Глава Калязинского района Тверской области, член ЦС Международной общественной организации «Русское Собрание» Константин Геннадьевич Ильин отличается тем, что на региональном Тверском уровне и в выступлениях перед общественностью Калязинского района поднимает вопросы, стоящие перед всем нашим обществом с систематизацией проблем по всему перечню уровней - федерального, регионального, муниципального. До своего избрания населением Калязинского района Главой района, Константин Геннадьевич был депутатом Законодательного Собрания Тверской области, а до этого - руководителем крупного сельскохозяйственного предприятия. Он - кандидат исторических наук, экономист, руководитель Тверского отделения Конгресса муниципальных образований. Поэтому проблемы и риски, стоящие перед обществом видит во всей их многогранности, решения предлагает на стыке сфер и направлений, на основе огромного опыта и глубоких знаний.
Мнение Константина Геннадьевича по идеологическим вопросам, рискам революционных потрясений для страны, демографическим вопросам, его практическая деятельность по культурному и патриотическому воспитанию молодежи в районе и многим иным вопросам неоднократно представлялась на РНЛ.
Сегодня я задал несколько вопросов Константину Геннадьевичу по проблемам практической реализации местного самоуправления. Эта тема не очень популярна, потому что законодательство о местном самоуправлении достаточно емкое и запутанное, а осуществление местного самоуправления органами местного самоуправления - и есть, собственно, в совокупности - социально-экономическое развитие России.
- Константин Геннадьевич, вы - глава муниципального района, вопросами местного самоуправления владеете и с практической, и с правовой точек зрения. Каковы на ваш взгляд основные проблемы местного самоуправления?
- Проблем очень много. Думаю, главная проблема - отсутствие у органов местного самоуправления финансовых возможностей для реализации инициатив граждан. За многие годы, особенно после трудностей 90-ых годов, это привело к пассивности населения. Внесли свой «вклад» в эту проблему и СМИ, особенно телевидение, воспитывающие и насаждающие в людях дух потребительства.
- Была ли готова «новая Россия» к местному самоуправлению?
- Местное самоуправление в 90-ых годах было приемлемо. Оно осуществлялось на уровне муниципального района, который имел единый бюджет, единое управление, а на местах местное самоуправление от района осуществляли сельсоветы.
- Но в 2003 году было принято новое законодательство о местном самоуправлении, которое, как заявлялось, совершенствовало предыдущее законодательство.
- Федеральный закон № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» был навязан Западом на основании Европейской хартии о местном самоуправлении 1985 года, принятой Россией вопреки мнению подавляющего большинства органов местного самоуправления.
Закон разрушил, раздробил существовавшую систему органов местного самоуправления. Это была одна из демократических реформ того времени, которая нанесла удар по выстроенной системе власти. Более того, она начала реализовываться в условиях подрыва экономических основ местного самоуправления, когда массово банкротились и закрывались сельхозпредприятия, местная промышленность.
Действующий 131 закон предусматривает множество форм и способов самоуправления на территории России. Образовался новый (поселенческий) уровень власти, который не обеспечен финансово, в то же время декларируется его самостоятельность в принятии решений, самостоятельность в осуществлении местного самоуправления. В дополнение к 131-му закону было принято более 500 законов, которые сегодня регулируют работу органов местного самоуправления, то есть, закон еще претерпел коренные изменения.
За эти годы увеличилось количество местных полномочий, некоторые из них переданы с федерального уровня (по вопросам безопасности, например) и не финансируются совсем. В итоге объём расходных обязательств муниципалитетов увеличился в разы, а доходная часть местных бюджетов не изменилась, или даже сократилась.
Ещё раз подчеркну. Главная проблема, почему местное самоуправление не развивается, - крайне низкое финансирование. А ведь о положении в стране судят по состоянию дел на территориях, в муниципальных образованиях, от решения вопросов на местах зависит очень многое - развитие городов и сел России, русской глубинки. Чтобы было развитие территорий, необходимо, чтобы каждое полномочие, которое имеется на районном или поселенческом уровнях было финансово оценено, и бюджет должен состоять из суммы средств на исполнение каждого полномочия.
- То есть, задач, решаемых органами местного самоуправления, становится все больше, а финансовых и технических средств на реализацию не увеличивается? Я так понимаю?
- Обязанности муниципальных образований увеличиваются. Местная власть отвечает уже и за вопросы, которые должны решаться на федеральном и региональном государственном уровне: образование, медицина, демография, охрана общественного порядка, ряд других полномочий, - за всё, что происходит в районе.
При том, количество муниципальных служащих за последние годы уменьшено в 2,5 раза. От органов местного самоуправления ушла часть налоговых поступлений (большая часть НДФЛ, налога на прибыль, и т.д.я).
Мы, районы, сельские поселения, малые и средние города, серьёзно зависим от вышестоящих бюджетов, а потому не можем действовать самостоятельно по решению вопросов даже местного значения. Сложно в этих условиях и планировать на перспективу. На практике некоторые поселения даже не зарабатывают средств на содержание своих аппаратов. По оценке финансистов, только для того, чтобы выжить, бюджетам поселений необходимо в 4 раза больше доходов, чем они имеют сейчас.
Поэтому, чтобы выжить, сейчас муниципальные образования ведут работу по объединению двух уровней власти - районного и поселенческого. То есть, мы приходим к тому, что у нас было до принятия 131-го закона. Но приходим к этому «криво», путём создания городского округа, порой и звучит абсурдно: деревня «Эн» входит в такой-то городской округ.
В Ленинградской области есть пример создания муниципального района, этот опыт необходимо изучить. Раздробленность бюджетов нам сегодня не позволяет концентрировать ресурсы и, ввиду их скудности, решать конкретные проблемы.
- Я знаю, что вами оформляется много инициатив на имя областных и федеральных органов власти по устранению этих проблем. Каковы ваши предложения?
- Мы настаиваем: важно увеличить доходную часть местных бюджетов и передать в местную казну часть налога на прибыль, НДС, налога на имущество организаций!
На уровне же регионов можно установить механизм выравнивания бюджетной обеспеченности поселений, чтобы разница в итоге в расчёте на душу населения была не более, чем в 2-3 раза. Сейчас же бюджеты отличаются в десятки, а порой и в сотни раз по финансовой обеспеченности на душу населения. Минимум приходится как раз на малые города и сельские поселения. Особенно ярко это проявляется среди регионов по финансированию дорожной отрасли.
Большим подспорьем для муниципалитетов стало бы право принимать нормативно-правовые акты, направленные на увеличение доходов бюджета, например, за счет введения местных налогов и сборов (курортный, туристический, экологический, дорожный). Особенно это актуально для районов, где много дачного населения, которое тоже должно платить и за вывоз мусора, и за ремонт дорог.
В местных бюджетах я бы предложил оставлять сборы на добычу общераспространённых полезных ископаемых (песок, гравий, глина, торф и т.д.), транспортный налог, и другие. А НДФЛ должен в большей степени поступать в местный бюджет, причём уплачиваться не по месту работы, а по месту проживания.
Целый комплекс проблем обусловлен законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Здесь недобросовестные подрядчики занижают цену так, что ответственный исполнитель не может конкурировать, а победитель отдаёт контракт на субподряд другой организации по ещё более низкой цене, и снова страдает качество. Местные организации, как правило, не могут выиграть эти конкурсы, а значит, база предприятий, и в целом, малые города - не развиваются. Процедура по проведению торгов может затягиваться на много месяцев. Даёт сбои и сама электронная торговая площадка, чем под угрозу срыва ставятся графики подготовки к отопительному сезону, к учебному году.
- Вы затронули дорожную отрасль. А также вопросы проведения торгов и аукционов для муниципальных нужд. Многие гости и туристы судят о городе или селе, в которое прибывают, по состоянию дорог. При этом их не интересуют нюансы действующего законодательства, разграничение полномочий, порядок формирования дорожного фонда или, скажем, проблемы практической реализации законодательства о проведении торгов и аукционов на проведение работ. Между тем, состояние дорог многих районов Тверской области, а Калязинский район не является исключением, оставляет желать лучшего.
- Не всё, а точнее - совсем немногое, в вопросах состояния дорог зависит от органов местного самоуправления. По дорожному фонду в своих обращениях и предложениях я пишу, что сегодня нет единого норматива по дорогам. Дорожный Фонд финансируется в зависимости от протяжённости, класса дорог, финансирование на 1 км различается в регионах в 10 и более раз. При этом особенно скудно финансируется местный дорожный фонд: из 9 рублей акцизного налога с литра топлива в дорожный фонд муниципальных образований идёт только 2% (18 копеек). Эту ситуацию необходимо менять.
И вообще при распределении финансирования по более широкому кругу вопросов не учитываются особенности, связанные с плотностью населения. Например, в Тверской области большое количество населённых пунктов, где проживает малое количество жителей (примерно 50% населенных пунктов с численностью всего до 10 человек жителей). Межбюджетные расчеты производятся на такие населенные пункты, исходя из численности населения, но всё равно муниципалитету необходимо содержать в порядке дороги, линии электропередачи и всю иную инфраструктуру этого, в недавнем прошлом, большого поселения, независимо от численности проживающих в нем.
- Вы говорили о сложностях в планировании развития территорий. Чем это обусловлено?
- Да вот совокупностью проблем, о которых мы говорим. Вот, скажем, как можно планировать развитие собственной производственной базы, малого и среднего бизнеса, если ещё одним бичом федерального уровня, на который мы почти повлиять не можем, является рост числа сетевых магазинов в малых городах, которые серьёзно подрывают малое предпринимательство на местах, а наши бюджеты остаются без налогов, особенно федеральный бюджет.
В крайне неравных условиях наши товаропроизводители и по ряду других причин - высокая стоимость кредитов и их недоступность, дороговизна энергетики. Отчего имеем такое засилье китайских и других иностранных товаров на наших прилавках.
Или вот, требования федерального законодательства о запрещении строительства на сельхозугодьях не даёт инвестору возвести на своей земле ферму, теплицу. Сельскохозяйственные и промышленные производства, и даже личные подсобные хозяйства, по-прежнему работают под неоправданно жестким давлением надзорных органов.
Рост тарифов на электричество - отдельная проблема. Энергетики без регулирования повысили цену для предприятий, объясняя это тем, что приобрели электричество «на рынке дороже обычного». Новая цена не была заложена ни в тариф на воду, ни на отопление, этим подрывается финансовая стабильность местных предприятий ЖКХ.
Отсутствие вложений негативно сказывается на электросетях. При тарифе 7-8 рублей/кВт-ч для предприятий - до местных энергетиков доходит лишь 10 процентов, а это всего 70 копеек. Поэтому электросетевое хозяйство ветшает, нередки обрывы на линиях в непогоду осенью и зимой, а вся ответственность возлагается на муниципальные образования.
- Мне представляется, что отсутствие планирования - проблема, которая начинается с федерального уровня. И не только перекладыванием вопросов на уровень местного самоуправления, а практическим отсутствием планового развития государства. Вместо планов - «прогнозы» и «программное регулирование».
- В целом - я соглашусь. Отсутствие планов экономического развития в России, развития регионов, малых городов, как следствие - нерациональное размещение производительных сил, - приводит к огромной разнице в уровнях заработной платы жителей между муниципальными образованиями в разных регионах страны. При этом уровень зарплаты в провинции имеет тенденцию дальнейшего уменьшения.
Качество медицинских, образовательных, спортивных услуг самое высокое в Москве, в региональных центрах похуже, а в малых городах и сельских поселениях, ввиду оттока кадров и непрекращающегося процесса «оптимизации» объектов социально-культурной сферы, - ещё хуже. В результате всех этих причин происходит отток населения. Всё больше людей трудоспособного возраста концентрируется на уровне Москвы, провинция оголяется, всё меньше жителей остается в малых городах, ещё меньше - на селе.
- Какие еще практические проблемы местного самоуправления вы бы отметили?
- На все сферы нашей деятельности излишней нагрузкой ложатся проверки. Штрафы несопоставимы ни с тяжестью нарушения, ни с размером местных бюджетов, ни с финансовыми показателями небольших предприятий. Эти, без преувеличения, карательные меры усугубляют и без того трудное состояние предприятий. Например, наше муниципальное предприятие «Коммунсервис», отвечающее за водопроводное хозяйство, было оштрафовано за отсутствие лицензии на 1 млн. рублей!
Губительно и тотальное внедрение электронных технологий в государственное управление, которое мы видим сейчас. Последние примеры вирусных атак, когда незащищёнными оказались медицинские, правоохранительные электронные базы и ресурсы государственных органов власти - этому подтверждение. Даже японцы отказались от замены людей компьютерами в сфере управлении государством.
И это только небольшая часть трудностей.
- А что положительное вы могли бы отметить?
- Есть, конечно, и положительные моменты, но их несоизмеримо меньше желаемого. Если брать региональный уровень, то на областном (тверском) уровне в последнее время несколько увеличен дорожный фонд, началась работа по реконструкции и ремонту региональных дорог, для муниципалитетов на условиях софинансирования работает программа ремонта дорог и дворовых территорий, также - программа поддержки объектов теплофикации. Действуют программы ремонта объектов социальной сферы, в том числе образовательных учреждений, дополнительно финансируется перевод школ на обучение в одну смену. Создан ЕРКЦ, призванный улучшить работу по сбору в сфере ЖКХ средств, а в дальнейшем - добиться прозрачности при сборе и расходовании средств за жилищно-коммунальные услуги.
Вообще наш Губернатор Игорь Михайлович Руденя уделяет много внимания вопросам местного самоуправления.
Новые программы появились и на федеральном уровне: по линии сельского хозяйства «Развитие инфраструктуры села», по благоустройству - «Формирование комфортной городской среды». Пусть понемногу, но меняется облик городов, создаются условия для улучшения жизни.
- Все поднимаемые вами вопросы - весьма серьезны и комплексны. Не уверен, что они будут решены в ближайшей перспективе.
- Можно только надеяться.
Считаю, что нашему государству нужно пересматривать отношение к местному самоуправлению. Действующий закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» требует серьезной ревизии и принятия его в новой редакции, учитывающей, в частности, те проблемы, о которых мы сейчас говорим.
Беседовал Андрей Сошенко, секретарь МОО «Русское Собрание»
7. Ответ на 5., Блинов:
6. Ответ на 4., А.В. Сошенко:
5. Ответ на 4., А.В. Сошенко:
4. Ответ на 2., Блинов:
3. Ответ на 1., Николаев.:
2. Re: «Государству нужно пересматривать отношение к местному самоуправлению»
1. Вместо планов - «прогнозы» и «программное регулирование».