Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Как убедить чиновников в том, что теология - это самодостаточная наука?

23.02.2017

Глава Синодального отдела внешних церковных связей, ректор Общецерковной аспирантуры митрополит Иларион выразил озабоченность тем, что в России по-прежнему отсутствует возможность получать научные степени по теологии, сообщает Интерфакс-Религия.

«Несмотря на существенное продвижение в деле становления теологии как науки в нашей стране, пока отсутствуют самостоятельные степени кандидата и доктора теологии, хотя доктора теологии уже сотни лет существуют во всем цивилизованном мире», – сказал митрополит на заседании Межрелигиозного совета России.

По его словам, хотя сегодня в номенклатуре Высшей аттестационной комиссии имеется научная специальность «теология», защитившимся по теологии будут присуждаться степени кандидата и доктора по смежным отраслям наук - философским, историческим, филологическим, юридическим, педагогическим, социологическим, «но не по теологии». 

Таким образом, эту проблему еще предстоит решить в диалоге с государством, отметил митрополит Иларион.

Ситуацию прокомментировал в интервью «Русской народной линии» заместитель председателя Синодального миссионерского отдела, член Межсоборного Присутствия Русской Православной Церкви, кандидат философских наук игумен Серапион (Митько)

Номенклатура научных специальностей, которая действует сейчас в России, унаследована нами от Советского Союза. В ее основе лежит та же рубрикация, тот же классификатор. В свое время я защитил кандидатскую диссертацию по философии по специальности 09.00.05 — «Этика». И тот же шифр был у специальности и в Советском Союзе. Очень многие отрасли наук существовали долгое время под определенными шифрами, и их список не расширялся. 

В последние десятилетия постепенно стали появляться новые отрасли знания — это политические науки, социологические науки, культурология и целый ряд определенных научных отраслей. Первоначально, когда возникали новые отрасли научных специальностей, защитившимся тоже присуждали ученые степени, например, по философским наукам, хотя шифр был политологический. Очень долгое время было возможно по определенным научным специальностям присуждать ученые степени в разных отраслях науки. Например, по некоторым культурологическим специальностям было возможно присуждение степени философских наук. Это понятно, потому что, с точки зрения логики чиновников Минобразования, такие отрасли знания не возникают ниоткуда. Они возникают из другой отрасли наук. Так из философских выделились политические науки, социологические науки, отчасти культурология и искусствоведение. 

То есть я хочу сказать, что положение дел в теологии, с одной стороны, является результатом естественного процесса формирования отрасли научных знаний. В логике этого процесса несомненно то, что через некоторое время должна быть научная отрасль, относящаяся к той специальности, которая сейчас шифруется как 26.00.01 — «Теология». По сути дела сейчас существует только одна специальность по одному шифру — теология. И по ней должны присуждаться ученые степени в других отраслях. Логично предположить, что через некоторое время, по мере того, как произойдут защиты докторской диссертации по теологии в ВАКовском совете, который тоже сейчас является единственным (его председателем является митрополит Иларион), постепенно Министерство образования, я полагаю, примет решение о том, что теология станет отдельной отраслью со своим наименованием. И людям, защищающимся по специальности 26.00.01, будут присуждаться степени кандидата теологии или доктора теологии. 

Иначе говоря, во всей этой ситуации лежит нормальный процесс развития номенклатурных научных специальностей. С другой стороны, учитывая то, с каким трудом вообще в нашей стране происходило признание самой возможности включения теологии в номенклатуру научных специальностей, несомненно, за этим стоит определенная позиция научного сообщества и тех лиц, которые управляют процессом образования. 

Главным аргументом «против» было то, что теология, строго говоря, не является наукой. Но этот аргумент является очень спорным. Во-первых, он является спорным исторически. Потому что первоначальной формой научного знания в Европе, в европейском университете, была именно теология. Теология, экономическое право и медицина. Эти три отрасли знания формируют феномен европейского университета, европейской науки. Изучению теологии предшествовало изучение семи свободных искусств, которые также стали основами наук, в том числе естественных. 

Но, по мере автономизации научного знания, которое происходит, начиная с эпохи Возрождения, особенно в Новое время, формируется иная парадигма науки. И постепенно формируется такое представление, что подлинной наукой являются науки естественные. Именно в применении к естественным наукам формируется и философия науки, и методология науки. 

Науки, которые не являются естественными и точными, долгое время в рамках научной парадигмы нового времени занимали достаточно неопределенное место. И только в 19 веке начинается формирование некой философии методологии гуманитарного знания. А сам термин «гуманитарные науки» возникает достаточно случайно. Это был немецкий перевод «Логики» Милля, где то, что по-английски называется наукой о морали, в германской традиции называтся наукой о духе. В 19 веке Дильтей, в 20 веке Гуссерль, Гадамер, Хайдеггер формируют определенную методологию гуманитарного знания, которая в принципе иная, чем знание естественнонаучное. 

Но, по-прежнему, в современной научной среде в России доминирует сциентистское представление о науке. Это связано с разными факторами, в том числе с тем, что в руководстве Министерства образования еще в 90-е годы, по крайней мере, доминировали представители естественных наук, а также представители тех советских философских школ, которые были ориентированы на философию естествознания. Это представление о науке выдается за единственное. 

На самом деле это не так. Теология имеет собственную предметную область — это называется универсум рассуждения. Теология базируется на строгих научных методах, прежде всего на логических, дедуктивных методах. Содержание теологического знания, всех его разделов, логически выводится из ясного положения, которое дается в Божественном откровении. Но критики теологии, в том числе из числа религиоведов, утверждают, что поскольку факт бытия Божия не доказуем, а для многих этот факт является ложным, как они считают, то и все теологическое знание является ненаучным. Но это не верно, потому что любая наука исходит из определенного набора аксиом, которые недоказуемы, которые принимаются на веру. И у теологии есть своя аксиоматика, основанная на Божественном откровении, как и в любой науке. 

С точки зрения формальной логики, важна сама процедура правильного логического вывода. И в теологии эта процедура соблюдена. С точки зрения формальной логики, непринципиально, насколько изначальное суждение, из которого выводятся все научные знания, является истинным или ложным. Потому что логическая структура знания не совпадает с материальной картиной мира. Это совершенно иная сфера. То есть фактическое существование находится за пределами этой системы доказательств. 

Поэтому теология обладает собственной философией своей науки, обладает собственной методологией. Причем эта методология имеет очень древнюю традицию и выстроена в рамках средневековой схоластики, в рамках русских богословских школ. Если сравнивать теологию со свободными гуманитарными науками, то в этом смысле теология находится в более выгодном положении, потому что, как знание, построенное прежде всего логической дедукцией, оно не нуждается в тех обоснованиях, которое предлагает историческое знание, которое построено на интерпретации фактов, то есть на индуктивной логике, на вероятностной логике, которая требует привлечения в том числе статистических методов. В этом смысле историческое знание может рассматриваться как не вполне совершенное по своей сути, потому что это знание в принципе базируется и использует индуктивную логику в некоторых своих процедурах. А теология не использует эти методы. По крайней мере, использование индукции в теологическом знании чаще всего ведет к его искажению. Многие учения как раз основаны на подмене тех или иных логических процедур. 

Конечно, это тема не отдельного комментария, а отдельной дискуссии. Я уверен, что владыка Иларион и наши богословы, которые являются членами этого диссертационного совета, смогут донести до научной общественности автономный научный статус теологии. И лучшим доказательством будут те защиты, которые в этом совете пройдут.



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев - 0

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме