itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Существенный симптом иудейства в Православии

Протоиерей Георгий Городенцев о спорах вокруг догмата искупления

0
2355
Время на чтение 9 минут

Уже более чем сто лет, начиная с конца 19 века, в русском академическом богословии идут систематически нападки на догмат Искупления. Который безосновательно объявляется «католическим учением» или «юридической теорией». Что касается первого обидного определения, то ничего особо умного в нем нет. Дело в том, что католичество, при всех своих заблуждениях, сохранило и много ортодоксального. Например, иконопочитание, которое всякий, вдруг возжелавший стать иконоборцем (мало кому чего в голову ударит!), также может объявить «католическим учением».

А если сей еретик при этом еще и «творческая» личность, то он может пойти и дальше. Ведь остатки здравого, православного учения есть и у сектантов. Скажем, даже баптисты более или менее признают учение о божестве Господа Иисуса Христа, которое любой новоявленный арианин подобным же образом может объявить «баптистским учением»!

Как видим, на самом деле не догмат Искупления «католический», а недоброкачественной и дурно пахнущей является сама метода безосновательно лепить ярлык католичества или еще чего-то нехорошего на те или иные православные догматы только на том основании, что они есть у католиков или еще у каких-то неправославных. На самом деле тут нашим оппонентам надобно, наоборот, доказать, что эти догматы есть ТОЛЬКО у католиков или еще каких-то неправославных, и их нет в Православии.

Но в отношении догмата Искупления они, естественно, этого доказать не могут. Поскольку и в Св.Писании, и в Св.Предании, особенно в творениях святых отцов, имеется множество указаний на сей догмат. Причем, свв.отцы не только по смыслу свидетельствуют о сем догмате таким образом, коий «антиюридисты» объявляют «католическим», но, зачастую, при этом еще и используют «чисто католическую» терминологию, например, понятие умилостивления.

Я не буду приводить соответствующие цитаты, отчасти из-за того, что все это множество свидетельств святых невозможно привести в ограниченной статье. Отчасти же из-за того, что за меня это сделали другие православные, например, на форуме публикации диакона Артемия Сильвестрова о Жертве Христовой. Читайте посты православных на сем форуме, и убедитесь, что прот.Г.Городенцев не голословен, утверждая, что догмат Искупления имеет основание в Св.Писании и Св.Предании!

Что же касается наименования сего догмата «юридической теорией», то это само по себе есть лжеучение, против коего выступал еще святитель Феофан (Быстров). Совершенно основательно утверждая, что никто не имеет права именовать православные догматы не так, как их наименовали святые отцы, а по своему произволу! Но если копнуть еще глубже, то мы без особого труда заметим, что обидный ярлык «юридизма», приклеенный к догмату Искупления является ничем иным, как иудейской «хохмой» - хулой на Крест и Крестную Жертву Христову. Хулой, сродни той, коей иудеи поносили распятого Христа, насмехаясь над Ним (ср.Мф.27: 39-44).

И действительно, есть несколько методов высмеять, сделать посмешищем даже великие вещи. Как говорится, «от великого до смешного один шаг». Один из этих методов - произвольно понизить статус данной великой вещи. Например, человека, который есть царь всего земного творения, издевательски наименовать так: «Двуногое животное, но не курица». Звучит смешно и забавно, не правда ли?! Аналогично, с точки зрения «антиюридистов», выходит, что и Бога, Который есть праведный Судия, по их ущербной логике, «правильнее» назвать «честным Юристом». Ну какой заправский иудей не посмеется над такой «забавной хохмой», подобно тому, как они насмехались над распятым Богом у Его Креста?!

Но хуже то, что будучи иудейской по форме, «антиюридическая» теория является таковой и по сути, что уже в первом приближении легко заметить при сравнении иудейского и православного учений о спасении. Ведь иудеи до сих пор думают спастись чрез соблюдение закона. И Православная Церковь столкнулась с сей проблемой на самой заре своего существования, когда «некоторые, пришедшие из Иудеи, учили братьев: если не обрежетесь по обряду Моисееву, не можете спастись» (Деян.15: 1). И далее: «Восстали некоторые из фарисейской ереси уверовавшие и говорили, что должно обрезывать язычников и заповедывать соблюдать закон Моисеев» (Деян.15: 5).

По этому поводу был собран первый церковный собор - Апостольский, своим решением (Деян.15: 23-29) пресекший сии иудейские поползновения. Смысл этого решения первоверховный апостол Петр своей речью на соборе, обращаясь к фарисействующим или иудействующим, выразил в следующих словах: «Что же вы ныне искушаете Бога, желая возложить на выи учеников иго, которого не могли понести ни отцы наши, ни мы? Но мы веруем, что благодатию Господа Иисуса Христа спасемся, как и они» (Деян.15: 10-11).

А другой первоверховный апостол - Павел в своих посланиях (особенно к Римлянам и Галатам) более подробно объясняет невозможность спасения чрез закон. А также то, что в христианстве человек спасается чрез искупление, содеянное Христом на Кресте: «Потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познается грех. Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки, правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия, потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, содеянных прежде, во время долготерпения Божия, к показанию правды Его в настоящее время, да явится Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса» (Рим.3: 20-26).

Итак, согласно этим словам ап.Павла, да и всему учению Православной Церкви, есть два пути спасения. Один истинный, православный чрез веру в догмат Искупления, оправдывающее верующего пред Богом и таким образом открывающее ему путь духовного совершенствования, достижения святости и, во всяком случае, - спасения души. А есть другой, ложный, иудейский путь «спасения» чрез тщетную попытку скрупулезного соблюдение закона. Тщетную, «потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть» (Рим.3: 20). Поэтому это иго, по словам ап.Петра (Деян.15: 10), и не смогли понести отцы нынешних иудеев. А во что превратились на сем ложном, законническом пути «спасения» их потомки - талмудические иудеи, это нам также хорошо известно.

Теперь, после такого предисловия возвращаясь к нашим «баранам», т.е. «антиюридической» теории, следует констатировать, что отрицая догмат Искупления и его благодатные последствия в виде оправдания человека пред Богом, она сотереолигически необходимо толкает христианина на иудейский путь «спасения» чрез дела закона. Поэтому высокопарные утверждения «антиюридистов», что де мол православие в лице своих аскетов в отличие от католичества предполагает не путь оправдания пред Богом чрез искупительную Жертву Христову, а очищение человека чрез его великие духовные подвиги, фактически сводятся к наивному мнению, что эти святые спасались чрез соблюдение закона, коим мнится «антиюридисту» эти их подвиги.

Мнение, надо сказать, крайне нелепое, ибо свои великие подвиги святые совершали не по закону, а по благодати Божией, дарованной им ради искупительной Жертвы Христовой. И, что самое главное, в деле спасения уповали не на эти свои великие подвиги, а на ту же благодать Божию, которая, как и разбойнику на кресте, дает спасение даром, ради искупительной Жертвы Христовой.

Так, когда «некто сказал авве Иоанну Персиянину: сколько мы трудились ради Царствия Небесного; будем ли наследниками его? То старец ответил: «Верую, что буду наследником горнего Иерусалима, написанного на небесах; «верен бо есть Обещавый» (Евр.10: 23). И почему мне не надеяться? Я был страннолюбив, как Авраам; кроток, как Моисей; свят, как Аарон; терпелив, как Иов; смирен, как Давид; жил в пустыне, как Иоанн; плакал, как Иеремия; был учителен (1 Тим.3: 2), как Павел; верен, как Петр; мудр, как Соломон. И как разбойник, верую, что Тот, Который по Своей благости даровал мне все сии дары, дарует и Царствие» («Достопамятные сказания»).

Как видим, сей святой, совершая великие подвиги и имея высочайшие добродетели, в деле спасения надеялся, однако, не на них; но, как разбойник на кресте, уповал оправдаться и спастись даром, чрез искупительную Жертву Христову, принесенную на Кресте. В отличие от «антиюридистов», которые отрицая оправдание и спасение человека чрез сию Жертву, необходимо толкают его на ложный иудейский путь «спасения» чрез соблюдение закона. Поэтому на самом деле они никакие не «антиюридисты», а самые настоящие законники, т.е. юридисты, тщетно мнящие спастись чрез закон.

Правда, в некоторое оправдание сих юридистов следует заметить, что, как учат святые отцы, каждый человек, приходящий к Богу, в том числе и в христианстве, в деле спасения первоначально выступает как иудей, думающий спастись чрез закон. И высокоумные профессора, и простые малограмотные бабушки, приходя к Богу, первоначально одинаково мнят, что стоит им узнать закон, т.е. соответствующие заповеди Божии и исполнять их, и они спасутся. Что само по себе для новоначального и неплохо. Ибо лучше ему быть законником, чем беззаконником.

Опытное познание христианином того, что он не может спастись чрез закон, «потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познается грех» (Рим.3: 20), - приходит позже, по мере духовного опыта. И тогда настоящий христианин начинает искать другой, истинный путь спасения, который может быть только чрез искупительную Жертву Христову. Тогда закон, как говорит ап.Павел, становится для него «детоводителем ко Христу» (Гал.3: 24).

В греческом тексте это слово, переведенное как «детоводитель», означает хорошо известное всем нам, обучавшимся в разных школах, слово «педагог». Коим в древности назывался раб, обязанностью коего было отводить детей в школу. Вот чем по своей сути является закон, отводящий духовных младенцев в школу Христову!

И все это хорошо! Плохо, однако, бывает тогда, когда христианин закосневает в своем духовном младенчестве, и, все более и более возрастая физически, остается все тем же духовным младенцем, т.е. духовным иудеем, тщетно мечтающим спастись чрез закон. Таковой есть раб закона и, соответственно, раб греха, ибо последний познается именно законом (Рим.3: 20). И это закоснение в рабстве закону плохо главным образом потому, что «раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно» (Ин.8: 35).

Христианину, по учению святых отцов, на своем духовном пути надобно перейти от рабства закону в усыновление Богу, которое бывает только лишь чрез усвоение им благодатных плодов искупительной Жертвы Христовой. Если же он этого не сделал, все оставаясь и оставаясь в своем духовном детстве и рабстве закону, то и не сможет пребывать в дому Божием вечно (Ин.8: 35), т.е. не спасется. Что в деле спасения, конечно, очень и очень плохо.

Но гораздо хуже, когда этот духовный недоросль начинает философствовать по поводу догмата Искупления, исходя из своего крайне скудного, законнического умственного багажа, тщетно силясь таким образом выскочить из своих детских духовных штанишек! Мня себя «антиюридистом», будучи на самом деле самым настоящим юридистом, т.к. законником. И не знаешь, то ли смеяться, то ли плакать, видя, как на этой сомнительной стези отметились и некоторые современные «великие» богословы, и известные митрополиты; что уж там говорить о диаконах и протодиаконах этого же разлива!

Это тем более смешно и плачевно, что проблема, которую они пытаются решить своими детскими умственно-духовными потугами, т.е. соотношение католического и православного в русском богословском учении о догмате Искупления, - эта богословская проблема действительно существует, но является достаточно сложной. Что автор сей статьи познал на собственном духовно-богословском опыте. И о чем, если Богу будет угодно, хотелось бы сказать в следующей части сей статьи.

А суммируя содержание сей ее части, следует указать следующее. В ряду своих предыдущих публикаций, особенно в работе «Кризис русского патриотизма», мною на основании богословского анализа истории Православной Церкви было замечено, что начиная с 8 века по Р.Х. и до ныне диавол использует в качестве главного своего оружия против христианства именно иудейство. Что, впрочем, ныне хорошо понимают и многие другие русские православные патриоты. Однако им это вражеское оружие видится, в основном, в политическом аспекте.

Мною же еще в предыдущих работах было показано, что это иудейское иго, по преимуществу, духовное, а иго политическое является лишь его неминуемым следствием. И, как видим из данной части сей статьи, натужная полуторавековая борьба некоторых членов РПЦ с догматом Искупления является существенным элементом этого духовного ига, генерирующего политическое подчинение. На мой взгляд - это самая существенная часть сего духовного ига или; во всяком случае, существенный симптом болезни иудейства, вирус которой пытаются привить Русскому Православию!

Продолжение следует...

Протоиерей Георгий Городенцев, кандидат богословия, Одесса
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

59. Ответ на 51., Адриан Роум:

Ув.Ека, если Вы и вправду так верите, поговорите об этом с Вашим духовным отцом

Он разве что с лечащим врачом на обходе сможет об этом поговорить.
Коротков А. В. / 03.08.2017, 10:59

58. Из Одессы с любовью!

Когда власть перестаёт действовать по воле народа, на народ перестаёт действовать нечистая сила, люди становятся аполитичными. Что гонит (точнее гнало) людей голосовать, то что обычно пишут в предвыборной программе кандидаты: зависть, сребролюбие, гордыня, тщеславие итд. Сами понимаете кто за этим стоит. Недавно был соцопрос в Киеве на тему как народ относится к бендеровской власти, новый соцопрос в Одессе, как говорится: найдите 10 отличий... https://www.youtube.com/watch?v=DijcQJzbMZg
eka / 03.08.2017, 06:33

57. Ответ на 56., Лев Хоружник:

Нам трудно представить как будет, одно можно сказать, жизнь будет как в Церкви, ради этого можно пойти на многое.....Судя по всему, для дестабилизации российского общества, мировая закулиса запускает проект, который условно может быть назван "православная монархия", в котором не будет, конечно, ни православия, ни монархии. А иначе почему, косящий под блаженного Вован Галицийский, так засуетился?

Работаю на износ, объясняю людям что такое Православная Монархия. Проект "православная монархия" уже запущен демократами, называется "православная монархия" на самом деле является "православная" демократия монархического склада. Определяется всё очень просто: где подмешана воля людей, там демократия (власть по воле народа), а название можно любое придумать. От своеволия нужно людям избавится, а там вступит в силу Воля Бога, а Воля Бога на то и Воля Бога, что ничего делать не нужно, не от нас зависит. Как Бог даст так и будет. Наше дело, не вестись на провокации иудеев, волю им свою не давать, Бог с ними быстро разберётся. Что, собственно говоря, русские люди уже с успехом сделали. Привычка осталась у людей, после совка (благодаря всеобщему образованию) всё знать, это плохая привычка. Нужно освободится от своих знаний и полностью положиться на Волю Бога, больше делать ничего не нужно, сами потом себя будете благодарить.....
eka / 27.07.2017, 08:19

56. Ответ на 55., eka:

Нам трудно представить как будет, одно можно сказать, жизнь будет как в Церкви, ради этого можно пойти на многое.....

Судя по всему, для дестабилизации российского общества, мировая закулиса запускает проект, который условно может быть назван "православная монархия", в котором не будет, конечно, ни православия, ни монархии. А иначе почему, косящий под блаженного Вован Галицийский, так засуетился?
Лев Хоружник / 27.07.2017, 04:16

55. Существенный симптом иудейства в Православии

многих Православных смущает как это жить когда ухо не слыхивало, глаз не видел и на ум не приходило. Опустимся на Землю, как это жить при Помазаннике? теоретически можно предположить - как в Церкви! Человек приходит в Церковь, там ему помогут, не ограбят, простят, исцелят, помилуют! А потом он выходит и попадает в агрессивную среду, мент грабонёт, комуналка, хулиганы, налоговая инспекция и прочие сволочи, думаю нету смысла всех перечислять. Так вот, при будущем Помазаннике, жизнь будет как в Церкви. Многие тогда вернутся на родину из-за заграницы. Нам трудно представить как будет, одно можно сказать, жизнь будет как в Церкви, ради этого можно пойти на многое.....
eka / 26.07.2017, 20:07

54. Ответ на 53., Лев Хоружник:

Москали уверенно следуют по пятам, в России подобная ситуация, можешь проверить если мне не веришь. События развиваются так как и должны развиваться....Нет, не следуем. У нас такой богатой конопли, что на Украине, отродясь не бывало! : )

на счёт конопли не скажу, если вы считаете что на Украине богатая конопля, то ваше мировоззрение трудно разрушить. Но могу сказать одну вещь, демократия на Украине прекратила своё существование, народ жЫдобендеровскому правительству волю свою не отдал, это видно в соцопосе которое предоставил. Сам всю зиму опрашивал людей: почему не голосовал? почему семья не голосовала? будете голосовать на следующих выборах? Ответы были разные, бесы уже не могут искушать людей как раньше, секрет демократии открыт, народ уже живёт по Воле Бога. РФ подтягивается; система уже трещит по швам. Воля Бога на то и Воля Бога, что ничего делать не нужно, не от нас зависит. Как Бог даст так и будет. Наше дело, не вестись на провокации иудеев, волю им свою не давать, Бог с ними быстро разберётся. Посмотрите на ролик, народ уже не голосует и сам не знает почему, раньше такое было не возможно. Теперь, когда один раз не проголосовали, бесы уже не имеют власти над людьми, Власть будет от Бога!https://www.youtube.com/watch?v=qhsbpcEvy_Q
eka / 24.07.2017, 16:44

53. Ответ на 52., eka:

Москали уверенно следуют по пятам, в России подобная ситуация, можешь проверить если мне не веришь. События развиваются так как и должны развиваться....

Нет, не следуем. У нас такой богатой конопли, что на Украине, отродясь не бывало! : )
Лев Хоружник / 24.07.2017, 13:53

52. Ответ на 49., Лев Хоружник:

Сюрприз для бендеровской власти. Вначале народ не проголосовал, волю бендеровской власти не отдал, рухнула демократия. Теперь можно наблюдать как меняются настроения людей.Развиваются события так как и должны развиваться. Власть украины уже не прячется за спинами народа, поэтому за всё что творит отвечает перед Богом, народ не голосовал, пред народом отчитываться незачем. А там есть за что отчитаться, не буду перечислять все беззакония, одна кровь которая льётся на Донбассе чего стоит. Рекомендую посмотреть ролик, это уже звон колокола. Скоро эту нечисть сметут, долго они не протянут....https://www.youtube.....watch?v=qhsbpcEvy_QТак вы москалям съеденное сало простили уже, или таки нет?

Москали уверенно следуют по пятам, в России подобная ситуация, можешь проверить если мне не веришь. События развиваются так как и должны развиваться....
eka / 24.07.2017, 01:39

51. Ответ на 44., eka:

патриотизм это древнее фарисейство которое пытаются внедрить под новым соусом....

Ув.Ека, если Вы и вправду так верите, поговорите об этом с Вашим духовным отцом, чтобы он развеял Ваше опасное заблуждение. Ведь наша Родина именно сейчас в большой опасности, а Вы ее сдаете лже-уранополитам. "Болши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положитъ за други своя" (Ин 15:13).
Адриан Роум / 23.07.2017, 15:45

50. Ответ на 45., Апографъ:

«Люди века того ничего не сделают. Но к ним придет искушение. И те, кои в то время окажутся добрыми, - будут выше нас и отцев наших!».

Ув.Апограф, это верно. В наше время действительно трудно подвизаться, но "кои в наше время окажутся добрыми" тоже совершают труд ОКАЗАТЬСЯ ДОБРЫМИ. В Вашей позиции слышится некая раслабленность и успокоенность, мол раз последние времена, делай вид что веруешь и с тебя довольно. Мне не пристало богословствовать, потому что я простой прихожанин, но Вы (и др. здесь) выступаете публично и можете заразить Вашей беспечной философией. Господь смотрит на сердце, потому если и не можем, мы должны вопреки этому стараться — с плачем и воплем. И Господь увидит старание. Я знаю одного разведенного (по инициативе его жены), так он хотел жить дальше в чистоте, но блудный помысел буквально терроризировал его здоровую плоть. По Вашей теории он должен был бы сдаться, но он при каждом помысле падал на колени, плакал, умолял, и хоть и с большим трудом, но уже более 15 лет! живет в чистоте и удивительной свободе. Но бдительности и молитвы не оставляет. Он мне сказал, что и не думал мечтать, что можно жить спокойно без "этого". Так что не расслабляйтесь и других не расслабляйте (не вводите в искушение!)
Адриан Роум / 23.07.2017, 15:32
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Георгий Городенцев
Древние и нынешние препятствия к достойному причащению свв. Таин Христовых
Православный человек может победить всеянное в него бесами и нынешней сомнительной культурой зло, если он имеет веру и любовь Божию
26.10.2021
Что смертоноснее: ковид-19 или карантин?
Карантинные меры убивают людей, преимущественно пожилых, инициируя или обостряя сердечнососудистые и другие заболевания
12.01.2021
Почему «добровольное» принятие чипа является грехом?
Ответ на статью Генриха Голякова «Является ли грехом принятие чипа»
10.06.2020
Не садись на пенек…
Учения Defender Europe 2020 в Польше натравливают поляков на Россию, провоцируя «маленькую» европейскую войну по образцу 08.08.08.
08.06.2020
Все статьи Протоиерей Георгий Городенцев
Последние комментарии