Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

«Воистину он был святым угодником Божиим»

Митрополит Иоанн (Снычев) / 02.11.2017


Воспоминания директора издательства «Царское дело» Сергея Астахова о митрополите Иоанне (Снычеве) …

9 октября 2017 года приснопоминаемому Санкт-Петербургскому Архипастырю Иоанну (Снычеву) исполнилось бы 90 лет. В связи с этой годовщиной «Русская народная линия» осуществляет проект «Владыка Иоанн: каким он был...». В рамках цикла мы намерены опубликовать воспоминания и размышления собратьев-архипастырей, помощников и духовных чад, людей, лично знавших Владыку.

Сегодня отмечается 22-я годовщина со дня кончины Архипастыря.

Своими воспоминаниями о владыке Иоанне делится сотрудник пресс-службы митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева) в 1993–1995 годах, директор издательства «Царское дело» Сергей Астахов:

Милостью Божией мое знакомство с митрополитом Иоанном произошло в 1993 году, когда по инициативе Владыки была создана пресс-служба митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского, руководителем которой был Константин Душенов, а я стал одним из ее сотрудников. А в ноябре 1994 года по благословению Владыки Иоанна было зарегистрировано издательство «Царское дело», в котором я и служу по сей день. Наше издательство создавалось под программу выпуска литературы православно-патриотического содержания, среди которой особая роль отводилась трудам самого Владыки. Поэтому в первую очередь я хотел бы остановиться на духовном наследии митрополита Иоанна, которое сохранилось в его литературных трудах. Многим известны его работы по истории и богословию, проповеди и публицистика, исследования трудов святых отцов Церкви и письма духовным чадам.

Один из наиболее значимых трудов Владыки — книга «Русская симфония. Очерки русской историософии», которая выдержала более десяти переизданий. И поныне мы продолжаем издавать эту книгу, потому что она особенно востребована в российском обществе. Несмотря на небольшой объем, «Русская симфония» включает в себя всю историю нашего Отечества — от времен славянского язычества до 90-х годов ХХ века и дает точное представление об основах русской православной государственности и русской соборности. Без сомнения, эту книгу можно назвать учебником русского патриотизма, и очень отрадно, что с особым интересом ее читает молодежь.

Другая важная работа Владыки — книга «Стояние в вере. Очерки церковной смуты», также изданная в «Царском деле». Это историческое исследование расколов в Русской Православной Церкви в 20-30гг. ХХ века. В книге Владыка Иоанн не только раскрывает необходимость сохранения верности святоотеческому учению, стоянию в истине, но и показывает всю пагубность церковных разделений и расколов, разрушающих соборное единство Церкви. Книга особенно актуальна в наши дни, так как она противостоит и современному неообновленчеству, экуменизму и прочим еретическим лжеучениям.

Также необходимо отметить еще две историко-биографические работы митрополита Иоанна. Это, во-первых, «Жизнь и деятельность Филарета, митрополита Московского» — большой биографический труд о святителе Филарете (Дроздове), которого Владыка очень почитал и верил в его непременное церковное прославление (книга написана до канонизации Святителя Филарета). Во-вторых, труд «Митрополит Мануил (Лемешевский)» о выдающемся архипастыре-подвижнике ХХ столетия, который был духовным наставником Владыки Иоанна с 1945 по 1968 годы. Личность митрополита Мануила имеет особое значение в истории Русской Православной Церкви. Он был непримиримым борцом с обновленчеством. В 20-е годы вернул из раскола под омофор Патриарха Тихона 83 петроградских прихода. За свое стояние в истине митрополит Мануил более двадцати лет провел в советских лагерях и тюрьмах. В своей книге Владыка Иоанн подробно описал биографию святителя Мануила — архиерея-исповедника, который в тяжелейший период жизни Церкви был готов принести себя в жертву во имя Христа.

В издательстве «Царское дело» выходили также богословские труды митрополита Иоанна. Мы издавали книгу «Голос вечности», составленную на основании проповедей и поучений Владыки, произнесенных в течение ряда лет, начиная с 1962 года, и архипастырских посланий периода 1990–1995 годов. Выпустили книгу «Пою Богу моему», в которую вошли два акафиста, составленные Владыкой: акафист покаянный (на основании Великого канона Андрея Критского) и акафист чудотворной Табынской иконе Божией Матери. В книге также была опубликована курсовая работа Владыки (тогда еще иеромонаха), учащегося четвертого курса Ленинградской Духовной Академии «Духовно-нравственный облик русского архиерея». Это исследование молодого 28-летнего иеромонаха Иоанна (Снычева), пытающегося постичь тайну святости многих древнерусских архиереев, безусловно, являлось для него достойным примером для подражания. Курсовая была написана в 1955 году, в процессе совместной работы с митрополитом Мануилом (Лемешевским) над составлением Каталога русских архиереев.

Владыка Иоанн очень хорошо знал труды святых отцов Церкви и старался сделать их максимально доступными для православных верующих. С этой целью он составлял так называемые «ключи» к наиболее значимым, по его мнению, произведениям святоотеческой литературы. Так им были подготовлены к изданию, но выпущены уже после его кончины «Ключи разумения епископа Феофана Затворника» — тематически составленные выписки из толкований святителя Феофана на послания святого апостола Павла, «Наставления в духовной жизни» — симфония по собранию писем епископа Феофана Затворника, «Духовные крупицы из творений святителя Иоанна Златоуста» — тематические поучения, расположенные в алфавитном порядке. Издательство «Царское дело» дважды выпускало уникальное издание «Ключ к Отечнику святителя Игнатия Брянчанинова», в котором Владыка Иоанн привел в определенную систему весь богатейший святоотеческий материал, содержащийся в книге «Отечник». Эти работы архипастыря лишены сухого академизма и, в первую очередь, предназначались в помощь мирянам, о духовном просвещении которых Владыка всегда заботился особо.

Митрополит Иоанн был не только магистром богословия и доктором церковной истории, он был ярким публицистом. Книга «Русский узел. Статьи, беседы, обращения» была составлена нашим издательством из его публицистических трудов, написанных во время служения на Петербургской кафедре в 1990–1995 годах. Эти пламенные статьи-проповеди Владыка адресовал не только людям верующим, они были обращены ко всем, кто ищет дорогу к храму или пытается разобраться в причинах нынешнего печального положения нашего многострадального Отечества. Владыка неустанно нес в мир слово Божие. И многие русские люди, искренне любящие Россию, через эти яркие выступления архипастыря обретали веру и приходили в храм.

Еще об одном таланте Владыки, дарованном ему Богом, следует сказать отдельно. Он был духовником и наставником для многих духовных чад из Москвы и Петербурга, Самары и Тольятти, Оренбурга и Саратова и даже далеких, ныне заграничных Пюхтиц. К своим духовным детям Владыка относился как настоящий отец – строгий, но справедливый, взыскательный, но заботливый и, главное — всегда любящий. Об этом свидетельствуют его письма духовным чадам, часть из которых, уже после кончины архипастыря, была передана нашему издательству и впоследствии опубликована в трех книгах: «Дай мне твое сердце», «Время приобретения» и «Наука смирения». Эти письма написаны с большой любовью и внимательностью к духовным и житейским нуждам его чад. Помимо наставлений и советов, в них всегда есть слова искренней заботы и участия. А после строгих поучений в конце писем Владыка нередко посылал духовным чадам «прянички» — утешительные и назидательные цитаты из поучений святых отцов Церкви. Он так и писал: «Посылаю тебе пряничек». И далее шли выдержки из святоотеческих мудростей, которые Владыка не только хорошо знал, но и всегда уместно использовал.

Однажды и я решился обратиться к Владыке Иоанну с вопросом о своем духовном окормлении. У меня не было духовника, и это сильно меня беспокоило. Понимая, что у Владыки много духовных чад и зная о его занятости, я не помышлял о его духовном руководстве и просто спросил: «Владыка, у меня нет духовного наставника, и исповедуюсь я у разных батюшек. Как мне быть?» Он очень интересно ответил: «Ты издаешь православную литературу. Вот и читай внимательно труды святых отцов — они и есть твои главные духовные наставники». И назвал имена тех, кто были для него непревзойденными авторитетами: святители Иоанн Златоуст, Игнатий (Брянчанинов), Феофан Затворник, преподобный Авва Дорофей, святой праведный Иоанн Кронштадтский. И еще добавил: «У них ты найдешь ответы на все вопросы».

Приезжая по делам пресс-службы или издательства в резиденцию митрополита на Каменном острове, я всегда удивлялся той особенной, очень домашней атмосфере, которая царила в архиерейском доме. Вместе с Владыкой здесь жили близкие духовные чада, которые приехали с ним из Самары: секретарь Анна Степановна, личный врач Валентина Сергеевна (будущая схимонахиня Варвара), старшая матушка монахиня Олимпиада, Петр Павлович — помощник и сопровождающий Владыки в поездках, послушница Елена. Я радовался за них и одновременно им немного завидовал. Они ведь всегда находились рядом со своим духовным отцом, с благодатным старцем, с которым, как мне представлялось, не страшны никакие скорби и напасти. Я видел с какой любовью и заботой домочадцы относились к нему, и как он по-отечески просто общался с ними.

Вообще простота и открытость Владыки особенно отличали его от большинства «высоких начальников», как светских, так и духовных. Многие, кто впервые приходил с разными вопросами на прием к митрополиту Иоанну в епархиальное управление на Обводном канале или в архиерейскую резиденцию, удивлялись доступности Владыки, его спокойному и мирному общению, его искреннему желанию помочь каждому, кто к нему обращался. Поэтому часто такие приемы длились долго, буквально до последнего посетителя. В резиденции он принимал обычно в гостиной на первом этаже, но иногда, если физические немощи (а Владыка страдал многими недугами, в том числе болезнями ног) сильно затрудняли его движения, он благословлял подняться к нему в келью на второй этаж. Тем, кто побывал здесь, особенно открывалась монашеская простота и нестяжательность Владыки. В келье находились старая железная кровать митрополита Мануила, которую Владыка привез с собой из Самары, небольшой письменный стол с двумя тумбочками, изготовленный руками самого архипастыря, и, конечно же, святой уголок с иконами и святыньками.

Владыка был скромным, был бессребреником. Свою пенсию он отдавал нуждавшимся вдовам священников, оказывал помощь бедным приходам. В здании рядом с архиерейским домом организовал пошивочную мастерскую, где шили облачения для батюшек, назначенных на открывающиеся, бедные приходы. При епархии Владыка благословил создать пекарню, в которой малообеспеченные пенсионеры бесплатно получали хлеб.

Владыка Иоанн был неутомимым проповедником православной веры и настоящим миссионером в посткоммунистической России. В 90-е годы многие люди только-только начинали что-то узнавать о Церкви, проявлять интерес к ее духовным основам и святыням. Они искренне любили Родину, но плохо знали подлинную историю России и были далеки от Православия. Благодаря историческим и публицистическим трудам Владыки, его ярким проповедям и выступлениям перед общественностью многие обрели веру в Бога, стали воцерковляться. Особенно неоценимую роль он сыграл в постепенном формировании православного мировоззрения у людей старой закалки с коммунистическими и атеистическими взглядами. Они видели, насколько искренне Владыка любит свой народ, русскую историю и насколько правдиво и смело говорит о самых сложных и драматических событиях прошлого и настоящего. Они верили ему, отказывались от своих идеологических догм и заблуждений и приходили к Богу. Митрополит Иоанн открыл людям духовный взгляд на Россию, как на Святую Русь. Мне нередко доводилось общаться с людьми, которые свидетельствовали, что именно Владыка Иоанн обратил их в Православие.

При жизни Владыки издательство «Царское дело» совместно с пресс-службой митрополита успело выпустить несколько его изданий: книгу «Самодержавие Духа», которая является частью исторического труда «Русская симфония»; «Голос вечности»; «Стояние в вере» и книгу публицистики «Одоление смуты», вошедшую впоследствии в полном объеме в сборник «Русский узел». Когда вышло первое издание книги «Самодержавие духа», я привез из типографии в архиерейскую резиденцию авторскую часть тиража. Владыка с радостью принял меня, взял из типографской пачки книгу и подписал: «Дорогому Сергию на добрую память. Храни верно Православие». Книги свои он всегда дарил охотно, стараясь сопроводить их напутственным текстом. До сих пор многие вспоминают о подписанных Владыкой изданиях как о самом дорогом подарке.

Владыка Иоанн благословил наше издательство распространять его книги не только в пределах Санкт-Петербургской епархии, но и по всей России. И они расходились очень быстро, так как интерес к ним был огромен, и нам приходилось допечатывать дополнительные тиражи.

Летом 1995 года я впервые поехал со знакомыми к отцу Николаю Гурьянову на остров. В подарок батюшке взял книги Владыки. Отец Николай с благодарностью принял их, открыл на странице с портретом митрополита Иоанна и сказал, что Владыка — великий старец и молитвенник, благословил передать ему земной поклон и низко поклонился.

И в моей личной жизни Владыка Иоанн сыграл определяющую роль. Со своей будущей супругой в феврале 1994 года я приезжал к нему в резиденцию, чтобы получить благословение на брак. Помню, как внимательно он расспрашивал нас о серьезности наших намерений и как, преподав благословение, напутствовал словами о семейной жизни как совместном несении креста.

К двадцатилетию блаженной кончины Владыки Иоанна, в 2015 году, издательство «Царское дело» подготовило и выпустило книгу «Был человек от Бога. Жизнеописание митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева), переданное очевидцами и им самим». В основу этой книги легли воспоминания самого Владыки, его близких духовных чад и очевидцев его великого служения. Издание проиллюстрировано многочисленными фотодокументами.

Наше издательство также собирает материалы о чудесах, связанных с Владыкой Иоанном, которые происходили как при его жизни, так и после его блаженной кончины. Эти свидетельства благодатной помощи по молитвам Владыки (чудеса исцелений, пророчеств, вразумлений) особенно важны для церковной канонизации святителя. Поэтому мы обращаемся ко всем, кто располагает такими свидетельствами, с просьбой присылать их на адрес издательства «Царское дело».

Вспоминая о Владыке Иоанне, я благодарю Бога, что имел возможность общаться с таким человеком — настоящим духоносным старцем, простым и смиренным, но при этом твердым и ревностным в вере. Воистину он был святым угодником Божиим, и я убежден, что всецерковное прославление Владыки Иоанна является лишь вопросом времени.


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев - 0

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме