А вдруг завтра они станут православными

Призыв митрополита Минского и Заславского Павла молиться за католиков вызвал смущение в православной среде

Проблемы церковной жизни 
0
3003
Время на чтение 4 минуты
Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Заславский Павел во время проповеди ответил на записку с вопросом, почему в некоторых православных храмах Белоруссии поминаются католики в молитвах о здравии и об упокоении.

«Если бы это было в Вологде, может, на Дальнем Востоке, такой вопрос был бы уместный, - считает владыка. - А ведь сегодня мы живем в Белоруссии, у нас очень много таких семей, где смешанные браки. У кого-то муж католик, жена православная, у кого-то наоборот. У кого-то родственники католики. Почему мы просим, чтобы за свечным ящиком делали пометочку, что он католик? Чтобы соблазна не было у людей».

«А разве молиться не следует за католиков? – задается вопросом архипастырь. - Христос Спаситель говорил: за врагов молитесь, благословляйте проклинающих вас. А мы говорим: Нет, Господи, Ты неправильно сказал. За католиков нельзя молиться. Но как это, правда? Но Господь говорил, Христос Спаситель, Он же Основатель нашей Церкви: благословляйте проклинающих вас, молитесь за врагов ваших. А католики не враги, они такие же христиане, их так же воспитывали. Но вот семья: жена хочет, чтобы в православном храме его (мужа-католика. – РНЛ) помянули. А почему бы нет, правда?! Но чтобы соблазна не было, мы говорим: мы молимся публично, в храме, только за православного, а батюшка стоит у жертвенника, ну пусть он помянет, правда ведь! У Бога столько любви».

«Разве Господь пришел спасти только православных? Кто мне может ответить на этот вопрос? Только за православных он пришел? Да нет же, правда. Ну почему? Может, это недальновидно размышляют люди: мы православные молимся за католиков. А может завтра они будут православными? Я могу привести вам много примеров, когда ко мне и в Америке, и в Европе, и в Австрии, а в Венгрии подходили даже протестанты. И в Чили ко мне подходили люди и говорили: Смотрим ваши православные передачи. Знаете, если бы мы были где-нибудь у вас, мы точно стали бы православными. В Чили нас возил водитель-католик в течение нескольких дней и он слушал, о чем говорят епископы, наша группа во время путешествия по Чилийской республике. Он говорит: Еще бы дня два-три. я бы точно стал православным, потому что вы говорите о таких событиях в Церкви. А у нас, у католиков, такого нет. Вы говорите столько о чудесах в вашей Церкви, а у нас нет такого. В Венгрии ко мне подходили. У нас в Венгрии был адвокат, который сказал: Владыка, еще немножко с вами побыли бы, я бы точно стал православным. Но почему мы не может молиться за них? Давайте за них молиться. Будем за них молиться – скоро все будут православными. Друзья, не умаляйте молитвой благодать Святого Духа, но чтобы другие, слабые в вере, не соблазнялись, поэтому говорим: Давайте православных будет публично поминать, а если уж кто-то пишет, что католик, пусть батюшка у жертвенника стоит, скажет: Господи, помяни. Главное, чтобы семья была едина. Поэтому не смущайтесь, друзья», - призвал митрополит Павел.

Как и следовало ожидать, слова Экзарха не убедили православных в правильности поминовения католиков за богослужением, напротив, вызвали недоумение и даже возмущение у многих православных верующих. Это выступление, широко растиражированное в Интернете, сопровождается соответствующими, осудительными, комментариями, ссылками на Священное Предание и решения Соборов. Редакция «Русской народной линии» получила ссылку на публикацию Ютуба от нашего автора и читателя, члена Союза писателей России, который написал: «В интернете посмотрел ролик с ответами на вопросы митрополита Павла (экзарха Белоруссии). Был очень смущен его ответом по поводу возможности поминовения католиков в православных храмах».

В комментариях Ютуба под этим видео много грязи в адрес Священноначалия Русской Православной Церкви, обвинений в адрес православных, возможно, сделанных раскольниками, но есть и возмущения православного народа. Вот, пожалуй, типичное (орфография реплики сохранена): «Что скажете Возлюбленные братия??? Точка невозврата действительно уже пройдена. И Вы еще будете продолжать молиться с ними??? Вот вам всем живые доказательства!!! Варят действительно медленно и вживую!!! Есть большой шанс всем проснуться ЕРЕТИКАМИ!!!».

Неоднозначное выступление владыки, вызвавшее смущение в православной среде, вдвойне огорчительно, поскольку он известен как последовательный борец за Православие, как яркий миссионер. В бытность Владыки на Рязанской кафедре РНЛ оказывала информационную помощь ему в противостоянии с местными противниками возвращения храмов и зданий, принадлежавших Церкви.

Ситуация в Белоруссии, конечно, сложная. Политика белорусских властей по поддержке Католической церкви принесла свои плоды, - в республике наблюдается резкий рост численности католических общин. Они создаются даже в восточных областях, где католики всегда составляли мизерное меньшинство. В Белоруссии идет откровенная экспансия католичества. Пошли уже разговоры, что Ватикан передаст в Полоцк сомнительную «святыню» останки лютого врага Православия, прославленного католиками как их святого Иосафата Кунцевича.

Понятно, что Священноначалие Белорусского экзархата сталкивается с серьезным давлением со стороны католиков. Однако решать эту проблему уступками, «любовью без границ», как призывает митрополит Павел, вряд ли удастся. По крайней мере, история нас учит обратному.

Редакция Русской народной линии

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

76. Ответ

Бог поругаем не бывает. Он их сберегает как снопы на сожжение. За Церковь беспокоиться не надо, ее Глава - Христос. Нам надо самим стоять в Православии. А апостасия попущена Богом, нам ее не остановить.
М.Яблоков / 27.09.2017, 09:17

75. Ответ на 73., vlad7:

Проект нового катехизиса РПЦ:'Традиция поминовений во время Евхаристии восходит к раннехристианским временам и связана с тем, что Евхаристия есть таинство единства Церкви. Молитва о преложении хлеба и вина в евхаристические Тело и Кровь Христовы неразрывно связана с молением о Церкви как вселенском Теле Христовом и всех его членах. Кроме того, в этих поминовениях выражается вера в то, что Евхаристия есть умилостивительная Жертва, приносимая обо всех живых и усопших христианах'.Не сказано "обо все православных христианах", а просто о "христианах". Нам готовят радикальное изменение традиции.

На самом деле никаких других христиан, кроме православных, не существует. Это не христиане, а еретики. Но, исходя из толерантности, еретики тоже почему-то называется христианами. Ясно, что на проскомидии могут поминаться только православные. Но что имеют в виду творцы "нового катехизиса" - не известно. Лукавство и заключается в неоднозначности понимания. Понимай как хочешь!
М.Яблоков / 26.09.2017, 09:07

74. Re: А вдруг завтра они станут православными

Проект нового катехизиса РПЦ: 'Традиция поминовений во время Евхаристии восходит к раннехристианским временам и связана с тем, что Евхаристия есть таинство единства Церкви. Молитва о преложении хлеба и вина в евхаристические Тело и Кровь Христовы неразрывно связана с молением о Церкви как вселенском Теле Христовом и всех его членах. Кроме того, в этих поминовениях выражается вера в то, что Евхаристия есть умилостивительная Жертва, приносимая обо всех живых и усопших христианах'. Не сказано "обо все православных христианах", а просто о "христианах". Нам готовят радикальное изменение традиции.
vlad7 / 26.09.2017, 05:57

73. Re: А вдруг завтра они станут православными

Возможно, обнаружен источник вдохновения владыки - это слова свт. Филарета Московского. '... дается ссылка на свт. Филарета Московского, который не только за старообрядцев, но и за инославных «дозволял о них молитву, не открытую в Церкви, с которою они открыто не соединялись в жизни, а поминовение на проскомидии и панихиды в доме»[1]. Однако, во-первых, святитель писал это не о всех умерших, а о тех, кто «имел уважение и веру к Православной Церкви»[2], что вряд ли возможно автоматически отнести ко всем, умершим в старообрядчестве, а во-вторых, мнение свт. Филарета осталось его личным мнением и никогда не было утверждено как общецерковное'. http://www.bogoslov.ru/text/3653982.html#_ftn1 Мысль свт. Филарета очень странная. Если человек - еретик, то о какой его вере Православной Церкви может идти речь? Какие мнения святых можно принимать, а какие нельзя, учит нас прп. Викентий Лиринский: «Но должно сносить суждения только тех отцов, которые живя, уча и пребывая в вере и в кафолическом общении свято, мудро, постоянно, сподобились или с верою почить о Христе, или блаженно умереть за Христа. А верить им должно по такому правилу: что только или все они, или большинство их единомысленно принимали, содержали, передавали открыто, часто непоколебимо, как будто по какому предварительному согласию между собою учителей, то считать несомненным, верным и непререкаемым; а о чем мыслил кто, святой ли он или ученый, исповедник ли и мученик, не согласно со всеми или даже вопреки всем, то относить к мнениям личным, сокровенным, частным, отличным (secretum) от авторитета общего, открытого и всенародного верования; дабы, оставив древнюю истину вселенского догмата, по нечестивому обычаю еретиков и раскольников, с величайшей опасностью относительно вечного спасения, не последовать нам новому заблуждению одного человека». http://www.pagez.ru/lsn/0321.php
vlad7 / 31.07.2017, 06:11

72. Re: А вдруг завтра они станут православными

Возможно, обнаружен источник вдохновения владыки - это слова свт. Филарета Московского. '... дается ссылка на свт. Филарета Московского, который не только за старообрядцев, но и за инославных «дозволял о них молитву, не открытую в Церкви, с которою они открыто не соединялись в жизни, а поминовение на проскомидии и панихиды в доме»[1]. Однако, во-первых, святитель писал это не о всех умерших, а о тех, кто «имел уважение и веру к Православной Церкви»[2], что вряд ли возможно автоматически отнести ко всем, умершим в старообрядчестве, а во-вторых, мнение свт. Филарета осталось его личным мнением и никогда не было утверждено как общецерковное'. http://www.bogoslov.ru/text/3653982.html#_ftn1 Мысль свт. Филарета очень странная. Если человек - еретик, то о какой его вере Православной Церкви может идти речь? Какие мнения святых можно принимать, а какие нельзя, учит нас прп. Викентий Лиринский: «Но должно сносить суждения только тех отцов, которые живя, уча и пребывая в вере и в кафолическом общении свято, мудро, постоянно, сподобились или с верою почить о Христе, или блаженно умереть за Христа. А верить им должно по такому правилу: что только или все они, или большинство их единомысленно принимали, содержали, передавали открыто, часто непоколебимо, как будто по какому предварительному согласию между собою учителей, то считать несомненным, верным и непререкаемым; а о чем мыслил кто, святой ли он или ученый, исповедник ли и мученик, не согласно со всеми или даже вопреки всем, то относить к мнениям личным, сокровенным, частным, отличным (secretum) от авторитета общего, открытого и всенародного верования; дабы, оставив древнюю истину вселенского догмата, по нечестивому обычаю еретиков и раскольников, с величайшей опасностью относительно вечного спасения, не последовать нам новому заблуждению одного человека». http://www.pagez.ru/lsn/0321.php
vlad7 / 31.07.2017, 06:07

71. Ответ на 66., Наталья Чернавская:

Забавно читать комменты людей, сидящих где-то там на своих диванах за тыщи километров от Беларуси и католиков и оценивающих поведение митрополита Павла. Почему не рвутся вперёд и с песней тот же Яблоков и прочие ревностные православные перекрещивать католиков, не понимаю. Запрашаем! Я готова свой дом предоставить для миссионеров, но с одним условием: чтоб был результат, хоть один обращённый.Как раз напротив костёла живу. А то трындеть в сети и как снарядами цитатами пулять любой может.

Какие Вы глупости написали!
Lucia / 30.07.2017, 15:06

70. Бисер многоценный на попрание свиньям...

Вот наглядное пособие по филокатоликам. Очередная их реплика - уже просто насмешка над святыми отцами. Им святоотеческие наставления "забавно читать"... Удостоверились теперь, Влад, к глубочайшему прискорбию, чихать хотели они на святых Божиих, и на апостолов Христовых, и на Самого Христа... Не верят они в Христа. Они верят в записки.
Наталия 2016 / 30.07.2017, 08:34

69. Ответ на 67., Абазинский :

история отношения православных к католикам и протестантам - http://www.pravoslav...chiv/anabaptism.htm

Спасибо, очень интересно. Особенно тот аргумент колливадов по обязательному перекрещиванию католиков, что они были крещены неправильно, окроплением, а не погружением. Так у нас тоже сплошь и рядом так крестили и крестят, я сама так крестилась 30 лет назад. При чём в это же время некоторые из моих знакомых решили принять крещение у староверов во время экспедиции, ну и там их крестили как положено, вывозили в лодке на глубокое место и троекратным погружением. Мирским чином, понятно, без миропомазания. Спрашивала потом у одной таким образом крестившейся , а что потом, она отвечала, что впоследствии венчалась в православии, без миропомазания. А я, поскольку стала причащаться после своего окропительного крещения, потом уже хоть и переживала, но не имела намерения перекрещиваться погружательно ( а были и такие случаи). С точки зрения колливадов, получается, те, кто был окропительно крещён и далее этого не пошли - точно так же вне церкви, как и католики. А записки-то за них принимают, чем же католики хуже?

68. Ответ на 61., vlad7:

Прп. Лев Оптинский: 'не должно поминать явно грешников, пребывающих в нераскаянии, в заблуждении и расколах; по толкованию учителей церковных -- через соединение частиц, вынутых за их имена, с Божественною Кровию,-- не очищение, но <высшее> осуждение для них бывает. О грешниках же, но кающихся и полагающих начало, можно и молиться, и подавать на проскомидию'. Душеполезные поучения преподобных оптинских старцев. Т. II. Введенская Пустынь, 2000. С. 59-60.

Свт. Симеон Солунский: Не следует священнику приносить жертву или творить поминовение о явно согрешающем и не кающемся, т.к. это приношение бывает им в осуждение... Священнику следует внимательно наблюдать, чтобы не от всякого желающего принимать приношение и не приносит о таких, которые грешат без всякого стыда, чтобы не быть осужденным вместе с ними. Премудрость нашего спасения. М.: Благовест, 2009. Св. прав. Николай Кавасила: За кем она (Церковь) знает грехи смертные, тем не дозволяет приносить сих даров и, если они осмелятся принести, не принимает и отгоняет их вместе с дарами... приношение даров бывает двоякое: одно от того, кто от себя приносит их в руки священников, другое от Церкви – Богу. Первое приношение, когда приносящий порочен, суетно и не приносит никакой пользы приносящему, потому что он порочен... Изъяснение Божественной Литургии, обрядов и священных одежд, гл.46. Прп. Паисий Величковский: Если кто-нибудь, даже из православных христиан, явно согрешает и не кается, то о таковом Святая Церковь запрещает приносить бескровную жертву, пока он совершенно оставит своего греха и искренно не покается. Сергий Четвериков. Молдавский старец Паисий Величковский. Минск, Изд-во Свято-Елисаветинский монастырь, 2006. С. 276–277. Свт. Игнатий (Брянчанинов): О еретиках воспрещено молиться как бы о членах, принадлежащих к Церкви, почему и вынимать о них частицы как изображения участия в Церкви — не должно. Творения. М.: Сретенский м-рь, 1996–2001. Т. 8, письмо 191. Чин Торжества Православия: Отвергающим соборы святых Отец и их предания, Божественному Откровению согласная, и Православно-Кафолическою Церковью благочестно хранимая: анафема.
vlad7 / 29.07.2017, 06:07

67. Re: А вдруг завтра они станут православными

история отношения православных к католикам и протестантам - http://www.pravoslavie.ru/archiv/anabaptism.htm
Абазинский / 28.07.2017, 20:13
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Редакция РНЛ
В будущее с надеждой
Анатолий Степанов встретился с лидером движения «Русофилы» Николаем Малиновым
26.04.2024
Не пойти по пути Украины
О способах противостояния гонениям на Эстонскую Православную Церковь Московского Патриархата
25.04.2024
Специальная военная операция в сфере образования
В Общественной палате обсудили соработничество государства и общества в деле воспитания личности на основе традиционных духовно-нравственных ценностей
25.04.2024
«Зеленский и его банда решили, что теперь у них развязаны руки»
Киевский режим арестовал наместника Успенской Святогорской лавры митрополита Арсения
25.04.2024
«Царь Феодор Иоаннович – последний Рюрикович на русском престоле»
В Москве прошла научно-практическая конференция из цикла «Собиратели земли Русской»
24.04.2024
Все статьи Редакция РНЛ
Проблемы церковной жизни
«Нам необходимо быть внимательными к нуждам своей паствы»
На архиерейском совете обсудили актуальные темы церковной жизни Санкт-Петербургской митрополии
24.04.2024
Думенко и Пиллей вытолкают Русскую Церковь из ВСЦ?
Святейший Патриарх Кирилл, похоже, освоил стилистику «политического дзюдо»
20.04.2024
Миротворческий и богословский диалог с инославными более не имеет смысла
Это попытка понравиться государству, обмануть истинно православных верующих и создать иллюзию миротворчества для неверующих
20.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Ждём новых «крокусов»?
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 15:21
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 15:13
Страх и подвиг
Новый комментарий от Сергей
26.04.2024 14:50
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.04.2024 14:47
Научные заслуги Ильина перечёркиваются его политическими заявлениями
Новый комментарий от Александр Волков
26.04.2024 14:29
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от E.O.
26.04.2024 14:04
Та самая проповедь за которую судят владыку
Новый комментарий от АБС
26.04.2024 13:14