О причинах и последствиях британского референдума рассуждает в интервью «Русской народной линии» эксперт научного совета при Совете Безопасности России, политолог-международник, заместитель директора Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте России, доктор философских наук, профессор Юрий Косов:
Причинами референдума явились внутренняя борьба за верховенство и льготное пребывание в ЕС. Плебисцит инициировал не Владимир Путин, а премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон. Если референдум – рука Москвы, то Кэмерон – агент Кремля. Еще несколько лет тому назад он предлагал провести это мероприятие, когда британцы выторговывали лучшие условия участия в ЕС. В 60-е годы Великобритания стремилась вступить в европейское сообщество, но Франция под руководством генерала Шарля де Голля всячески этому препятствовала. Он считал, что приход британцев может поставить европейское экономическое сообщество в зависимость от США. Ныне это и произошло, поэтому участие Великобритании в ЕС не влияет на зависимость от американцев. Но когда-то Евросоюз был относительно независим.
И только в 1973 году британцы вошли в состав Европейского Союза после ухода из политики и жизни генерала Шарля де Голля – последнего выдающегося правителя Франции в ХХ веке. И среди современных политических руководителей ему пока нет равных.
Великобритания всегда требуют для себя особенных условий в ЕС. В отличие от европейских стран, включенных, прежде всего, в процесс европейской интеграции, у британцев много иных интеграционных векторов: колоссальные связи с США, сотрудничество с бывшими колониями. Ранее было «Британское содружество», а сегодня осталось просто «Содружество». Поэтому Великобритания выторговывает для себя особые условия. Она не вошла в зоны евро и Шенгена и требовала уменьшения взноса в ЕС, особые правила миграционного въезда в свою страну. Переговоры шли весьма напряженно и сложно, поэтому Дэвид Кэмерон с целью надавить на Европейский Союз предложил провести референдум. Премьер заявил, что если ЕС не выполнит требования Великобритании, то он инициирует референдум о выходе из Евросоюза. Референдум был обращен вовне, использовался как инструмент для давления на брюссельскую демократию. Но Дэвид Кэмерон не смог просчитать несколько нюансов.
Первый. За несколько лет с момента его обещания провести этот референдум, ЕС вступил в ряд серьезных кризисов – экономический, миграционный, обострение отношений с Россией, колоссальное давление США в связи с антироссийскими санкциями и с созданием Трансатлантической зоны свободной торговли.
Второй нюанс. Кэмерон недооценил ситуацию в самой Великобритании – в стране оказалось большое количество противников ЕС, в том числе шотландские и ирландские сепаратисты. У Великобритании как островного государства всегда была своя политика. Не зря один известный политический деятель говорил, что у Великобритании нет вечных союзников, а только вечные государственные интересы. Эта мысль выражала серьезную идеологию британской политики в 18-19 вв. Кроме политической элиты всегда есть контрэлита, стремящаяся во власть. Возникший в обществе спор дал серьезные шансы для британской контрэлиты – тому же мэру Лондона Борису Джонсону. Есть ряд подготовленных сильных политиков, претендующих на пост премьер-министра. Джонсону было бы трудно добиться национальной популярности, несмотря на свой пост, а результаты референдума вынесли его в самый эпицентр политической дискуссии, сделав его одним из национальных лидеров. Таким образом референдум из технического механизма превратился в политическое событие.
Результат референдума: 52% за выход из ЕС и 48% против показывает раскол в обществе. Но, с другой стороны, когда наши западные партнеры обвиняют Россию в использовании административного ресурса, то результаты этого референдума как раз и предполагают использование админресурса. По всем серьезным референдумам и выборам проходят нужные кандидаты с перевесом 0,5 – 1%. Напомню, что Ангела Меркель выиграла Шредера с разницей – 0,1-0,2%. В результате поменялась политика как Германии, так и Евросоюза. В Шотландии референдум также завершился с небольшим перевесом. По всей видимости, применяется административный ресурс.
Но я не стал бы преувеличивать значение референдума и говорить, что он приведет к расколу Европы и развалу Европейского Союза. Конечно, появились трещины, но пока трудно предположить, станут ли они линиями разлома. Кризис ЕС не будет бесконечным. И на смену бездейственным политическим элитам, инициирующим референдумы, которые их уничтожают, придут более полезные лидеры. Смягчение отношений с Россией может позволить разрядить обстановку. Референдум однозначно показал, что Евросоюз болен. Многое будет зависть от лечения.
6. Результат "политики" и государственного управления.
5. Да что там Евросоюз! Все пришло в движение.
4. Дополнение к 2., Углич:
3. Евросоюз болен
2. Президенту России Владимиру Владимировичу Путину!
1. Глумление над Россией. Ответьте, пожалуйста!