itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Сериал «София» поднял планку российского кино

Иерей Сергий Карамышев о новом фильме, посвященном правлению Великого князя Иоанна III

0
2588
Время на чтение 8 минут
К достижениям отечественного кинематографа в последние годы, признаюсь, относился скептически, более того - пришел к печальному выводу: чем настойчивее тот или иной фильм или сериал (за редкими исключениями) раскручивают по центральному ТВ, тем он никчемнее. Увы, пришлось свыкнуться с мыслью, что в шоу-бизнесе (а кино ему отчасти принадлежит) всё решают деньги, а точнее – тот, кто их платит. И пусть бы даже было так. Однако действительность еще печальнее.

Ведь помимо частных или акционерных структур, на развитие кинематографа тратит немалые средства наше государство, однако по факту мало чего в этой сфере решает. Некоторые отъевшиеся у довольно тучной государственной кормушки деятели искусства стали совершенно искренне считать, что решать должны они, и только они. Стоит кому-нибудь лишь заикнуться о государственном контроле в этой сфере – раздаются вопли возобновлении сталинских репрессий и Гулаге.

Между тем, монополия всегда губительна, в искусстве же - вдвойне. И появляются, с позволения сказать, произведения, от которых за державу становится обидно. Жалкие творческие потуги несостоявшихся гениев. Отправить их сразу, пока они были молоды, в свободное плавание – экспериментировали бы они в каких-нибудь заштатных цирках и театриках. При этом кто-то из них, быть может, в жесткой конкурентной борьбе и достиг бы неких подлинных успехов. Увы, варясь в соку собственной бездарности, они отравили все вокруг себя, убили творчество. Завидуют подлинным талантам, ненавидят их и сживают со свету. Сами же только паясничают да распускают свои петушиные перья. И все это – на деньги налогоплательщиков…

Вдруг посреди столь безрадостного зрелища творчески бесплодной зимы вылетела первая ласточка – исторический сериал «София», созданный кинокомпанией «Москино» по заказу телеканала «Россия 1», Министерства культуры, при поддержке Министерства обороны.

Сериал представляет собою целостное произведение. Все в нем на своем месте: ни убавить, ни прибавить. Блестяще закручена сюжетная линия, которая держит зрителя в постоянном напряжении. Однако она не главное. Она не цель, а средство представить целую эпоху из жизни русского народа через яркие цельные характеры. Уверен, имеется и сверхзадача – ненавязчиво пробудить в сердце современного русского человека любовь к собственному народу, собственной культуре, собственной истории.

Пресловутое Новое время приучило европейцев, а за ними и русских, притом в совершенной степени, смотреть свысока на так называемое средневековье. С духовной точки зрения, такой взгляд именуется коротко и ясно – хамством. Когда смотрят свысока, никакое понимание невозможно в принципе. Спесь наблюдателя заведомо исказит созерцаемую им картину (личность, народ, эпоху).

В рассматриваемом сериале отношение к русскому народу, его вере, культуре, государственности – изначально доброжелательное. Были в советское время прекрасные исторические картины, вот только, к великому сожалению, доброжелательность их бывала зачастую несколько однобокой. Здесь однобокость отсутствует, что дает картине эпическое звучание. Яркий, надолго запоминающийся фрагмент из жизни эпохи – вот общее впечатление от сериала. Такие впечатления необходимы народу, в особенности – подрастающему поколению.

Хочется отметить важный психологический момент: жизнь Руси открывается через восприятие иностранки, которая здесь впервые; открывается постепенно. Но ведь и всякий современный русский – иностранец в той эпохе. Стало быть, тоже нуждается в постепенном ее раскрытии в своей душе. Это роднит его с главной героиней, имя которой носит фильм. Имя, надо сказать, неслучайное. София – премудрость. Путеводная звезда в далекое прошлое.

Подлинное раскрытие чего-либо непременно идет через цепь открытий. Так и здесь перед нами являются личности, отдельные социальные слои, целые общественные течения в чем-то непривычные, но имеющие свои цели, переживания, идеалы. Постепенно царевну захватывает круговорот русской жизни, однако она в нем не былинка, влекомая течением, а живой фактор исторического развития.

Несколько сроднившийся с нею душой зритель сам невольно из наблюдателя превращается в как бы действующее лицо – в этом находка создателей фильма. Следующая находка заключается в том, что рассказчиком в прологе и эпилоге фильма выступает митрополит Макарий, разворачивающий свиток времени перед юным Царем Иоанном Грозным. В эпилоге действующие лица фильма стоят живыми наряду с изображениями святых Успенского собора, что создали они своими трудами. Таким образом, связь поколений присутствует зримо.

При этом невольно вспоминаются слова самого Грозного Царя: «Земля правится Божиим милосердием, и Пречистыя Богородицы милостью и всех святых молитвами и родителей наших благословением, и последи нами, государями своими…» В этих словах звучит смирение перед Богом и почтение к прежде бывшим поколениям. Память о них, связь с ними необходимы для будущности. Ее утрата делает человека ущербным, оторванным от корней.

Ярко показаны взаимоотношения России с Западом в один из их кульминационных моментов истории. Представлено самое начало спора двух Римов – Первого, обветшавшего в ереси папизма, и Третьего – Москвы, обретающей державную поступь. Италия – самая передовая в интеллектуальном и культурном смыслах страна Европы XV века. Два Рима встречаются на перепутье истории. Третий, признавая определенное техническое превосходство Первого, готов учиться у него. Однако ни на йоту не поступается своей верой, главным своим сокровищем, о чем в фильме говорится неоднократно устами разных героев.

Поражает качество съемок, благодаря которому создателям фильма удалось показать красоту не только русских храмов, но и жилищ, быта, одежды. При этом Италия представлена ничуть не менее прекрасной, просто там красота другая.

Имеется в фильме у некоторых русских горделивое и фанатичное презрение к людям Запада. Но из развития сюжетной линии становится ясным, что это не лучшие из русских. Лучшие, напротив, способны понять и принять людей другой культуры, способны их даже и полюбить.

Равным образом, у некоторых, возможно, даже большей части, людей Запада презрительное отношение к Руси. Но из развития сюжетной линии становится ясным, что это не лучшие люди Запада. Лучшие, как архитектор Аристотель Фиораванти и бывший слуга Софии Пьетро, способны понять и принять культуру русских, полюбить ее.

Символ общего дела, умело вплетенный в сюжет, – Успенский собор московского Кремля. В нем воплотилось лучшее, как Руси, так и Запада. Его красота становится критерием истины в самом высоком смысле слова.

Грамотно показан источник нравственной порчи людей Запада – Папская ересь, извратившая христианство. Не любовью она покоряет отдельных людей и целые народы, а силой, властью, золотом, интригами. Люди, попавшие в ее оборот, - как бы бездушные инструменты, при помощи которых достигается могущество понтифика.

Однако наружные блеск и могущество папства не прельщают русских людей, потому что последние имеют в своих душах нечто лучшее, прекраснейшее. Один из идеальных персонажей сериала боярин Федор Давыдович, верный до самозабвения слуга Великого Князя, его правая рука, явил в своих поступках идеальное же отношение к папской ереси. Покуда она ведет себя спокойно и почтительно, он уважительно относится к ее носителям, и в частности, - к папскому легату. Но стоило последнему непочтительно обойтись с Великой Княгиней Софией, боярин с молниеносной быстротой, сидя на коне, бросает на его голову аркан и тащит на скаку на виду всех людей по грязи довольно значительное расстояние, не убоявшись тех проклятий, какие стал изрыгать против него легат. Несчастная гибель этого интригана и убийцы на пути в Рим ни в ком не вызвала сочувствия. Тогда как гибель в бою боярина Федора Давыдовича стала горем для всей Москвы.

Очередная находка фильма: дипломатические переговоры представлены не как скучная утомительная церемония, а как своего рода разговор по понятиям, даже на повышенных тонах и с применением насилия. Наглая речь ханского посла вынуждает Великого Князя Иоанна дать ответ действием, и он отрубает послу руку. Выход из создавшегося положения лишь один – война.

В это самое время случаются внутренние нестроения – ссора с родными братьями, настолько серьезная, что они решаются воевать против Иоанна на стороне татар. Так жизнь семьи переплелась с жизнью государства. И никакая сила, кроме Божественной, неспособна в этом случае помочь. Когда люди смиряются перед Богом и друг перед другом, взаимно прощая, тогда и в семье водворяется мир, и тогда же крепнет государство, вставая неприступной скалой против внешнего врага. Данную мысль можно назвать сквозной в фильме, потому что кульминация его построена вокруг примирения Великого Князя с оклеветанной перед ним супругой.

Создателям сериала удалось показать, что не страсть властолюбия побуждала московских Государей укреплять вертикаль своей власти, а жестокая необходимость. Потому что в противном случае государство бы распалось, и это обернулось бы для его граждан в сотни раз худшими бедствиями, нежели точечные репрессии, к которым приходилось иногда прибегать.

Тщательно описаны взаимоотношения Великого Князя с Московским Митрополитом. Это отношения симфонии, взаимного послушания двух глав единого народа, далеко не всегда безоблачные и спокойные. Сначала Митрополит смирился перед решением Великого Князя, лишь высказав свои опасения. Но потом и Великий Князь смиряется перед Митрополитом, внемлет ему и поступает согласно его воле.

Русь представлена живым организмом, пусть иногда раздираемым противоречиями, однако вновь и вновь находящим в себе силы становиться единым и несокрушимым.

Очень смело построена заключительная интрига через введение в действие едва не разрушившей тогда Руси ереси жидовствующих. Никакого сочувствия, в силу душевных своих качеств, еретики не вызывают. Их характеры представлены в развитии. Ересь становится не началом, а закономерным итогом их нравственного падения. Приверженцы ереси готовы на любое преступление.

Очень умело и вопреки сложившимся в последние десятилетия обычаям, употреблены эротические сцены. Они представлены в качестве атрибута совершенного зла, что лишает их соблазнительной силы, вызывая только отвращение. Где ненависть – там и разврат. Напротив: где любовь – там и целомудрие. На этих идеях выстроена эстетика фильма.

Избавлению от ереси как квинтэссенции зла, что нависла и над его семьей, и над государством, предшествует духовный подвиг Великого Князя. Он ищет зацепки для оправдания своей оклеветанной в убийстве пасынка супруги. Идет к архитектору Фиораванти и спрашивает: может ли убить человека тот, кто создал такую красоту как Успенский собор? Архитектор отвечает: не может. Идет к Митрополиту и спрашивает: верит ли он в преступление Софии? Тот отвечает: не верю.

Высшего напряжения духовный подвиг Великого Князя достигает, когда он молитвой борется с демоническим наваждением (сном наяву), что было наслано двумя ведьмами-еретичками. Молитва и самопроизвольное телесное страдание побеждают козни врага. Чары разрушаются, восстанавливается жизнь семьи вкупе с жизнью государства. Здесь развитие событий несколько напоминает классический сказочный сюжет. Что ж с того? Кто желает – пусть воспринимает как сказку. Однако все до мельчайших подробностей здесь реалистично.

Заключительная сцена, представляющая развязку драмы, – казнь ересиархов. При этом Великая Княгиня просит о помиловании своей невестки-мужеубийцы, ведьмы и соблазнительницы, которая и к ней же убийцу прислала, - ради внука Великого Князя – младенца Димитрия. Гроза и милость – две крайности, в которых крепла Русь, учась прозревать козни врагов, побеждать их, но также любить и миловать после победы. Не в живом ли сочетании этих крайностей заключается мудрость как отдельного человека, так и правителя?

Представлена эволюция характера главной героини, это побуждает и зрителя, несколько с ней сроднившегося (как было сказано вначале) к нравственному развитию. Испытания не ожесточили и не сломали Софию, но возвысили до неустанного подвига деятельной любви. Великий Князь Иоанн, преодолевая искушения и совершенствуя свою душу, совершенствовал тем самым государство, управление которым он воспринимал как службу Богу.

Таким образом, в сериале представлено рождение и становление мудрости - неотъемлемого сокровища отдельной души и целого народа. И название «София» из имени собственного превращается в нарицательное, властно призывая к мудрости всякого человека.

Фильм глубок по содержанию, не оставляет зрителя равнодушным, заставляя сопереживать. Не дает готовых ответов, но требует работы мысли. Не знаем, войдет ли он в историю отечественного кинематографа в качестве классического произведения. Однако хочется, чтобы он стал образцом, по крайней мере, для современного кино. Чтобы оно подтягивалось к заданной «Софией» высокой планке.

Иерей Сергий Карамышев, публицист, Рыбинская епархия
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

38. ответ 36, Лючия:

- Спасибо. Спасли от потери времени. Что во спасение, то во славу Божию. Помоги Господи!
Олег В / 06.12.2016, 04:56

37. Ответ на 30., Олег В:

, копируя американские исторические эпохальные фильмы типа «Рим», вместе с молодым режиссерским дарованием сумела «поднять» историческую «Софию» до нужных голливудских высот.

Спасибо. Спасли от потери времени.
Lucia / 05.12.2016, 18:15

36. Ответ на 18., Ник Ликашин:

Одним из первых, кто сформулировал новую идею царской власти московских князей, был митрополит Зосима. В сочинении «Изложение пасхалии», поданном московскому собору в 1492 г., он подчёркивал, что Москва стала новым Константинополем благодаря верности Руси Богу. Сам Бог поставил Ивана III — «нового царя Константина новому граду Константину — Москве и всей Русской земли и иным многим землям государя» (Скрынников Р. Г. История Российская. IX−XVII вв.. — М 1997 стр.198)К эпохе Ивана III относятся первые случаи использования великим князем титула «царь» (или «кесарь») в дипломатической переписке, — пока только в отношениях с мелкими германскими князьями и Ливонским орденом (Скрынников Р. Г. Иван III. — С. 187)

Да, но официально он не носил титула Царя, не был венчан и помазан на Царство, потому называть его первым русским царём некорректно. Некоторые и святого князя Андрея Боголюбского именуют первым русским царём, что по духу верно, но всё же реальным полноценным первым русским Царём был Иван Грозный, нравится это кому-то или нет, учитывая неоднозначное отношение к нему, но такова наша история.

35. Ответ на 19., Алекс:

Вы ничего не путаете?Это Тамерлану в 1395 году было явление Богородицы, после которого он не пошёл на Русь и повернул обратно в степи.В честь этого события был основан Сретенский монастырь в Москве.Нет не путаю. И Тамерлану и Едигею, и Ахмату "В 1480 году войско ордынцев во главе с ханом Большой Орды Ахматом подходило к Москве. Великий князь Иван III вышел с войском навстречу татарам. Два войска встретились на реке Угре и стояли друг против друга, не предпринимая никаких действий. Разделяла только река Угра, которую русские называли «поясом Богоматери», охраняющим пределы наши. Неожиданно в монголо-татарском стане произошло необъяснимое смятение и захватчики в страхе сбежали. Никто из войска Ивана III не видел Богородицы, но по сообщению перебежчика, в небе над русскими ратями появилась женщина в сиянии ослепительного света, в руках которой был крест. Ордынцы, увидев чудесное явление в небе, поняли, что русским покровительствуют небесные Боги и спешно покинули поле боя". И еще много раз Пречистая заступалась за Русь: http://isi-b.blogspo...03/blog-post_31.html

Спасибо за столь содержательный ответ. Вот уж действительно, век живи- век учись.

34. Ответ на 23., Фёдор:

Сам сериал посмотреть не получилосьВот вам ссылка для просмотра сериала "София": http://ekranka.tv/video/sofiya- это чтобы не голословно обсуждать, а также, надеюсь, удовольствие получите...

Благодарю за ссылку, обязательно посмотрю.

33. Re: Сериал «София» поднял планку российского кино

Проблема в том, что последовательно антинациональная культурная политика последних десятилетий вкупе с общим падением культурного уровня привела к тому, что многие начинают радоваться просто уже тогда, когда авторы делают какой-то фильм без явного глумления, искренне пытаясь сделать что-то хорошее. Но ведь культурный уровень упал не только у публики, но и у авторов. В итоге мы имеем неадекватность эстетическую, малограмотность историческую, непонимание простейших вещей (например, того, что Великий Князь в Древней Руси не может в быту вести себя местами как питомец лихих 90-х 20-го столетия), но над всем витает некий расплывчатый "патриотизм" (это в лучшем случае), основанный не столько на связном и проработанном мировоззрении, сколько на обрывочных мировоззренческих предпочтениях. В общем, спасибо, что хоть Ивана III вспомнили, но в целом запущено все сильно...
В.Семенко / 05.12.2016, 13:04

32. Re: Сериал «София» поднял планку российского кино

Ознакомление с сериалом начал с 7-ой серии, где то с середины. И сразу попал на эпизод, в котором Иван III опускается на колени перед Софьей/Зоей и ощупывает ее живот и произносит какие-то высокопарные слова и так далее. Это явная фальшь. Не могло быть такого! Для такого перформанса нужно быть воспитанным на любовных романах, на Декамероне, а не Псалтыре. Это уже потом пришла к нам латинская романтика. Сразу стало стыдно за создателей сериала и расхотелось смотреть.
Анатолий Пронин / 05.12.2016, 09:49

31. ответ 26, г-н Инспектор:

- ТВ и сериалы не смотрю принципиально. Но после такой рекламы на РНЛ сделал исключение – отыскал в инете и... и очень сильно об этом пожалел. То, что современные сценаристы за очень большие деньги готовы очень по-большому обгадить собственную историю, нисколько не удивляет. Но то, что "русские народные" кинокритики и священники видят в этом поднятие "планки Российского кино" очень сильно настораживает. По сравнению с талантами создателей сериала "София" таланты Алексея Учителя и Невозмутимой Люсии выглядят как-то очень блёкло... Здесь уместно говорить либо о невежестве, либо о лицемерии некоторых критиков. Да, планку наши натренированные на американских фильмах сценаристы и режиссеры действительно «подняли». Восходящая звезда российского сериал-кинематографа, сценаристка Елена Райская, копируя американские исторические эпохальные фильмы типа «Рим», вместе с молодым режиссерским дарованием сумела «поднять» историческую «Софию» до нужных голливудских высот. Тут ничего не скажешь. Сериал стилистически выдержан в голливудских канонах американских исторических блокбастеров: всех героев разодели в фантастические костюмы, подчас не соответствующие исторической эпохе, а для лучшего понимания зрителем происходящих событий, заставили изъясняются на русском сленговом языке (хорошо, что не на английском). Исключением стал актер, исполнявший роль доверенного лица великого князя. Он единственный, кто в кадре произносит к месту и не к месту старославянские словечки и, тем самым, выбиваясь из общей картины игры, производит впечатление постоянно забывающего, что требуется от его героя по режиссерскому замыслу. Этот персонаж вызвает некое недоумение и вопросы к режиссеру: это что такой новаторский киноприем или актер поставил создателям ультиматум – « хоть убейте, но буду говорить только по-старославянски ». И вот теперь телезритель должен сам решать сию режиссерскую ляповую головоловку. Если сравнивать нашего зрителя с американским, которому в связи с общим национальным невежеством в области знания мировой культуры Голливуд давно преподносит кинематографические исторические события в современной языковой плоскости -, «так лучше доходит», то почему досужие российские сценаристы и режиссеры пытаются втюхивать российскому зрителю, имеющему в культурном наследии такие великие исторические кинополотна, как «Иван Грозный», «Алексадр Невский», и даже «Броненосец Потёмкин», в мировых киношколах до сих пор изучаемые, как шедевры исторического кино, вот такую по-голливудски развесистую клюкву? У нас что в стране, ВСЕ разучились понимать старорусский язык? Даже если кому-то и были бы непонятны отдельные слова, то режиссеру на то дан художественный дар, чтобы лицедейством актеров разъяснить публике смысл забытых старых изречений. Или на это мозгов и денег не хватило? Здорово всё-таки наша молодая кинематографическая поросль изучила своё культурное кинонаследие, если старается российскому «необразованному, темному»зрителю его историческое прошлое в голливудском исполнении преподнести. Ясно, что вот такие исторические сериалы-комиксы создаются на телевидении для переформатирования национального сознания, в частности молодого поколения, с тем, чтобы приобщить его к культурным «киновысотам» глобалисткого Запада. Ну, и конечно, всё это делается для поднятия российского кино, планку которого в годы великой демократической перестройки, после крушения Советского Союза, «уронили» всей страной. Право же, есть чем гордиться.
Олег В / 05.12.2016, 07:47

30. Ответ на 25., Фёдор:

Добросовестно. но как-то... стандартно...Нет, не стандартно - подняты важнейшие, наше "толерантненькое" время вопросы - и о важности единства державы, и о милающей/карающей руке государя и о гнилой, пагубной ереси жидовствующих...

я подразумеваю изображение русских людей. Увальни какие-то.
Lucia / 04.12.2016, 22:14

29. Ответ на 13., Русский Сталинист:

Ничего лучше я ещё не видел.

Посмотрите вот этот: https://my-hit.org/film/21794/ (можно найти на DVD). Источник сюжета: https://clck.ru/AMBRG (хотя там кое-что изменили, причём не исключено, что в противоречие историческим реалиям, но тут уж ничего не поделаешь). Был у нас в прокате в советское время под дурацким переделанным названием "Закон любви" и порезанный (пострадал сюжет). Фильм по тем временам (1981 год) весьма жёсткий (хотя в наше время уже вряд ли им удивишь в этом плане), так что - смотреть без детей, беременных женщин и т.п.
Коротков А. В. / 04.12.2016, 19:58
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Сергий Карамышев
Архитекторы всеукраинского раскола обнажают клыки
О саморазоблачающем интервью архиепископа Памфилийского (США) Даниила (Зелинского) Би-би-си
14.01.2019
«Летопись 2018 года»
Краткий перечень наиболее важных событий года, изредка чередуемый с очень сжатыми комментариями
05.01.2019
В чем польза укронацистского режима?
Порошенко последними своими действиями укрепляет Русскую Церковь на Украине качественно
03.01.2019
От десакрализации к «паралитургии»
Превращение католических храмов в музеи и архивы - очередной этап демонтажа остатков благодати Божией в Папской церкви
24.12.2018
Ёлочка… от сатаны
Или Христово Рождество, Ханука и сатанинский шабаш в одном зале
20.12.2018
Все статьи Священник Сергий Карамышев
Последние комментарии
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от Павел Тихомиров
28.03.2024 05:39
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.03.2024 04:00
Почему ушёл Малофеев?
Новый комментарий от С. Югов
27.03.2024 22:34
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:55
Отчего не видно новых Пушкиных?
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:44
Отмените шабаш!
Новый комментарий от Русский танкист
27.03.2024 20:59
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Русский танкист
27.03.2024 20:25