В период с 28 апреля по 1 мая в Свято-Алексиевской Пустыни, где на базе гимназии и кадетского корпуса впервые в России началась работа по возрождению традиционной русской школы, состоялась X научно-практическая конференция «Православная русская школа: традиции, опыт, практика, возможности, перспективы», сообщили «Русской народной линии» устроители мероприятия.
После традиционного молебна с приветственным словом обратился к участникам конференции настоятель Свято-Алексиевской Пустыни иеромонах Петр (Василенко). В ходе четырёх дней заседаний было представлено более пятидесяти докладов и презентаций на актуальные темы, так или иначе связанных с состоянием современного Российского школьного образования. В конференции приняли участие более 150-ти человек.
На конференции были обозначены некоторые важнейшие проблемы современного образования.
Троицкий Всеволод Юрьевич, доктор филологических наук, главный научный сотрудник ИМЛИ им. А.М.Горького, профессор РАН в докладе «Преподавание словесности в русской школе:
пути возрождения» обратил внимание участников на большую опасность информационной агрессии, направленной на то, чтобы привить русским лживые ценности. Этому способствовало разрушение системы образования посредством его реформирования. Особую опасность представляет разрушение словесности, вытеснение классической русской литературы.
По его мнению, «умаление роли литературы есть акция антигосударственная, есть сознательное или бессознательное движение к разрушению культурных и духовных внутригосударственных связей». Задача состоит в возрождении традиционной русской школы в полноценном виде, вернуть преподавание русского языка и литературы в том виде как оно существовало в 40-60-е годы 20 века, связать преподавание литературы с историей страны.
Костенко Игорь Петрович, кандидат физико-математических наук, доцент Ростовского Государственного университета путей сообщения в докладе «Пути и проблемы возрождения образования России» говорил о том, что развитие ума ребенка и постепенность являются важнейшими задачами образования. Им предложены принципы: сознательности и предметного обучения, учета возрастных особенностей, систематического повторения и закрепления, систематичной самостоятельной домашней работы. Он считает, что единственный истинный путь возрождения качества отечественного образования – возвращение к традиции. Показаны первые шаги, сделанные на этом пути, обнадёживающие успехи, а также проявившиеся трудности и проблемы.
Протоиерей Максим Колесник, настоятель храма Новомучеников и исповедников Домодедовских Московской епархии, церковный историк, в докладе «Денежная цивилизация и православная традиция» подчеркнул несовместимость ценностей потребительского общества с традиционной русской культурой.
Медведева Ирина Яковлевна, психолог центра «Православная семья» в г.
Москва, в докладе «Шесть признаков антижизни» говорила о том, что для того, чтобы в сферах образования, культуры, семейной политики и т.п. осуществлять глубокие идеологические подвижки необходимо понимать, в чем глобалистская сущность политики, касающейся вышеперечисленных сфер. Она раскрыла содержание шести признаков глобализма, представляющих для образования особую опасность. Это унификация, примивитизация, антипатриотизм, содомизация, разрушение традиционных для человека основ, сатанизация.
Губернаторова Лариса Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент Педагогического государственного университета г. Владимира, в докладе «Информационная война в системе российского образования» о проблеме информационного воздействия через классные часы и дополнительное образование, когда главный акцент ставится на постоянное погружение детей в негативные темы: «Суицид», «Наркология», «Алкоголизм» и предложила учить на позитивных образцах.
На конференции обсуждались пути решения проблем на основе традиций русской культуры.
Минералова Ирина Георгиевна, доктор филологических наук, профессор московского педагогического государственного университета, сделала доклад «Русский мир и русская история на уроках литературы: приоритеты и формы побуждения, учащихся к их освоению».
Бондаренко Валентина Васильевна, старший преподаватель ПСТГУ, в докладе «Техника пестования в профилактике отчужденности и социально-неприемлемого поведения» обратила внимание на то, что основы духовно-нравственного поведения закладываются в семье уже в младенчестве, показала большую роль мамы и ее теплого отношения к ребенку.
Теплова Анна Борисовна, доцент института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования, кандидат педагогических наук, сделала доклад на тему: «Духовное и нравственное развитие ребенка в игровых практиках».
Петракова Татьяна Ивановна, доктор педагогических наук, профессор, говорила «О духовных основах нравственного воспитания».
Горшков Иван Вениаминович, студент 2 курса магистратуры Костромского Государственного университета, в докладе «Поместный Собор 1917 года о преподавании Закона Божьего» сообщил о докладах и обсуждениях, касательно преподавания Закона Божьего в школе, которые были на Поместном Соборе 1917-18 гг.
Аверьянов Константин Александрович, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник института российской истории РАН, в докладе «Учебная программа древнерусской школы» рассказывал об учебной программе и методах преподавания в древнерусской школе основных предметов: чтения, письма, счета, пения.
Ушакова Ирина Владимировна, член Союза писателей России, в докладе «Школа С.А.Рачинского перед революцией 1917 года» говорила о том, что сельская школа погибает, но педагоги прилагают силы для продолжения традиций Рачинского.
На конференции педагоги и ученые, в том числе преподаватели Алексиевской пустыни делились практическим опытом педагогической работы на основе традиций русской культуры.
Арефьев Михаил Павлович, научный сотрудник геологического института РАН, заведующий Палеонтологическим отделом Объединенных музеев Свято-Алексиевской Пустыни, сделал доклад «О потенциале генетико-исторических анализов в родословных исследованиях» о важности сохранения традиций на примере своей родословной.
Александрова Светлана Николаевна, логопед ГБСУ СО МО СП ДДИ «Березка», в своем докладе «Народный быт и народная культура – великая школа благочестия» рассказала о положительном опыте воспитания и развития детей с ограниченными возможностями здоровья посредством приобщения их к истокам народной культуры и народного быта.
Гордеева Елена Михайловна, арт-педагог гимназии-пансиона Свято-Алексиевской Пустыни, в докладе «Стиховедческая арт-терапия» представила результаты своей работы со школьниками, ставшими победителями на региональном и Всероссийском уровне.
Бондаренко Наталья Николаевна, педагог дополнительного образования детско-юношеского центра «Радость» городского округа Красноармейска, сделала доклад «Духовно-нравственное воспитание детей в ДЮЦ и общеобразовательной школе (Показательные выступления учащихся)».
Мамьянова Марина Алексеевна, учитель начальных классов частного общеобразовательного учреждения «Православная классическая Гимназия-пансион Свято-Алексиевской Пустыни памяти протоиерея Василия Лесняка», сделала доклад «Особенности обучения чтению по азбуке К.Д.Ушинского».
Барышева Елена Викторовна, учитель начальных классов частного общеобразовательного учреждения «Православная классическая Гимназия-пансион Свято-Алексиевской Пустыни памяти протоиерея Василия Лесняка», раскрыла тему «Преподавание арифметики по учебникам А.С.Пчелко» и поделилась своим опытом.
Вертьянов Сергей Юрьевич, кандидат физико-математических наук, преподаватель частного общеобразовательного учреждения «Православная классическая Гимназия-пансион Свято-Алексиевской Пустыни памяти протоиерея Василия Лесняка», в докладе «Православие и научность на школьных уроках», отметил важность некоторых методических аспектов урока: повторение, акцентирование на одну и ту же деталь с разных сторон, в разных ракурсах. Он рассказал о методических подходах к преподаванию теории Дарвина.
Чеботарева Татьяна Львовна, кандидат биологических наук, преподаватель биологии Свято-Алексиевской Пустыни и выпускница ПСТГУ, сделала доклад «Богословское» обоснование эволюционизма (или сколько длился день творения)», в котором показала, что эволюционизм не имеет не только научного, но и богословского основания.
Настоятель Свято-Алексиевской Пустыни иеромонах Петр большое внимание уделяет воспитанию музыкальной культуры учащихся. Уроки музыки, обучение игре на музыкальных инструментах – это повседневная жизнь Пустыни. В Пустыни регулярно выступают известные музыканты. Им было предоставлено слово на конференции, а также прозвучали доклады о значимости музыки для духовно-нравственного воспитания.
Смирнова Татьяна Георгиевна, заслуженный деятель искусств РФ, профессор Московской консерватории имени П.И.Чайковского, сделала доклад «Традиции Московской консерватории и «Русская школа игры на фортепиано».
Новикова Любовь Павловна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики музыкально-художественного воспитания Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д.Ушинского, сделала доклад на тему: «Приходской хор как форма церковно-певческого образования».
Илюшин Евгений Иванович, директор «Школы искусств» Свято-Алексиевской Пустыни, поделился опытом работы с учащимися школы искусств Свято-Алексиевской Пустыни.
Были представлены показательные выступления учащихся.
Максимова Лариса Александровна, литератор, филолог-романист Московского Ольгинского общества, в докладе «"Творческая идея нашего будущего" Ивана Александровича Ильина: хоровое воспитание и образование». И.А.Ильин (1934 г.) хоровое пение как творческую идею обосновал в качестве всенародного дела государственной важности, предвосхищая Россию великой музыкальной державой.
В Пустыни имеются уникальные художественные и естественнонаучные музеи, библиотека с редкими книгами. Поддерживаются постоянные контакты с представителями музеев, библиотек, издательств, некоторые из них приняли участие в конференции.
Макаренков Сергей Михайлович, заслуженный деятель культуры РФ, генеральный директор издательства «РИПОЛ классик», представил «Новый инновационный образовательный проект "Книга Класса"».
Титова Ася Владимировна, доктор технических наук, профессор государственного геологического музея им. В.И.Вернадского Российской Академии наук, заместитель директора по развитию, выступила с докладом «Роль естественнонаучного музея в образовательном процессе современного общества».
Хотченков Евгений Викторович, кандидат технических наук, заведующий научным просветительским отделом, государственного геологического музея им. В.И.Вернадского Российской Академии наук, сделал доклад «Методические подходы в создании просветительских проектов для мотивации школьников в области природопользования».
Моклецова Ирина Васильевна, доктор филологических наук, доцент факультета иностранных языков и регионоведения Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова, доложила о «Просветительской деятельности Императорского Православного Палестинского Общества».
Елкина Надежда Николаевна, кандидат педагогических наук, научный сотрудник библиотеки Российской Академии наук г. Санкт-Петербурга, выступила с докладом: «Методическая и учебная литература во время Великой Отечественной войны».
Несомненно, что цель обучения в православной русской школе состоит в том, чтобы дать учащимся ценностные ориентиры, сформировать у них целостное православное мировоззрение. Это позволит учащимся ориентироваться в сложных жизненных ситуациях.
Евдокимов Александр Юрьевич, доктор технических наук, профессор кафедры теологии факультета гуманитарных наук Московского государственного лингвистического университета, в докладе «Веротерпимость и толентаризм» показал, что толерантность не свойственна православному мировоззрению. В то время как веротерпимость всегда была свойственна русскому человеку.
Морозова Елена Германовна, кандидат химических наук, автор учебных пособий по химии и «Концепциям современного естествознания», основанных на православном мировоззрении в докладе «Православное мировоззрение в современном обществе», обратила внимание слушателей на слова Святейшего Патриарха Кирилла о недопустимости внесения «корректив» в православную веру, идущую от святых апостолов в соответствии с господствующими взглядами современного потребительского общества.
В свое время в соответствии с потребностями материализма Дарвиным была создана теория эволюции. Теория разрушала ценностную систему общества и оказала свое разрушительное действие в истории России. И сейчас идеи глобального эволюционизма составляют основу парадигмы и актуализируются сторонниками теологической эволюции в теориях «большого взрыва», ноосферы и других, в которых место Бога в ценностной системе занимает человек.