Не всеправославный и не собор

Синод Антиохийской Церкви о статусе Критского совещания и необязательности его решений

Всеправославный, или все-таки VIII Вселенский Собор? 
0
1289
Время на чтение 6 минут
Подводя итоги своей седьмой внеочередной сессии, проходившей под председательством Патриарха Антиохийского и всего Востока Иоанна Х с 25 мая по 27 июня в Баламандском монастыре в Ливане, Священный Синод Антиохийской Православной Церкви выступил с заявлением, которое в переводе с арабского на греческий язык опубликовало информационное агентство «Ромфея», сообщает Седмица.ру.

Иерархи Антиохийской Православной Церкви, прежде всего, поздравили свою паству с праздником святых первоверховных апостолов Петра и Павла, основателей Антиохийской Церкви. Вспоминая учеников Спасителя и первых христиан, которые свидетельствовали о воскресении Иисуса Христа из мертвых своим мученическим подвигом, Синод Антиохийской Православной Церкви напомнил, что и сегодня христиане совершают подвиг мученичества в «истерзанной Сирии, замученном Ливане, окровавленном Ираке». Члены Синода особо отметили в своем послании митрополита Алеппского Павла (Язиджи), родного брата Патриарха Иоанна Х, похищенного три года назад, о котором с тех пор нет никаких известий.

Синод Антиохийского Патриархата также рассмотрел вопрос о Святом и Великом Соборе Православной Церкви, созыв которого готовится в течение более пятидесяти лет. Иерархи Антиохийского Патриархата с сожалением констатировали, что отсрочка проведения Собора, о которой просил Синод Антиохийской Церкви ради укрепления единства вселенского Православия, так и не была предоставлена. По этой причине не удалось достичь общеправославного консенсуса по спорным вопросам повестки дня Собора, так как не было выполнено экклезиологическое условие для участия в Соборе всех Поместных Православных Церквей по причине не преодоленного к настоящему времени разрыва евхаристического общения между Антиохийским и Иерусалимским Патриархатами.

Синод Антиохийского Патриархата с сожалением отметил, что не только просьба Антиохийской Православной Церкви отложить проведение Собора не нашла ответа, но и аналогичные просьбы Русской, Болгарской и Грузинской Церквей также были проигнорированы. Синод констатировал, что, в конечном счете, Собор, который изначально предназначался стать всеправославным, был созван в отсутствие четырех автокефальных Церквей, паства которых составляет около половины от общего количества православных верующих во всем мире.

В Синоде Антиохийской Православной Церкви также отмечают, что проведение Всеправославного Собора было невозможно в сложившейся ситуации, когда отсутствует главное основание православной соборности - полнота евхаристического общения между Поместными Православными Церквями. Иерархи Антиохийской Церкви подчеркивают, что при проведении Собора недопустимо было игнорировать разрыв общения между Иерусалимским и Антиохийским Патриархатами, преодолеть который было необходимо до созыва Собора. Между тем, Константинопольский Патриархат, вопреки этому, принял решение отложить переговоры между Антиохийской и Иерусалимской Церквями до времени после окончания Собора.

Синод Антиохийского Патриархата счел несправедливыми заявления ряда участников Критского Собора, содержавшие обвинения в адрес отсутствовавших Поместных Православных Церквей в том, что они якобы дистанцировались от участия в Соборе.

Исходя из вышесказанного, Синод Антиохийского Патриархата констатировал следующее.

Православное сотрудничество может быть основано исключительно на общем участии и консенсусе всех автокефальных Поместных Православных Церквей. Этот принцип - не инновация или предложение Антиохийского Патриархата, но основа соборного процесса, которая была декларирована Константинопольским Патриархом Афинагором, когда он начинал подготовительную работу по проведению Всеправославного Собора. Этот принцип получил продолжение и позже, при Патриархе Димитрии.

Синод Антиохийского Патриархата также напомнил, что и в настоящее время Патриарх Варфоломей подтвердил это правило консенсуса в ходе подготовительной работы, предшествовавшей проведению Критского Собора. Особенно это проявилось, когда он решил приостановить работу Подготовительного комитета в 1999 году из-за проблемы церковной юрисдикции Эстонии. Это привело к остановке подготовки Великого Собора в течение десяти лет.

В этой связи Синод Антиохийского Патриархата задается риторическим вопросом: как проблема статуса одной Церкви могла привести к приостановке подготовки к Собору, в то время как отсутствие четырех Поместных Православных Церквей не стало препятствием к проведению Собора на Крите?

Принцип единогласия был подтвержден, когда подготовка к Собору снова продолжилась в 2009 году. На Четвертом предварительном совещании в Шамбези в 2009 году делегация Антиохийского Патриархата подчеркнула необходимость сохранения единогласия при принятии решений. Это предложение получило одобрение со стороны всех Поместных Церквей. В том числе благодаря этому предложению удалось принять решение по вопросу о православной диаспоре и епископских конференциях.

Синод вновь акцентировал внимание на том, что предложение Антиохийского Патриархата, в котором содержался призыв достичь единодушия путем обеспечения консенсуса всех автокефальных Православных Церквей по всем вопросам, с самого начала было разработано для обеспечения православного единства во время подготовительного периода в соответствии с устойчивой и твердой православной традицией. Антиохийская Церковь не ожидала, что от этого принципа откажутся те, кто первоначально установил его и отстаивал с самого начала в качестве гарантии православного единства.

При этом также следует отметить, что решение Совещания Предстоятелей 2014 г. в Стамбуле не было подписано Патриархом Антиохийским. В этой связи в Синоде Антиохийской Церкви задаются вопросом: как согласуются с принципом единодушия в принятии решений постановления Ассамблеи в Стамбуле (2014 г.) и Ассамблеи в Шамбези (2016 г.) в свете отказа Антиохийского Патриархата их подписать? И как было достигнуто единогласие на Крите при отсутствии четырех автокефальных Православных Церквей?

Антиохийский Патриархат утверждает, что его очень четкая позиция на всех подготовительных этапах Собора в течение последних двух лет была попросту проигнорирована, в то время как опубликованные в средствах массовой информации материалы преподносили позицию Антиохийской Православной Церкви как молчаливое согласие с принимаемыми решениями.

Синод Антиохийской Церкви задается вопросом относительно позиции некоторых Церквей, которые в последнее время пытаются обойти правило консенсуса или попытаться искаженно интерпретировать его вопреки Положению о предварительных встречах православных делегаций, которые были утверждены и подписаны всеми Поместными Церквями в 1986 году. Но в настоящее время, как видно из факта проведения Критского Собора, созыв встречи в запланированное время является более важным, чем проявление подлинной соборности Православной Церкви и ее единства, считают в Антиохийском Патриархате. В этой связи Антиохийская Церковь хочет поблагодарить все Церкви, которые поддерживают правильный подход к проблеме всеправославного единства, особенно Церкви Русскую, Болгарскую, Грузинскую и Сербскую.

Синод Антиохийской Православной Церкви считает, что реальность, которую создала в церковной жизни православного мира Ассамблея епископов, проведенная на Крите, доказывает, что только консенсус автокефальных Православных Церквей остается «золотым стандартом для обеспечения единства православного мира» и «стабильной основой для определения будущего Церкви, прежде всего, для преодоления последствий Ассамблеи на Крите».

Отмечая, что ранее принятые постановления требуют, чтобы решения на Всеправославном Соборе принимались на основе консенсуса всех Поместных Церквей, при котором каждая автокефальная Церковь имеет один голос, Синод Антиохийской Церкви отвергает любые утверждения о том, что Критский Собор может рассматриваться в качестве Вселенского Собора или Всеправославного Собора.

Священный Синод Антиохийского Патриархата отмечает, что состоявшееся на Крите собрание не соответствует даже критериям Подготовительного собрания Святого и Великого Собора, в соответствии с Положением о предварительных заседаниях от 1986 г., которое предусматривает, что созыв Ассамблеи требует согласия всех автокефальных Православных Церквей.

Члены Священного Синода Антиохийского Патриархата единогласно приняли следующие решения:

• Рассматривать встречу на Крите в качестве предварительного совещания Всеправославного Великого Собора и, следовательно, считать, что принятые на Крите документы не являются окончательными, но открыты для обсуждения и внесения изменений, когда будет созван Великий Собор Православной Церкви с присутствием и участием всех Поместных Православных Церквей.

• Отказаться от признания соборного характера за любом православным собранием, в котором участвуют не все автокефальные Православные Церкви, чтобы гарантировать, что принцип единогласия по-прежнему является основным правилом, которое регулирует межправославные отношения. Антиохийская Церковь, таким образом, отвергает авторитет Критского собрания как «Великого и Всеправославного Собора» или «Святого и Великого Собора».

• Подчеркнуть, что все решения, принятые Ассамблеей на Крите, в любом случае не являются обязательными для Патриархата Антиохии и всего Востока.

• Поручить «Комитет соборного мониторинга», ответственному за мониторинг последствий Критской Ассамблеи, принять необходимые меры и представить подробный доклад Священному Синоду Антиохийского Патриархата на следующее синодальное заседание.

• Призвать верующих вместе с членами Священного Синода Антиохийского Патриархата в своих молитвах молиться за сохранение и проявление православного христианского свидетельства в современном мире.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Всеправославный, или все-таки VIII Вселенский Собор?
Коррупция на вершине Константинопольского патриархата
Последнее развитие событий убеждает в правильности решения четырех православных автокефальных Церквей о непричастности к «Всеправославному собору»
05.12.2024
«Раскольники и еретики, изыдите!»
Отпевание почившего Патриарха Неофита было омрачено скандалом, устроенным патриархом Варфоломеем и Думенко
18.03.2024
Собор всё равно состоится и он утвердит Правду Божию!
Размышления о перспективах созыва Всеправославного Собора
05.01.2024
Нам нужна наступательная позиция
В ПАНИ обсудили раскольническую деятельность Константинопольского патриархата и возможный ответ Русской Церкви
22.05.2023
Попытка снять политические дивиденды
Призыв Албанской Православной Церкви к созыву Всеправославного собора выглядит, мягко говоря, странным
14.03.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Русский дух повержен на обе лопатки
Новый комментарий от р.Б.Алексий
28.12.2024 00:29
Трагедия деревни
Новый комментарий от учитель
28.12.2024 00:02
Раздел «Важное» на РНЛ
Новый комментарий от Александр Миронов
27.12.2024 22:02
Имеет ли силу церковная анафема?
Новый комментарий от Апографъ
27.12.2024 20:07
«Этого прощать нельзя!»
Новый комментарий от Человек
27.12.2024 19:21