Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Храм или балаган?

Какой должна быть миссия
Кощунство в Храме Христа Спасителя: преступление и наказание / 17.05.2017


Протоиерей Александр Новопашин о новой тенденции устраивать в церквах «клоунаду» и «концерты» с благословения настоятелей …

Буквально на днях Суд вынес приговор «ловцу покемонов». Соколовскому дали условный срок и эта новость стала причиной бурных общественных дискуссий и споров. В свое время такую же волну негодования подняла и скандальная выходка Pussy Riot в Храме Христа Спасителя, равно как и приговор участницам этого горе коллектива. Но сегодня имеется насущная потребность сказать о том, что в последнее время мы являемся свидетелями того, как в нашей Церкви появляются наши доморощенные «соколовские» и «пуськи», которые преспокойно кощунствуют в наших храмах и никакого наказания за это не несут. Более того – это кощунство происходит с благословения настоятелей этих приходов.

В начале мая рунет «взорвало» видео под названием «церковная акробатика», на котором прямо в храмовом помещении молодые люди в трико демонстрировали акробатические этюды – прыжки, вращения. Далее прямо в храме начались какие-то молодежные танцы в стиле «Дискотека-60-х», а закончился «пасхальный концерт» выступлением какого-то странного человека, который совершал некие действия, напоминающие шаманское камлание. И все это происходило в храме, перед иконостасом, который, правда, попытались закрыть ширмой. Такие «продвинутые миссионеры» нашлись в городе Перемышле Калужской области в храме Рождества Пресвятой Богородицы. Оператор, снимавший данное бесчинство (возможно нецерковный человек, зашедший в храм) комментировал выступление акробатов восклицаниями «Oh my God» и показывал лица пожилых прихожанок, которые явно чувствовали себя неуютно в «свете» такого «продвинутого миссионерства». И, действительно, это видео за одну неделю собрало столько насмешек и издевательств в адрес Церкви, что говорить о какой-то миссионерской акции абсурдно. Это не миссионерство – это лжемиссионерство. Подлинное миссионерство сеет в души людей интерес к христианской вере, к духовной жизни, а не насмешки над Церковью.

Однако этот случай, к сожалению, далеко не единичен. Все мы помним, как в прошлом году на амвоне храма св. пророка Илии (город Апрелевка Наро-Фоминского района Московской области) непосредственно на фоне иконостаса некие барышни, вращая бедрами, спели «Let My People Go» Армстронга. Весь этот вполне эстрадный концерт у алтаря с песнями и плясками совершался под аккомпанемент музыкальных инструментов. Данная «миссионерская акция» была жестоко высмеяна на YouTube.

А чего стоит «детский праздник» (в день Славянской письменности и культуры) в московском храме Софии Премудрости Божией (в Средних Садовниках), где дети разукрашивали свои лица a la Хэллоуин. До чего только не доходят наши новоявленные миссионеры, которые не понимают, ни что такое миссия, ни смысл и содержание таковой – и «танец живота» и ламбада, и пляска матросов на палубе (палубу заменяет помещение храма), частушки и песни под гитары и «Пасхальный рэп, детка» и какие-то театральные постановки. И все это происходит в стенах храма! И речь идет не о каких-то конфузных прецедентах, а о целой тенденции превращать храм в балаган! Не надо лгать, что священная атмосфера храма не нарушается! Никакие завесы и ширмы не «отменяют» храм, не умаляют ту цель, ради которой святой храм построен и освящен! А цель – Совершение Божественной Евхаристии! Мы говорим – Святой Храм. Почему?

Греческое слово άγιος (святой) понималось, как «Отделенный для Бога», т. е. храм – особое место, особая территория (отделенная из всей нашей жизни), где происходит самое тесное соединение Бога и человека в Таинстве Святого Причащения. И чувство благоговения перед Святыней – есть непременное условие жизни христианина и вообще религиозного человека! Там, где нет благоговения перед Святыней – там нет никакой религии! Храм – место, где совершаются Таинства, где возносится молитва к Господу, а посему храмовая территория никак не может служить для каких либо шоу-программ. В Великой ектении принцип отношения к храму выражен следующим прошением: «О святем храме сем, и с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в он (в него) Господу помолимся». Какие же благоговение и страх Божий во всех этих плясках? Даже в примитивных языческих культах присутствует понимание того, что к чему-то священному необходимо относится с величайшей осторожностью, трепетностью и благоговением. Даже люди нерелигиозные это понимают и удивляются таким кощунственным акциям в храме при полном попустительстве настоятелей, а точнее сказать – с их радостного благословения.

Шаманы, развратные пляски, вульгарное поведение – есть самое настоящее кощунство и осквернение храмов. Возникает вопрос: чем эти действия отличаются от того, что сделали Pussy Riot и Соколовский? Только тем, что последние совершили свои акции без благословения? А суть то одна и та же! Еще раз повторим: не может быть никакой миссии там, где утрачивается чувство благоговения. Как можно привести человека в Церковь посредством превращения Церкви в цирк? И как будут относиться к священному те дети, которые являются подчас невольными зрителями или участниками этих безобразий? В наши дни, когда и так ребенок может спокойно нахамить взрослому, а подросток - распивать пиво и курить на ступеньках храма, очень важно прививать подрастающему поколению чувство уважения, благоговения. Однако некоторые наши настоятели шагают в ногу со временем, с духом этого времени – «нет ничего святого», все превратим в веселье – show must go on! И каково будущее этих детей? Там, где сакральное профанируется – нет религии, нет миссии – там только пуськи, соколовские, кощунство и хамство! Более того, в результате таких «миссионерских акций» Церковь подвергается осмеянию, глумлению и т.п.

Здесь нужно отметить очень важный момент: мы не против того, чтобы прихожане наших храмов занимались каким-либо творчеством. Напротив – это очень хорошо, если талантливый музыкант (пусть даже он играет рок или хип-хоп), режиссер, актер использует потенциал своей профессии (и свой собственный талант) ради того, чтобы донести христианскую весть до своих слушателей. Пусть он запишет в студии музыкальный альбом, поставит в театральной студии хороший спектакль, снимет добрый фильм – пожалуйста. Но это не должно происходить прямо в храме! И миссия в спорте – очень важная вещь, но ради этого не нужно превращать молитвенное помещение в батут, Церковь в цирк! Всегда можно провести подобное мероприятие в подсобном, отдельном от храма, помещении прихода, в воскресной школе, на какой-нибудь концертной площадке или в спортивном сооружении. Абсолютно безумно оправдывать кощунство «цирк в Церкви» плохой погодой или экономией денежных средств!

Также хочется сказать касательно некоторой странной тенденции, когда некоторые священники позволяют себе во время Пасхального Канона, более чем экстраординарное поведение. В прошлом году весь рунет взбудоражило видео «Веселыми ногами», на котором священник во время Пасхальной службы буквально носится вокруг престола с кадилом, после чего выбегает на солею и в каких-то диких прыжках, вращая кадилом, начинает христосоваться с народом. На нынешнюю Пасху уже несколько священников разных приходов запечатлены на видеокамеры в таких прыжках «Пасхальной радости».

Что можно сказать насчет всего этого? Опять же: Пасхальная радость не отменяет благоговения перед Святыней и соответствующего поведения священника в храме и за богослужением. Православная традиция нашей Церкви никогда не знала примеров подобного развязного поведения священника за богослужением. Апологеты «веселых ног» любят приводить в пример пророка Давида, который плясал и скакал перед ковчегом, который возвращался из плена на родину и в ответ на обличение своей жены Мелхолы сказал: «пред Господом играть и плясать буду» (2 Цар. 6: 21).

Однако, во-первых, царь Давид плясал и скакал не в храме, а на дороге перед ковчегом, который везли левиты, во-вторых, сам поступок Давида в данном случае беспрецедентен и выражает ту степень религиозного восторга, который сопутствовал израильтянам, когда их святыня возвращалась домой. Сложно себе представить, чтобы ветхозаветные священники прыгали и плясали в скинии собрания, в храме Соломона или тем более во святая святых. Наконец, не стоит забывать слов святителя Иоанна Златоуста о том, что «Новый Завет столь же отстоит от Ветхого, как Небо от земли». И, соответственно, ссылка на некий пример, а тем более прецедент из Ветхого Завета требует соответствующего подтверждения ссылкой на Новый. Однако таких ссылок «веселые батюшки» не дают.

Любой приведенный пример всегда должен соотноситься в целом с контекстом Священного Писания и истории Церкви. Почему приводится в пример пророк Давид, но ничего не говорится о том, как понимали богослужение святые преподобный Сергий Радонежский, преподобный Серафим Саровский, праведный Иоанн Кронштадтский? Разве можно себе представить, чтобы преподобный Сергий бегал по алтарю с кадилом или как преподобный Серафим кричал прихожанам «Радость моя, Христос воскресе» в припляску с гармошкой или балалайкой? Умели же наши великие святые обращать сердца людей ко Христу без всего этого свистопляса. И это было настоящее миссионерство, а не клоунада! Залог успеха их миссии – святость их жизни. К этому надлежит стремиться и нашим батюшкам, а не устраивать из храма балаган!

Та же «веселая миссия», которая уже осмеяна рунетом, никакого отношения к православной традиции не имеет, зато в ней легко угадывается влияние неопятидесятничества – харизматических сект, эмоциональные «богослужения» которых шокируют случайных очевидцев, ибо напоминают коллективное помешательство. «Миссионерское прогибание» под мир римо-католиков и протестантов своим печальным итогом имеет тот факт, что их храмы в Европе пустуют, сдаются в аренду (под игорные дома и торговые центры). Неужели мы хотим такое же будущее для нашей Церкви? А именно такое будущее ждет и нас, если наши дети будут воспринимать храмы, как балаганы, а христианскую веру, как исключительный повод для развлечения и смеха.

Протоиерей Александр Новопашин, благочинный Центрального округа Новосибирской епархии, настоятель собора во имя св. блг. и великого князя Александра Невского г. Новосибирска



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев - 15

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

14. Люся : Re: Храм или балаган?
2017-05-19 в 08:37

Меня интересует вот такой вопрос.Один момент "...шаманы,развратные пляски,вульгарное поведение...". А как тогда относится к батюшкам,которые выступают за название "святой старец" человеку,который от шаманизма ничем не отличается,колдуну Григорию Распутину.
Он же в своих ритуалах использовал святое
Писание и в тоже время использовал свои наговоры на травы.Другой момент день Победы.Я считаю,а я верующий человек,что вот эти празднования с таким размахом,концертами,массовым гуляньем и распитием спиртных напитков кощунственно
по отношению погибших и уже почти всех усопших выживших.Я,мне уже 67 лет,вспоминаю их как в родительский день,но никак не праздник весны.Мы все не участвовали в этих событиях,значит мы должны по православию,как я думаю, вспоминать их всех со скорбью,раз их нет уже с нами.В советские времена концертов не было,только дань памяти возложение венков и цветов к стеллам,а после заканчивалось просто салютом в знак того,что это была Победа.У молодёжи эта граница стёрта с тех пор,когда начались вот эти пышные гулянья.Этот день теперь как бы святой в нашей жизни,тут можно,а почему в храме нельзя.Они считают,что можно.А кто в этом виноват,наше светское воспитание и извращённое понимание праздников в сегодняшнем времени.Это просто моё мнение.
13. рудовский : Re: Храм или балаган?
2017-05-18 в 17:21

Михаил922
смотря каких верующих.

***

М.Яблоков
мне кажется, началось с другого. Но вполне возможно, что вы правы.
12. М.Яблоков : Ответ на 11., Михаил922:
2017-05-18 в 16:15

Оскорбляет ли такие действа чувства верующих? С какой целью эти действа предпринимаются? И какие последствия должны наступить в случае выявления таких действий?


Уголовная ответственность должна последовать.
11. Михаил922 : Re: Храм или балаган?
2017-05-18 в 13:48

Оскорбляет ли такие действа чувства верующих? С какой целью эти действа предпринимаются? И какие последствия должны наступить в случае выявления таких действий?
10. М.Яблоков : Ответ на 9., рудовский:
2017-05-18 в 11:47

А начиналось все с профанации причастия и оранием вслух тайных литургических молитв...
9. рудовский : Re: Храм или балаган?
2017-05-18 в 10:39

Яблоков прав: превращение храмов в цирки, рестораны или атс – это явно греховно. Вот еще пример из свеженького:
https://m.lenta.ru/n...18/iphone_matushka/
8. боец : тайна беззакония
2017-05-18 в 10:36

апостасия является последним этапом развития тайны беззакония.В слове Божием указываются- три формы проявления апостасии:отступление от истинного учения и от христианской нравственности,отступление от нормальной,благословенной БОГОМ государственности,отступление от ИСТИННОЙ ЦЕРКВИ ХРИСТОВОЙ.Полная тройная апостасия делает приход антихриста неизбежным.
7. Владимир Петрович : Re: Храм или балаган?
2017-05-18 в 09:43

Большое Вам спасибо за достаточно подробный ответ, а вопросы возникли от того, что информация о "нововведениях" легко доступна в интернете и в СМИ, а информации о реагировании со стороны Епархий на это явление найти довольно сложно. Трудно встретить даже какую- либо критику по конкретным событиям. Из-за этого, невольно создается впечатление, что все подобные явления остаются без ответа, а соответственно и мысль о том, что может быть все так и должно быть. Не судите меня строго, но на официальных сайтах, мы можем наблюдать информацию о рок концерте происходящем в Храме и в частности на амвоне, а критики и реакции на это не видим. Вот ведь в чем вопрос. И дальше больше...
6. Иван Ледоруб : Re: Храм или балаган?
2017-05-18 в 09:09

При патриархе Алексии II такого не было...
5. Ксения Балакина : Ответ на 4., Владимир Петрович:
2017-05-18 в 05:52

Но хотелось бы спросить, куда смотрит наше старшее духовенство? Я не слышал, о каких -либо дисциплинирующих инициативах со стороны епархии? Это специально так надо? В этом бездействии есть какой-то таинственный смысл?


Прошу прощения, Вы обращаетесь к отцу Александру, но он обычно не участвует в форуме. Поэтому, понимая, что возможно мой ответ не совсем уместен, обозначу несколько моментов.
Не случайно под предыдущей статьей на эту тему меня интересовал вопрос: насколько подобные явления распространены и их какова их локализация. Потому что на самом деле архиереи во многих случаях достаточно серьезно относятся к подобным дисциплинарным нарушениям.
Например, в нашей епархии при Владыке Максиме (Дмитриеве) требования к порядку в храме, к чинности богослужения и его соответствию Уставу были очень строгими. И эта строгость сохраняется и сейчас, после разделения епархии. В соседних епархиях, насколько в курсе, тоже Владыки строги к "самодеятельности".
С другой стороны, что значит: "Я не слышал, о каких -либо дисциплинирующих инициативах со стороны епархии". Взысканием для священнослужителя может быть ведь и выговор (строгий выговор) в личное дело и решение церковного суда, но, насколько знаю, обычно до прихожан эти решения не доводятся.
По данным случаям возможно, какие-то решения и были. Как говорится, поживем - увидим.
4. Владимир Петрович : Re: Храм или балаган?
2017-05-17 в 22:23

Очень хорошая и нужная статья. Но хотелось бы спросить, куда смотрит наше старшее духовенство? Я не слышал, о каких -либо дисциплинирующих инициативах со стороны епархии? Это специально так надо? В этом бездействии есть какой-то таинственный смысл? А меж тем, как я понимаю, таких явлений становиться все больше. Мы, я имею ввиду все Православное сообщество, сознательно выбираем этот новый путь? А если все же нет, может быть необходимо кому-то что-то напомнить, призвать к ответственности, к раздумию и самокритике?... В чем здесь секрет? Может Вы Отче объясните?
3. М.Яблоков : Re: Храм или балаган?
2017-05-17 в 21:59

Это просто сатанизм какой-то.
2. электрик : До чего только не доходят наши новоявленные миссионеры, которые не понимают ни что такое миссия, ни смысл и содержание таковой – и «танец живота» и ламбада, и пляска матросов на палубе (палубу заменяет помещение храма), частушки и песни под гитары и «Пасх
2017-05-17 в 19:04

А меня всякий раз удивляют поражают и горько ,больно ранят такие слова наших пастырей! Молчат, НЕ ГОВОРЯТ они о том,что не просто не понимают наши "новоявленные миссионеры" что такое миссия, а о том, что ИХ ТАК УЧАТ! ТАК УЧАТ - они так и действуют, такая миссия у них получается.
ТАК УЧАТ,уважаемые православные. ТАК УЧАТ.
И так благословляют, так поощряют,так позволяют безчинствовать. Кто? Что делать? Кто ЭТО сделает? ЧТО этому положит начало? Не революция ли? А? Какая она будет? Ой,скоро увидим. Уже скоро.
1. Ксения Балакина : Re: Храм или балаган?
2017-05-17 в 16:03

Многая лета уважаемому отцу Александру, сил и здоровья.
Статья прекрасная. Согласна с каждым словом. Жонглирование кадилом на Пасхальной службе ужасно, также, как и акробатика в храме.
Теперь остается только молитвенно надеяться, что батюшку услышат те, от кого зависит, чтобы храмы не осквернялись непотребством.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме