Как сообщалось, «Киевский патриархат» возобновил свое «активное взаимодействие» с националистическими группировками, подписав соглашения о сотрудничестве с «Правым сектором» (запрещен в России. - РНЛ) и Народным рухом Украины (НРУ).
Ситуацию прокомментировал в интервью порталу «Свободная пресса» главный редактор «Русской народной линии» Анатолий Степанов:
Опасность гражданской войны по религиозным мотивам на Украине существует. Я бы даже сказал, что противники канонического Православия пытаются различными провокациями усилить эту опасность. Мы видим, что нынешний киевский режим ставит своей задачей разорвать связи между Россией и Украиной не только на экономическом и политическом уровне, но и на уровне мировоззренческом. По сути, православная вера продолжает оставаться тем главным звеном, которое, по-прежнему, связывает две самые большие части Русского мира: Россию и Украину. Те, кто правят сейчас в Киеве, прекрасно это понимают и пытаются всячески разбить это звено.
В частности, для того, чтобы склонить верующих к раскольничьему «киевскому патриархату», верующим обещали различные выгоды и блага.
Однако совсем немного православных поддались этим манипуляциям. Люди переходили по разным мотивам, в основном корыстным или примитивно-идейным. «Свидомые» украинцы перешли «в свою» церковь, которая не признана ни одной из канонических православных церквей.
А вот те, кто остались в УПЦ МП, а это подавляющее большинство православных на Украине, прекрасно понимают, что такое Церковь на самом деле. Поэтому настойчивые попытки ущемить их права, отнять храмы вызовут только протесты. А если людей доведут до кипения, то и вооружённую борьбу. Этого и добиваются западные кураторы киевской власти.
Печалит в этой ситуации, что представители всех канонических православных церквей как-то очень вяло и нерешительно реагируют на притеснения православных братьев на Украине. Если бы весь православный мир дружно поддержал УПЦ МП, то киевские власти и их передовой бандеровский отряд, я уверен, вели себя сдержанней. Поскольку сейчас они чувствуют поддержку Запада в политическом отношении, и это, наверно, создаёт у них иллюзию, что и в вопросе притеснения «московских попов» мировое сообщество ни в каком виде противодействовать им не будет.
Кстати, и Ватикан, который очень много говорит о том, что православные на Украине для них братья, мог бы заявить своё осуждение действиям «незалежных» еретиков. Однако не делает этого.
Отвечая на вопрос: «А Русская Православная Церковь как-то способна влиять на эту ситуацию?», А.Степанов заявил: «В нынешней ситуации наши возможности крайне ограничены. Здесь положение в Церкви схоже с тем, которое сложилось в общественно-политической жизни. В этом смысле Владимир Путин на последней прямой линии сказал очень характерные слова о том, что россияне стараются лишний раз не показывать своего участия к тем украинцам, которые не заражены русофобией, чтобы не навредить им».
Ситуацию также прокомментировал директор фонда исторических исследований «Основание» Алексей Анпилогов:
Я бы отметил, что так называемый «киевский патриархат» отделился от Украинской Православной Церкви Московского Патриархата отнюдь не из-за религиозных разногласий. По сути, это одна и та же церковь. Разделение идёт не по церковной, а по политической линии. Дескать, у каждого государства должна быть своя национальная церковь. Хотя подобные утверждения не имеют никакого отношения к канонам православия.
Не удивительно, что религиозная тема используется нынешними украинскими политиками. Причём делается это грубо и цинично, без учёта того, что религиозные чувства - очень хрупкая и ранимая сфера. В этом смысле соглашение между радикалами и «киевским патриархатом» - это проявление грязной политики в религиозной сфере. И негласно данные действия поддерживаются государством. Притом, что официально церковь и государство на Украине разделены точно так же, как и в России.
В целом этот договор не открыл ничего неожиданного. Праворадикалы на Украине, как минимум, уже десятилетие используются, как инструмент давления на УПЦ МП, а то и просто, как бандиты, силой отнимающие у верующих церкви и имущество. Правда, при этом прежде они старались не афишировать свои политические взгляды и изображали из себя «обычных прихожан». Сейчас просто радикалы прямо и фактически официально заявляют, что занимаются и будут впредь заниматься такой «деятельностью». Они открыто теперь собираются преследовать «московских попов», поскольку почувствовали силу. К сожалению, есть основания предполагать, что процесс ползучего отъёма храмов у Украинской православной церкви продолжится и даже примет более агрессивные формы. Продолжится и усилится давление на знаковые для УПЦ МП храмы и монастыри. В частности, «киевский патриархат» самым бессовестным образом пытается подчинить себе Свято-Успенскую Почаевскую лавру, расположенную на Западной Украине. Точно так же идут разговоры о том, что часть помещений Киево-Печерской лавры необходимо передать «киевскому патриархату». Киевский режим использует здесь известную формулу: разделяй и властвуй. Собственно, так же они действовали и в Крыму, стравливая русских и татар. И здесь они сталкивают между собой религиозные общины, пытаясь, главным образом, ослабить Украинскую Православную Церковь, которая продолжает выступать за единое с Россией духовное и культурное пространство. Прямой религиозной войны, по типу тех, что идут на Ближнем Востоке, на Украине я не жду. Поскольку большая часть украинского общества остаётся секуляризированной, далёкой от проблем церковной жизни. Однако религиозный фактор может стать через какое-то время той последней каплей, которая приведёт к открытой гражданской войне уже на всей территории Украины.
По его словам, «верующим всегда проще объединиться в борьбе за свои права. Особенно на Украине, где очень размыты этнические отличия у жителей. Много семей, где один из родителей русский, другой - украинец. И всё же "маховик ненависти" между прихожанами Украинской Православной Церкви Московского Патриархата и "киевского патриархата" ещё недостаточно раскручен. Поэтому я пока не жду прямых столкновений между верующими».