Празднество Владимирской иконе Божией Матери установлено в память спасения Москвы в 1521 году от нашествия татар под предводительством хана Махмет-Гирея. Татарские полчища приближались к Москве, предавая огню и разрушению русские города и селения, истребляя их жителей. Великий князь Василий собирал войско против татар, а Московский митрополит Варлаам вместе с жителями Москвы усердно молился об избавлении от гибели. В это грозное время одна благочестивая слепая инокиня имела видение: из Спасских ворот Кремля выходили московские святители, покидая город и унося с собой Владимирскую икону Божией Матери - главную святыю Москвы, - в наказание Божие за грехи ее жителей. У Спасских ворот святителей встретили преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский, слезно умоляя их не оставлять Москвы. Все они вместе принесли Господу пламенную молитву о прощении согрешивших и избавлении Москвы от врагов. После этой молитвы святители возвратились в Кремль и внесли обратно Владимирскую святую икону. Подобное же видение было и московскому святому, блаженному Василию, которому было открыто, что заступлением Божией Матери и молитвами святых Москва будет спасена. Татарскому хану было видение Божией Матери, окруженной грозным войском, устремившимся на их полки. Татары в страхе бежали, столица Русского государства была спасена.
Празднование иконе Божией Матери Владимирской совершается также 23 июня и 26 августа.
В этот день отошел ко Господу византийский Император Константин Великий. Он был сыном Констанция Хлора, управлявшего западной частью Римской империи (Галлией и Британией), и святой равноапостольной Елены.
Император Константин всю свою жизнь посвятил благу Церкви и сделал столько добра ей, что заслужил наименование равноапостольного. С его времени государственные учреждения, законы, военная служба стали ориентироваться на требования, которые заключаются в Христианстве. Можно указать, следующие меры и действия императора Константина в пользу христианства, кроме упомянутых эдиктов, в порядке времени: он прекратил языческие игры (314), освободил духовенство от гражданских повинностей и церковные земли от общих налогов (313-315), отменил казнь через распятие и издал строгий закон против иудеев, восстававших на Церковь (315), дозволил освобождать рабов при церквах без особых формальностей, которые были очень затруднительны в гражданских судах (316), запретил частным лицам приносить жертвы идолам и обращаться к гаданиям у себя на дому, оставив это правило только обществу (319), повелел по всей империи праздновать воскресный день (321), в ограждение христианских девственниц отменил бывшие у римлян законы против безбрачия; предоставил Церкви право получать имущества по завещаниям, допустил христиан к занятию высших государственных должностей, приказал строить христианские храмы и запретил вносить в них по обычаю языческих капищ, императорские статуи и изображения (325).
Более всего император Константин встречал себе противодействие в Риме, где сильна была языческая партия. Это противодействие язычников обнаружилось в особенности во время празднования Константином 20-летия царствования и охладило его к прежней столице государства. Наконец он совершенно оставил Рим, основал новую христианскую столицу на берегах Босфора и пригласил христианских епископов торжественно освятить ее, назвав Константинополем. Вместо языческих капищ в этой новой столице империи стали воздвигать христианские храмы, и вместо статуй языческих богов - священные изображения.
Император Константин с живым вниманием относился к волнениям, которые возбуждали в Церкви раскол донатистов и особенно ересь Ария, и всячески старался примирить разделенных. Одна из величайших заслуг Константина – созыв I Вселенского собора в городе Никее в 325 г. Всей душой преданный Церкви, Константин, однако по обычаю того времени до последних дней жизни отлагал принятие крещения. Когда же почувствовал приближение смерти, то с благоговением принял это великое таинство и мирно скончался во время молитвы 21 мая 337 г. История присвоила ему имя Великого. Церковь за великие заслуги именует его равноапостольным.
В этот день 1796 года скончался художник Алексей Иванович Бельский. Он родился в 1726 году в Санкт-Петербурге, принадлежал династии Бельских, известных русских крепостных живописцев XVIII века.
В 1764 году А.И.Бельский был избран академиком Академии художеств. С середины 1760-х числился «назначенным художником». В 1771 году за серию из четырёх нравоучительных картин-панно, исполненных для украшения Смольного института, получил премию от Академии в 70 руб. (ныне панно в Русском музее). В 1772 году Академия устроила А.И.Бельскому экзамен, по результатам которого Контора строительных дел произвела его в мастера, а в 1773 году на основании устава Академии Алексей Иванович Бельский со своим потомством получил вольность.
Сегодня мы также вспоминаем митрополита Амвросия (Подобедова), скончавшегося в 1818 году. Он родился в семье священника 20 ноября 1742 г., в с. Стогове, Владимирской губернии. Главною выдающеюся чертою деятельности митрополита Амвросия была его постоянная, энергичная и деятельная забота об открытии духовно-учебных заведений, об упорядочении духовно-учебного дела и о поднятии умственного и нравственного уровня духовенства. Особенно деятельное участие владыка Амвросий принимал в Высочайше учрежденной комиссии по преобразованию всех духовно-учебных заведений России, результатом работы которой явился устав духовных училищ 1814 г. Большое также участие он принимал и в вопросе о единоверии, свидетельством чему служат Высочайшие рескрипты на его имя Императора Павла І. За труды по духовному образованию митрополит Амвросий первый удостоился звания почетного доктора богословия.
В этот день 1862 года отошел ко Господу видный государственный деятель, генерал от кавалерии, генерал-адъютант; главный начальник III отделения Собственной Е.И.В. канцелярии и шеф жандармерии князь Алексей Фёдорович Орлов.
Он родился 19 октября 1787 года и был незаконнорожденным сыном Фёдора Орлова — одного из братьев Орловых, помогавших Императрице Екатерине II взойти на престол.
Новым Императором Александром II Орлов был назначен возглавлять российскую делегацию на Парижском конгрессе (1856), вырабатывавшем политическое устройство Европы по итогам неудачной для России Крымской войны; подписал от России Парижский мирный договор на приемлемых для Императора условиях. Вскоре Орлов Занял пост председателя Государственного совета и председателя Совета министров, а в конце своей жизни участвовал в подготовке крестьянской реформы 1861 года.
Сегодня мы также вспоминаем полковника, участника войны 1812 года, Георгиевского кавалера Александра Захаровича Путьковского (?-1849); участника Синопского сражения, контр-адмирала Александра Семеновича Стройникова (1824-1886), мастера храмовой архитектуры Павла Петровича Зыкова (1821-1887); этнографа-беллетриста, почетного академика Петербургской Академии наук Сергея Васильевича Максимова (1831-1901); писателя Викентия Викентьевича Вересаева (1867-1945).
Эта статья полностью опубликована в разделе Этот день в Русской истории