3-4 декабря в Екатеринбурге в знаковом для каждого русского сердца месте в духовно-просветительском центре «Царский» при Храме-на-Крови прошла очень важная, я бы даже сказал, знаменательная конференция «Русская классическая школа», на которой мне довелось побывать по приглашению организаторов.
Побывать в Екатеринбурге на месте Царской Голгофы для православного человека всегда отрадно (а для участников конференции была организована поездка в монастырь в честь Царственных Страстотерпцев на Ганиной Яме на Божественную литургию в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы). На сей раз радость духовная дополнилась радостью открытия интересных людей и их трудов по возрождению традиций русского образования. «Русская народная линия» достаточно внимательно отслеживает процессы, происходящие в сфере образования. Мы активно участвовали в обсуждении как
«Закона об образовании», так и «
Стратегии развития воспитания».
Тем не менее, конференция в Екатеринбурге стала для меня весьма познавательной, позволила не только глубже понять те процессы, которые происходят в нашем образовании, но и увидеть реальные пути изменения нынешней катастрофической ситуации. Изменения ситуации в целом, а не только в отдельных её сегментах.
Говоря об образовании, мы, православные, зачастую сводим вопрос к необходимости введения в школах курса «Основы православной культуры» - либо в усеченном, условно говоря, «кураевском виде», либо в возвращении к той ситуации, которая была до уничтожения «региональной компоненты» в образовании, когда курс ОПК преподавался во многих регионах во всех школах и во всех классах. На конференции в Екатеринбурге речь шла о другом - о необходимости изменения всей системы преподавания базовых предметов, точнее возвращения к традиционной русской системе образования, которая берет своё начало в практике дореволюционной школы и продолжалась в советское время в 1930-1960 (а по инерции кое-где и в 1970-е) годы.
Впрочем, обо всём (точнее о самом важном) по порядку.
Открыл конференцию довольно обстоятельным вступительным словом митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл. Своё выступление владыка посвятил значению наследия великого русского педагога Константина Дмитриевича Ушинского. Идя по пути Ушинского, который призывал в педагогическом процессе, прежде всего, постигать характер и дух русского народа, отечественная школа и достигла своих высот, считает Екатеринбургский архиерей. А отказ от традиций дореволюционной народной школы в первые годы советской власти привел к катастрофе в сфере образования. Поэтому после Великой Отечественной войны власти вновь вернулись к традиционной системе образования.
Нынешняя школа, полагает митрополит Кирилл, не ориентирована на традиции Ушинского, отсюда и кризис в системе образования, отсюда и отсутствие мотивации к получению знаний, особенно в области истории и литературы. Мы снова рискуем оказаться в положении, о котором с горечью писал великий
Пушкин - «Россия слишком мало знакома русским».
Владыка поблагодарил организатора конференции Татьяну Анатольевну Алтушкину, которая пытается возобновить традиционную русскую школу, и вручил ей благодарственное письмо от губернатора области.
С интересным докладом «Проблемы детей в современной системе образования» выступил уполномоченный по правам ребенка в Свердловской области Игорь Рудольфович Мороков. Он отметил тревожную тенденцию роста обращений по межличностным конфликтам в школах области. Среди главных конфликтогенов чиновник выделил: превращение школы в инструмент оказания образовательных услуг; рост социального расслоения учащихся; снижение общего уровня учителей; перенасыщенность учебных программ. Думаю, подобного рода конфликтогены существуют практически во всех регионах России, а потому проблема носит общегосударственный характер.
Докладчик привел также весьма интересные результаты опроса учащихся не тему детских страхов. Чего боятся уральские школьники? Оказывается вот чего: страх потерять себя, страх перед экзаменами, страх перед криминалом, страх не получить помощь от взрослых. Примечательно, что на первом месте для детской психики оказалась проблема духовно-нравственного характера.
Выступившая следом организатор конференции, руководитель группы разработчиков образовательной системы «Русская классическая школа» (и супруга известного не только на Урале предпринимателя) Татьяна Анатольевна Алтушкина с первых слов обозначила методологический принцип своей работы: «У нас много проблем, достойных критики, но мы будем говорить сегодня о хорошем, об опыте работы». Такому настрою на позитив не грех поучиться многим нашим общественным организациям, где зачастую преобладает именно критика всего и вся, на фоне которой как-то меркнут плоды трудов.
В выступлении госпожи Алтушкиной бросалась в глаза искренность и простота. Рассказывая об истории проекта «Русская классическая школа», она честно призналась, что он родился из стремления решить сугубо личную проблему - дать хорошее образование своим детям (которых у нее шестеро!), чтобы у них сохранился интерес к получению знаний. Потом как-то сама собой возникла потребность в обмене опытом. Скоро выяснилось, что в России есть родители и педагоги, которые бьются над решением тех же проблем. И я подумал, что, наверное, именно таким естественным путём и возникают жизнеспособные проекты.
В результате 10 лет существования проекта сегодня в России по программе «Русская классическая школа» обучаются уже около двух с половиной тысяч учащихся в нескольких регионах страны.
Татьяна Анатольевна с энтузиазмом рассказывала о своих работах в архивах по поиску хороших учебников, грамотных методик. А по ходу своих поисков она находила не только тексты и книги, но и единомышленников, которые и собрались в зале заседаний конференции.
Один из этих единомышленников кандидат физико-математических наук из Краснодара Игорь Петрович Костенко предложил прямо-таки историософский доклад о судьбе России на примере истории реформирования математического образования. История примечательная, позволяющая по-другому взглянуть на некоторые общественно-политические процессы.
После революции, в 1920-е годы, отечественное образование находилось в состоянии хаоса, внедрялись всякого рода эксперименты, типа «трудовых школ», создавались новые, методически безграмотные учебники. В итоге к 1931 году страна была безграмотна. Как это ни парадоксально, но именно в 30-е годы произошел подъем образования, а 1937 год стал годом подъема математического образования в стране. Звучит парадоксально, ведь сегодня принято считать 1937 год - годом мрака, повальных арестов и тотального страха. Оказывается, он был и годом расцвета русского образования. А достигнуты вершины были благодаря к возвращению в школы учебников и методик старого гимназического образования.
С 1937 по 1956 год происходил неуклонный рост качества математического образования, в итоге около 80% выпускников школ сдавали математику на 4 и 5. А в 1956 году началось падение качественных показателей (к 1960 году упали сразу в 3,5 раза), - произошло это по причине исключения из образовательного процесса дореволюционного учебника А.П. Киселева и задачника Н.А. Рыбкина. На таком уровне математическое образование сохранялось до начала 1970-х годов благодаря тому, что в школе оставались еще старые кадры учителей.
Второй удар по преподаванию математики был нанесен реформой 1970-1978 годов, когда в школы были внедрены учебники академика А.Н. Колмогорова, которые делали ставку на абстракцию и формализм в обучении. Была убита методика преподавания математики в школе, на плаву оказались только те методисты, которые продвигали идеи «реформаторов». Принципы этой реформы, по мнению докладчика, были глубоко порочны, но они сохраняются до сих пор, не удивительно, что продолжается деградация математического образования. Самое главное - в образовании была сделана ставка на поиск одаренных детей, тогда как классическая русская школа (дореволюционная и советская) ориентирована была на обучение всех.
Экскурс в историю математического образования в России получился весьма поучительным. Особенно если наложить его на политическую историю страны. Ну а докладчик является энтузиастом возвращения в образование старого учебника А.П. Киселева...
На конференции выступили также ближайшие помощницы Т.А. Алтушкиной учитель математики, методист Елизавета Михайловна Нифонтова («Опыт работы по классической традиционной методике математики в современной школе») и методист-разработчик филологического блока Ирина Анатольевна Горячева («Опыт преподавания словесности в образовательной системе «Русская классическая школа»).
Обсуждался также и уже довольно богатый общероссийский опыт работы по системе «Русская классическая школа». В конференции участвовали и выступали с докладами и презентациями преподаватели: школы им. А.В. Мокроусова с углубленным изучением английского языка из Симферополя; православной классической гимназии Свято-Алексиевской Пустыни в Ярославской области; православной общеобразовательной гимназия им. Преподобных старцев Глинских из города Фролово Волгоградской области; гимназии «Во имя Святых Царственных Страстотерпцев» из Екатеринбурга; воскресной школы при Казанском Богородицком мужском монастыре города Казани.
Конференция «Русская классическая школа» показала, что сегодня в России стихийно сложилось неофициальное учительско-родительское народное движение за возрождение традиционного отечественного образования. Есть энтузиасты-подвижники, есть кадры педагогов, есть методические разработки, есть очевидный интерес родителей дать детям хорошее образование. Движение имеет поддержку Русской Православной Церкви, к нему проявляют интерес чиновники на местах. Теперь дело за тем, чтобы на эту народную инициативу обратило внимание Министерство образования.
Назначение в августе уходящего 2016 года министром образования России Ольги Юрьевны Васильевой было позитивно воспринято обществом. На неё сегодня с надеждой смотрят и педагоги и родители. Первые шаги нового министра позволяют с уверенностью утверждать - время «демократических экспериментов» в образовании закончено. А значит, должен появиться спрос на русскую классическую школу, на традиции отечественного образования. Стало быть, у екатеринбургского проекта Татьяны Алтушкиной есть будущее.
Анатолий Степанов, гл. редактор «Русской народной линии»
Выступает митрополит Кирилл
Выступает И.Р.Мороков
Выступает Т.А.Алтушкина
Президиум конференции
Участники конференции
Участники конференции
Участники конференции
Участники конференции
4. РКШ, критический отзыв
3. Органы опеки разрешат матери посещать изъятых из-за побоев детей
2. "Не женитесь на курсистках".
1. Наконец-то!