Как сообщалось, 4 июля в Москве в Библиотеке иностранной литературы состоялась встреча с наместником московского Сретенского монастыря епископом Егорьевским Тихоном (Шевкуновым), главным редактором портала Православие.Ru. Темой встречи стала фальсификация истории в художественных произведениях и публицистических высказываниях некоторых современных деятелей искусства. Владыка также ответил на множество вопросов присутствующих.
В частности, он поделился своим мнением о друге Царской Семьи Григории Распутине. «Это все более и более интересующий меня вопрос. Сейчас, как только начнешь говорить о Распутине, пытаясь выяснить, что объективно это был за человек, тут же попадаешь в разряд нерукопожатных, в том числе и в нашей православной среде. А между тем меня в свое время поразило, когда я еще был послушником в Псково-Печерском монастыре и разбирал библиотеку, которую нам привезли из Тартуского университета... Это был 1984 год. Впервые что-то отдали Церкви. Я разбирал старые дореволюционные книги и напал на какую-то брошюрку Григория Распутина, где он описывает свое путешествие по Святой Земле. Знаете, я, воспитанный на совершенно полнейшем негативном, брезгливом отношении к этому человеку, в том числе и в православной среде, достаточно сказать, что для Великой княгини Елизаветы Феодоровны это был совершенно кошмарный человек и для многих других православных людей, и вдруг я читаю и поражаюсь, что это действительно интересно пишет, с моей точки зрения. человек верующий. Меня это просто поразило. И живо очень пишет», - вспоминает далекие годы архипастырь.
«Мы знаем брошюрку, выпущенную его секретарем Симоновичем, и она считается апокрифичной. Но в начале 14 года Распутин пишет Государю, и это письмо зафиксировано, я своими словами передам: Вот все хотят от тебя войны, и будет война. И сколько крови прольется. И все будут довольны - и немцы, и англичане, и французы, а русский-то народ... сколько крови, все залито кровью... А с тобой-то что будет? Это какие-то причитания, но мы задним числом понимаем: ну, правильно парень говорил. Когда в марте 17 года было создано первое ЧК при Временном правительстве, секретарем которого был наш великий поэт Александр Блок. Было поставлено единственной задачей этой Чрезвычайной следственной комиссии накопать материал о преступной деятельности Императора и всех "темных сил", в том числе и Распутина. И крайне пристрастно относились члены этой Чрезвычайной следственной комиссии, потому что была поставлена задача, как во Франции и Англии - суд над королем и казнь. Все же шло по западному шаблону. И они ничего не нашли. Ни по Александре Феодоровне, ни по Распутину, ни по Вырубовой, ни по Николаю. Никаких предательств не было, никаких прямых телеграфов со ставкой кайзера, естественно, тоже не было», - отметил епископ Тихон.
«А когда историк Сергей Сергеевич Ольденбург решил посмотреть, - продолжает владыка, - а как же на деле происходило влияние Распутина на Императора через Императрицу, и он изучил все письма Императрицы и нашел там семнадцать советов Распутина, которые он передавал Императору через Императрицу. Ни один из советов Николай II, этот "подкаблучник", как его называли, не исполнил. Да лучше бы он исполнил, лучше бы он "подкаблучником" был. В 1915 году Распутин пишет: закрой Государственную Думу, арестуй Гучкова, присматривай за Алексеевым... Слушай, потом ты откроешь эту Государственную Думу... То есть совершенно правильные вещи. Мы знаем, история не имеет сослагательного наклонения, но если бы он послушал Александру Феодоровну и ее разумные немецкие советы "как правильно управлять мерседесом", может быть, все было бы по другому. Мы знаем, что Гучков был двигателем, что Алексеев действительно предал и надо было за ним присматривать, что председатель Государственной Думы Родзянко сыграл такую-то роль. Все она пишет: закрой Думу, прекрати ее до победы, потом победишь, соберешь Думу, другой состав...»
«Еще один критерий того, что эта фигура неоднозначная, был для меня ректор нашего Литературного института Алексей Николаевич Варламов, который написал громадное исследование о Распутине и, как мне представляется исторически обоснованное, очень интересное. И тоже совершенно неоднозначно. Понятно, что антигосударственная пропаганда использовала Распутина. Здесь уже надо покопаться и посмотреть, что там было и чего там не было на самом деле. Но и мне очень приятно было, что Алексей Николаевич Варламов взял как эпиграф мои слова. В каком-то фильме я давал интервью, где я сказал, что есть на свете люди, о которых мы окончательно узнаем только на Страшном суде. Они настолько загадочны. По всей видимости, к этим людям относится и Распутин. Говорить о его канонизации - это совершенно другая тема, другой вопрос... Но говорить о том, что он во многом, судя по всему, оболган - это все описывается в очень солидном научном и публицистическом труде Алексея Николаевича Варламова», - заключил владыка.
Епископ Тихон коротко ответил на вопрос журналиста насчет вопроса об отречении Николая II: «Я его называю по-прежнему Императором, хотя он отрекся. Говорят, что не было отречения. Это очень сложный вопрос. Я считаю, что отречение было. Он подтверждал, в дневниках об этом пишет и т.д. Его вынудили к отречению. Это особый разговор, почему и как все это произошло, но Государя вынудили к этому. Конечно, это одна из загадок истории. Как всякая загадка, она привлекает к себе особое внимание».
16. Ответ на 15., М.Е.:
15. Ответ на 14., Даневский Саша:
14. Re: Отречение Николая II было, а Распутин был оболган
13. Читайте правильные книги!
12. Ответ на 9., Ник Ликашин:
11. Ответ на 8., Ник Ликашин:
10. Re: Отречение Николая II было, а Распутин был оболган
9. Ответ на 8., Ник Ликашин:
8. Ответ на 7., Kiram:
7. Ответ на 6., Ник Ликашин: