По иронии судьбы так случается, что люди абсолютно противоположных взглядов могут употреблять, характеризуя одну и ту же ситуацию, сходные слова и выражения, правда, вкладывая в них совершенно разный смысл. Так получилось и три дня назад. В статье «Бурное лето» я процитировал слова известной либеральной публицистки Юлии Латыниной, где та сравнивает Эрдогана с Гитлером. В этот же день появляется статья человека, мыслящего категориями православной империи отца Александра Шумского под названием «Эрдоган - турецкий Гитлер». Над этим утверждением стоит поразмышлять.
Характеризуя реакцию Латыниной и ей подобных на турецкий путч, я назвал их «шавками». И на то имеются основания. Когда осенью прошлого года турки вероломно сбили наш самолет, никто из либерального лагеря Эрдогана с Гитлером не сравнивал. Но лишь стоило ему замахнуться на их протухшие либеральные ценности, они зашипели как болотные гадюки.
Да, нас радует, когда ведется наступление на либеральные ценности, когда реабилитируется освященный Библией порядок, при котором непременным атрибутом правовых отношений выступает применение смертной казни. Нас радует, если кто-то из руководителей государств осмеливается выставлять США претензии.
В последние дни Эрдоган получил на них полное право. Вероятно, он знал из своих источников о подготовке путча и знал его главного заказчика. В этой ситуации сделал единственно правильный шаг - предпринял попытку примириться с Москвой. Эта попытка спасла ему жизнь. Не столько пустующие пляжи и отели, сколько информация о заговоре, подвигла президента Турции предпринять срочные меры. Иранское информационное агентство Fars сообщило о том, что сведения о времени начала путча Эрдоган получил от российской стороны. При этом турецкий президент в интервью CNN заявил: «Если бы я задержался там еще на 15 минут, меня бы убили или захватили в заложники». Т.е. спасение для него пришло из России. Спасение от кого? Не только от путчистов, но и от тех, что стояли за их спинами. Если сам он находится под колпаком США, то, разумеется, под тем же колпаком, только на еще более коротких поводках - и заговорщики. Неужели они дерзнули бы начать переворот, не имея гарантий извне?
Эрдоган прекрасно понял, что Запад списал его со счетов, поэтому с неподражаемым цинизмом в любой момент вытрет об него ноги, как в свое время о Хусейна и Каддафи. Вероломство Запада, направленное лично против него, серьезно отрезвило Эрдогана, поэтому он может кардинально поменять вектор внешней политики.
Сам Запад всерьез обезкуражен ситуацией в Турции, потому что она развивается не по его сценарию. Отсюда - взрыв эмоций: от воя по поводу политических репрессий до угрозы исключения Турции из НАТО. Вряд ли США на данный шаг пойдут, хотя после начала развала Евросоюза, коль скоро вырисовывается тенденция дезинтеграции Западного мiра, этого нельзя исключать.
Объявленный Эрдоганом режим чрезвычайного положения, репрессии - естественная реакция здорового национально-государственного организма на попытку его разрушить, другое дело, что репрессии могут зайти далеко. Однако зададимся здесь же вопросом: что было бы, если бы заговор удался? Разве не было бы репрессий? Наверняка, они были бы еще круче. Кроме того, могла бы начаться гражданская война, которая повлекла бы за собой распад государства и наводнила бы Европу новыми миллионами беженцев, что, определенно, порадовало бы приверженцев решать любые политические проблемы путем так называемого управляемого хаоса.
Те же персы передают, что Эрдоган озвучил идею создания «Тройственного союза», куда бы вошли Россия, Иран и Турция. Идея вполне здравая, если Эрдоган действительно решил всерьез дистанцироваться от Запада.
Для нас эта идея была бы вполне приемлемой. Прежде Иран с Турцией обыкновенно враждовали. Их взаимная недоверчивость, разная конфессиональная принадлежность основных масс населения помогли бы России выстраивать политику без ущерба для своих интересов.
Таким образом, существует позитивная перспектива. Наверное, многое прояснится после заявленной на начало августа личной встречи Путина и Эрдогана. Если последний захочет стать нашим союзником, то принесет Турции мир. Влияние США на Ближний Восток снизится, следовательно, пресловутое ИГИЛ (террористическая организация, запрещенная в России) будет раздавлено.
Разглядывая вырисовывающуюся позитивную перспективу, не нужно забывать массы исторических прецедентов, когда подписавшая с Россией мир Турция вновь и вновь начинала копать под нас. Поэтому в отношениях с нею нужна особая бдительность - дабы не получить от нее новый нож в спину.
Даже в случае самых позитивных решений в ближайшее время между Россией и Турцией, перед Эдоганом будет маячить перспектива стать новым Гитлером. Даже если будет заключен какой-то договор, наподобие пакта Молотова-Риббентропа, он, как только почувствует за собой силу, как только заключит некое тайное соглашение с США, может резко поменять свою политику. Еще Петр Великий говорил, что турку верить нельзя.
Никуда не делась идея Великого Турана, никуда не делась идеология пантюркизма. Турецкие агенты работают как в Средней Азии с Казахстаном, так и в субъектах Российской Федерации, где компактно проживают представители тюркских народов.
Одними запретительными мерами с идеологией пантюркизма не справиться. Единственный путь - государственная поддержка Православия в указанных регионах. Это будет возвратом к испытанной веками практике в пределах России мирного существования ислама и Православия. Последнее должно быть достаточно сильным - в противном случае оно будет выдавливаться из жизни.
Поэтому весьма отрадно было видеть в праздник Казанской иконы Божией Матери, как Патриарха Кирилла сопровождают первые лица российского региона, административным центром которого является Казань. В своем первосвятительском слове Святейший сказал: «те, кто стремится разрушить Россию, пытаются в первую очередь разрушить межрелигиозный мир и согласие на земле Татарстана. Но верим, что этого не произойдет, потому что Казань - город, где явилась Пресвятая Богородица».
После указанных слов перешли к делу: был заложен разрушенный богоборцами Казанский собор на месте явления в 1579 году чудотворной иконы. В ходе беседы с президентом Татарстана Миннихановым Патриарх заявил, что в этом регионе «практически равновелики две общины - православная и исламская», тем самым открыто заявив, что Православие будет иметь здесь серьезное покровительство.
Поскольку Божий Промысл заставляет нас выстраивать отношения с восточными державами, необходима выработка верных идеологических основ для взаимодействия. Их образец представлен Патриархом в ходе встречи с муфтием Камилем Самигуллиным. Святейший произнес важные слова: «Сегодня существуют очень серьезные глобальные предпосылки для развития отношений между Православием и исламом. Во-первых, и Православие, и ислам - это Восток, у нас даже одежды напоминают друг друга... Кроме того, получилось так, что Восток оказался менее восприимчив к разного рода рационалистическим новациям в религиозной жизни, под влиянием которых сейчас происходит разрушение христианства на Западе... Происходит радикальный отход от религиозной, богооткровенной нравственности, а в результате, в том числе, рост напряжения между мусульманами и так называемыми христианами, хотя на самом деле на Западе это уже зачастую секуляризированные, нерелигиозные люди... Преимущество России в том, что у нас общий моральный базис - и у православных, и у мусульман. Поэтому нам очень важно работать вместе для укрепления нравственного начала в жизни нашего общества. В первую очередь, укреплять семейные начала, отношения родителей и детей».
Кто-нибудь спросит: почему мы, рассуждая о Турции, уклонились от темы и принялись говорить о встречах в Казани? Да потому что турецкий узел и нужно начинать развязывать не в Стамбуле, а в Казани. От успеха здесь будет зависеть: сможет ли стать Эрдоган новым Гитлером, или не сможет. Если русскость и Православие будут упрочены в российских регионах компактного проживания тюркских народов, можно будет спокойно выстраивать отношения с Турцией. Если же этого не будет сделано, можно с полным на то основанием ожидать, что в любой день кривой турецкий ятаган вонзится в нашу спину.
Заметим: в турецкий узел туго затянуты не только мусульмане, но и православные, особенно из Константинопольского патриархата. Отец Александр именует Эрдогана имперцем, а путчистов - националистами. Первого - наследником политики султанов, этих же - Ататюрка. Но ведь именно при националистах-масонах, так называемых младотурках, сделавших номинальной власть султана, произошел геноцид греков и армян.
В то же время султаны, как это ни парадоксально, выступали охранителями святого Православия, не позволяя греческим иерархам сближаться с папистами, чтобы не открылся путь политическому давлению Запада через религиозную составляющую общественно-политической жизни.
При Ататюрке греки, напротив, стали стремительно сближаться с папистами и перешли на новостильный календарь. Совпадение или нет, что за несколько часов до путча патриарх Варфоломей отправился из стамбульского аэропорта на отдых во французские Альпы, мы пока можем только гадать. Но что американские спецслужбы проявляют к нему трогательную заботливость - факт. Униженные, гонимые при султанах Константинопольские патриархи были лояльнее к русским, нежели при турецких националистах.
Вынужденный в новых условиях в большей мере лавировать между Америкой и Турцией Фанар, возможно, сочтет за лучшее не ссориться с Россией, в том числе по украинскому вопросу. Это уже хорошо.
В любом случае, в открывшихся бурных событиях важно полагаться не столько на собственный разум, сколько на помощь Божию. Возможно, именно это понимание подвигло Главу России к усердной молитве на Валааме, к соединению с Господом в Его пречистых Тайнах. Будем и мы молиться, чтобы державный корабль Росси был им ведом единственно верным курсом. Аминь.
Иерей Сергий Карамышев, публицист, Рыбинская епархия
24. Ответ на 21., Унеча:
23. Ответ на 21., Унеча:
22. Re: Турецкий узел
21. Ответ на 17., Ратник:
20. Ответ на 17., Ратник:
19. Ответ на 15., РодЕлена:
18. Re: Турецкий узел
17. 13 Русский сталинист
16. Ответ на 12., влдмр:
15. Ответ на 13., Русский Сталинист: