Рим. «Стопа святой Марии Магдалины»

Память 22 июля/4 августа

Новости Москвы 
0
1963
Время на чтение 10 минут

 

Христианский Рим издавна хранит мощи многих святых, в том числе и равноапостольной Марии Магдалины. Традиционно считается, что часть ее мощей находится в Соборе Св. Петра в Ватикане и еще одна частица ее мощей почивает в базилике Сан Джованни ин Латерано. В последние несколько лет многочисленные паломники, посещающие святые места в историческом центре Рима, благоговейно поклоняются мощам святой Марии Магдалины и в католической церкви Сан-Джованни-деи-Фиорентини (San Giovanni dei Fiorentini), расположенной в районе Регола, в начале улицы Виа Джулия (Via Giulia). Слева у величественного главного алтаря этой церкви, построенной в 1609 г. для флорентийской диаспоры, имеется в стене небольшая и ярко освещенная ниша, где под стеклом выставлен драгоценный реликварий с частью мощей, называемый в народе «Стопою Марии Магдалины».

 

1. Общий вид ниши со «Стопой Марии Магдалины» в церкви Сан-Джованни-деи-Фиорентини

Справа на стене укреплена табличка в бронзовой раме, где на итальянском и английском языках начертано: «Стопа святой Марии Магдалины. Эта стопа, которая первой вступила в Гроб Воскресшего Христа». Здесь же висит и небольшая православная икона с изображением Спасителя и преклоненной женой-мироносицей Марией Магдалиной. Ее имя, вошедшее в историю, встречается во всех четырех Евангелиях. Она была свидетельницей Распятия и погребения Иисуса, а также того великого события, что произошло в Воскресение Господне. Современные исследователи называют ее еще и «первой свидетельницей, возвещающей о Воскресении Иисуса», заявляя при этом, что «именно с Марии началось христианство» [1], хотя «нигде не сказано, что она была благовестницей, миссионером или апостолом» [2]. После повествований в Евангелиях Мария Магдалина «уходит со сцены полностью, и ее имя не упоминается ни в деяниях апостолов и ни в письмах апостола Павла» [3]. Однако древнее предание гласит, что Мария Магдалина «благовествовала не только в Иерусалиме», но и «отправилась с проповедью в языческий Рим» и «обошла с проповедью всю Италию» [4]. Согласно жизнеописанию Марии Магдалины, в 886 г., во времена правления византийского императора Льва VI Философа (Мудрый), мощи скончавшейся в Эфесе святой были торжественно перенесены в Константинополь и были положены в монастыре Св. Лазаря [5]. Дальнейшая судьба разделенных на части мощей имеет весьма противоречивую историю. Появление в Риме «стопы Марии Магдалины» итальянские источники связывают с мощами, находящимися с 1280 г. ( по другим данным - с 1059 г.) во Франции (Провансе и аббатстве Везле). Якобы мощи Марии Магдалины из Константинополя попали сначала в Рим, где от них отделили костные останки левой стопы, и далее они были перенесены во Францию [6].

Имеются сведения о том, что первоначально святая реликвия Марии Магдалины находилась в Вечном Городе в одной из двух сооруженных капелл, построенных после 1450 г. при Замке Святого Ангела. Эти капеллы были освящены именами Марии Магдалины и вифлеемских младенцев в память о трагической гибели более 170 человек во время наплыва в Рим пилигримов и обрушения балюстрадов пешеходного моста Святого Ангела через Тибр (1450). По данным историков, драгоценной реликвии в капелле у тибрского берега пилигримы поклонялись еще до того, как они достигали базилики, посвященной св. апостолу Петру.

В 1527 - 1535 г. в связи с расширением прохода и укреплением моста, капеллы были снесены, а на их месте поставили скульптуры святых апостолов Петра и Павла. Приблизительно в это же время мощи Марии Магдалины были перенесены в церковь Сан-Джованни-деи-Фиорентини, где в XVII в. для них заказали у ювелиров оригинальный футляр из серебра. Церковь римской общины флорентийцев была известна тем, что в течение нескольких столетий она приобретала дорогостоящие исторические и религиозные произведения, для хранения которых позже был открыт специальный музей сакрального искусства. Более трех столетий «стопа Марии Магдалины» хранилась в ризнице церкви и о ней надолго забыли. «Стопу» заново «открыли» только в 2002-м г. и через год передали фонду «Музея флорентийцев» (Museo dei Fiorentini). Он расположен рядом с церковью на улице Мia Acciaioli 2, а его коллекция сакрального искусства состоит из 48 выставочных экспонатов и 20 произведений, хранящихся в запасниках.

После реставрации «стопы Марии Магдалины» 24 мая 2012 г. состоялось торжественное ее перенесение в церковь Сан-Джованни-деи-Фиорентини [7], где для ценного реликвария с мощами соорудили специальную нишу-витрину. Серебристого цвета «стопу» поместили на металлическое основание-подставку, изготовленную из позолоченной бронзы известным итальянским скульптором и ювелиром эпохи Возрождения Бенвенуто Челлини (1500 - 1571). Серебряный элегантный реликварий в форме стопы приписывают неизвестному римскому мастеру-ювелиру, жившему XVII в.

 

2. «Стопа Марии Магдалины»

 

Этому реликварию мастер специально придал форму женской стопы, намекая этим, что костные останки от левой ноги святой содержатся внутри самой мощехранительницы. Мастер выбрал в качестве модели реликвария так называемый «греческий тип построения стопы человека». Известно, что живописцы и скульпторы по длине пальцев на стопе различают три типа ее построения: а) «египетский» - самым длинным является большой палец; б) «греческий» - второй палец самый длинный и ему уступают по длине большой и третий пальцы; в) «римский» - все пальцы имеют примерно одинаковую длину. «Законом» для античных скульпторов и художников считалось построение стопы именно «греческого типа» (второй палец среди других является самым длинным). На стопе-реликварии видно, что длина всех пальцев постепенно уменьшается от большого к мизинцу.

Ныне мощи, заключенные в «стопу Марии Магдалины», находятся под спудом, и через стекло видно, что на подъеме стопы имеется круглой формы закрытый ковчежец с крышкой, перевязанный тесьмой и опечатанный сургучом. К сожалению, описание самих костных останков «стопы» служителям церкви неизвестна. Однако, что на самом деле представляют собою эти мощи: весь скелет стопы или один из ее фрагментов? Вопрос этот совсем не случаен. С давних пор на Западе мастера по изготовлению металлических реликвариев в виде глав или бюстов часто творчески «достраивали» их, т.е. помещали в них всего лишь один фрагмент из костных останков, придавая реликварию форму той части тела святого, от которой у них имелся под руками мощи.

Автор этих строк привлек к изучению фото «стопы» знакомого врача-отропеда. Он высказал такое предположение: внутри «стопы» может находиться лишь какая-то отдельная часть стопы (предплюсна, плюсна или пальцы), одна кость ( например, таранная; латьевидная, выпуклая кпереди или кубовидная) или несколько костей, но никак не целый скелет стопы. Ортопед напомнил, что стопа человека включает в себя 26 костей, для удержания и скрепления которых необходимы связки стопы, представляющие собою плотные тяжи из соединительной ткани. В противном случае древние останки костей стопы могут рассыпаться. То же, вероятно, можно сказать и другой «стопе» (неизвестно, какой правой или левой), приписываемой также Марии Магдалине и хранящейся в афонском монастыре Эсфигмен. Хотя по большому счету для верующих людей не так уж важны величина в сантиметрах или масса в граммах тех или иных святых мощей, почивающих в ковчегах и реликвариях.

Ныне известно о нахождении мощей Марии Магдалины не только в Иерусалиме и в афонских монастырях: Симонопетра (рука), Дохиара ( частица) и Кутлумуша ( частица), но и в разных городах стран Западной Европы. В сентябре 2006 г. впервые в Россию из монастыря Симонопетра доставили мощи святой и им тогда поклонились тысячи верующих в семи крупных городах страны.

В течение многих столетий образ равноапостольной святой Марии Магдалины выгравирован в христианской коллективной памяти как образ «женщины, которая стояла рядом с крестом и была свидетельницей мук Иисуса, которая на третий день после Распятия пришла к Его гробнице и увидела, что та пуста» [8]. Марии Магдалине суждено было стать героиней первостепенной важности для многих христианских писателей прошлого и настоящего. В последнее десятилетие в России для широкого круга читателей, интересующихся историей возникновения и раннего периода христианства, переведено несколько серъезных книг о Марии Магдалине таких авторов, как Эрман Барт Д. [9]; Старберд М. [10]; Хоскинс С. [11]; Янсен К. Л. [12] и др. Эти исследователи в повествовании о происхождении и становлении «культа Марии Магдалины» придерживаются строго исторических фактов и демонстрируют читателям досадную путаницу, приведшую в народном и художественном сознании к хорошо известным, но и исторически неверным традиционным представлениям о Марии Магдалине - одной из самых почитаемых в христианском мире святой.

Так, в православные издания давно проникла абсолютно не основанная ни на каких исторических фактах, но широко распространившаяся легенда ( известны разные ее варианты. - Примечание автора.), относящаяся, вероятно, к очень позднему Средневековью (после XIV в.). Она приписывает Марии Магдалине ее появление в Риме с крашеным яичком, пришедшей с ним к императору Тиберию. На основе этой легенды о Марии Магдалине в верующем народе стали связывать с ее именем и появление традиции окрашивания и дарения пасхальных яиц. Однако сегодня у этой легенды имеется немало оппонентов из числа тех ученых, кто профессионально изучает Священное Писание и мифологию народов мира, например, известный российский библеист Валентина Николаевна Кузнецова [13]. Так, современные исследования по сравнительной мифологии и лингвистики подтверждают, что такой известный пасхальный обычай, как раскрашивание яиц, имеет отношение еще к древнему языческому «культу женского божества по имени Остара (также - Эостры»), с которой, кстати, связан и так называемый «образ пасхального зайца».

3. «Стопа Марии Магдалины»

В столице Италии, где хранится «стопа Марии Магдалины», западным христианам почти совсем была неизвестна легенда о встрече равноапостольной святой с римским императором. Однако в середине апреля 2016 г. в Италии появилась любопытная публикация Марии Паолы Дауд «Стопа Марии Магдалины в Риме ?» [14], где автор знакомит читателей с православной традицией почитания святой Марии Магдалины и связанными с ее образом поздними преданиями, в том числе с легендой о красном пасхальном яичке. В заключении публикации содержится вывод о том, что традиция окрашивания яиц «пришла и к нам» (читай « христианам на Западе». - Примечание автора).

 

Литература:

[1] Эрман Барт Д. Петр, Павел и Мария Магдалина: последователи Иисуса в истории и преданиях Пер. с англ. - М.: Весь мир, 2009.

[2] Загадка Марии Магдалины. - [Электронный ресурс] URL:

http://www.svoboda.org/content/transcript/27628448.html

[3] Там же.

[4] Жизнеописание равноапостольной Марии Магдалины. Жития святых (Димитрий Ростовский)/Июль/. День двадцать второй.

[5] Там же.

[6]Il piede di Maddalena. - [Электронный ресурс] URL:

http://storieeleggendediroma-adri.blogspot.de/2010/04/il-piede-di-maddalena-di-adriano.html

[6] Daud M.-P. Il piede di Maria Maddalena è a Roma? - [Электронный ресурс] URL:

http://it.aleteia.org/2016/04/12/il-piede-di-maria-maddalena-e-a-roma

[7] «Il piede della Maddalena». - [Электронный ресурс] URL: http://nobell.it/il-piede-della-maddalena.html

[8] Эрман Барт Д. Петр, Павел и Мария Магдалина: последователи Иисуса в истории и преданиях Пер. с англ. - М.: Весь мир, 2009.

[9] Там же.

[10] Старберд М. Миф о Марии Магдалине. - Москва: АСТ, 2008.

[11] Хоскинс С. Мария Магдалина. Важнейшие исторические факты. -М.: АСТ, 2008.

[12] Янсен К.Л. Мария Магдалина. - М.: Вече, 2007.

[13]Загадка Марии Магдалины. - [Электронный ресурс] URL:

http://www.svoboda.org/content/transcript/27628448.html

[14] Daud M.-P. Il piede di Maria Maddalena è a Roma? - [Электронный ресурс] URL:

http://it.aleteia.org/2016/04/12/il-piede-di-maria-maddalena-e-a-roma

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Re: Рим. «Стопа святой Марии Магдалины»

"из числа тех ученых, кто профессионально изучает Священное Писание"... Это как изволите понимать?! Толкование Св.Писания в Церкви только одно - святоотеческое! Это что за "ученые такие, которые "профессионально" превзошли святых отцов в "изучении" Св.Писания?!!.. И почему автор ничже сумняся впаривает православным латинские предания? На каком основании мы - православные - должны доверять преданию РКЦ, которая давно отпала от Церкви Христовой и превратилась в безблагодатное сборище? На каком основании?! Вопрос автору.
М.Яблоков / 04.08.2017, 05:21
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Анатолий Гурьевич Холодюк
Все статьи Анатолий Гурьевич Холодюк
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
21.11.2024 23:14
«Путь России — собирание народов и земель»
Новый комментарий от Дмитриев
21.11.2024 21:51
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
21.11.2024 19:14
Дьявольская война против России
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:16
Наша идеология – Русская Мечта о великой гармонии
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:11
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
21.11.2024 17:07