Патриарх Кирилл: Мы должны решать вопросы, требующие мировоззренческой оценки со стороны православных 
Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Патриарх Кирилл: Мы должны решать вопросы, требующие мировоззренческой оценки со стороны православных

Повестка дня Межсоборного присутствия РПЦ / 24.01.2017


Состоялся пленум Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви …

23 января 2017 года в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла открылось заседание пленума Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, сообщает Патриархия.ru.

Пленум начался с молебного пения, совершенного секретарем Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве протоиереем Владимиром Диваковым.

В президиуме заседания присутствовали: митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий; митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир; управляющий делами Московской Патриархии митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий; Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Заславский Павел; председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион.

Святейший Патриарх Кирилл обратился к членам Межсоборного присутствия со вступительным словом.

«Со времени предыдущего пленума Межсоборного присутствия прошло два года, которым я хотел бы подвести небольшой итог. В январе 2015 года пленум Межсоборного присутствия рекомендовал к соборному рассмотрению документ "Об участии верных в Евхаристии". Этот документ был одобрен Архиерейским Совещанием в том же 2015 году, а затем утвержден Архиерейским Собором в феврале 2016 года. Еще два документа, которые мы с вами обсуждали на пленуме 2015 года и по которым вынесли ряд предложений, прошли за истекшее время через публичную общецерковную дискуссию. Это проект Образовательной концепции Русской Православной Церкви и проект, посвященный вопросам экономики. По итогам этой дискуссии оба проекта были вновь направлены на доработку», - отметил Его Святейшество.

«Еще один документ, первый проект которого мы обсуждали на прошлом пленуме, подвергся глубокой редакции, в том числе на основании суждений пленума. Это документ, посвященный отношению Церкви к современному состоянию культуры и искусства. Богу содействующу, в текущем году новый проект будет опубликован для обсуждения», - продолжил он.

Патриарх напомнил, что в  2015 и 2016 годах комиссиями Межсоборного присутствия было подготовлено 24 проекта документов. «На днях были обнародованы для дискуссии два проекта по следующим темам: "Акафист в молитвенной жизни Церкви» и «Профессии, совместимые и не совместимые со священством". Кроме того, в отношении нескольких документов, после внимательного изучения, было принято решение не передавать их в общецерковную публичную дискуссию, но направить для использования в синодальные учреждения. Речь идет о документах, касающихся текущей деятельности синодальных и епархиальных ведомств. Для примера назову такие тексты, как: "Принципы осуществления церковной заботы о престарелых" или документ "О мерах по эффективному использованию потенциала духовенства, имеющего фундаментальную богословскую подготовку". Наконец, ряд документов, разработанных в профильных комиссиях, пока изучается в редакционной комиссии», - добавил он.

«Дорогие владыки, отцы, братья и сестры, мы открываем восьмой год трудов Межсоборного присутствия, практическая работа которого началась с утверждения его первой повестки дня на Президиуме 29 января 2010 года. За истекшее время высшая церковная власть утвердила почти 40 документов, в формулировании которых приняли участие члены Межсоборного присутствия. Я благодарю всех вас за ваши труды и за вклад в созидание церковной жизни во втором десятилетии XXI века. Особую благодарность выражаю Высокопреосвященнейшему митрополиту Ювеналию, комиссия которого, единственная из всех на сегодняшней день, полностью закрыла свою повестку дня, рассмотрев все порученные ей темы», - отметил Его Святейшество.

Патриарх напомнил, что в основу создания Присутствия была заложена идея необходимости компетентной внутрицерковной дискуссии по актуальным для Церкви темам. «Однако с течением времени Межсоборное присутствие стало порой восприниматься исключительно как экспертная группа, которая готовит соборные или синодальные решения. Это обусловлено, в том числе, практическими обстоятельствами. Дело в том, что первым видимым результатом деятельности Межсоборного присутствия стало принятие Архиерейским Собором 2011 года сразу семи документов, созданных в Присутствии (и это более половины документов упомянутого Собора). Этот результат, сам по себе неплохой, и был интерпретирован в том смысле, что почти единственной функцией Присутствия является подготовка соборных документов», - подчеркнул он.

«Cо временем часть повестки дня Межсоборного присутствия стала соотноситься с текущей работой синодальных учреждений. Стали появляться документы Присутствия, детализирующие деятельность синодальных ведомств, порой носящие почти технический характер, являющиеся своего рода методичками и не содержащие мировоззренческих посылов. Некоторые синодальные учреждения, пользуясь форматом комиссий Межсоборного присутствия, стали проводить проекты документов, которые определялись не общецерковной актуальностью, но внутриведомственным потребностями. Между тем синодальные учреждения сегодня способны обеспечивать себя подобными материалами самостоятельно, без помощи Межсоборного присутствия, в задачи которого не входит заниматься разработкой документов, носящих технический характер», - продолжил Патриарх.

«Все это не означает, что Межсоборное присутствие исчерпало свою миссию. Напротив, сегодня к повестке дня нашего совещательного органа следует отнести вопросы, требующие мировоззренческой оценки со стороны православных христиан. Некоторые такие темы уже находятся на рассмотрении комиссий — к примеру, тема: "Богословское осмысление проблем биоэтики". Подобных глубоких тем должно быть больше в нашей повестке дня. Повторю слова, сказанные мною на пленуме в 2012 году: "Интеллектуальный вклад членов межсоборного консультативного органа Русской Православной Церкви не сводится только к созданию правилодательных документов. Более того, их появление — плод интенсивной исследовательской работы, проводимой комиссиями Присутствия. Без привлечения широких экспертных кругов к осмыслению тех или иных процессов, наблюдаемых в жизни, создание материалов, способствующих преобразованию Церкви, было бы невозможно"», - подчеркнул он.

«Межсоборное присутствие призвано быть одним из выражений соборности в нашей Церкви. Именно поэтому, как кажется, следовало бы обратить особое внимание сегодня на организацию обсуждений актуальных вопросов реально волнующих православную паству. Такая работа не исключает длительной, порой даже может быть многолетней дискуссии, направленной на сближение различных точек зрения, присутствующих в церковном сообществе. Она может потребовать организации достаточно широкого церковно-общественного обсуждения посредством проведения семинаров, встреч, бесед, публичных обсуждений (как реальных, так и онлайн), сопутствуемых экспертными публикациями, интервью, докладами. Необходимо вовлекать в эти дискуссии и епархии. Организация этого рабочего процесса должна лежать на комиссиях и входить в обязанность их председателей. Ход такой обстоятельной дискуссии покажет, требуется ли в итоге создание проекта соборного документа по той или иной теме, или нет. Примером того, как многолетнее обсуждение привело к созданию важных текстов являются уже принятый Архиерейским Собором документ о подготовке к Евхаристии, а также два документа, которые выносятся на рассмотрение нынешнего пленума: документ о монашестве и документ о канонических аспектах церковного брака. Примером того, что дискуссия в Межсоборном присутствии может вестись без принятия итогового соборного документа является тема богослужебного языка», - отметил Предстоятель РПЦ.

Он напомнил, что уже в 2011 году, президиумом, а затем и секретарем Присутствия направлялись рекомендации проводить больше мероприятий вне формальных заседаний комиссий, устраивать дискуссионные площадки, приглашать широкий круг специалистов и экспертов к обсуждению тем Присутствия. «По предложенному пути с разной степенью успеха пошли три комиссии: по вопросам богословия, по вопросам организации церковной благотворительности, по вопросам церковного управления. Удачным примером такого подхода, вне рамок Межсоборного присутствия, стала конференция, проведенная в прошлом году по тем документам, которые предполагалось рассмотреть на тогда еще планируемом Соборе на Крите. Эта конференция не просто собрала, но можно сказать, что объединила сторонников разных взглядов, которые обменялись мнениями и вынесли совместное суждение по теме конференции», – подчеркнул Патриарх.

«Можно привести и другие примеры, когда злободневные темы, вместо обсуждения внутри церковного сообщества, подхватывались деятелями или группами, которые с большей или меньшей откровенностью дистанцируются от Церкви. А потому и обсуждение в этих группах чаще всего носило необъективный, а нередко и априори враждебный по отношению к Церкви характер. Совершенно очевидно, что вся Церковь — архиереи, клирики и миряне — нуждаются во взвешенном, церковном обсуждении непростых актуальных тем», - отметил он.

«Быть центром открытых дискуссий по церковной проблематике — задача посильная Присутствию. Для этого следует включить в повестку дня Присутствия темы, которые затрагивают жизнь священнослужителей и мирян в церковной среде и в светском обществе. Это темы, связанные с личным становлением человека в Церкви, с познанием веры, с богослужением, с решением этических проблем. В действующей повестке дня Межсоборного присутствия есть такие темы, к примеру, как "Духовничество и духовническая практика в современных условиях; лжедуховничество и младостарчество". Сегодня многие люди очень живо, с большим интересом реагируют на те документы, на публикации в СМИ, на записи в социальных сетях, которые касаются практических аспектов вероучения, практики совершения Таинств Церкви, взаимоотношений между священством и мирянами. В отношении подобных предметов важен открытый диалог, уважительный к собеседникам и бережный к святоотеческому преданию, которое, при этом, порой требует современного раскрытия. Члены Межсоборного присутствия призваны к участию в подобном диалоге, к осмыслению упомянутых тем, — каждый в силу своего опыта, знаний и мудрости», - заключил его Святейшество.

Затем Патриарх огласил следующую повестку дня заседаний пленума: 

1. Дискуссия по докладу Святейшего Патриарха. Обсуждение целесообразности реструктуризации комиссий Межсоборного присутствия. Рассмотрение возможных тем для обсуждения в рабочих органах Межсоборного присутствия.

2. Обсуждение проекта «Положения о монастырях и монашествующих». Докладчик: председатель Комиссии по вопросам организации жизни монастырей и монашества митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий.

3. Обсуждение проекта документа «О канонических аспектах церковного брака». Докладчик: секретарь Комиссии по вопросам церковного права, проректор Московской духовной академии протоиерей Александр Задорнов.
 
Перед обсуждением предложенных тем Святейший Патриарх и участники пленума обсудили ряд предложений по темам работы Межсоборного присутствия.

В первый день работы участники пленума обсудили проект «Положения о монастырях и монашествующих». Проект документа представил председатель комиссии Межсоборного присутствия по вопросам организации жизни монастырей и монашества митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий.

24 января 2017 года в Зале церковных соборов кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла начался второй день работы пленума Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви.

В повестке дня заседания — обсуждение проекта документа «О канонических аспектах церковного брака». Проект представит секретарь Комиссии по вопросам церковного права, проректор Московской духовной академии протоиерей Александр Задорнов.

Открывая заседание, Святейший Патриарх Кирилл отметил необходимость принять решения об изменении структуры Межсоборного присутствия для более эффективного осуществления деятельности. 

«Важно, чтобы Межсоборное присутствие осуществляло свою деятельность в полной мере в промежутках между Соборами, потому что без деятельности Межсоборного присутствия трудно представить себе полноценную работу Архиерейского Собора. Исходя из важности Межсоборного присутствия мы должны будем подумать о том, как некоторыми структурными изменениями можно было бы стимулировать деятельность Присутствия и сфокусировать ее на тех проблемах, которые нам нужно серьезно изучать», — отметил Предстоятель Русской Православной Церкви.

Межсоборное присутствие — это действующий в периоды между проведением Поместных и Архиерейских Соборов совещательный орган Московского Патриархата, в задачи которого входит подготовка решений, касающихся наиболее важных вопросов внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви. К компетенции Межсоборного присутствия относятся вопросы богословия, церковного управления, церковного права, богослужения, пастырства, миссии, духовного образования, религиозного просвещения, диаконии, взаимоотношений Церкви и общества, Церкви и государства, Церкви и иных конфессий и религий. Повестку дня Межсоборного присутствия определяет Поместный или Архиерейский Собор, Священный Синод, Патриарх Московский и всея Руси.



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

 

Другие статьи этого автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме