26 августа в храме святого апостола Иоанна Богослова (исторического Леушинского подворья) состоялся первый после закрытия монастыря монашеский постриг двух сестер «Иоанно-Таисинского Леушинского сестричества». Настоятель храма протоиерей Геннадий Беловолов рассказал о том, как происходило это событие, заложившее основание будущей обители.
Постриг - событие для нас чрезвычайно важное, так как означает начало возрождения Леушинской обители. Монастырь оказался полностью уничтожен, затоплен водами Рыбинского водохранилища, и, казалось, не было надежды на его восстановление, но леушинские сестры, развеянные по свету ветром революции, несмотря ни на что, верили, что их обитель когда-нибудь возродится. Божиим промыслом, возрождение Леушинского монастыря началось в Санкт-Петербурге на бывшем его подворье.
Подворский храм во имя Иоанна Богослова был возвращен Русской Православной Церкви в 1999 году, и нам пришлось 17 лет молиться, трудиться, чтобы, наконец, идея возрождения обители была услышана и получила благословение митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского. Мы восстановили стены, кровлю, купол, но это было лишь подготовкой возрождения сестричества, которое будет жить по уставу, созданному игуменьей Таисией, настоятельницей Леушинской обители, духовной дочерью святого праведного Иоанна Кронштадтского.
В храме Леушинского подворья после вечернего богослужения состоялся первый постриг двух сестер, который совершил духовник Александро-Невской Лавры архимандрит Никита (Марков). Он сообщил мне, что за последние годы в Санкт-Петербурге не совершалось ни одного женского пострига. В этом смысле произошло поистине историческое событие.
К нашей радости, в храме собралось семеро священнослужителей, которые приехали из разных мест, связанных с именем игуменьи Таисии. С родины матушки, из Боровичей, приехал протоиерей Валерий Дьячков. Он давний почитатель матушки Таисии, вместе с ним мы проводили несколько Таисиинских чтений в Боровичах, создавали музей игуменьи Таисии в ее родном доме.
Из Тихвина приехал протоиерей Сергий Филонов, настоятель храма Иова Многострадального, к которому приписана часовня, стоящая на месте бывшего Беседного монастыря. 27 августа совершается празднование «Беседной» иконе Божией Матери, а из записок игуменьи Таисии мы знаем, что что на монашество ее благословил духовный отец, известный старец архимандрит Лаврентий Валдайский именно «Беседной» иконой Богородицы. Удивительным образом первый постриг возрождаемой Леушинской обители пришелся на праздник «Беседной» иконы Божией Матери. Мы были рады, что отец Сергий привез из Тихвина чтимый список этой иконы.
Также в постриге сослужили протоирей Илья Осокин, который в Гатчинской епархии возрождает Вохоновский Мариинский монастырь; протоиерей Николай Груздев из поселка Карташевская Гатчинской епархии; иеромонах Киприан из Александро-Свирского монастыря.
Постриг вызвал живой интерес всех, кто неравнодушен к истории Леушинской обители. Приехала настоятельница Тихвинского Введенского женского монастыря игуменья Тавифа. Это тот самый монастырь, где начинала свой монашеский путь игуменья Таисия, приняв там иноческий постриг. Прибыла также настоятельница Пятогорского женского монастыря Гатчинской епархии монахиня Феофания. И конечно, особо молилась о новопостригаемых наша старшая сестра, назначенная недавно, монахиня Евфросиния.
Первыми постриженницами стали секретарь нашего подворья Екатерина Владимировна Ковина и прихожанка Татьяна Ивановна Ушакова. Екатерина Владимировна является кандидатом филологических наук, научным сотрудником музея Достоевского - глубокий человек, обладающий многими способностями, которые она посвящает Богу, теперь посвятив Ему всю свою жизнь. В постриге она была наречена именем Аркадия. Татьяна Ивановна Ушакова всю жизнь проработала воспитателем детского сада и стяжала детскую незлобивость, кротость и радость. Ей исполнилось 60 лет, выход на пенсию стал для нее монашеским постригом. В иночестве Татьяна Ивановна была наречена Ангелиной.
Почему именно эти имена? Потому что, когда был учрежден Леушинский монастырь и совершался первый постриг, сама игуменья Таисия первую постриженницу нарекла Ангелиной в честь Ангельских небесных сил бесплотных, в память об особой помощи и покровительстве монастырю Архангела Михаила. Мы решили последовать примеру игуменьи Таисии и первую постриженицу возрождаемой Леушинской обители также назвали именем Ангелина.
Инокиня Аркадия получила свое имя, можно сказать, в честь самой матушки Таисии, которая в иноческом постриге носила имя Аркадия. Мы решили таким образом почтить игуменью Таисию, назвав нашу новопостриженную инокиню ее иноческим именем. Получается, что оба имени, полученные постриженницами, носят символический характер. По окончании пострига все батюшки, игуменьи, монахини и прихожане подходили к новым инокиням и по традиции спрашивали у них: «Что ти есть имя?» И новопостриженные отвечали: «Грешная инокиня Ангелина. Грешная инокиня Аркадия».
При постриге мы достали все святыни, которые за эти годы были собраны на Леушинском подворье: икона Иоанна Богослова с благословением святого Иоанна Кронштадтского Леушинскому подворью; его наперсный крест; иконы, надписанные благословением самой матушки Таисии (Архангела Михаила и Казанский образ Матери Божией).
Этот постриг полагает начало возрождению Леушинской обители в самом центре Санкт-Петербурга. С совершением пострига все переменилось. Я служу здесь долгие годы, но теперь и храм, и стены, и коридоры - все воспринимается иначе, возвращается дух монастыря. Это особая, тонкая материя - благодать обители.
27 августа была совершена литургия, на которой новопостриженные впервые причащались с новыми именами. Всю первую ночь после пострига они находились безвыходно в храме, читали молитвы, псалтирь, акафисты, службы суточного круга - это уставное правило. После литургии мы с новопостриженными инокинями поехали на Смоленское кладбище, где несколько дней назад мы обрели могилу леушинской монахини.
Для нас было большим утешением, что накануне пострига известный историк, краевед Вячеслав Савицкий рассказал, что ему известно, где находится могилка последней казначеи Леушинского монастыря монахини Серафимы (Пыхтенковой). Это была одна из самых близких к игуменьи Таисии подвижниц обители, умершая в 1903 году.
Интересно, что ее могила находится вблизи от часовни блаженной Ксении Петербургской, ее отделяют от часовни метров пять. Сколько раз я бывал у часовни и не замечал этой могилы. По-видимому, нужно было, чтобы совершился первый постриг и началось возрождение Леушинской обители, чтобы эта, дорогая для нас, могилка, открылась нам. Мы отслужили там панихиду впервые за 80 лет после кончины матушки Серафимы. Как будто леушинские монахини подают нам знак из иного мира о том, что они тоже радуются этому постригу, первому, но, надеюсь, не последнему на Леушинском подворье.
Наверное, не было человека в храме, который бы не плакал, настолько трогательно видеть, как на твоих глазах духовно рождается инокиня, невеста Христова. Думаю, что этот день навсегда останется в истории Леушинского монастыря как день начала его возрождения.
Беседовала корреспондент «Русской народной линии» Анна Бархатова
1. «Что ти есть имя?»