Сестра Надежды Савченко Вера высказалась на ФБ: «Если в плену Надежда для многих была Жанной д'Арк, то сейчас ситуация все больше напоминает историю Христа. Летят камни. Летят от своих…»
Про Христа это она, конечно, хватила в алчной простоте своей. Но мысль понятна. Вчера боготворили, сегодня проклинают – телеканалы иудейских олигархов, их блогеры, их журналисты, профессиональные «украинские патриоты», члены карательных батальонов, крутые политики – всё то, что представляет собой колониальный режим, всё то, что взращено «партией войны», что представляет собой «ястребов», не в обиду благородным птицам будь сказано.
Первым на Савченко попытался цыкнуть, чтобы строем ходила и хором пела, Роман Бессмертный – бывший переговорщик в Минске. Бессмертный отъявленный кабинетный «ястреб», стоит чуть под увеличительным стеклом в глаза ему глянуть. В лихие годы был человечком Кучмы – в Раде от него смотрящим, вовремя переориентировался на Ющенко и в «оранжевом угаре» стал аж целым вице-премьером, то есть вошёл в известную обойму лиц, обслуживающих интересы США на Украине. Когда Савченко внятно заговорила (а заговорила она об этом в день прилёта в Киев) о необходимости выполнения Минских соглашений и вести переговоры с ДНР и ЛНР по поводу обмена пленных, Бессмертный напрягся и посоветовал ей «взвешивать каждое слово», чтобы и мысли не было «о переговорах между государствами» - Украиной и ДЛНР.
Говоря о персоналиях партии войны, отметим, что житейская тактика Бессмертного при всех режимах – быть всегда на шаг впереди своего шефа, если надо (а на Украине это надо) быть более радикальным, чем шеф. При Ющенко он был большим русофобом, чем сам Ющенко. Так и теперь. Зная, что в итоге нужно Госдепу США, он сделал всё, чтобы в работе Трехсторонней группы в Минске не возникло просвета. Доведя дело до лицезрения тупика, покинул Минскую группу, заявив о её бесперспективности. Понимая, что война на Донбассе результат глобального цивилизационного противостояния, заговорил, вероятно справедливо, что ни в Минске, ни в формате Нормандской четверки (Германия, Франция, Россия, Украина) разрешить донбасский конфликт невозможно. То есть без вступления в переговоры США – дела не будет, ну а мощные фигуры Меркель и Олланда в этом конфликте, по сути, равны фигурам Захарченко и Плотницкого, чьё мнение решающего значения не имеет.
Являясь «мозговой извилиной партии войны» Бессмертный вполне отвечает настроениям «майдаунов», крайних националистов и примкнувших к ним в низах, которые требуют продолжения войны, ибо никогда так сладко и так ярко не жили они на свете. Они подкачивают друг друга лозунгами реванша: «Освободим Донбасс и Крым от русских оккупантов! Никаких переговоров с сепаратистами-террористами!»
И тут вот Савченко со своими мирными идеями! От неё ждали, что она станет иконой партии войны, а она вдруг заговорила о необходимости прощать и просить прощения, собственно, заговорила о покаянии, став вдруг меткой партии мира.
Бессмертный гнёт: «Кардинально надо поменять экономическую политику. Ведущим звеном в развитии Украины должна стать военно-промышленная отрасль. Модель нужно отработать, чтобы общество идеологически было способно жить в таких условиях...» Казалось бы, менять уж дальше и некуда. Но они грезят войной. Бессмертный, заглядывая в глаза дядюшки Сэма, читает в них: «Россия угроза номер один». Понимая, что именно американцу нужно, он трясёт Америку за рукав: «Платите нам за то, что мы воюем с Россией! В ином случае получите проблему, с которой не справитесь» (цитата из его недавнего интервью).
А тут Савченко, которая светится на всех эфирах и которая о продолжении войны слышать не хочет.
Бессмертный – всего лишь одна из извилин партии войны, но на виду есть механизмы и посложнее.
Александр Турчинов, «кровавый пастор», держащий силовиков в узде, гнёт ту же линию, время от времени грозя введением военного положения.
А тут вдруг Савченко со своим заявлением: «Очень опасная такая риторика, что надо вводить военное положение. Нам надо заканчивать этот бардак, который назвали АТО, как можно быстрее, без всякой дальнейшей войны». И это после того, как на неё вылили все помои, которые были. И она не унялась.
Её первые инициативы, касавшиеся обмена пленных («Нужно начинать отдавать людей первыми. В плену не сидят дети Петра Алексеевича. А на ваших детей им плевать…»), вылились в идею перезагрузить государственную власть и создать новую Конституцию. Лишь вслух ею не сказано о необходимости сменить политический курс с прозападного, отказаться от участи колониальной страны.
Устами Савченко заговорил здравый смысл. На Украине ещё немало тех, кому этот смысл внятен. Но и потенциал имеется: обманутый человек, осознав, что его, - выражаясь на внятном теперь всем сленге, - по-бандитски кинули, не станет долго делать вид, что ничего не произошло, рано или поздно запротестует. Савченко прилагает усилия к тому, чтобы ложь, обман, «кидок» открылись.
От этого в партии войны истерика, в Савченко летят комья грязи: «Ты не герой Украины! Ты завербованный предатель!», «Тупая курица!», «Троянский конь Путина»...
В этом визге угроза не только Савченко, но и лично президенту Порошенко. Он, придя к власти, не перевёл всю Украину на военные рельсы, но стал барыгой и «его затянуло – говорит Бессмертный – дальше в логику процесса, и теперь он не может из нее вырваться». Какое-то время «ястребы» ему ещё отпускают, чтобы он перестал быть барыгой, но стал воином. При этом непрестанно пугают переворотом, внушая обществу, что за Порошенко не вступится никто – «ни менты, ни войска, ни СБУ». Но на самом деле времени у него нет: партия мира в лице уже не липового «Оппозиционного блока», но людей, прошедших Майдан и фронт даёт о себе знать. Поэтому Порошенко, в целях самосохранения, сейчас кровно заинтересован в обострении ситуации на Донбассе. При этом ему надо, чтобы обострение случилось не по его вине.
В СМИ рассматриваются возможные варианты провокаций, за которыми последует возобновление широкомасштабных военных действий. Об одном из них, например, поведал перед своим арестом бывший глава фракции Партии регионов Александр Ефремов: «Украинская сторона расставит на части контролируемых ею территорий Донбасса многочисленные муляжи военной техники, затем эти муляжи обстреляет, создав, таким образом, телевизионную картинку атаки ополченцев Донбасса». И всё вернётся в острую фазу. По какому-то варианту Украина нанесёт «ответный» удар по российской территории, по сосредоточению армейских подразделений, что спровоцирует «Москву на ответный удар». Указываются сроки: 11-12 августа. Смысл провокации? «Помешать избранию одного из кандидатов в президенты США, который обещает мир».
В любом обострении заинтересованы и «мышцы войны» - вчерашние карательные батальоны, которые считают себя преданными «режимом барыг».
Ярок пример ситуации, которая сложилась вокруг милицейской роты «Торнадо», в своё время составленной из уголовников-рецидивистов. У командира «Торнадо» Руслана Онищенко-Абальмаз до того, как Аваков выдал ему погоны лейтенанта, было несколько судимостей – в том числе «за изнасилование и разбой в составе группы». Занимаясь вымогательствами в мирное время, он был уличён в пытках, например, в обливании людей на морозе. Нынешний суд над дюжиной «торнадовцев», которых подозревают в убийствах, бандитизме, пытках, изнасилованиях, сопровождался в Киеве беспорядками, которые устроили народные депутаты Рады, видные в прошлом каратели. Их участие навело на мысль, что и у других добровольцев-карателей, не только у «торнадовцев», рыльце в пушку. Что вдруг и подтвердила Татьяна Черновол – нардеп Рады, вдова «айдаровца» и сама «айдаровка», а в прошлом скандальная активистка Майдана. Как депутат она, по её словам, занималась проблемой преступлений добробатов. На канале 211 она открытым текстом вдруг поведала: «Когда были арестованы командиры "Торнадо", у них были изъяты мобильные телефоны. В мобильных телефонах оказалось страшное видео. На самом деле страшное видео! Которое сейчас есть в материалах дела. Это видео разных сексуальных оргий, изнасилований. Причем… даже скажу, что там были даже младенцы… Там были изнасилования несовершеннолетних девочек…» Черновол прибавила, что Семен Семенченко (в прошлом командир добробата «Донбасс»), ныне нардеп, озабоченной судьбой «торнадовцев», знает про все вышеперечисленное, «за ним тоже есть преступления». О каких преступлениях речь? О военных против мирного населения.
Главный военный прокурор Анатолий Матиос озвучил интересную цифру – «330». Он поведал: «В прошлом году нам передали (из ДНР-ЛНР) список 1102 человека… Удивительные вещи мы увидели. Из этих 1102 человек, например, более 330 человек вообще не значатся ни в каких списках задержанных…» Что это значит? Это значит, что треть (!) из тех, кого ополченцы ищут – замучены и убиты в подвалах и на шахтах бандитских добробатов, впрочем, как и в тирах и подвалах СБУ, без – суда и следствия. Это те, кого ищут. А сколько пропало, кого уже и искать некому? Люди на дорогах исчезали семьями… Похоже, о многом таком могут поведать следственные материалы, впрочем, могут, и сами каратели, если правильно подойти к проблеме. Пока же они пытаются отбить своих, понимая, что следующими за решёткой окажутся они сами – если не поднимут волну и не снесут, наконец, «режим барыг».
Голос Савченко, таким образом, не одинок. Уже не одинок. Свидетельство Черновол дорогого стоит. Вот и журналист Руслан Коцаба, просидевший полтора года за то, что имел особое мнение по поводу «могилизации», разочаровался в Евромайдане и смотрит вперёд: «Понимаете, тут же нужна команда. В одиночку — сложно. Я вот вижу, как Надюху Савченко растоптали, хотя она начала говорить умные вещи...» По поводу «растоптали» - преждевременно. Но попытка растоптать налицо. Ушлые «оппозиционеры» уже зовут Коцабу к себе. Слава Рабинович зовёт. Наверняка, и Надежде Савченко, которой, похоже, тесновато в обойме Тимошенко, делаются особые предложения. Это тенденция. Режим потихонечку начинает расползаться в самой майданной своей основе. Тенденцию «зрады» Евромайдана, конечно, может пресечь любое обострение – не только госпереворот, который чреват тем, что новые власти не будут признаны ни Европой, ни Россией, не только введением военного положения, но и индивидуальным терактом, что на Украине в ходу. Но теракт вряд ли надолго в состоянии обезопасить режим.
Савченко – участница майдана, «айдаровка», наводчица, по одному из свидетельств она била священника, она – убивала… Если какое-либо сравнение с евангельской личностью возможно, то эта личность – разумный разбойник, раскаявшийся на кресте.
При этом, если выживет, не исключено, что она действительно станет киевской Жанной д'Арк, которая освободит свою родину от колониальной зависимости и от владычества партии войны.
Олег Мономах, публицист