Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Корень Женевского противостояния

Проблемы церковной жизни / 19.10.2017


Фарисействующее «Общество Русской церкви» мстит архиепископу Михаилу (Донскову) за его преданность России …

В минувшее воскресенье, 15 октября, состоялось приходское собрание Крестовоздвиженского собора Женевы, сообщает «Наша газета». Заседание возглавил архиепископ Берлинский и Германский Марк. Обсуждался конфликт между архиепископом Михаилом (Донсковым) и «Обществом Русской церкви», которое является собственником Крестовоздвиженского собора.

Напомним, 1 июня 2017 года в адрес Синода Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) от «Общества Русской церкви» была направлена формальная просьба об отстранении архиепископа Михаила «от его обязанностей как главы Западно-Европейской епархии или, по крайней мере, архиепископа Женевского».

2 октября сего года на экстренном заседании Архиерейского Синода РПЦЗ владыка Михаил был отстранен от управления Западно-Европейской епархией, временное управление освободившейся кафедрой возложено на митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского Илариона, Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви.

У редакции «Нашей газеты» оказалось два отчета прошедшего приходского собрания Крестовоздвиженского собора Женевы. Согласно отчету сторонников владыки Михаила, сбор прихожан на собрание «вылился в перебранку, согласия достичь не удалось, и после взаимных обвинений председательствовавший архиепископ Марк Берлинский и Германский собрание прервал».

«Сильной неожиданностью для прихожан стала новость о том, что только те, кто числится в официальном списке, который мелькал в руках старосты В.В. Мелешко, считаются прихожанами и смогут присутствовать на собрании прихода. Члены совета Общества Русской церкви тихим голосом попросили всех выйти из церкви, чтобы впоследствии запустить по одному в соответствии с этим списком. Это вызвало сильный ропот, и многие решительно отказались выходить из церкви, настаивая, что они считают и ощущают себя полноценными прихожанами, поскольку регулярно посещают богослужения и активно, по много лет участвуют в жизни прихода, посильно поддерживая его деятельным участием, а также финансово», - сообщили изданию прихожане.

В итоге в храме осталось около 80 человек, включая официальных членов приходского совета. Проведя общую молитву, владыка Марк начал собрание с того, что попросил уйти не членов прихода, призывая действовать согласно уставу. «В ответ на это, - продолжают очевидны, - ряд прихожан зачитали вслух статью 5 пункт 1 приходского устава, вывешенного при входе в церковь.

В статье говорится о том, что в генеральной ассамблее может принять участие каждый(ая) прихожанин(ка), который(ая) об этом запрашивает и которая отвечает следующим условиям:

1: участвует финансово и регулярно в приходской жизни либо ведёт деятельность, служа приходу (как минимум в течении 12-ти месяцев).

2: проживает в кантоне Женева

3: старше 18-и лет.

Большинство прихожан, оставшихся в церкви, подтвердили своё соответствие этим трём пунктам. В ответ, после кратного обмена со старостой прихода, владыка Марк уточнил, что финансовое участие должно было в обязательном порядке проводиться через банковские переводы, а также все члены прихода должны были получить личное письменное приглашение от старосты церкви.

Раздались голоса, что это "нововведение задним числом" не соответствует опубликованному уставу прихода, и не существует никаких оснований исключать финансовое участие прихожан в тарелочном сборе во время служб или иных наличных вложений в церковную жизнь, а также практической работы на нужды храма. Прозвучала мысль о том, что не старосте в единоличном порядке решать, кто достоин звания прихожанина (ки) и привилегии голосовать на общеприходском собрании.

На данные аргументы Владыка Марк призвал к смирению и предупредил, что ассамблея будет распущена в случае неповиновения».

«На требования прихожан зачитать список В.В.Мелешко, кто имеет право участвовать в ассамблее, ответа не поступило. Некоторые прихожане со слезами на глазах пробовали уточнять лично у батюшек, сидящих напротив, неужели они за долгие годы помощи церкви не заслужили право называться прихожанами. При этом никто из прихожан не выходил из церкви. Для успокоения страстей примиряющую речь произнёс старший священник Крестовоздвиженского собора протоиерей Павел Цветков, на русском и французском языках. Он перечислил все позитивные моменты, произошедшие в приходе в течение последних лет, несмотря на конфликт и крупный разлад в рядах прихожан. Далее произнёс громкую, эмоциональную речь протоиерей Емельян Починок, подчеркнув, что на данный момент устав не чёткий, и на субботнем приходском совете, созванном за день до ассамблеи, было принято решение разработать новый устав в течение года. Это заявление вызвало облегчённый вздох у некоторых прихожан, упомянувших, что владыка Михаил, ныне временно отстранённый, в течение 10 лет неоднократно заявлял о необходимости приведения устава прихода, принятого в 2000 году, в соответствие с "нормальным приходским уставом РПЦЗ", в то время как члены приходского совета во главе с представителями Общества Русской церкви также неуклонно эти инициативы саботировали», - отмечают прихожанки.

Они сообщают, что «новый, ненормированный устав принимался с большими трудностями, было много недовольных, но, по призыву духовных лиц, недовольные прихожане смирились и ради мира терпели. Главное различие существующего устава от "нормального", по которому живут большинство приходов РПЗЦ, - это зафиксированная пожизненная и несменяемая должность старосты, тогда как в других приходах переизбрание старосты осуществляется общим голосованием каждые три года. Кроме того - состав приходского совета и лишение настоятеля храма права решающего голоса и наложения вето на решения приходского совета. Данная система создаёт порочный бесправный круг, непрозрачную финансовую систему с полной невозможностью для прихожан не то, что управлять или выбирать своих представителей, но даже быть в курсе или иметь доступ к каким-либо финансовым отчётам, чтобы иметь возможность составить представление, куда расходуются в том числе и их деньги».

После этого слово взял Бернар ле Каро, франкоязычный швейцарец, участник Поместного Собора Русской Православной Церкви 2009 года, признанный историк РПЦЗ и исследователь жития святого Иоанна Шанхайского. Он высказал благодарность присутствующим прихожанам «недавнего призыва», на чьих плечах лежит вся работа по поддержанию храма. Ле Каро выразил уверенность в том, что по духу Русской Церкви Заграницей прихожанином должен считаться прежде всего тот, кто посещает богослужения и причащается. Закончил он свою речь, вопрошая, почему на приведение устава в норму должен уйти целый год и на каком основании эту работу будут вести те же люди, что и переписали старый: члены приходского совета, как, например, Мелешко (он же староста, бухгалтер и архитектор реставрационных работ, чьё бюро и получило мандат на их ведение), всё те же люди, которые саботировали изменения в прошедшие годы.

Далее выступил внештатный клирик протоиерей Георгий Гончаров, подчеркнув, что «скандал в церкви - это не ново», и что сейчас особенно важно, несмотря на личные предпочтения, сохранить единство, поскольку церковь - это особое место и сегодня силы зла буйствуют против православия. Для важного решения требуется единство и соборность, в соборности рождается истина и особенно важно соблюдать иерархию, основу всего.

Ему возразили что, изгоняя прихожан, не внесённых в официальные списки - а таких было подавляющее большинство, -  соборность и поиск истины невозможны.

Затем слово взял владыка Марк, повторяя, что принято решение в течении года работать над новым уставом, что те, кто хотят мира, должны подчиниться действующему уставу и покинуть помещение до голосования. Он добавил, что, поскольку на собрании нужно в обязательном порядке проголосовать за финансовый отчёт за 2016 год и что нельзя продолжать тратить деньги без отчета, напомнив прихожанам: «вас могут посадить в долговую яму».

«Никто так и не двинулся, и по залу прошёл ропот, что не представляется возможным голосовать за финансовый отчёт без предварительного вдумчивого его изучения. На этом ассамблея закончилась, можно сказать, не начавшись», - вспоминают участники приходского собрания.

«Владыка Марк прочитал молитву, и духовные отцы вместе с членами приходского совета и Совета Русской церкви уединились, как было сказано, для трапезы в библиотеке. Остальные прихожане остались ждать окончания трапезы, чтобы попросить благословения у Владыки Марка, а также своих батюшек. Все разошлись в три часа. Прихожане ждут объявления новой даты приходской ассамблеи, более, чем срочной ввиду не сданной членами совета финансовой отчётности за 2016 год», - сообщают прихожане.

Отчет президента «Общества Русской церкви» Франсуа Мозера оказался короче: «Созванная 15 октября 2017 года в православной церкви на улице Топфера, согласно уставу прихода, генеральная ассамблея прошла под председательством архиепископа Марка Берлинского и Германского, в отсутствие архиепископа Михаила, временно освобожденного от своих обязанностей решением Архиерейского Синода.

В силу проблем, разделяющих в настоящее время прихожан церкви, было невозможно контролировать доступ на эту генеральную ассамблею, в которой, согласно уставу, могут участвовать только официально призванные члены прихода.

Многочисленные граждане мешали проведению ассамблеи, громко заявляя о своем присутствии в церкви и грубо перебивая архиепископа, от которого они требовали восстановления в должности архиепископа Михаила.

Перед лицом этой неприемлемой ситуации, архиепископ Марк принял решение прервать генеральную ассамблею».

Обозреватель портала «Всё о Швейцарии» Эмилия Назаренко, которая, судя по ее репортажу, занимает позицию «Общества Русской церкви», попросила владыку Михаила прокомментировать разгорающийся конфликт. 

По словам архипастыря, «уже давно небольшая группа прихожан не желает соблюдать церковные правила, что вызывает недоумение и протест у других прихожан. Они ведут какую-то деятельность в храме, за тридцать лет она укоренилась, и вот сегодня все это вспыхнуло, превратившись в конфликт». «Не думайте, что это просто злая, глупая вражда, у этой истории давние корни», - отмечает он.

«Началось все с 2000 года, - вспоминает владыка, - если не раньше, еще при Владыке Антонии. Даже при Владыке Амвросии уже существовала определенная напряженность, но все противоречия старались решать мирно. На этот раз так не вышло. С конца прошлого года, то есть с юбилея 150-летия церкви все вспыхнуло с новой силой. В Синод направлялись разные злобные письма против церкви... Эти люди ведут свои действия против Церкви, и их аргументы не выдерживают анализа».

Владыка Михаил внес существенный вклад в воссоединение Русской Православной Церкви. «В момент, когда не было никакого межцерковного общения, я был представителем РПЦЗ в России. Мы собирали людей, чтобы посмотреть и понять, каким должно быть будущее церкви. В итоге восторжествовало понятие, что надо провозгласить единство Русской Православной Церкви. А перед этим, в 2004 году, я провёз по всей России, по всем без исключения епархиям мощи преподобномучениц Великой княгини Елизаветы и инокини Варвары, которые находятся у нас на Святой земле. Эти мощи встречал весь народ. Единство русской православной церкви естественно, за рубежом она всегда называлась Русская церковь. Нужно сказать, что противления контактам и обменам между обеими церквями было много. Во времена Советского Союза единство Церкви совсем не приветствовалось. Но это единство было осуществлено в 2007 году», - вспоминает иерарх.

Говоря о Крестовоздвиженском соборе, владыка сообщил, что «по субботам, воскресеньям и на праздниках на службах используются три чаши для причастия. Это значит, собирается порядка 200 человек. А по большим праздникам - и до 300. Приход процветает, храм приумножается, это очевидно. За десять лет количество прихожан выросло в пять раз».

Далее журналистка задала вопрос, который, очевидно, и является камнем преткновения: «Согласно уставу приходской ассоциации, Paroisse de l'Exaltation de la Sainte Croix, прихожане, которые официально зарегистрированы как таковые, должны платить членские взносы. Существует ли такой порядок до сих пор?»

«Членские взносы, - отвечает владыка, - были упразднены этой группой людей (представители ассоциации Société de l'église russe, - прим. автора). Многие им давали взносы, а они их не записывали как членов. Вот почему те, кто приходит и молится каждое воскресенье, не числятся членами - эти люди их не вписали! Регулярно приходит в церковь около 200 человек. Многие из них не записаны как прихожане, что несправедливо. В прошлом году на собрании я потребовал четкого установления порядка выплаты членских взносов. А эти люди фактически их не собирали!»

Нынешний устав собора, принятый в 2000 году, по мнению владыки, «не соответствует нормальному приходскому уставу. По нему, например, не избирается староста, в нем много чего не соответствует церковному уставу, принятому РПЗЦ в 1921 году. А приходская жизнь должна регламентироваться церковным уставом, как во все других церквях за рубежом. В свое время этот устав не был принят всей полнотой прихожан. Существуют архивные данные, доказывающие, что многие люди не были согласны с его принятием, но с ними не посчитались. Тогда прихожане не хотели, чтобы разгорелись междоусобицы, и просто решили терпеть это положение дел».

«Все церкви, находящиеся на территории других стран мира, имеют приходской устав РПЦЗ. Другой устав, касающийся представительства церкви в данной конкретной стране, называется регистрация. Он представляет собой устав гражданского типа и не должен вступать в противоречие с нормальным приходским уставом», - справедливо отметил архипастырь.

Представители «Общества Русской церкви», сообщил владыка, «начали свои активные действия в 1990-х годах, когда наши старые прихожане постепенно стали умирать. Тогда было мало людей, могущих заниматься церковными делами, поэтому приходилось привлекать молодёжь. Даже последний Владыка Амвросий не смог их сдержать. Проблемы прихода образовались в последние годы, а не 150 лет назад. И в советский период тоже были другие люди: духовенство и прихожане занимались своей церковью - все велось благостно и благословенно. Но определённая группа людей в последние годы стала действовать совершенно в ином духе».

Архиепископ Михаил отмечает, что этих людей «нет на службах», «но в их руках вся администрация и банковские счета, а это дает определенную власть, вот и весь ответ».

Редакция «Нашей газеты» получила сканы трех писем в поддержку владыки Михаила: от русскоязычных прихожан Крестовоздвиженского собора (215 подписей, подписанты просили фамилии не оглашать), от представителей болгарской диаспоры, уже девять лет участвующих в жизни собора (24 подписи) и от аналогичной группы сербов (24 подписи). Все три письма адресованы митрополиту Нью-Йоркскому и Восточно-Американскому Илариону, председателю Архиерейского Синода РПЦЗ. Во всех трех указана породившая их причина - клевета на владыку Михаила. Во всех трех высказаны слова поддержки владыке Михаилу и перечислены его заслуги.

В письме русскоязычных прихожан отмечается пополнение прихода новыми членами, регулярность и качество проводимых служб (на церковно-славянском и французском языках), успешное проведение реставрационных работ, создание при соборе школы Закона Божьего и детского хора, наличие «Хора прихожан», куда может прийти любой желающий, проведение духовных бесед с прихожанами. «Очень ценят прихожане паломнические поездки, возглавляемые Владыкой, - отмечается в письме. - Строгий и требовательный на Службе, Владыка Михаил мягкий и добрый к своим духовным чадам, он всегда открыт для нас».

«Владыка Михаил очень авторитетен и уважаемый нами пастырь. Он скромен и смирен, терпелив и дает нам пример кротким образом жизни. И мы знаем, что он наше утешение, что мы находимся под защитой его неустанной молитвы о нас грешных прихожанах», - это цитата из письма болгар, с сохранением авторской пунктуации.

Совсем короткое письмо сербов, всего два параграфа, правда, на двух языках. Издание приводит полностью русский текст, с сохранением орфографии и пунктуации: «Сто лет тому назад, в октябре 1917 г., безбожники свергнули Царя Николая II и захватили власть. Первого октября 2017 г. кучка подобных хотела бы сделать то же самое с Владыкой Михаилом. Поэтому мы, нижеподписавшиеся прихожане Крестовоздвиженского собора Женевы, заявляем, что любим и уважаем нашего Владыку Михаила, и решительно выступаем против этого заговора, проведенного в тайне - за спиной всего Прихода, а также мы против клеветнического письма, напитанного ложью и шантажом».

Во всей этой истории не может не удивлять позиция «Общества Русской церкви», собственника Крестовоздвиженского собора Женевы. Опираясь на положения абсолютно светского устава собора, который, как справедливо заметил владыка Михаил, входит в прямое противоречие с приходским уставом, принятым РПЦЗ, Общество самочинно изгоняет из состава прихода прихожан, не выполняющих финансовые обязательства, прописанные в этом неканоничном уставе.

При этом, как сообщил архиепископ Михаил, представители «Общества Русской церкви» редко бывают на службах, т.е. не живут церковной жизнью, но считают себя настоящими прихожанами. Это парадокс, свидетельствующий о том, как далеко расходится понимание церковности у русских людей (а новые эмигранты, поддерживающие архиерея, - это современные русские люди, не утратившие связи с Отечеством) и оевропеившимися потомками русских эмигрантов. Для первых церковность - это участие в Божественной литургии, причастие и посильная помощь храму, чаще неформальная (пресловутая церковная кружка). Для вторых церковность - это банковские отчеты о перечислении сумм на содержание храма. Какая пропасть между этими образами церковности! Понятно, почему не удается прийти к согласию в этом конфликте.

На наш взгляд, представители «Общества Русской церкви» напоминают скорее ветхозаветных фарисеев, осуждавших учеников Христа за то, что они не соблюдали субботу и нарушали другие ветхозаветные предписания. Придирки Общества к прихожанам, лояльным владыке Михаилу, попахивают законническим формализмом, они не имеют отношения к подлинной демократии и уж тем более к Христианству. Остается надеяться, что представители «Общества Русской церкви» тайно не исповедуют иудаизм.

Создается такое впечатление, что представители «Общества Русской церкви», которые, судя по всему, не только не владеют русским языком, но и имеют смутное представление о России, раздражены новыми русскими эмигрантами, носителями подлинной русской церковной традиции. Это их раздражает, и они так мстят и новым русским прихожанам и поддерживающему их владыке Михаилу за искреннюю любовь и преданность Родине - России. Думается, именно в этом заключается корень церковного противостояния в Женеве.

Редакция «Русской народной линии»




РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев - 8

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

8. М.Е. : Ответ на 7., ПвЖ-2017:
2017-10-20 в 00:31

Владыка Михаил - хороший.Дружок, ты с ним знаком? Тут все намного сложнее ...изложите.....Уже все изложено в отчетах о вашем собрании 15 октября 2017. И не забывайте, что решение о временном отстранении вл. Михаила принимал синод РПЦЗ, а не шарашкина контора или ваш хохол староста. Смиряйтесь!
ссылку на отчет..... вы от имени Синода про смирение?


А ключ от сейфа с деньгами вам куда переслать? :)
Мне лично в данном случае достаточно информации от РНЛ, которая явно на стороне вл. Михаила.
И еще к сведению особо рьяных прихожан, которые не хотят смириться с обстоятельствами: я от своего имени говорю, а зовут меня Михаилом. Если будете продолжать в том же духе, то, наверное, плохо кончите ...
Зы: У меня нет сейфа с деньгами. Есть только стальной сейф с пятизарядкой, но ключ от него я вам не дам, ребята-девчата. :))
7. ПвЖ-2017 : Ответ на 6., М.Е.:
2017-10-19 в 22:19

Владыка Михаил - хороший.Дружок, ты с ним знаком? Тут все намного сложнее ...изложите.....Уже все изложено в отчетах о вашем собрании 15 октября 2017. И не забывайте, что решение о временном отстранении вл. Михаила принимал синод РПЦЗ, а не шарашкина контора или ваш хохол староста. Смиряйтесь!


ссылку на отчет..... вы от имени Синода про смирение?
6. М.Е. : Ответ на 5., ПвЖ-2017:
2017-10-19 в 21:32

Владыка Михаил - хороший.
Дружок, ты с ним знаком? Тут все намного сложнее ...
изложите.....


Уже все изложено в отчетах о вашем собрании 15 октября 2017. И не забывайте, что решение о временном отстранении вл. Михаила принимал синод РПЦЗ, а не шарашкина контора или ваш хохол староста. Смиряйтесь!
5. ПвЖ-2017 : Ответ на 4., М.Е.:
2017-10-19 в 20:19

Владыка Михаил - хороший.Дружок, ты с ним знаком? Тут все намного сложнее ...


изложите.....
4. М.Е. : Ответ на 3., М.Яблоков:
2017-10-19 в 19:42

Владыка Михаил - хороший.


Дружок, ты с ним знаком? Тут все намного сложнее ...
3. М.Яблоков : Re: Корень Женевского противостояния
2017-10-19 в 19:33

Владыка Михаил - хороший.
2. ПвЖ-2017 : Корень Женевского противостояния
2017-10-19 в 18:54

Благодаря Вашим публикациям есть возможность получать более менее объективную информацию о события в Женеве. Не могут простить владыке Михаилу его активную позицию и роль в объединения Русских Церквей. С приходом владыки Михаила в Женевский храм там царит молитва и соборность. Невозможно представить чтобы узккая групка людей имеющая административный ресурс смогла шантажем и кливетой добиться отстранения владыки от служения. Подавляющее число прихожан храма в Женеве потеряли своего духовного пастыря. Помоги Господи!
1. М.Е. : Re: Корень Женевского противостояния
2017-10-19 в 16:09

Все это очень печально ...

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме