Подобная же публикация прошла и по другим изданиям в интернете. Дело в том, что всё же остаются некоторые сомнения относительно правильности причины появления святых изображений на черепе человека. По профессии я археолог, много лет работал в Институте археологии РАН в Москве, занимался исключительно раскопками курганных некрополей и потому неплохо знаком с антропологией, канд.истор. наук, ныне на пенсии.
Первое сомнение. Как мне представляется, на фотографиях, которые даны в публикациях крупными планами и хорошего качества, показан череп с типично женскими признаками, (стандарты определения пола по черепу представлены в соответствующей литературе).
Второе сомнение. Изображения наносились, - судя по хорошим фотографиям - скорее всего, post mortem, то есть, на череп уже лишенный тканей или отмацерированный специально. Такое сразу заставляет вспомнить практику монастырей, хоронящих иноков (и инокинь?) по Афонскому Уставу, то есть, когда через определенное время черепа умерших поступали в кимитирии, костницы монастыря.
Заметим, что на черепе помимо фриза из медальонов со святыми краской покрыта поверхность черепа выше и несколько ниже изображений, что не согласуется с интерпретацией смертного венчика. Тогда почему сюда тоже наносилась краска? Возможно ли, что это была имитация реальной круглой глубокой шапочки и тогда фриз с образами имитировал реальные прижизненные медальоны поверх неё? Но тогда и лики святых наносились на черепе на этот слой коричневой краски, что легко проверить, и тогда предположение о венчике будет казаться неточным.
Все предложенные сомнения, описанные мной как специалистом, хотя и сугубо визуально, легко проверить. И тогда можно делать предположения, то есть, не было ли там же остатков разрушенной гробницы, то есть, окормлялось ли это место, происхождение (практика Афонского Устава) и др.
Но главное, как мне представляется, это точное определение пола умершего, что сделать специалисту несложно ввиду хорошей сохранности черепа - и второе, - обстоятельств нанесения изображений: то есть, либо - на еще нетленную плоть, либо - post mortem - на уже костную поверхность черепа (и, возможно, поверх коричневой краски, очевидной на большей остальной части calvaria.
По моему мнению, публикуемая находка - череп с нанесенными - случайно или намеренно - изображениями, это череп монахини. Погребена ли она (или ее череп) была в месте находки, или происходил этот череп изначально из какого-либо другого места - это вопрос, прежде всего, археологического тщательного исследования этого места (гробовище?) и, далее, церковных документов.
Александр Михайлович Смирнов, кандидат исторических наук, археолог, Санкт-Петербург
1. Re: «По моему мнению, это череп монахини»