В редакцию «Русской народной линии» поступил вопрос: «Здравствуйте! В Почаевской лавре получил листок дерева религий. Там написано: "Христос - Глава Церкви ПРАВОСЛАВНОЙ". И ссылка цитат из Библии. Я внимательно читал и не нашёл слово "ПРАВОСЛАВНОЙ". Это обман? Почему именно "православной", а не "баптистской" или "католической"? Спасибо за ответ. Андрей».
Мы попросили ответить на этот вопрос известного православного публициста, клирика Рыбинской епархии иерея Сергия Карамышева.
От людей, поверхностно знакомых с православной верой, услышать подобный вопрос – не редкость. Таковые, рассуждая о религии, смотрят на нее не изнутри, а со стороны, поэтому оперируют категориями не религиозными, а юридическими, притом, выращенными на демократической закваске.
Согласно демократическим постулатам, все люди юридически равны. Религия воспринимается здесь не как что-то, данное свыше, а как производное человеческого сознания. Если это так, из постулата равенства личностей естественным образом вытекает принцип равенства религий.
Данный подход имеет свои преимущества, когда относится к правовой сфере. Но, к сожалению, из последней он легко перекочевывает и в сферу чисто религиозную, что ведет, если называть вещи своими именами, к богохульству. Потому что утверждать, будто ложь равного достоинства с истиной, - все равно, что распевать дифирамбы начальнику лжи, т.е. диаволу.
Хочется поправить уважаемого Андрея, т.к. он утверждает, будто на выданном ему листке изображено «дерево религий», хотя в действительности – это образ исторического развития Христовой Церкви, история отпадения от нее больших частей. Там могли бы изобразить ветви древних ересей в виде тех же отростков или в виде давно отпавших от дерева и засохших ветвей. В большинстве своем они исчезли, не дожив до наших дней.
Ключ к расшифровке образа представлен в верхней части листка. Это цитата из Евангелия от Иоанна (слова Христа, сказанные ученикам во время Тайной Вечери), которую мы приведем по-русски: «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой – виноградарь. Всякую у меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода» (Ин. 15, 1-2).
Из этих слов, кажется, ясно, что Божиим судом отсекаются от Христа, как чуждые ему, и отдельные личности, и целые общества, что перестают приносить духовные плоды. Указанному духовному безплодию обыкновенно предшествует гордыня, которая в мечтах возносит до небес, а на деле нисходит в адские бездны.
Разумеется, ни в одном месте святой Библии не найти словосочетания «Православная Церковь», потому что это название утвердилось в ходе исторического развития. Однако уже к IV веку сформировалось понятие Церкви Вселенской (или Соборной), о чем сказано в Никео-Цареградском Символе: «Верую во едину святую Соборную и Апостольскую Церковь…»
Таким образом, Церковь мыслится единой. Всё, что вне нее – ереси, расколы, одним словом, богоотступнические общества. Поэтому священномученик Киприан Карфагенский говорил с дерзновением: «Кому Церковь не мать, тому и Бог не отец».
Об отступниках предупреждали уже святые апостолы. «Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и через то открылось, что не все наши» (1 Ин. 2, 19). Вот отрывок пророческой речи апостола Павла, обращенной к ефесским пресвитерам: «по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою» (Деян. 20, 29-30).
Объявить Христа главою отступников, всевозможных папистов, баптистов, иеговистов и прочих, - кощунство. Это все равно, как если бы Христа объявили вождем Иуды Искариотского после того, как последний Его предал.
Они вышли, они отступили, они ввели пагубные ереси, они «говорят превратно, дабы увлечь учеников за собою». Путь назад – только через покаяние, только через воссоединение с единой святой Соборной и Апостольской Церковью.
Эта Церковь является предметом нашей веры, значит, в ней заключена некая тайна, нечто, недоступное для понимания посредством одного лишь рассудка. На недоумевающий вопрос воображаемого собеседника хорошо отвечает святитель Московский Филарет (Дроздов) в своем «Пространном христианском катихизисе Православной Кафолической Восточной Церкви». Итак, вопрос: «Как может быть предметом веры Церковь, которая видима, когда вера, по апостолу, есть обличение невидимых?»
Ответ: «Во-первых, хотя Церковь и видима, но невидима усвоенная ей и освященным в ней благодать Божия, которая и есть, собственно, предмет веры в Церковь. Во-вторых, Церковь, будучи видима, поколику она есть на земле и к ней принадлежат все православные христиане, живущие на земле, в то же время она и невидима, поколику она есть и на небеси и к ней принадлежат все, скончавшиеся в истинной вере и святости».
Идея с лозой (древом) и ветвями была воспринято всемирным учителем нечестия диаволом, и на его обезьяний манер извращена до неузнаваемости. Если в Богом созданной природе деревья дают ветви, одни из них плодоносят, другие засыхают, притом опытные садоводы засохшие на деревьях ветви обрезают и сжигают; то в перевернутом сознании, присущем сатане, идут сначала почему-то ветви, а потом они приводят к единому дереву. Сумма лжи почему-то обязана дать результатом истину. Все ереси собраны воедино, и главой еретического бреда кощунственно назван Бог.
Он же, сатана, через своих клевретов, предлагает и другой образ – вершины горы, к которой ведут разные тропинки. Хотя этот образ и более правдоподобен, он в не меньшей мере лжив. Потому что множество тропинок и широкий путь ведут не в гору, к Отцу Небесному, а в адскую бездну. Об истинном же пути сказал Господь следующее: «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф. 7, 13-14).
Исторически словосочетание «Православная Церковь» утвердилось для удобства ее отличия от церкви Папской, которая сама себя именует «Католической», хотя, скажем, в XIX веке официальным и общеупотребительным было название «Восточная Греко-Российская Православно-Кафолическая Церковь» с разными вариациями. Нынешнее название, скажем, Русской Поместной Церкви, ничуть не ущербно. И вообще, суть не в названии, а в том, присутствует истинный Бог в данном религиозном обществе людей или же не присутствует. Это вопрос веры.
В то же время, если для Вас Священное Писание представляет какой-то авторитет, Вам следует задуматься над словами Христа: «Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16, 18). Он сказал «Церковь», а не «церкви». Церковь, в силу своей бого-человеческой природы, разделиться не может, поскольку не может разделиться Бог.
Для спасения в жизнь вечную одной лишь веры недостаточно. Необходимо принадлежать к основанной Христом Церкви. Это было общим убеждением с апостольских времен, почему мы и встречаем в боговдохновенной речи апостола и евангелиста Луки такие слова: «Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви» (Деян. 2, 47). Дух Святой, Который постоянно содержит Церковь в истине и в единстве, излился изначально в Иерусалиме не на всех (включая богоубийц), а только на учеников Христовых, которые прежде, в лице апостолов, вступили с Богом в Новый Завет.
Отпадение от Церкви равнозначно отпадению от Бога, об этом сказал Сам Господь: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18, 15-17).
Поэтому, веруя в единую Церковь, мы должны признавать ее Главою Христа, тогда как над иными религиозными обществами, чье учение противоречит православному, признавать главенство Христа не следует, дабы не впасть в богохульство.
Вместе с тем, нужно отдавать себе отчет в том, что слова человеческого языка, как правило, многозначны, в том числе, и слово «церковь». Посредством его может обозначаться и Вселенская Церковь, представляющая собою совокупность Поместных; и каждая Поместная Церковь, и какая-то часть ее; отдельная община верующих; наконец, здание, где община собирается для богослужения.
Те религиозные организации, на которые наша вера не распространяется, которые мы не почитаем жилищем Божиим, могут лишь условно именоваться «церквами», чему дает пример уже боговдохновенная Псалтирь, говоря так: «возненавидел церковь лукавнующих, и с нечестивыми не сяду» (Пс. 25, 5).
Если за какими-то религиозными обществами исторически и юридически закрепилось название «церковь», не следует этим смущаться. То же Священное Писание, утверждая веру в единого Бога, говорит и о ложных языческих богах, зачастую отождествляя их с бесами. Так же следует видеть разницу между единой истинной Церковью и трудно исчислимым количеством церквей ложных.
35. Ответ на 31., Анатолий Пронин:
34. Ответ на 31., Анатолий Пронин:
33. Ответ на 21., женя северный:
32. Ответ на 29., г-н Инспектор:
31. Ответ на 27., женя северный:
30. Ответ на 5., Анатолий Пронин:
29. Ответ на 27., женя северный:
28. Ответ на 24., Анатолий Пронин:
27. Ответ на 16., Дмитрий Фрейденфельд:
26. Ответ на 6., Дмитрий Фрейденфельд: