Обеспокоенность Предстоятеля Константинопольской Церкви вызвала деятельность ряда греческих клириков и мирян. По словам Патриарха Варфоломея, своими выступлениями в СМИ и сети интернет, а также поездками в некоторые Поместные Церкви они подталкивают православный народ к «мятежу и оспариванию итогов прошедшего с успехом Святого и Великого Собора».
Предстоятель Константинопольской Церкви признает многочисленность противников Критского собора, но вместе с тем называет их деятельность «пагубной», «вызывающей смущение» и «нечестивой». Особое его недовольство вызывает визит группы греческих священнослужителей во главе с почетным профессором Салоникского Университета протопресвитером Феодором Зисисом в Грузию, Болгарию и Молдавию.
Патриарх Варфоломей констатирует, что оппозицию Критскому собору составляет ряд иерархов Элладской Церкви, в частности митрополиты Пирейский Серафим и Калавритский Амвросий.
Предстоятель Константинопольской Церкви призывает Афинского архиепископа принять надлежащие меры по увещеванию «действующих антицерковно и антиканонично» клириков, поставив их перед лицом угрозы «наложения предусмотренных Священными канонами санкций».
В заключительной части своего послания Патриарх Варфоломей просит Предстоятеля Элладской Церкви обратить внимание критикующих Критский собор греческих иерархов, что если они «не придут в себя, Вселенский Патриархат вынужден будет прекратить с ними церковное и евхаристическое общение».
Заявление Патриарха Варфоломея прокомментировал в интервью «Русской народной линии» кандидат филологических наук, кандидат богословия, доцент Института истории Санкт-Петербургского государственного университета, член Синодальной богослужебной комиссии диакон Владимир Василик:
С огромным сожалением и великой скорбью я воспринял новость о том, что Константинопольский Патриарх Варфоломей пригрозил разрывом евхаристического общения с иерархами, критикующими т.н. «великий» и «святой» Критский собор, а, проще говоря, совещание на Крите. Надеюсь, что Господь по своей неизреченной милости к нам не попустит великих потрясений в Православной Церкви, которые могут последовать за этим безответственным, страстным и гневным заявлением Константинопольского Первоиерарха. По-видимому, он настолько пребывает в ослеплении, что не понимает возможных последствий своих слов, лишенных разума и любви.
Во-первых, если он намерен разорвать евхаристическое общение с греческими иерархами, критикующими Критское совещание, то тем самым также должен порвать связь с Болгарским Патриархатом, который категорично выступил против собора, обозначив его как не святой и не великий. Патриарху Варфоломею, следуя его заявлению, надлежит прекратить евхаристическое общение с Грузинской, Антиохийской и Русской Церквами, принявшими аналогичные решения. Хотя наша Церковь и воздержалась от критики на высшем уровне, но, тем не менее, устами ряда иерархов, таких как владыка Марк Берлинский, митрополит Владивостокский и Приморский Вениамин также подвергла жесткой и нелицеприятной критики т.н. Собор на Крите.
Во-вторых, в данном случае Патриарху Варфоломею отказывает элементарная трезвость, совестливость и чувство меры. Если бы он внимательно посмотрел на документы, которые сам предложил т.н. «святому» и «великому» собору, то увидел бы, что это циничная экуменическая халтура, которая недостойна быть представленной не то, что очам Предстоятелям Православных Церквей, но даже семинаристов, элементарно разбирающихся в догматике и экклесиологии. Документы Критского собора не состоятельны ни с канонической, ни с догматической точки зрения. Кому из читателей интересно, могут взглянуть на мою статью на Православии.ru. Вместо признания своих ошибок, заблуждений и немощей и тихого захоронения Критского собора, Патриарх Варфоломей, как капризный двоечник, настаивает на том, что он непризнанный гений и отличник, а все остальные - дураки и негодяи, раз не понимают его величия. Это в высшей степени печально.
В-третьих, Патриарху Варфоломею изменяет чувство канонической меры, ибо митрополиты Пирейский Серафим и Калавритский Амвросий не являются подчиненными ему епископами. Как известно, владыки принадлежат к Элладской Православной Церкви, которая с 1830 года совершенно независима от Вселенского Патриарха и живет своей особенной жизнью. Стремление Патриарха Варфоломея как в славные турецкие времена стать этнархом всего греческого народа смешны. Теперь турки не прибегут к нему на помощь, а если побегут, то столкнутся с греческими пограничниками. Поэтому в заявление Патриарха Варфоломея мы наблюдаем нечто несообразное и невероятное.
Наконец, абсолютно неосновательны претензии Константинопольского Патриарха быть Вселенским Патриархом не по титулу, а на деле. Еще в 595 году папа Григорий Великий опротестовал титул Константинопольского Патриарха Иоанна Постника, претендовавшего на Вселенского Патриарха, скромно назвавшись Servus Servorum – раб рабов Божиих. В данном случае произошло простое недопонимание, потому что Иоанн Постник лишь заявил, что является епископом Вселенской столицы. Но теперь времена изменились, что не давало ему никаких особых прерогатив власти во Вселенской Церкви, а лишь некую честь столичного епископа.
Нынче Константинополь стал Стамбулом. Несмотря на то, что в нем проживает 15 миллионов человек, он не является столицей даже турецкого государства. Тем паче, ныне Стамбул – не центр мира, каким он был во времена Патриарха Иоанна Постника и папы Григория Великого. В самой Турции положение Константинопольского Патриархата просто жалкое. В Константинополе проживает 2-3 тысячи греков, которым греческое правительство выплачивает пенсии, чтобы они не покинули город, испытывая сильное давление турок. Во всей Турции всего каких-то 20-30 приходов Константинопольского Патриархата. Иное дело, что у Патриарха Варфоломея мощная поддержка в лице американской и австралийской диаспоры. Но если говорить начистоту, то почему бы ему не стать Вашингтонским или Сиднейским Патриархом?! Сами по себе прерогативы Константинопольского Патриарха в прошлом возникли не по апостольскому принципу, а по принципу центра власти. Поэтому надо считаться с нынешними реалиями. Ныне титул «Вселенский Патриарх» лишен реальных оснований и сохраняет только историческое и традиционнее значение чести. Но если сам Константинопольский Патриарх бесчестит своих собратьев необоснованными подозрениями и безлюбовными заявлениями и желает отлучить их от евхаристического общения за истину, то его титул и само его положение абсолютно лишены всякого основания и смысла.
Патриарху Варфоломею стоит задуматься, не приведут ли его антиканонические и антидогматические действия к суду Вселенской Церкви над ним самим и над его идеологией.
Впрочем, хочется надеяться, что заявление Патриарха Варфоломея является абсолютно его личным поступком, так сказать, не выдержали нервы у старого человека. Надеюсь, что в Константинопольском Патриархате найдутся серьезные и здравомысленные архиереи, которые не придадут никакого значения заявлению Патриарха Варфоломея и де-факто его дезавуируют.
1. Re: «Не выдержали нервы у старого человека»