нибудь рядового священника. Странное утверждение! Пусть Познер в каком-то смысле выдающийся человек. Так и поставьте рядом с ним не среднего, но выдающегося священника. Скажем, отца Иоанна Кронштадтского. И сравните пользу для человечества и для вечности от того и другого.

Вспомнил отец Максим со скромной улыбкой о «плохих людях», поставив на первое место Джугашвили, на второе - Ульянова, а на третье - Гитлера. Правда, к чему это было заявлено, непонятно.

Далее, обобщая и усредняя, отец Максим стал говорить о неких абстрактных невыдающихся людях; о тех, что страдают. И что Христос отрет всякую слезу с очей их. Так сказано в Откровении Иоанна Богослова: «И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже...» (Откр. 21: 4). Но это сказано не обо всех подряд, проливавших слезы (потому что проливать их можно и от зависти, и от бессильной злобы, и от того, что цвет юности увядает, да мало ли от чего?), но о тех, которые войдут в Царство Божие. А это, помимо слез, требует веры, надежды, любви и немалых трудов, особенно борьбы против живущего в нас греха.

Выслушав священника по поводу слез, Познер вспомнил о бывшем несколько лет назад в Японии разрушительном цунами, унесшем множество жизней. Мысль такова: и там были слезы, невинные страдания и прочее. Но разве не Бог послал это бедствие? А как быть со Второй Мировой войной, с Холокостом?

По поводу бедствий и войн священник ответил, что если нет вечной жизни, земные страдания бессмысленны. А вот если жизнь вечная есть, смысл страданий понятен. В чем он, правда, заключается, отец Максим не раскрыл.

Познер, не получив сколько-нибудь удовлетворительного ответа, спросил еще определеннее: Бог имеет отношение к стихийным бедствиям или нет? Священник от ответа ушел, начав рассуждать о даре свободы, который дан человеку. А потом выдал и вовсе странное утверждение: «Я верю, что человек, погибший во Второй Мировой войне в газовой камере, становится сострадателем Христу и наследником жизни вечной». Т.е. для спасения и для сопричастности Христу достаточно попасть в газовую камеру? И не важно, какими при этом были мысли и чувства? А вдруг этот человек, придя в отчаяние, исступленно богохульствовал и ненавидел всех вокруг себя за одно уже то, что они видят его позор и падение?

Апостол Павел рассуждал несколько иначе: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, то я - ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1 Кор. 13: 1-3).

Не удовлетворившись даже такой оригинальной мыслью священника, Познер в третий раз повторил тот же вопрос: имеет Бог отношение к стихийным бедствиям (таким, как цунами, землетрясение) или нет? Священник отвечает: Бог не является ни причиной, ни Творцом зла. Тогда последовал уточняющий вопрос оппонента: является землетрясение злом? Отец Максим вновь стал уходить от ответа, сказав, что он называет злом всякую смерть, всякое умирание; что смерть вообще противоестественна. На этом первая передача закончилась, оставив Познера в полном удовлетворении от одержанной им победы.

Вторая передача лишь закрепила его успех. Отец Максим почему-то начал свою речь с анекдота, что свидетельствует о расслабленности его души в самом начале поединка. Знак довольно скверный. Анекдот или иные проявления веселости были бы уместны со стороны победителя, но не побежденного в прежнем споре. Ведущий зачем-то вспомнил обсуждавшийся в прошлый раз вопрос о происхождении, а затем - посмертной участи, клопов...

Не встречая серьезного сопротивления, Познер осмелел и принялся в свойственной ему безапелляционной манере толковать Священное Писание. А потом напал на серость и необразованность массы верующих людей, заявив, что подавляющая их часть ни разу в жизни не читала ни Ветхого, ни Нового Завета и что его данный факт смешит.

Данный пассаж и отец Максим, и ведущий совершенно спокойно проглотили. Священник сказал, что нужно искать точки соприкосновения. Познер подыграл: да, необходимо в школах изучать и Библию, и Коран, и буддийские книги. Отец Максим тотчас обрадовался, добавив от себя, что изучаться они должны «мировоззренчески нейтрально», иначе-де явятся новые Ульяновы-Ленины - ведь тот деятель в свое время изучал закон Божий. Правда, никак не было доказано, что если бы Ульянов-Ленин изучал Библию не в соответствии с православной традицией, а «мировоззренчески нейтрально», то не захотел бы устраивать революцию.

После этого, пытаясь как-то разъяснить некоторые недоговоренные вещи, отец Максим вновь полез в богословские дебри. Но оппонент, похоже, уже скучал, поэтому предложил «закругляться».

И ведущий, и отец Максим пытались еще как-то затянуть беседу, но без особых успехов. Познер заявил, что после пришествия в мир Христа человечество не стало лучше, однако он не против религии, которую почитает делом интимным, а против Церкви, которую сравнил с ЦК КПСС.

Отец Максим пытался защитить Церковь, но как-то робко, как-то извиняючись. Это уже было всё: в ответ на расслабленность, на благожелательность в отношении атеиста, получили по полной программе.

Тогда ведущий, дабы оставить некое яркое впечатление от окончания передачи, предложил так называемые вопросы Марселя Пруста, которыми Познер любит потчевать своих собеседников на собственной передаче. Неужели православные не могли придумать что-нибудь свое, оригинальное?!

Ну и, разумеется, нарвались. Познер, отвечая на вопрос, что бы он сказал Богу (в существование Которого, вроде как, не верует) при встрече, заявил: «Как же Вам не стыдно!... Посмотрите на то, что Вы создали, на страдания, на голодных маленьких детей, на катастрофы. Как же так?»

Вот именно. Как же так? Хотели как лучше, а получилась ерунда.

Иерей Сергий Карамышев, публицист, Рыбинская епархия

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

32. Ответ на 7., Андрей Козлов:

Не согласен. Вера не берётся на пустом месте. Человек сначала получает информацию, анализирует её и потом принимает решение верить в неё или нет. В настоящее время, скажу так, вопрос о Боге уже не есть вопрос веры, а есть вопрос научного знания. Результаты исследований всех наук свидетельствуют о наличие Творца всему сущему. Хотя так было всегда: читайте Притч. 2. 1-5. Официальная наука закрывает глаза на многое. Атеисты рассчитывают на неосведомлённость людей.
!Слава / 11.02.2018, 19:06

31. Улучшает ли христианство мир?

В. Познер на телеканале «Спас ТВ» в передаче "Не верю" от 03.02.2018 заявил, что христианство нисколько не улучшило человеческий мир. Это совершенно не верно. В. Познер передёргивает и говорит неправду. В. Познер признаёт, что христианские заповеди хорошие, т.е., если человек будет ими руководствоваться в своей жизни, то он будет считаться хорошим человеком; на одного человека, не производящего зло, в обществе будет больше. Таким образом, даже при наличии даже одного такого человека мы должны признать, что наше общество стало лучше. В. Познер признаёт существование в обществе христианских святых людей. Известно, что их не несколько человек, а тысячи. Эти люди являются примером для воспитания и подражания. Сколько людей стало лучше на их примере? Христианская церковь воспитывает людей на основе заповедей Иисуса Христа. А это уже миллионы человек, которые не способны творить такое зло, как атеисты, для которых нет понятия греха и, поэтому, возможно всё. Здравому человеку абсолютно понятно, что чем меньше в обществе отъявленных негодяев, тем это общество лучше. Христианство в очень большой мере на протяжении 2-х тысячелетий послужило оздоровлению человеческого общества, замедлило его движение к самоуничтожению. Это движение к самоуничтожению по всем возможным направлениям и множеством способов сейчас особенно отчётливо видно. В. Познер называет святых людей гигантами духа. И здесь Владимир Владимирович совсем запутался. Владимир Владимирович, откуда же взялся этот Дух? На пустом месте ничего не возникает. Но, В. Познер говорит, что речь не о них. О ком же речь, Владимир Владимирович? Вот здесь Вы и проговорились. Оказывается речь идет о людях, которые не исполняют заповеди Иисуса Христа, не признающих Бога, - об атеистах. Разговор В. Познер ведёт о людях, которые творят зло. Нужно совсем немного таких людей, чтобы отравить жизнь всего общества. Здесь хочу заметить, что среди этих людей достаточно таких, которые называют себя "верующими" , но по сути не являются такими. Вера в Бога обнаруживается не в словах, а делах. Эти люди подобны дьяволу, который знает, что Бог существует, но действует против Бога и его работа направлена на человека. Всё зло от этой работы мы видим в человеческом обществе. Итак, совершенно понятно, что атеисты не могут сделать человеческое общество лучше. Именно от них, все беды в нашем мире.
!Слава / 11.02.2018, 18:54

30. Ответ на 27., Наталия 2016:

Сердце и есть разум.Это же элементарно, Ватсон! Сердце и есть чистый паралогизм логики. Но ведь есть и ложное, обманчивое сердце,разум, чувства и так далее. И дух, Антихрист. Впрочем, без ума - легче: думать не надо. Но это не выход: душа будет просить истину, или тянуть в грехи тяжкие... Все равно придется возглавлять все это дело. Так зачем топтаться на месте??? Не пора ли за ум взяться в прямом смысле слова: овладеть логикой веры? Вообще удивляюсь упорству некоторых православных не хотеть думать. Знаю, наверное, почему. Потому, что придется признать свое поражение в уме. Вероятно, это одна из болезней духа гордыни - прятаться за догматы, используя последние ровно для того, чтобы отрицать разум.А уже в разуме - прятать свою гордыню особо избранных... Но ведь догматы можно и использовать как логическое доказательство веры. Только надо хорррошо подумать об этом, а не наобум.
Бондарев Игорь / 09.02.2018, 13:39

29. Ответ на 28., Андрей Козлов:

... переврал тут ... Переврал, это когда полностью исказил. Не переврал, а Вы уточнили. Так будет вежливее. Спасибо за уточнение.

простите великодушно))
Наталия 2016 / 09.02.2018, 09:44

28. Ответ на 23., Наталия 2016:

... переврал тут ... Переврал, это когда полностью исказил. Не переврал, а Вы уточнили. Так будет вежливее. Спасибо за уточнение.
Андрей Козлов / 09.02.2018, 09:06

27. Ответ на 26., Бондарев Игорь:

+И, если у нас ведут борьбу с софистическим разумом, что видно, то то, чего не видно, - это то, как выглядит истина в двух правдах. Хотя это самое совершенное простое есть. Но об этом нет речи, ВООБЩЕ. Это вообще не проговаривается,не оговаривается... ни слуху, ни духу. Поэтому и топчемся на месте. Как истина мира выглядит? Почему никто не говорит об этом? Ну, побороли софизм, ну отделили... правду от правды... а потом - что?

А ничего. Так и будем топтаться. Потому что наш разум как ни крути - ограничен. Как ограничен и словесный набор. Просто нет в наличии таких слов. Даже у апостолов не было. Но мы (христиане) знаем Истину. Это - Христос. Он и только Он есть Истина. Как познать это? Только сердцем. Иного пути нет. Причем сокрушенным сердцем и никак иначе.
Наталия 2016 / 09.02.2018, 08:16

26. Ответ на 23., Наталия 2016:

Логическое не знает логики. Поэтому логическое не знает разницы между двумя правдами. Логика содержит логическое в себе, поэтому знает то, что есть логическое в логическом: две правды в единстве. Наука пользуется логическим как методом. Но Наука не может владеть истиной , логикой. Однако , логическое ведет к истине, если очистить логическое от софизма, и если достичь единства двух правд. Поэтому есть два условия достижения веры, разума. Во-первых, устранить софизм. Во-вторых, найти саму истину. Можно и наоборот, но непременно эти два условия должны проявиться. Не иначе. И, если у нас ведут борьбу с софистическим разумом, что видно, то то, чего не видно, - это то, как выглядит истина в двух правдах. Хотя это самое совершенное простое есть. Но об этом нет речи, ВООБЩЕ. Это вообще не проговаривается,не оговаривается... ни слуху, ни духу. Поэтому и топчемся на месте. Как истина мира выглядит? Почему никто не говорит об этом? Ну, побороли софизм, ну отделили... правду от правды... а потом - что?
Бондарев Игорь / 09.02.2018, 07:32

25. Ответ на 3., Владимир Анциферов:

Был интересный канал,когда и передачи были православные,и под руководством Б.Костенко-это "Консервативный клуб","Украинский вопрос","Диалоги под часами",толкование Библии,очень много передач о Христе-Господе,об еретиках-католиках,да и вообще об Истинной Вере Православной. А сейчас полугламур,художественные фильмы,реклама,никакого изучения Нового Завета и постоянно мелькающие пролиберальные священники,типа митр.Илариона и о.Уминского. Нет,Корчевников никакой руководитель,так,пристраивающий Православие под дух мира сего. Только Мамонтова и можно смотреть с его программой "Следы Империи".

SIC!
свечница / 08.02.2018, 19:16

24. По поводу дискуссии Познера и протоиерея Максима Козлова

"Вот именно. Как же так? Хотели как лучше, а получилась ерунда." Глупо со стороны М. Козлова было участие в этой дискуссии. Он взялся метать бисер пред свиньей и свинья его растерзала вместе с его жемчугом. "... врагов всего священного вооружает против нас не сама святыня, но их доводит до безумия то, что, познав ее, они исполняются гордостью. Вот почему немалая польза оставаться им в неведении: в таком случае они не будут пренебрегать; если узнают, то двойной вред: и сами не получат от того никакой пользы, разве еще больший вред, и тебе причинят бесчисленные беспокойства. Пусть слышат это те, которые без всякого стыда сводятся со всяким без разбору и делают предметом пренебрежения то, что достойно всякого уважения."
АБС / 08.02.2018, 16:59

23. Ответ на 22., Бондарев Игорь:

А то, что есть софистический разум веры, в том числе и православный софистический разум веры... наверное для многих это - удивительно!

Это можно сказать только про так называемый парадокс или пари Паскаля, который немного переврал тут Андрей Козлов, и который в действительности звучит так: Есть Бог или нет, рациональными методами доказать невозможно. Можно лишь определить вероятность как 50 на 50. Таковы и ставки в этой игре. Если верить в Бога, то здесь ты ничего не теряешь, а там приобретаешь всё. Если ты не веришь в Бога, здесь ты ничего не приобретаешь, а там теряешь всё. Поскольку теорию вероятности можно отнести к сфере научного знания, то этот "Парадокс" является лучшим логическим, то есть рациональным доказательством необходимости веры. О чем, естественно должен был сказать в ходе диспута о вере профессор МДА, митрофорный протоиерей Максим Козлов, заботясь о бессмертной душе своего умного и логичного оппонента. Но логика - слишком зыбкое основание веры. Кроме того, если существование Бога можно было бы доказать логически, это будет насилием над человеком, а Господь не хочет чтобы Его любили насильно. Господу нужен не разум, а сердце.
Наталия 2016 / 08.02.2018, 16:42
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Сергий Карамышев
Архитекторы всеукраинского раскола обнажают клыки
О саморазоблачающем интервью архиепископа Памфилийского (США) Даниила (Зелинского) Би-би-си
14.01.2019
«Летопись 2018 года»
Краткий перечень наиболее важных событий года, изредка чередуемый с очень сжатыми комментариями
05.01.2019
В чем польза укронацистского режима?
Порошенко последними своими действиями укрепляет Русскую Церковь на Украине качественно
03.01.2019
От десакрализации к «паралитургии»
Превращение католических храмов в музеи и архивы - очередной этап демонтажа остатков благодати Божией в Папской церкви
24.12.2018
Ёлочка… от сатаны
Или Христово Рождество, Ханука и сатанинский шабаш в одном зале
20.12.2018
Все статьи Священник Сергий Карамышев
Последние комментарии
Душевный самонастрой
Новый комментарий от Человек
08.05.2024 00:22
«Инкубаторные дети» цивилизацию не спасут
Новый комментарий от Русский человек
07.05.2024 18:31
«Дружба народов»: Россия и Средняя Азия
Новый комментарий от Калужанин
07.05.2024 18:16
Вредительство: новые регионы заселяют мигрантами
Новый комментарий от Калужанин
07.05.2024 18:04
Рубикон еще не пройден
Новый комментарий от Иван Демид
07.05.2024 17:55