Моисеев Шестоднев как научная концепция

Протоиерей Георгий Городенцев о дискуссии вокруг времени сотворения мира

Православие и эволюционизм  
0
3461
Время на чтение 7 минут
Именно этого, т.е. какой-то научной концепции зачастую ожидает интеллигент (особенно естественник, первый раз читающий Св.Писание с самого начала) от библейского описания сотворения Богом мира (Шестоднева). Но… ничего подобного там, на первый взгляд, не обнаруживает. Почему?! Потому что Моисей, в первую очередь, писал об этом не для того, чтобы сообщить какие-то научные знания, а для того, чтобы принести духовную пользу читающим.
 
Поэтому в Шестодневе (Быт. 1: 1-31; 2: 1) он преимущественно показал величие Божие, при творении мира действенно выраженное в Его свойствах или энергиях:
 
Всемогуществе: «Яко Той рече, и быша: Той повеле, и создашася» (Пс. 148: 5).
 
Премудрости: «Яко возвеличишася дела Твоя, Господи: вся премудростию сотворил еси» (Пс. 103: 24).
 
Благости Творца: «И виде Бог вся, елика сотвори: и се добра зело» (Быт. 1: 31).
 
Желание же интеллигента получить отсюда научную информацию на уровне знаний его века неосновательно по двум причинам. Во-первых, эти знания, как правило, абсолютно непонятны предыдущим поколениям людей, поэтому гипотетический «шестоднев» на основании таких знаний соответственно непонятен и, следовательно, неполезен для них. А ведь начало Библии написано Моисеем 3,5 тысячи лет тому назад; и написано оно для всех поколений людей: живших, живущих и тех, которые еще будут жить. И написано так, чтобы по этой причине исключить в нем те или иные заумные знания, непонятные весьма многим.
 
Между прочим, это прекрасно понимали святые отцы. Так, к примеру, святитель Василий Великий в своих «Беседах на Шестоднев» опирается на архаичные с нашей точки зрения научные сведения своего времени. Прекрасно, однако, понимая их ограниченность, недостаточность и даже ложность: святитель, например, часто иронически оценивает истинность этих сведений в ряде аспектов. Вероятно, этот великий святой мог бы умолить Бога открыть ему более точные научные данные по тому или иному вопросу. Но… он понимал, что это будет непонятно для его слушателей и читателей. Поэтому ограничивается лишь современными ему и архаичными для нас, зато понятными его современникам научными и даже псевдонаучными данными.
 
И действительно, представим себе, что Моисей или св.Василий Великий стали бы излагать Шестоднев с привлечением элементов теории относительности, квантовой механики или современной физики элементарных частиц, как этого, возможно, возжелал бы современный начинающий верить в Бога ученый. И кто бы тогда их понял и получил бы от этого пользу (в данном случае лишь научную), кроме кучки специалистов в этих областях науки, да и то живущих в конце XX и начале XXI века?! А как же быть с остальными миллиардами и миллиардами людей, живших за эти 3,5 тысячи лет?!
 
Но, во-вторых, а с чего это ты взял, современный ученый, что эти самые теория относительности, квантовая механика или физика элементарных частиц – это последнее слово науки?! Вполне возможно, что завтра все это устареет или даже окажется в ряде аспектов ложным. И если взять все 3,5 тысячи лет после написания Моисеем Бытия, то с таким же успехом алхимик средневековья мог бы потребовать включить в его описание сведения из «алхимии»; несколько позднее химик возжелал бы узнать свойства «флогистона», а физик конца XIX века более полно познать«теорию эфира».
 
Так что, суммируя все вышесказанное, следует отметить, что попытка рассматривать Моисеев Шестоднев в качестве сугубо научного исследования – неосновательна. Но, думаю, неосновательно и считать, что Моисей в Шестодневе не сообщает абсолютно никаких научных знаний. Однако на мой взгляд он представляет собой не просто научную, а богословско-философско-научную концепцию.
 
О чем идет речь? О понятии материи и понятии того, как Бог Творец из небытия сотворил нечто. Современная наука, пытаясь это понять, исходит из, мягко говоря, крайне примитивных богословско-философских представлений западного человека. Который по своей чрезмерной приверженности плоти постепенно превратил восточно-греческое православное понятие усия (сущность) в западноевропейское субстанция (вещество).
 
Вот современная наука, загипнотизированная этой ложной теорией, ошибочно и считает первоматерией первовещество; пытается найти его, например, в мире элементарных частиц; а также пытается понять, как из этого первовещества произошло все остальное. Но… безуспешно! Наша наука, образно выражаясь, тонет в массе знаний о микромире, пуская при этом какие-то «квантовые пузыри», и… никак не может найти начала Вселенной. Ибо согласно здравой логике из ничего ничего произойти не может. Коренная ошибка таких научных гипотез здесь в неосновательном отождествлении материи или первоматерии с веществом.
 
Между тем, существует другое определение материи, данное еще Аристотелем и, насколько я понимаю, признанное Православной Церковью; во всяком случае великие святые отцы и учителя Церкви признавали и использовали в своем богословии это Аристотелево определение материи. Согласно которому она представляет собой не вещество, а возможность или потенцию.
 
Это известное учение Аристотеля о материи и форме. Согласно которому, например, медная статуя – это форма, а медь, из которой она изваяна – материя. Но материя постольку, поскольку из этой меди можно (возможность или потенция) сделать не только статую, но много еще чего, множество других форм. Но и медь, в свою очередь, является формой вещества, которое может существовать не только в форме меди, но и в множестве других форм. В свою очередь вещество является формой первой материи, которая является абсолютной возможностью – в ней возможно все.
 
Но где возможно все? Где, например, А может быть равно Б, и одновременно не равно Б? А также возможно все, что угодно? Очевидно в небытии. Ведь согласно здравой логике мы должны сказать, что А не может быть равно и одновременно не равно Б; или иными словами такая возможность относится к небытию. Итак, оказывается, что первая материя, понимаемая как абсолютная возможность или абсолютная потенция, - это своего рода вид небытия. Точнее, нечто переходное между небытием и бытием, между которыми с помощью Аристотелева учения о материи перебрасывается логический мостик. Который никак не может перебросить современная наука, бесполезно возящаяся со своим ложным определением материи в качестве «первовещества».
 
Причем, если вернуться к Моисееву Шестодневу, становится понятным, почему возникает это первая материя. Очевидно она есть, если так можно сказать, проекция всеведения и всемогущества Божия на небытие. Последнее становится первой материей не само по себе, ибо из ничего ничего само собой произойти не может. Небытие становится первой материей с того момента, как Бог явил Себя Творцом: явил вовне Свое всеведение и всемогущество. Ибо согласно первому, Бог изначально знает абсолютно все возможности творения, т.е. познал всю первую материю. Согласно же второму (всемогуществу) Он в соответствии с этим (всеведением материи) мог сотворить мир каким угодно, реализовав любую из бесконечного множества возможностей (потенции) первой материи. Но Он сотворил мир таким, каким угодно было Ему.
 
И в Моисеевом Шестодневе эта богословско-философско-научная концепция творения мира через первую материю как возможность или потенцию показана достаточно ясно. Вот как толкует слова Библии «земля же бе невидима и не устроена» (Быт. 1: 2) святитель Григорий Нисский: «Из сего явствует, что все уже было в возможности (материи, потенции, согласно нашему определению. - Авт.) при первом устремлении Божием к творению, как бы от вложенной некоей силы (думаю, св. Григорий говорит здесь об энергии Божией. - Авт.), осеменяющей бытие вселенной, но в действительности не было еще каждой в отдельности вещи. Ибо сказано: "земля бе невидима, и не устроена"; а сие тоже значит, как если бы сказать: земля и была, и не была, потому что не сошлись в ней качества» (Св.Григорий Нисский. О шестодневе. Творения. Ч. 1-я. М., 1861, с. 21). Совершенно аналогично этому и мною несколько выше говорилось о материи, что она как бы и была, и не была.
 
Более подробно я писал об этом в одной из первых своих статей на РНЛ (опубликована 22 августа 2008 года) «Христианское учение о материи и материализм». Кто желает, может почитать. Но для меня это пройденный этап, сейчас меня гораздо больше интересует не Быт. 1: 2; а Быт. 1: 1: «В начале сотвори Бог небо и землю». Что это означает, кто знает?
 
P.S. Для некоторых православных не совсем понятна изложенная мною ранее библейско-научная гипотеза, позволяющая объяснить, в том числе и научно, наличие двух противоречащих друг другу групп фактов: о 7,5 тысяч и миллиардах лет бытия. Так, например, на форуме предыдущей моей статьи М.Яблоков замечает: «Батюшка, невозможно объединить истину с ложью, получится еще большая ложь. На всех без исключения антиминсах указана дата освящения от Сотворения мира! Какие еще могут быть вопросы для православного человека?! Сейчас идет 7524 год от Сотворения мира. С 14 (1) сентября - Церковное Новолетие - наступит 7525 год» (п.3). Несколько ранее Михаил также ссылался на такую же дату на любой православной Библии.
 
Объясню свою гипотезу следующим примером. Вы заходите в часовую лавку, где лишь несколько будильников показывают правильное время, а остальные – неисправны и безбожно врут. Так вот, я, в отличие от некоторых сугубо православных, не отрицаю наличия этих неисправных часов и то, что они показывают то или иное время. Но утверждаю, что эти часы повреждены, причем указываю причину повреждения (грехопадение). Поэтому также признаю в качестве единственно правильного времени то, которое показывают исправные часы, т.е. приблизительно 7,5 тысяч лет.
 
А то, что на Библии указана эта дата, а многие ангажированные ученые называют совсем другую, то что же здесь удивительного?! В Библии написаны и другие, гораздо более важные и интересные вещи, например, «не убий» (Исх. 20: 13; Втор. 5: 17; Мф. 5: 21; 19: 18; Мк. 10: 19; Лк. 18: 20), - и однако же убивают, особенно сейчас, да еще и как!!! Что поделаешь, Михаил, мы живем в поврежденном грехопадением мире.
 
Протоиерей Георгий Городенцев, кандидат богословия, Одесса
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

256. Re: Моисеев Шестоднев как научная концепция

ГОВОРЯЩИЙ САМ ОТ СЕБЯ ИЩЕТ СЛАВЫ СЕБЕ; А КТО ИЩЕТ СЛАВЫ ПОСЛАВШЕМУ ЕГО, ТОТ ИСТИНЕН, И НЕТ НЕПРАВДЫ В НЕМ. Истина проста: Всё, что вы делаете тайно, для Господа явно. Любите друг друга ибо Господь во всех и веру имейте Отец в вас.
Фролов / 08.10.2016, 14:17

255. Re: Моисеев Шестоднев как научная концепция

И книга духовная вам во благо когда она закрыта, учебник читай хоть до дыр постигай науки для добрых дел.3. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
Фролов / 18.09.2016, 06:03

254. 1 сентября Юлианского календаря:

Поздравляем православных с Церковным новолетием!!! Сегодня наступил 7525 год от Сотворения мiра.
М.Яблоков / 14.09.2016, 04:28

253. Re: Моисеев Шестоднев как научная концепция

По вере вашей да будет вам. И слышать будете не услышите ибо веры в себе не имеете. Или сами не знаете во что верите. Истина проста: Всё, что вы делаете тайно, для Господа явно. Любите друг друга ибо Господь во всех и веру имейте Отец в вас. В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас. Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам. Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить. Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам. Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам. ГОВОРЯЩИЙ САМ ОТ СЕБЯ ИЩЕТ СЛАВЫ СЕБЕ; А КТО ИЩЕТ СЛАВЫ ПОСЛАВШЕМУ ЕГО, ТОТ ИСТИНЕН, И НЕТ НЕПРАВДЫ В НЕМ...Суд же состоит в том, что Свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели Свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит Свет и не идет к Свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к Свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны. Доколе Свет с вами, веруйте в Свет, да будете сынами Света. Шесть дней работай и дела добрые делай а седьмой день посвяти Господу т. е. Сделай доброе дело ближнему твоему. Даром дали, даром и отдайте а кто даром не отдаёт тот против Господа идёт. Кто имеет уши слышать, да слышит!
Фролов / 13.09.2016, 22:37

252. Re: Моисеев Шестоднев как научная концепция

Все уже свв. отцы давным-давно изъяснили: http://hexameron.cerkov.ru/#_ftn1
М.Яблоков / 03.09.2016, 04:49

251. Re: Моисеев Шестоднев как научная концепция

Найдите полный текст постановления и посмотрите что он означает. Негоже обрезать святые слова.
Nikolay / 02.09.2016, 22:18

250. Ответ на 246., Nikolay:

Ответ я отправил, но он не опубликовался. Приведенная выдержка из постановления не полная. А полная относится к нравственной проповеди священнослужителей в храме.

Нравственная говоришь?! Фантазируем? Где это там написано? Что ж, привели правило полностью. А вот что пишут известные канонисты Зонара, Вальсамон и Аристен ты читал? Приведу слова Аристена - " Предстоятель церкви, по преимуществу в воскресные дни, должен учить догматам, и истолковывать их не от себя, но как понимали божественные отцы. Епископы обязаны учить клир и народ догматам благочестия во все дни, а в особенности в воскресные; и если кто предложит им вопрос о смысле Писания, то не должны толковать его от себя: ибо то почитается добрым об них свидетельством, если они знают предания богоносных отцев и решают вопросы согласно с ними, а не то, если сочиняют собственные слова, дабы, в случае возможной несостоятельности решить их от себя, не уклониться далеко от истинного толкования. А кто небрежет о клире и людях и не учит их благочестию, того пятьдесят осьмое правило святых Апостолов прежде отлучает, а за тем, если остается в этом небрежении, и извергает". Слов Зонары и Вальсамона, Славянской Кормчей приводить не буду, можешь ознакомиться сам вот здесь http://www.agioskanon.ru/vsobor/006.htm#19 Вот это есть православное, святоотеческое понимание, а у тебя отсебятина. Есть множество высказываний других отцов об опасности уклонения в заблуждение при толковании Писания от главы своея. Понимаешь к чему я клоню? Понимаешь! Иначе бы не задвигал о нравственной проповеди. А клоню я к мозолящим твой разум 24 часам. Хочешь или не хочешь, а святые отцы так и учили. Более того, так считали и не сомневались все христиане до появления научных представлений о миллиардном возрасте Вселенной. И настойчивые попытки истолковать день (иом) не как день, но продолжительный период появились именно в "научный" век.
Kiram / 30.08.2016, 14:00

249. Re: Моисеев Шестоднев как научная концепция

eka, ты одержим духовным паразитом (бесом).
Nikolay / 30.08.2016, 10:38

248. Ответ на 244., Nikolay:

ибо всяк человек ложь

всякий человек ложь, но не всяк человек наглая ложь. Не каждый человек врёт прямо в лицо, это бесовское качество. Если все люди грешные, то Гагарин врал прямо в лицо, со своим космосом, и остальные космонавты лжецы, как и безбожная коммунистическая власть......
eka / 30.08.2016, 04:33

247. Ответ на 242., Kiram:

Рекомендую ознакомиться с работой Лега В.П., доцент ПСТГУ, доцент МФТИСвятоотеческое богословие и современная наука.Привожу ссылку: goo.gl/Y06EDcНа вопрос ответ где? Зачем мне Лега??? Ну приведи мне ещё Осипова или митр.Илариона. Как один здесь "учёнейший" муж советовал понимать святых отцов через толкователя Осипова. Есть святоотеческое учение о Сотворении мира, зачем мне Лега? Ответь на вопрос о том - указ ли тебе постановления Вселенских Соборов? А конкретно - "Если будет исследуемо слово Писания, то пусть изъясняют оное не иначе, чем так, как изложили светила и учители Церкви в своих писаниях, и сими более да удостоверяются, нежели составлением собственных слов" говорит 19 канон 6 Вселенского Собора?Ждём ответа с нетерпением!

Ответ я отправил, но он не опубликовался. Приведенная выдержка из постановления не полная. А полная относится к нравственной проповеди священнослужителей в храме.
Nikolay / 29.08.2016, 21:38
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Георгий Городенцев
Древние и нынешние препятствия к достойному причащению свв. Таин Христовых
Православный человек может победить всеянное в него бесами и нынешней сомнительной культурой зло, если он имеет веру и любовь Божию
26.10.2021
Что смертоноснее: ковид-19 или карантин?
Карантинные меры убивают людей, преимущественно пожилых, инициируя или обостряя сердечнососудистые и другие заболевания
12.01.2021
Почему «добровольное» принятие чипа является грехом?
Ответ на статью Генриха Голякова «Является ли грехом принятие чипа»
10.06.2020
Не садись на пенек…
Учения Defender Europe 2020 в Польше натравливают поляков на Россию, провоцируя «маленькую» европейскую войну по образцу 08.08.08.
08.06.2020
Все статьи Протоиерей Георгий Городенцев
Православие и эволюционизм
Все статьи темы
Последние комментарии
Беспорядки в Абхазии. Хронология событий
Новый комментарий от Наблюдатель
18.11.2024 15:30
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский танкист
18.11.2024 13:45
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от р.Б.Алексий
18.11.2024 13:35
Зачем?
Новый комментарий от Сергей из НН
18.11.2024 13:35
Зачем это Трампу?
Новый комментарий от Владимир Николаев
18.11.2024 13:17
Русскому человеку нужно одуматься и покаяться
Новый комментарий от Сергей из НН
18.11.2024 13:04
«Мигранты в законе»
Новый комментарий от Калужанин
18.11.2024 12:34