«По-настоящему религиозные люди испытывают друг к другу уважение»

Православные священнослужители оценили межнациональные и межрелигиозные отношения в нынешней России

Новости Москвы 
0
403
Время на чтение 7 минут
«Левада-центр» провел опрос с целью выяснить, какого рода противоречия ощущаются сегодня в России сильнее всего.

По результатам исследования, самой болезненной «точкой напряженности» оказались имущественные и социальные различия. 41% считает очень сильной напряженность между богатыми и бедными, еще 35% признают, что таковая напряженность есть, и еще 14% считают ее «не очень сильной». Что ее вовсе нет, полагают только 7%.

На втором месте – напряженность между руководством и рядовыми работниками: 23% считают ее очень сильной, 42% - средней, 22% - не очень сильной.

На третьем месте – напряженность межэтническая (15% - сильная, 37% - средняя, 31% - не очень сильная); на четвертом – межрелигиозная (13% - сильная, 35% - средняя, 28% - не очень сильная).

Проблема «отцов и детей» оказалась на пятом месте: «очень сильной» напряженность между людьми разных поколений сочли всего 6%, а 35% считают, что ее просто нет.

«Кажутся ли вам достоверными итоги опроса? Как бы вы сами оценили межнациональные и межрелигиозные отношения в нынешней России? Как их можно было бы улучшить?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.
Преосвященнейший Ириней, епископ Орский и Гайский, согласен с результатами опроса.

«Я бы предложил государству в первую очередь обратить внимание на компании, которые строят дома, распродают в них квартиры, а потом выясняется, что строить они не имели права – в этом месте или вообще. Этот болезненный вопрос могут решить только первые лица государства. Если строители-обманщики будут бояться, что их заставят отдать людям все, что наобещали, проблема решится», - продолжил он.

«Что касается отношений между начальниками и подчиненными, тут нельзя не забывать слова апостола Павла: "Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое". Да, начальник должен поступать по справедливости, даже если кому-то его решение покажется излишне суровым. Но причинять боль подчиненному, унижать его не подобает. Он должен говорить подчиненным: "Ты можешь, у тебя получится», а не «Ты обязан, я тебя заставлю"», - добавил епископ.

«Но и подчиненные не должны «проглатывать» несправедливость. Этим они наталкивают руководителя на мысль, что он никогда не ошибается. Однако нужно знать, что, как и когда сказать. Перед важным разговором следует совершить за себя молитву, чтобы Господь вложил нужные слова в твои уста. Затем помолиться за человека, с которым придется разговаривать, попросив Господа: "Сделай так, чтобы меня правильно поняли, чтобы после этой беседы у меня был друг, а не враг". И последнее, о чем Его нужно попросить, "Вразуми, когда молчать, а когда говорить"», - продолжил он.

«Я, как и многие опрошенные, тоже не ощущаю в нашей стране межрелигиозной и межнациональной напряженности. В Оренбургской области таких проблем нет. Радует и отсутствие разногласий в школах, - а ведь многие боялись, что с появлением основ православной, исламской культур они начнутся и дети будут ненавидеть друг друга. Слава Богу, этого мы избежали», - заключил владыка Ириней.
Игумен Серапион (Митько), заместитель председателя Синодального миссионерского отдела, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, считает, что любое социологическое исследование имеет свои границы достоверности.

«Очевидно, что в нем обозначен тот круг проблем, которые существуют в российском обществе постоянно, - да и, пожалуй, в любом обществе. Я бы не стал драматизировать ситуацию с межрелигиозными отношениями – наше обществе стабильно и нет предпосылок для серьезных межрелигиозных конфликтов, хотя стоит отметить: в крупных городах, в частности, в Москве такие проблемы все же возникают, но не между представителями разных религий, а между верующими и носителями атеистического мировоззрения – в частности, по поводу строительства храмов», - продолжил игумен.

«Конфликты между представителями разных религий в Москве обычно связаны с межнациональными отношениями, с миграцией: мигранты недостаточно адаптированы к нашему обществу, часто не готовы принимать существующие в нем правила и вызывают тем самым раздражение, которое носит социальный характер, однако норовит облекаться в форму межнационального и межрелигиозного напряжения. Полагаю что более важная проблема современного общества - как раз существенная разница между очень богатыми и очень бедными: кризис последних лет эту разницу увеличил. Люди, которые испытывают большие материальные трудности, склонны выражать свое недовольство. Но и здесь в основе лежит нравственность: даже социально-экономические проблемы во многом связаны с нежеланием богатых принимать на себя социальные обязательства, нежелание работодателей достойно оплачивать труд работников. Это ведет к серьезному напряжению в обществе, которое может принимать самые разные формы. И очень хорошо, что социологические исследования позволяют нам отследить, в каком направлении развивается наше общество», - заключил о. Серапион.
Священник Антоний Скрынников, главный редактор официального сайта Ставропольской и Невинномысской епархии, преподаватель Ставропольской духовной семинарии, настоятель храма в честь святого благоверного великого князя Димитрия Донского в Ставрополе, отметил, что межрелигиозные отношения у нас в целом спокойные и продуктивные, особенно между традиционными конфессиями.

«Правда, есть множество неопятидесятнических групп, которые выдают себя за протестантов, но таковыми не являются. Они пытаются встроиться в диалог с Русской Церковью и государством, бравируя мифическими сотнями тысяч последователей, вызывая напряжение. Межнациональные же отношения омрачаются прежде всего неконтролируемой миграцией и этот вопрос нуждается в срочном решении. Получается, что жителю Европы гораздо сложнее попасть в нашу страну, чем жителям Средней Азии. Это, на мой взгляд, неправильно», - подчеркнул отец Антоний.
Священник Стефан Домусчи, кандидат философских наук, кандидат богословия, доцент, заведующий кафедрой нравственного богословия Православного института св. Иоанна Богослова, полагает, что результаты опроса соответствуют действительности.

«Хотя если бы спросили меня, я бы самыми напряженными назвал отношения между совестливыми и бессовестными. Отсюда напряженность и между богатыми и бедными, руководителями и рядовыми сотрудниками (я не замечал, чтобы руководители были беднее своих подчиненных). Какая-то межэтническая напряженность в обществе, наверное, тоже есть, но это не столь заметно. Вероятно, кому-то не нравится количество приезжих, их поведение, или просто беспокоит, что рядом «чужие». Но кого-то беспокоит, а кого-то и нет», - продолжил он.

«Межрелигиозного напряжения, на мой взгляд, нет как такового. По-настоящему религиозные люди испытывают друг к другу уважение. Ты встречаешь верующего человека, и видишь: он внимателен к своей душе, прислушивается к своим духовным запросам. Как улучшить напряженность в отношениях? Мне кажется, в первом случае только честностью, совестливостью. Нужно с любовью относиться к другим людям. Не следует забывать, что им тоже необходимо кормить семью, они тоже должны достойно жить. Если поступать так будет каждый, - мне кажется, напряженность исчезнет. Конечно, наше телевидение активно проводит идеологическую работу. Но сколько бы нам ни рассказывали, что где-то хуже, чем у нас, кошелек свидетельствует: нам и самим несладко», - заключил священник.
Иерей Иоанн Воробьев, клирик Николо-Кузнецкого храма, преподаватель ПСТГУ, зам.директора по воспитательной работе Православной Свято-Петровской школы, отметил, что сегодня в России много разных проблем: одни можно объяснить экономическим кризисом, другие низким уровнем жизни или 70-летним советским периодом.

«Но иногда создается впечатление, что некоторые из них существуют не сами по себе, что они управляемы и даже кому-то выгодны, - будто нас используют как каких-то подопытных кроликов. Народ начинает чувствовать, что власть манипулирует этими проблемами, и тогда становится особенно грустно. Одна из таких проблем как раз касается межнациональных отношений», - добавил он.

«Россия - уникальная страна, где во время империи сохранили прекрасный многовековой навык: народы разных национальностей, культур, языков и религий всегда уживались вместе. Но советская власть этот вопрос пыталась решить очень примитивно и упрощенно, а современная власть многие моменты не чувствует и будто не хочет чувствовать. Проблема межрелигиозная, когда мусульман становится все больше, уже накрыла всю Европу, накрывает и Россию. Слава Богу, что в нашей стране удается уживаться разным людям. Владимир Владимирович Путин об этом, помню, писал статью, но постулаты, которые он высказывал, так и остались на бумаге», - продолжил священник.

«Имущественное расслоение в обществе - это вопрос экономики. Люди уже привыкли за первое десятилетие XXI века, что в России экономика успешная, мы живем с профицитным бюджетом. И когда начался кризис, который накрылся еще сверху санкциями, и нам объясняют, что денег не будет, то народ, привыкший к хорошему, начинает возмущаться. Самый простой способ вызвать народное недовольство – ударить по благосостоянию. Понятно, что если эта проблема еще подогревается искусственно извне, то становится не просто грустно, но и боязно за будущее», - заключил о. Иоанн.
Иеромонах Макарий (Маркиш), священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии, отметил, что сами вопросы задавались не об объективной реальности, а о субъективных ощущениях человека.

«Для сравнения: одно дело спросить о сумме моего заработка, а другое, когда спрашивают о моем отношении к такой сумме заработка. Выплеснуть зависть к соседу, начальнику или сотруднику – дурное свойство человека. И одна из реальных проблем общества – это наличие постсоветского синдрома, то есть зависти к материальному благополучию окружающих. И это мешает людям жить. Могу сказать, что за рубежом это так не выражено. Там если сосед имеет достаток, у нормальных людей он не вызывает таких реакций. И печальное наследие советчины, что у нас это есть. А что межнациональные и межрелигиозные отношения оказались ниже по приоритету, говорит о фактическом состоянии вещей, то есть эта тема, к счастью, на сегодня, благодаря усилиям властей, Церкви и общества, в спокойном состоянии. Стимулировать межнациональную и межрелигиозную вражду у нас не удалось, в отличие от зависти и недовольства богатыми людьми или начальством», - подчеркнул о. Макарий.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Страх и подвиг
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 23:09
Иван Ильин как идеологическая мишень
Новый комментарий от РомКа
26.04.2024 23:08
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 22:25
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 22:15
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 22:06