«Ветхозаветное соблюдение субботы не соответствует духу Евангелия»

Известные пастыри неоднозначно оценили инициативу сенатора Сергея Лисовского запретить торговым сетям работать в воскресенье

0
672
Время на чтение 6 минут
Как сообщалось, 6 мая в передаче «Церковь и мир» председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион поддержал предложение сенатора Сергея Лисовского запретить магазинам крупных торговых сетей работать в воскресенье.

Сенатора поддержал, в частности, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике Сергей Калашников, который сказал корреспонденту Regions.Ru: «Хорошая доступность – значит, хороший сервис. А подавляющее большинство инициатив, исходящих от Русской Православной Церкви, к сожалению, не очень направлены на человека. И если их полностью принимать к исполнению, то мы все будем жить в монастыре, ходить в робе и есть овсянку на воде».

«Как вы относитесь к инициативе Сергея Лисовского запретить гипермаркетам работать по воскресеньям? Как бы вы прокомментировали слова Сергея Калашникова?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.
Протоиерей Александр Куцов, настоятель храма Преображения Господня в Орске, благочинный, ректор православной гимназии, согласен с митрополитом Иларионом, что «человек действительно превращается в робота, занимаясь все семь дней той или иной деятельностью. Человек не резинка, его невозможно бесконечно растягивать. А те, у кого вместо глаз – монеты, всячески стараются оправдать свои цели, говоря об удобстве сервиса и других вещах».

«Кроме того, - продолжил он, - мы не должны забывать: подавляющее большинство граждан России – православные. А если это так, они в большей или меньшей степени должны придерживаться божественного закона, который предписывает покой в праздничные дни. Это еще и способствует сближению людей друг с другом. В крупных городах люди разобщены еще больше - пока они добираются на другой конец города, уже тратят как минимум полдня. Одно на другое накладывается, и все это делает жизнь человека, мягко говоря, непростой».

«Освобождая людей от труда в воскресный день, мы действительно чтим и божественную заповедь, и сближаем их друг с другом. У человека получается мини-отпуск. Почему все с нетерпением ждут большого отпуска? - Отдыха в повседневной жизни почти нет. Человек трудится целый год, чтобы потом две-три недели расслабляться. А эти воскресные праздничные дни поспособствуют тому, чтобы он в течение года получил возможность сменить сферу деятельности, отдать дань Богу, сходить в храм, отдохнуть душой и телом», - заключил отец Александр.
Протоиерей Константин Головатский, священник храма Успения Пресвятой Богородицы на Малой Охте, глава Православного молодёжного клуба «Встреча», председатель Отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии, считает, что «это все-таки европейская практика, и в ней ничего нового нет. Может, с развитием бизнеса и его регулированием в нашей стране мы придем к тем же вещам, которые практикуются в Европе. Об этом можно рассуждать долго. Кто-то, быть может, привык по воскресным дням гулять по рынкам, по магазинам. Кому-то это неинтересно. В целом не могу сказать, что предложение Сергея Лисовского плохое - скорее, в нем больше положительного».

«А слова Сергея Калашникова "Большинство инициатив, исходящих от РПЦ, не очень направлены на человека" я не очень понял. Такого просто не может быть. Вещи, которая предлагает Церковь, носят нравственный характер, призывают к нравственному устроению жизни. А нравственность – это как раз характеристика человечности общества, в котором мы живем. Если наше общество станет нравственнее, мы будем человечнее, лучше», - убежден отец Константин.
Игумен Гермоген (Ананьев), насельник Московского Данилова монастыря, отметил, что «в Европе почти все магазины в городах в выходные дни закрыты, но как раз гипермаркеты на окраинах по воскресеньям работают. И я считаю, закрывать их неправильно. Многие люди работают с раннего утра до позднего вечера, им просто некогда сходить в магазин в будни, поэтому они вынуждены в субботу или воскресенье ехать в магазин и покупать продукты. Конечно, если у человека много свободного времени и очень высокая зарплата, он может обойтись без гипермаркетов, но у большинства другие условия труда и другие зарплаты. Поэтому только в выходные они могут купить продукты и необходимые вещи. И дело не в том, что люди любят шоппинг, просто у них нет другого выхода».

«И у нас не абсолютно православная страна. Думаете, если мы закроем гипермаркеты, то возрастет количество тех, кто придет на Литургию? – задается он вопросом. - Воцерковленные люди и так посещают Богослужения. Но и им что-то надо купить для дома. Необязательно для этого весь день провести в гипермаркете, но что-то заехать и купить все равно нужно. То же касается ночных покупок: многие в ночь на выходные едут за продуктами, чтобы днем не тратить на это время. И еще гипермаркеты сейчас вполне как культурные центры – с ресторанами, кинотеатрами, игровыми центрами для всей семьи. Если утрировать инициативу, то давайте запретим круглосуточные дежурства врачей "скорой помощи"! И еще: закрытие супермаркетов в выходные не касается Церкви. Не вижу тут ущемления прав – ни верующих, ни неверующих».
Священник Димитрий Лин, клирик Храма святителя Николая на Трех Горах, вопрошает: «Разве это инициатива Церкви? По-моему, это инициатива законодателей, а то, что владыка Иларион согласен с ней – ну, это его мнение. Я вот скорее отношусь к ней отрицательно. Объясню почему. Несомненно, посвящать воскресный день шоппингу – просто безумие, и не только с точки зрения духовной, потому что это время мы должны уделять Богу. Это также время общения с семьей, с природой, время богомыслия. Тратить его на шоппинг глупо, и неважно, где им заниматься – в супермаркетах или небольших магазинчиках. Инициатива вроде бы имеет экономическую подоплеку, что не свидетельствует о ее духовных корнях».

«Речь, насколько я понимаю, о поддержке малого бизнеса. Я не экономист, но меня удивляет, что в наше время, когда все говорят о свободном рынке, конкуренции, предпринимательстве, государство начинает идти по пути жесткого регулирования, что скорее свойственно советской системе, а не рыночной. Насколько нас далеко заведет такое увлечение регулированием, сказать трудно, но меня это настораживает - как и многие другие инициативы, направленные на возрождение советских традиций», - признался отец Димитрий.

«С точки зрения духовной, думаю, мы не будем принимать закон, согласно которому все магазины должны быть закрыты в воскресенье. Почему? – Да потому, что в любом монастыре, церкви, есть люди, которые трудятся и в воскресенье, они даже на Божественные литургии ходят редко. И никакому настоятелю монастыря не придет в голову прекращать все работы. Кто-то в воскресенье утром готовит еду – это необходимость. Есть некоторые послушания, которые приходится выполнять даже в нарушение святости Божественной литургии. Но мы с этим миримся, потому что так нужно. Есть, в конце концов, люди, которые занимаются тушением пожаров, устраняют прорывы канализации, или регулируют дорожное движение. Они в воскресенье утром тоже не на Литургии. Словом, есть вещи, которые делать необходимо, - подчеркнул пастырь. - Насколько необходима торговля, конечно, вопрос интересный, но, думаю, такое радикальное, и я бы даже сказал, несколько ветхозаветное соблюдение субботы не совсем соответствует духу Евангелия. А из своего опыта скажу: иногда едешь в 11 часов вечера домой в субботу вечером после Всенощного бдения и различных занятий, а дома нет хлеба. Приходится заезжать и покупать его. Один из супермаркетов у меня по пути. Я могу в него заехать в 11 вечера и купить буханку хлеба. Мне это удобно. Так что, думаю, пыл реформаторов нужно соизмерять с реальными потребностями нашего общества».
Иеромонах Макарий (Маркиш), священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии, руководитель Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Иваново-Вознесенской епархии, глава епархиальной Комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства, полагает, что «такие идеи надо рассматривать с точки зрения мировой практики, исторической и географической. А она говорит нам, что в выходные дни общественные предприятия не работают. В американском Массачусетсе, где я жил, в первой половине дня воскресенья нет никакой торговли».

«Другой вопрос - какой идиот будет привязывать это к Православию? – недоумевает он. - Но тут ничего не попишешь, мы живем в свободной стране. А те, кто говорят об этом, свидетельствуют о своей глупости, невежестве и даже антихристианском устроении. Бред, что это будет губительно для экономики. В других странах не губительно, почему у нас этого ждут? Уменьшится денежный оборот в выходной день – вырастет в другой. Да, ограничение экономической активности в выходные дни на самом деле имеет религиозное основание. Но у нас большинство общественных нравственных норм имеет религиозные основания. Если будем и дальше их придерживаться, это только к лучшему».
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 07:12
В сострадании и помощи простым людям ей не было равных
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:40
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:11
Молекулярно-генетические экспертизы екатеринбургских останков, найденных в 1991 году
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
19.04.2024 05:47
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Победа45
19.04.2024 05:29