itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

«В этой истории еще надо объективно разобраться»

Ответ Василию Бойко-Великому, считающему необходимым отменить решения Синода от 1912 и 1913 годов против имяславия

Проблемы церковной жизни 
0
778
Время на чтение 5 минут
Меня приятно удивил достаточно спокойный тон Вашей критики в мой адрес. Теперь по существу.

Вы пишите, что я «облыжно критикую пять православных фондов, трудящихся на благо Церкви и Отечества». И слава Богу, что трудитесь, очень даже это одобряю. Замечу, что лично Ваша деятельность на этом поприще меня также весьма радует. И критикую я не эту деятельность, а не православные мнения выраженные в вашем «Обращении»; причем критикую их отнюдь не облыжно, а на основании православного вероучения.

Так Вы упорно придерживаетесь формулировки, «движение имяславия отражало исихастскую традицию почитания и поклонения Богу — Святой Троице, в том числе его Нетварным Энергиям, к коим относится и Имя Божие, являющееся словесной Иконой нашего Спасителя». Причем, пытаетесь обосновать это ложное мнение тем, что это «отнюдь не ваше частное мнение, а мнение тех богословов, на которых вы ссылаетесь. Например, мнение православного философа Алексея Лосева, митрополита Илариона (Алфеева) и ряда других. Книга «о Божественных Именах» Святого Отца нашего Дионисия Ареопагита является одним из основных текстов, на котором основана исихастская традиция Православия».

Таким образом Вы в первую очередь противоречите самому себе, поскольку в начале своей статьи требуете ссылки на Священное Писание и Священное Предание. Но сочинения А.Лосева и митрополита Илариона к Св.Преданию, не говоря уже о Св.Писании, явно не относятся. А что касается книги «О Божественных именах», то там и близко нет утверждения, что Имя Божие – это «нетварная энергия Божества». Святой священномученник Дионисий Ареопагит в этой своей книге и в других своих творениях, наоборот, утверждает, что ни одно из многих имен Божиих не выражает Его таинственную и неизъяснимую не только человеческим, но и ангельским умом, сущность. И именно это учение о Боге принято Православной Церковью.

Замечу, Вы приглашаете меня на Вашу конференцию, где я, по Вашему мнению, мог бы изложить свое мнению по данному вопросу. Но, учитывая печальные обстоятельства нашей украинской действительности и некоторые другие факторы, с таким же успехом можно приглашать меня на Луну или куда подальше - ясное дело, что я туда не поеду. Поэтому несколько слов о Преславном Имени Божием скажу здесь.

Речь, насколько я понимаю, у исихастов идет о имени Иисус Христос. Ибо именно это Имя Божие преимущественно служило основанием их молитвенного подвига при творении ими молитвы Иисусовой. Но очевидно, что это имя вполне тварное и, даже в определенном смысле, можно сказать, - человеческое. Имя «Иисус» встречается в среде еврейского народа. Так, например, звали праведного Иисуса Навина, библейская Книга которого следует сразу же за Пятикнижием Моисеевым, учеником которого он являлся. А христами, т.е. помазанниками называли и иудейских царей.

Так что, повторяю, имя Иисус Христос – это имя человеческое в том смысле, что оно является образом человеческой природы Господа нашего Иисуса Христа. Как и икона (образ), на которой изображается не божество Господа, которое невидимо (ср.Ин.1: 18; 1 Тим.6: 16), а Его человечество.

Однако, поскольку во Христе божество и человечество соединены в Его Божественной Ипостаси – Втором Лице Пресвятой Троицы, причем, соединены нераздельно, неслиянно, неразлучно и неизменно, то созерцая на иконе человечество Господа мы таинственно видим и Его божество. Почему святой апостол Иоанн Богослов сначала говорит: «Бога не видел никто никогда», - но тут же продолжает, - «Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин.1: 18).

А Сам Господь на просьбу апостола Филиппа: «Господи! Покажи нам Отца, и довольно для нас», - сказал: «Столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца» (Ин.14: 8.9). Но видим мы не саму сущность Божества, а лишь Его энергии, о чем далее Господь и говорит Филиппу: «Разве ты не веришь, что я в Отце и Отец во Мне?», - видите, это не видимо, но познается лишь верой. А видимыми для нас являются слова и дела Господа, т.е. человеческие действования (энергии) Господа, с которыми (этот догмат принят на VI Вселенском Соборе) также нераздельно, неслиянно, неразлучно и неизменно соединены Его божественные действования (энергии). Как и Сам Господь об этом далее говорит Филиппу: «Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела» (Ин.14: 10).

Аналогично при творении молитвы Иисусовой, в которой постоянно повторяется Имя Иисус Христос. Да, это наименование или своего рода образ человеческой природы Христа. Почему мы, люди и можем его произносить. Но с человеческим действованием этого имени в нас (т.е. когда мы его произносим своими устами или умом), согласно учению VI Вселенского Собора нераздельно, неслиянно, неразлучно и неизменно связано божественное действование или энергия. Почему апостол Павел и сказал: «Никтоже может рещи Господа Иисуса, точию Духом Святым» (1 Кор.12: 3).

И при соответствующем духовном состоянии молитвенника-исихаста эта энергия Божия производит свое благотворное действие в его душе. Очищает ум, прогоняет бесов и (что особенно важно для нас, неопытных в невидимой брани) разрушает, разбивает бесовские прилоги – семена духовных плевел, которые они усердно всевают в наши души. Почему и сказано: «Дщи Вавилоня окаянная… Блажен, иже имет и разбиет младенцы твоя о камень» (Пс.136: 8.9).

По учению святых отцов «младенцы Вавилонские» - это прилоги, всеваемые бесами в наши души. А прилог, как говорит преп.Иоанн Лествичник, это «простое слово или образ какого-нибудь предмета, вновь являющийся уму и вносимый в сердце» бесами с целью вызвать в нас действие той или иной страсти и склонить нас на грех. Однако если подвижник, распознав в себе действие вражеского прилога, начнет сразу же творить Иисусову молитву, он разобьёт этого младенца Вавилонского о камень (ср.1 Кор.10: 4) Имени Иисуса Христа. В противном же случае (когда мы не боремся с соблазнительными прилогами, но пленяемся ими) этот младенец очень быстро превращается в душе в мощного воина-вавилонянина, который затем и отводит нерадивую душу в духовный плен Вавилонский.

Вот такое, в общих чертах, мое мнение о Преславном Имени Божием и действии этого Имени в Иисусовой молитве.

Конечно, я не согласен и с Вашим учением о Церкви, что, якобы, она может согрешать и поэтому нуждается в покаянии. Но это отдельная, совсем другая тема. Если Богу будет угодно, поговорим и на эту тему. Пока достаточно и сказанного, я и это пишу нехотя, только ради послушания.

Что же касается той давней истории с афонскими монахами, то меня также весьма интересует, что же там в действительности произошло?! Источники по этому вопросу, которые мне попадали, говорят о тех событиях как-то туманно и невнятно. С одной стороны, Афон и его монашество для нас грешных – это духовный свет; а с другой стороны там вдруг ересь имябожников! Опять же там ересь, из-за чего выселяют оттуда тысячи монахов, но вот пострадавший при этом Кукша Одесский – это святой старец, преподобный, канонизированный Церковью?!

В этой истории, по моему мнению, еще надо объективно разобраться. И будь у меня какие-то возможности, я бы постарался с этим и еще многим другим разобраться. Но в действительности никаких возможностей у меня нет. Так что уж, простите, в чем оказался несостоятельным и чем обидел Вас и Ваших соратников на благородном поприще христианской деятельности ради блага Церкви и Отечества.

Протоиерей Георгий Городенцев, кандидат богословия, Одесса
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

3. Re: «В этой истории еще надо объективно разобраться»

Апостол Павел заповедал чадам Церкви: «Если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема» (Гал.1,8,9). В начале ХХ века возникло новое странное учение, или «догмат», по мнению его приверженцев-имябожников, утверждавших, что «Имя Божие есть Сам Бог». По сути, это учение имеет глубокие корни в платонизме и каббале. Изложение сего учения попало на глаза иеромонаху Антонию Булатовичу, человеку с «неукротимым темпераментом» и задатками церковного реформатора. Булатович, по воспоминаниям современника, будучи еще гусарским ротмистром, во время русско-японской войны скомандовал эскадрону атаковать свою же пехоту, в результате чего было множество убитых и раненых. Булатовича по ходатайству знатного родственника не расстреляли, а признали помешанным и благословили идти в монахи оплакивать свои грехи. Вместо этого на Афоне он организовал революционный бунт с целью захвата власти в Пантелеимоновом монастыре и русских скитах. Листовки бунтовщиков призывали «бить по лицу и освятить этим руку свою», и даже побивать камнями не подчинявшихся им православных. Десятки монахов были избиты и более сотни изгнаны бунтовщиками, в том числе соборные старцы. Воззвания Булатовича пышут ненавистью ко всем православным, которых он объявил «уже находящимися под клятвой анафемы». Тогда же Патриарх Иоаким III, афонский кинот и монастыри признали новое учение ересью, признают его таковым и до сего дня. Левая революционная печать в России горячо сочувствовала и поддерживала борьбу имябожников с Русской Православной Церковью, объявила новое учение «явлением высшего порядка». Вернувшиеся в Россию нераскаявшиеся имябожники (как и прочие обновленцы) внесли весомый вклад в апостасию и гибель Российской Империи. А русское монашество на Афоне до сих пор не восстановило свой авторитет и статус. О движении имябожников можно прочитать, например, в книге «Афонская трагедия», изданной по благословению Святейшего Патриарха Алексия II. Автор-составиель игумен Петр (Пиголь), Москва, 2005 г. Бог же, «яко Бог Благий, да управит зло во благо», – по слову преподобного старца Паисия.

2. Re: «В этой истории еще надо объективно разобраться»

"Как и икона (образ), на которой изображается не божество Господа, которое невидимо (ср.Ин.1: 18; 1 Тим.6: 16), а Его человечество." На иконе мы изображаем не человеческую природу Христа, Ипостась Христа.
М.Яблоков / 09.12.2017, 17:23

1. Re: «В этой истории еще надо объективно разобраться»

Согласен. В этой истории еще надо разобраться
Максим Михайлов / 09.12.2017, 13:15
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Георгий Городенцев
Древние и нынешние препятствия к достойному причащению свв. Таин Христовых
Православный человек может победить всеянное в него бесами и нынешней сомнительной культурой зло, если он имеет веру и любовь Божию
26.10.2021
Что смертоноснее: ковид-19 или карантин?
Карантинные меры убивают людей, преимущественно пожилых, инициируя или обостряя сердечнососудистые и другие заболевания
12.01.2021
Почему «добровольное» принятие чипа является грехом?
Ответ на статью Генриха Голякова «Является ли грехом принятие чипа»
10.06.2020
Не садись на пенек…
Учения Defender Europe 2020 в Польше натравливают поляков на Россию, провоцируя «маленькую» европейскую войну по образцу 08.08.08.
08.06.2020
Все статьи Протоиерей Георгий Городенцев
Проблемы церковной жизни
Синод выразил решительное несогласие с учреждением «Румынской Православной Церкви в Украине»
Владимир Легойда рассказал о некоторых решениях, принятых на заседании Священного Синода
13.03.2024
Развязка на Украине и великое очищение Церкви
Фиаско Запада на Украине завершается
11.03.2024
«Таинство нельзя сыграть»
Как я не смог поисповедовать и причастить Семена Захаровича Мармеладова
02.03.2024
«Такие действия не каноничны»
Протоиерей Владислав Цыпин о решении Фанара восстановить в священном сане Уминского
29.02.2024
Все статьи темы
Последние комментарии