Храм или балаган?

Протоиерей Александр Новопашин о новой тенденции устраивать в церквах «клоунаду» и «концерты» с благословения настоятелей

Буквально на днях Суд вынес приговор «ловцу покемонов». Соколовскому дали условный срок и эта новость стала причиной бурных общественных дискуссий и споров. В свое время такую же волну негодования подняла и скандальная выходка Pussy Riot в Храме Христа Спасителя, равно как и приговор участницам этого горе коллектива. Но сегодня имеется насущная потребность сказать о том, что в последнее время мы являемся свидетелями того, как в нашей Церкви появляются наши доморощенные «соколовские» и «пуськи», которые преспокойно кощунствуют в наших храмах и никакого наказания за это не несут. Более того – это кощунство происходит с благословения настоятелей этих приходов.

В начале мая рунет «взорвало» видео под названием «церковная акробатика», на котором прямо в храмовом помещении молодые люди в трико демонстрировали акробатические этюды – прыжки, вращения. Далее прямо в храме начались какие-то молодежные танцы в стиле «Дискотека-60-х», а закончился «пасхальный концерт» выступлением какого-то странного человека, который совершал некие действия, напоминающие шаманское камлание. И все это происходило в храме, перед иконостасом, который, правда, попытались закрыть ширмой. Такие «продвинутые миссионеры» нашлись в городе Перемышле Калужской области в храме Рождества Пресвятой Богородицы. Оператор, снимавший данное бесчинство (возможно нецерковный человек, зашедший в храм) комментировал выступление акробатов восклицаниями «Oh my God» и показывал лица пожилых прихожанок, которые явно чувствовали себя неуютно в «свете» такого «продвинутого миссионерства». И, действительно, это видео за одну неделю собрало столько насмешек и издевательств в адрес Церкви, что говорить о какой-то миссионерской акции абсурдно. Это не миссионерство – это лжемиссионерство. Подлинное миссионерство сеет в души людей интерес к христианской вере, к духовной жизни, а не насмешки над Церковью.

Однако этот случай, к сожалению, далеко не единичен. Все мы помним, как в прошлом году на амвоне храма св. пророка Илии (город Апрелевка Наро-Фоминского района Московской области) непосредственно на фоне иконостаса некие барышни, вращая бедрами, спели «Let My People Go» Армстронга. Весь этот вполне эстрадный концерт у алтаря с песнями и плясками совершался под аккомпанемент музыкальных инструментов. Данная «миссионерская акция» была жестоко высмеяна на YouTube.

А чего стоит «детский праздник» (в день Славянской письменности и культуры) в московском храме Софии Премудрости Божией (в Средних Садовниках), где дети разукрашивали свои лица a la Хэллоуин. До чего только не доходят наши новоявленные миссионеры, которые не понимают, ни что такое миссия, ни смысл и содержание таковой – и «танец живота» и ламбада, и пляска матросов на палубе (палубу заменяет помещение храма), частушки и песни под гитары и «Пасхальный рэп, детка» и какие-то театральные постановки. И все это происходит в стенах храма! И речь идет не о каких-то конфузных прецедентах, а о целой тенденции превращать храм в балаган! Не надо лгать, что священная атмосфера храма не нарушается! Никакие завесы и ширмы не «отменяют» храм, не умаляют ту цель, ради которой святой храм построен и освящен! А цель – Совершение Божественной Евхаристии! Мы говорим – Святой Храм. Почему?

Греческое слово άγιος (святой) понималось, как «Отделенный для Бога», т. е. храм – особое место, особая территория (отделенная из всей нашей жизни), где происходит самое тесное соединение Бога и человека в Таинстве Святого Причащения. И чувство благоговения перед Святыней – есть непременное условие жизни христианина и вообще религиозного человека! Там, где нет благоговения перед Святыней – там нет никакой религии! Храм – место, где совершаются Таинства, где возносится молитва к Господу, а посему храмовая территория никак не может служить для каких либо шоу-программ. В Великой ектении принцип отношения к храму выражен следующим прошением: «О святем храме сем, и с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в он (в него) Господу помолимся». Какие же благоговение и страх Божий во всех этих плясках? Даже в примитивных языческих культах присутствует понимание того, что к чему-то священному необходимо относится с величайшей осторожностью, трепетностью и благоговением. Даже люди нерелигиозные это понимают и удивляются таким кощунственным акциям в храме при полном попустительстве настоятелей, а точнее сказать – с их радостного благословения.

Шаманы, развратные пляски, вульгарное поведение – есть самое настоящее кощунство и осквернение храмов. Возникает вопрос: чем эти действия отличаются от того, что сделали Pussy Riot и Соколовский? Только тем, что последние совершили свои акции без благословения? А суть то одна и та же! Еще раз повторим: не может быть никакой миссии там, где утрачивается чувство благоговения. Как можно привести человека в Церковь посредством превращения Церкви в цирк? И как будут относиться к священному те дети, которые являются подчас невольными зрителями или участниками этих безобразий? В наши дни, когда и так ребенок может спокойно нахамить взрослому, а подросток - распивать пиво и курить на ступеньках храма, очень важно прививать подрастающему поколению чувство уважения, благоговения. Однако некоторые наши настоятели шагают в ногу со временем, с духом этого времени – «нет ничего святого», все превратим в веселье – show must go on! И каково будущее этих детей? Там, где сакральное профанируется – нет религии, нет миссии – там только пуськи, соколовские, кощунство и хамство! Более того, в результате таких «миссионерских акций» Церковь подвергается осмеянию, глумлению и т.п.

Здесь нужно отметить очень важный момент: мы не против того, чтобы прихожане наших храмов занимались каким-либо творчеством. Напротив – это очень хорошо, если талантливый музыкант (пусть даже он играет рок или хип-хоп), режиссер, актер использует потенциал своей профессии (и свой собственный талант) ради того, чтобы донести христианскую весть до своих слушателей. Пусть он запишет в студии музыкальный альбом, поставит в театральной студии хороший спектакль, снимет добрый фильм – пожалуйста. Но это не должно происходить прямо в храме! И миссия в спорте – очень важная вещь, но ради этого не нужно превращать молитвенное помещение в батут, Церковь в цирк! Всегда можно провести подобное мероприятие в подсобном, отдельном от храма, помещении прихода, в воскресной школе, на какой-нибудь концертной площадке или в спортивном сооружении. Абсолютно безумно оправдывать кощунство «цирк в Церкви» плохой погодой или экономией денежных средств!

Также хочется сказать касательно некоторой странной тенденции, когда некоторые священники позволяют себе во время Пасхального Канона, более чем экстраординарное поведение. В прошлом году весь рунет взбудоражило видео «Веселыми ногами», на котором священник во время Пасхальной службы буквально носится вокруг престола с кадилом, после чего выбегает на солею и в каких-то диких прыжках, вращая кадилом, начинает христосоваться с народом. На нынешнюю Пасху уже несколько священников разных приходов запечатлены на видеокамеры в таких прыжках «Пасхальной радости».

Что можно сказать насчет всего этого? Опять же: Пасхальная радость не отменяет благоговения перед Святыней и соответствующего поведения священника в храме и за богослужением. Православная традиция нашей Церкви никогда не знала примеров подобного развязного поведения священника за богослужением. Апологеты «веселых ног» любят приводить в пример пророка Давида, который плясал и скакал перед ковчегом, который возвращался из плена на родину и в ответ на обличение своей жены Мелхолы сказал: «пред Господом играть и плясать буду» (2 Цар. 6: 21).

Однако, во-первых, царь Давид плясал и скакал не в храме, а на дороге перед ковчегом, который везли левиты, во-вторых, сам поступок Давида в данном случае беспрецедентен и выражает ту степень религиозного восторга, который сопутствовал израильтянам, когда их святыня возвращалась домой. Сложно себе представить, чтобы ветхозаветные священники прыгали и плясали в скинии собрания, в храме Соломона или тем более во святая святых. Наконец, не стоит забывать слов святителя Иоанна Златоуста о том, что «Новый Завет столь же отстоит от Ветхого, как Небо от земли». И, соответственно, ссылка на некий пример, а тем более прецедент из Ветхого Завета требует соответствующего подтверждения ссылкой на Новый. Однако таких ссылок «веселые батюшки» не дают.

Любой приведенный пример всегда должен соотноситься в целом с контекстом Священного Писания и истории Церкви. Почему приводится в пример пророк Давид, но ничего не говорится о том, как понимали богослужение святые преподобный Сергий Радонежский, преподобный Серафим Саровский, праведный Иоанн Кронштадтский? Разве можно себе представить, чтобы преподобный Сергий бегал по алтарю с кадилом или как преподобный Серафим кричал прихожанам «Радость моя, Христос воскресе» в припляску с гармошкой или балалайкой? Умели же наши великие святые обращать сердца людей ко Христу без всего этого свистопляса. И это было настоящее миссионерство, а не клоунада! Залог успеха их миссии – святость их жизни. К этому надлежит стремиться и нашим батюшкам, а не устраивать из храма балаган!

Та же «веселая миссия», которая уже осмеяна рунетом, никакого отношения к православной традиции не имеет, зато в ней легко угадывается влияние неопятидесятничества – харизматических сект, эмоциональные «богослужения» которых шокируют случайных очевидцев, ибо напоминают коллективное помешательство. «Миссионерское прогибание» под мир римо-католиков и протестантов своим печальным итогом имеет тот факт, что их храмы в Европе пустуют, сдаются в аренду (под игорные дома и торговые центры). Неужели мы хотим такое же будущее для нашей Церкви? А именно такое будущее ждет и нас, если наши дети будут воспринимать храмы, как балаганы, а христианскую веру, как исключительный повод для развлечения и смеха.

Протоиерей Александр Новопашин, благочинный Центрального округа Новосибирской епархии, настоятель собора во имя св. блг. и великого князя Александра Невского г. Новосибирска

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

15. Re: Храм или балаган?

Увы, оказалось, что это не такое уж редкое явление: https://www.youtube.com/watch?v=KPSu5fvkj5k https://www.youtube.com/watch?v=mf5SlUUzuf0 https://www.youtube.com/watch?v=P0VcOx4vk4s https://www.youtube.com/watch?v=wDHmN4y76O8 https://www.youtube.com/watch?v=ewkkTGU2BQ0 https://www.youtube.com/watch?v=zNPlYR1Kzpk https://www.youtube.com/watch?v=MNNfHpNR8Ig https://www.youtube.com/watch?v=LWok1RAY7ZE https://www.youtube.com/watch?v=jQ2VKZS9MIA https://www.youtube.com/watch?v=DRP2BPtFSdI https://vseeresi.com/2017/04/30/2017-год-очередное-кощунство-в-храме-куко/

Иоанна / 19.05.2017

14. Re: Храм или балаган?

Меня интересует вот такой вопрос.Один момент "...шаманы,развратные пляски,вульгарное поведение...". А как тогда относится к батюшкам,которые выступают за название "святой старец" человеку,который от шаманизма ничем не отличается,колдуну Григорию Распутину. Он же в своих ритуалах использовал святое Писание и в тоже время использовал свои наговоры на травы.Другой момент день Победы.Я считаю,а я верующий человек,что вот эти празднования с таким размахом,концертами,массовым гуляньем и распитием спиртных напитков кощунственно по отношению погибших и уже почти всех усопших выживших.Я,мне уже 67 лет,вспоминаю их как в родительский день,но никак не праздник весны.Мы все не участвовали в этих событиях,значит мы должны по православию,как я думаю, вспоминать их всех со скорбью,раз их нет уже с нами.В советские времена концертов не было,только дань памяти возложение венков и цветов к стеллам,а после заканчивалось просто салютом в знак того,что это была Победа.У молодёжи эта граница стёрта с тех пор,когда начались вот эти пышные гулянья.Этот день теперь как бы святой в нашей жизни,тут можно,а почему в храме нельзя.Они считают,что можно.А кто в этом виноват,наше светское воспитание и извращённое понимание праздников в сегодняшнем времени.Это просто моё мнение.

Люся / 19.05.2017

13. Re: Храм или балаган?

Михаил922 смотря каких верующих. *** М.Яблоков мне кажется, началось с другого. Но вполне возможно, что вы правы.

рудовский / 18.05.2017

12. Ответ на 11., Михаил922:

Оскорбляет ли такие действа чувства верующих? С какой целью эти действа предпринимаются? И какие последствия должны наступить в случае выявления таких действий?

Уголовная ответственность должна последовать.

М.Яблоков / 18.05.2017

11. Re: Храм или балаган?

Оскорбляет ли такие действа чувства верующих? С какой целью эти действа предпринимаются? И какие последствия должны наступить в случае выявления таких действий?

Михаил922 / 18.05.2017

10. Ответ на 9., рудовский:

А начиналось все с профанации причастия и оранием вслух тайных литургических молитв...

М.Яблоков / 18.05.2017

9. Re: Храм или балаган?

Яблоков прав: превращение храмов в цирки, рестораны или атс – это явно греховно. Вот еще пример из свеженького: https://m.lenta.ru/news/2017/05/18/iphone_matushka/

рудовский / 18.05.2017

8. тайна беззакония

апостасия является последним этапом развития тайны беззакония.В слове Божием указываются- три формы проявления апостасии:отступление от истинного учения и от христианской нравственности,отступление от нормальной,благословенной БОГОМ государственности,отступление от ИСТИННОЙ ЦЕРКВИ ХРИСТОВОЙ.Полная тройная апостасия делает приход антихриста неизбежным.

боец / 18.05.2017

7. Re: Храм или балаган?

Большое Вам спасибо за достаточно подробный ответ, а вопросы возникли от того, что информация о "нововведениях" легко доступна в интернете и в СМИ, а информации о реагировании со стороны Епархий на это явление найти довольно сложно. Трудно встретить даже какую- либо критику по конкретным событиям. Из-за этого, невольно создается впечатление, что все подобные явления остаются без ответа, а соответственно и мысль о том, что может быть все так и должно быть. Не судите меня строго, но на официальных сайтах, мы можем наблюдать информацию о рок концерте происходящем в Храме и в частности на амвоне, а критики и реакции на это не видим. Вот ведь в чем вопрос. И дальше больше...

Владимир Петрович / 18.05.2017

6. Re: Храм или балаган?

При патриархе Алексии II такого не было...

Иван Ледоруб / 18.05.2017

5. Ответ на 4., Владимир Петрович:

Но хотелось бы спросить, куда смотрит наше старшее духовенство? Я не слышал, о каких -либо дисциплинирующих инициативах со стороны епархии? Это специально так надо? В этом бездействии есть какой-то таинственный смысл?

Прошу прощения, Вы обращаетесь к отцу Александру, но он обычно не участвует в форуме. Поэтому, понимая, что возможно мой ответ не совсем уместен, обозначу несколько моментов. Не случайно под предыдущей статьей на эту тему меня интересовал вопрос: насколько подобные явления распространены и их какова их локализация. Потому что на самом деле архиереи во многих случаях достаточно серьезно относятся к подобным дисциплинарным нарушениям. Например, в нашей епархии при Владыке Максиме (Дмитриеве) требования к порядку в храме, к чинности богослужения и его соответствию Уставу были очень строгими. И эта строгость сохраняется и сейчас, после разделения епархии. В соседних епархиях, насколько в курсе, тоже Владыки строги к "самодеятельности". С другой стороны, что значит: "Я не слышал, о каких -либо дисциплинирующих инициативах со стороны епархии". Взысканием для священнослужителя может быть ведь и выговор (строгий выговор) в личное дело и решение церковного суда, но, насколько знаю, обычно до прихожан эти решения не доводятся. По данным случаям возможно, какие-то решения и были. Как говорится, поживем - увидим.

Ксения Балакина / 18.05.2017

4. Re: Храм или балаган?

Очень хорошая и нужная статья. Но хотелось бы спросить, куда смотрит наше старшее духовенство? Я не слышал, о каких -либо дисциплинирующих инициативах со стороны епархии? Это специально так надо? В этом бездействии есть какой-то таинственный смысл? А меж тем, как я понимаю, таких явлений становиться все больше. Мы, я имею ввиду все Православное сообщество, сознательно выбираем этот новый путь? А если все же нет, может быть необходимо кому-то что-то напомнить, призвать к ответственности, к раздумию и самокритике?... В чем здесь секрет? Может Вы Отче объясните?

Владимир Петрович / 17.05.2017

3. Re: Храм или балаган?

Это просто сатанизм какой-то.

М.Яблоков / 17.05.2017

2. До чего только не доходят наши новоявленные миссионеры, которые не понимают ни что такое миссия, ни смысл и содержание таковой – и «танец живота» и ламбада, и пляска матросов на палубе (палубу заменяет помещение храма), частушки и песни под гитары и «Пасх

А меня всякий раз удивляют поражают и горько ,больно ранят такие слова наших пастырей! Молчат, НЕ ГОВОРЯТ они о том,что не просто не понимают наши "новоявленные миссионеры" что такое миссия, а о том, что ИХ ТАК УЧАТ! ТАК УЧАТ - они так и действуют, такая миссия у них получается. ТАК УЧАТ,уважаемые православные. ТАК УЧАТ. И так благословляют, так поощряют,так позволяют безчинствовать. Кто? Что делать? Кто ЭТО сделает? ЧТО этому положит начало? Не революция ли? А? Какая она будет? Ой,скоро увидим. Уже скоро.

электрик / 17.05.2017

1. Re: Храм или балаган?

Многая лета уважаемому отцу Александру, сил и здоровья. Статья прекрасная. Согласна с каждым словом. Жонглирование кадилом на Пасхальной службе ужасно, также, как и акробатика в храме. Теперь остается только молитвенно надеяться, что батюшку услышат те, от кого зависит, чтобы храмы не осквернялись непотребством.

Ксения Балакина / 17.05.2017
Александр Новопашин:
Все статьи автора
"Кощунство в Храме Христа Спасителя: преступление и наказание"
«Это большой прорыв»
Верховный Суд поставил богохульников на место
09.07.2019
Реакция государства должна быть жесткой
Однако и православному сообществу не следует бездействовать в связи с выходом кощунственного клипа Шнурова
07.06.2019
«Важно проводить мониторинг нарушений прав христиан»
В Страсбурге в Совете Европы прошел семинар, посвященный практике судебных решений ЕСПЧ в сфере религиозной свободы
14.12.2018
Все статьи темы
"Какой должна быть миссия"
«Социальное служение — это и есть наше свидетельство о Христе»
Святейший Патриарх Кирилл подчеркнул, что социальное служение должно ориентироваться не на красивую отчетность, не на показуху, а на подлинные результаты
04.09.2019
Давайте не терять рассудок - он еще здорово пригодится
Беседа с настоятелем Успенского храма в крепости Ивангорода о некоторых причинах трудностей христианской миссии в наше время
14.08.2019
Все статьи темы