И похоронное шествие превратилось в праздник

Слово в Неделю 18-ю по Пятидесятнице

Пастырская проповедь 
0
674
Время на чтение 7 минут
Сегодня мы слышим за литургией Евангелие от Иоанна, Первосвященническую молитву Спасителя на Тайной Вечери накануне Его Крестных Страданий (Ин. 17, 1—13). Перед лицом смерти, перед лицом того, что предстоит каждому человеку, молится Господь за Церковь Свою, за весь род человеческий. Истина, которой жив человек, означает победу над смертью, потому такой дорогой ценой дается нам истина. Потому со всяким опасением, как самое драгоценное, как жизнь, Господу принадлежащую, как нашу вечную жизнь, мы должны хранить истину.

Святые отцы, утвердившие догмат иконопочитания, сокрушившие ересь иконоборцев, говорят нам, что это пасхальная победа Церкви — в утверждении всегдашнего живого присутствия среди нас Господа, Божией Матери и всех святых через святые иконы. Они давно умерли — кто-то, может быть, четыре тысячи лет назад, как праведник Авраам и его племянник Лот, память которых сегодня в календаре. Но они живы, и они присутствуют среди нас через иконы, которые мы видим на иконостасе.

Они напоминают нам, что хотя каждому из нас предстоит умереть, мы призываемся быть живыми. Господом нам уготована та жизнь, которая Ему принадлежит. И этой жизни мы должны уже сейчас, прежде чем наступит последний наш переход, приобщиться через истину и через верность, истине святой Церкви.

Сегодня мы не можем не размышлять о тайне смерти и потому, что слово Евангельское за литургией напоминает о ней. В конце концов, самое главное в нашей жизни — память о том, каким путем мы идем, что нам предлежит, что Господь уже совершил для нас. Это должно заполнять всю нашу жизнь, если мы надеемся быть вместе со святыми, как всегда молится Церковь о усопших.

Этой глубиной мы должны измерять все происходящее с нами. Нам трудно так делать, потому что по естеству своему человек не может постоянно помнить о смерти. Ему кажется, что это отравляет все его земное существование, лишает всех радостей.

Нет такого человека, который мог бы спокойно смотреть в лицо смерти. Не может быть ни у кого таких сил, если только это не «безумство храбрых». Так естественно нам страшиться смерти и стараться о ней не помнить. Умирают люди — ну, умирают и умирают. Все делается в мире, чтобы не было у нас памяти о самом главном в человеческой жизни.

Евангелие о воскрешении Господом сына вдовы Наинской, как раз дает нам картину того, что происходит с человечеством. Господь у врат Наинских встречает погребальную процессию. Множество народа провожает в последний путь — «в путь всей земли», как мы говорим, — вместе с рыдающей женщиной, вдовой, которая недавно похоронила мужа, — ее единственного сына. Кто-то, наверное, проходит мимо, стараясь не сосредотачиваться на таких печальных вещах: жизнь продолжается. Кто-то присоединяется к этой толпе из любопытства: страшное происходит. Другие хотят утешить ее, но они бессильны дать какое-либо утешение, и своим бессилием только дополняют общую картину бессилия перед смертью.

Мы видим, что эта погребальная процессия — непрестанный путь всего человечества, которое хоронит своих близких и дальних с плачем и ужасом. И не может понять, что же происходит. Для мира умерший — уже мертв, его просто нет. Смерть — последнее слово о человеке. Вот об этом юноше, которому, казалось бы, жить да жить, который был полон сил, ничем не болел, подавал надежды для матери, что упокоит ее старость. Был такой талантливый, обладал такими прекрасными качествами, и люди думали, что он послужит многим и многим даст радость.

Но вот, его нет, и все кончено. Тело начинает распадаться, оно уже охвачено тлением. А душа, где душа? Человек не видит душу, и когда начинает размышлять об этом, понимает, что и он тоже смертен. Смерть внезапно выходит из своих пределов, чтобы вторгнуться в жизнь этого человека, и он понимает, что на самом деле она уже присутствует в каждом ее мгновении.

Человеку страшно помнить о смерти, но когда он узнает ее, становится ясно, что жизнь без Бога есть не что иное, как только страх перед смертью и отчаяние. И человек пытается защищаться сознательным забвением, усилиями найти его во всем, что он делает, всеми способами: одни — в искусстве, другие — в науке, третьи — в вине. Человек пытается забыть о смерти, то есть на самом деле — о разлуке с Богом. Ведь что такое смерть? Разлука с Богом. А вследствие этого наступила разлука и с близким человеком. Вследствие греха, вследствие отвержения дара совершенной жизни, для которой Бог первоначально создал нас. Через грех вошла в мир смерть, и человек старается изо всех сил забыть о смерти как о разлуке с Богом.

Еще древние философы и мудрецы говорили, что человек отличается от животного тем, что сознает, что ему надлежит умереть, и глубина каждого человека определяется тем, насколько он чуток к тайне смерти. Смерть, как бы он ни старался забыть о ней, все равно напоминает ему о себе. С каждой новой смертью — новым ужасом. И чем больше он живет, тем большей становится эта реальность. Со всех сторон она угрожает болезнями, катастрофами, смертельными врагами, которых он пока еще, может быть, даже не знает, самыми непредвиденными случайностями, которые могут обрушиться в любой момент. Каждый день узнаем мы о новой и новой смерти. Юный человек или старый, он всегда сознает, что слишком рано для него умирать. И как часто смерть человека — по существу, всегда — соответствует его жизни! Если человек ничего не хочет знать о неизбежной для него встрече с Богом, то и смерть его становится такой же ложью. Но где-то в самой главной своей глубине каждый человек знает, что эта ложь будет рано или поздно разоблачена. И страх перед тем, что грядет, перед смертью, это не просто какой-то животный страх перед исчезновением. У человека разумного это страх более глубокий — страх перед Богом и Его Судом.

Мы видим сегодня в Евангелии, что на самом деле смерть — совсем иное, чем то, что думает о ней человек, пытаясь справиться с ней без Бога. Наинской вдове и ее сыну — тем более всем, кто присутствовал при этом чуде воскрешения, — дается возможность совершенно по-другому начать жить — пережить свою смерть, чтобы умереть уже с доверием человека, который знает милосердие Божие.

Да, мы все умираем смертью, которую принес в мир грех, но если мы знаем Христа, если мы Христовы, мы знаем, что в то же время умрем смертью, которой умер Христос. Прежде Своей смерти Господь показывает, что Он имеет власть над ней и что Он имеет сострадание к каждому человеку, которому предстоит смерть.

Господь увидел эту женщину, сжалился над ней, и сказал ей: «Не плачь». Мы тоже можем сказать кому-то: «Не плачь». Это общий для всех путь: слезами горю не поможешь. Не может не плакать человек: «Плачу и рыдаю, егда помышляю смерть». Это дико и безумно — не плакать, когда приходит смерть. Но есть слово, сказанное с такой силой и властью, что всякий плач превращается уже в радость.

Господь увидел эту женщину, сказано в Евангелии. Обратим внимание на эти слова, потому что человеку, непросвещенному благодатью Пасхи Христовой, страшно даже представить, что Бог видит его. Мы обычно думаем о том, что Бог видит нас, что нам никуда не спрятаться от Божия недреманного ока, от всевидящего зрения Господа, не обмануть Его. Ни одного поступка, ни одного помысла невозможно скрыть от Него. Но сегодняшнее Евангелие говорит о другом взгляде Христовом. Открывает совершенно иную тайну всевидения Божия.

Это значит, что Христос видит нас, что Он найдет нас, куда бы мы ни ушли и где бы мы ни заблудились, и сколько бы мы ни падали, какие бы мы ни терпели поражения, какие бы сокрушительные удары мы ни получали от жизни. От Его взора, всегда ищущего найти нас и встретить, и сказать нам слово, которое воистину звучит со властью, нам никуда не деться. Как свидетельствует псалом: «Милость Твоя, Господи, поженет мя вся дни живота моего» (Пс. 22, 6).

Вот что открывает нам сегодняшнее Евангелие — знание, что Божия милость не перестанет преследовать нас, пока не достигнет нас, пока не победит нашу неверность, нашу смерть, пока не припадем мы к Нему с плачем раскаяния и не узнаем, что Господь приготовил для нас жизнь. И что в смерти — самая великая радость, какая только может быть для человека, потому что Сам Христос прошел через смерть, чтобы показать в ней полноту Божественной жизни.

И вот вершина сегодняшнего евангельского рассказа: «Юноша, тебе говорю, встань», — говорит Господь. Юноша встал, и похоронное шествие прекратилось и превратилось в праздник — еще не в ликующую Пасху, потому что это воскрешение только для земной жизни. Но то, что случилось здесь, мы понимаем, — это не событие, отделенное от всего, что происходит с родом человеческим, а это начало того, что должен совершить Господь для каждого человека. «Ныне начах, сия измена десницы Вышняго», — говорит Господь (Пс. 76, 11). И то, что Бог начал, Бог завершит. Мы помним слова Господа нашего в Лазареву субботу: «Аз есмь воскрешение и жизнь» (Ин. 11, 25). И какова Его крепость, такова Его милость. Одно от другого совершенно неотделимо. И этой Божественной жизни мы призываемся приобщиться.

Слово утешения Христова и слово власти Его над смертью исходит из одних уст, от одного лика Божественной любви, обращенного ко всему роду человеческому, к каждому человеку. Этот Божественный взор, его присутствие сокрыто от нас завесою нашей плоти и нашей греховностью, но скоро, очень скоро эта завеса будет разорвана. И все мы предстанем обнаженными перед открытыми небесами. Все приносящие покаяние Господу и любящие Его, будут в вечном присутствии Бога Живого. А те, кто не хочет покаяться, хулители и осквернители истины, будут в бесконечной тьме и мучениях. Но милость Божия столь велика, что она ищет каждого человека до самого последнего мгновения его жизни. Милость Божия столь велика, что и после смерти любовью, ходатайством всей Церкви — тех, кто знает эту силу и милость Божию, — предстательствует за этого человека.

Сегодня святая Церковь ставит нас всех перед единственным вопросом. Есть ли в нашей жизни, стараемся ли мы приобрести то, что можно неложно назвать подготовкой к встрече с Богом Живым, которая может быть и сегодня, и завтра? Нам не будет дана, как этому евангельскому юноше, вторая возможность — начать жизнь сначала, но нам дано бесконечно большее. Нам дано знание, что любовь Христова воистину побеждает смерть. И мы любовью Его, нашим покаянием, приобщением всей нашей жизнью Его любви призываемся идти по этой жизни как победители смерти и ада вместе с нашим Господом.

Как поет святая Церковь за воскресной службой: «Тебе, Господи, Сущаго во всей твари, грешнии, камо бежим? На небеси — Сам живеши, во аде — попрал еси смерть, во глубины морския — тамо рука Твоя, Владыко. К Тебе прибегаем, к Тебе припадающе молимся: Воскресый из мертвых, помилуй нас».

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Александр Шаргунов
«Душеполезную совершивши Четыредесятницу»
Слово в пятницу 6 седмицы Великого поста
26.04.2024
Теперь Его час пришел
Слово на Пассии. Евангелие от Иоанна
21.04.2024
Каждый из нас должен Богу больше, чем может заплатить
Неделя 5-я Великого поста, преподобной Марии Египетской (Лк, 33 зач., 7, 36—50)
20.04.2024
Неслучайно в субботу Похвалы Пресвятой Богородицы звучит это Евангелие
Суббота Акафиста. Похвала Пресвятой Богородицы (Мк, 35 зач., 8, 27—31)
20.04.2024
Все статьи Протоиерей Александр Шаргунов
Пастырская проповедь
«Грязь физическая намекает на грязь нравственную»
Мы должны быть чистоплотными в помыслах и в делах, и во всем остальном
20.04.2024
Слава рода человеческого уже началась
Похвала Пресвятой Богородицы
19.04.2024
Бог усмотрит
Слово в пятницу 5 седмицы Великого поста
19.04.2024
Наш Пост достиг вершины
Слово в среду 5-й седмицы Великого поста
17.04.2024
Неувядаемый цвет
16 апреля — празднование иконы Божией Матери «Неувядаемый Цвет»
16.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Павел Тихомиров
26.04.2024 10:22
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Сергей Швецов
26.04.2024 07:52
К 305-летию выхода Робинзона Крузо
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.04.2024 02:37
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
26.04.2024 00:27
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:57
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:44