Митрополит прокомментировал высказывание лжепатриарха Филарета Денисенко о том, что якобы так называемый «киевский патриархат» поддерживают 40 процентов населения Украины, а каноническую Церковь – только 20 процентов.
«Это всего лишь слова, которые повторяются вновь и вновь для того, чтобы их считали реальностью. Церковь — не политическая партия, она не участвует в борьбе за электоральные симпатии населения. Ведь в таком случае ей часто приходилось бы отказываться от своих убеждений в пользу той или иной идеологии. Ведь среди населения — много неверующих и малоцерковных людей. Если большинство из них вдруг решат, что какая-нибудь конфессия должна, к примеру, признать гомосексуализм, то что же — она должна идти навстречу этим пожеланиям, чтобы быть в общественном "тренде"? Это выглядело бы абсурдно. Церковь созидают ее верующие, те, кто часто посещает храм, принимает участие в Таинствах и различных церковных служениях. Именно они являются тем барометром, который определяет авторитет той или иной конфессии. Мнение же людей, никогда не переступавших порог храма, но почему-то считающих себя вправе решать, как должна развиваться Церковь, должно оставаться их мнением, и не более», - отметил владыка.
Комментируя проект постановления Верховной Рады Украины с обращением к Патриарху Варфоломею о признании автокефалии украинского Православия, владыка Антоний заявил, что «политика и вера не должны смешиваться».
«Это чревато только новыми конфликтами в обществе. Если Ваше утверждение о конфессиональной принадлежности упомянутых людей верно, то, конечно, возникает странная ситуация. Представляю, какой бы был резонанс, если бы, например, православные депутаты передали на рассмотрение парламента проект обращения к папе Римскому с просьбой создать на базе местных католиков и греко-католиков автокефальную католическую церковь на Украине», - добавил он.
Также иерарх прокомментировал законопроект №4128, который нацелен на облегчение переходов верующих из одной религиозной структуры в другую. «Существующее законодательство и так вполне эффективно регулирует этот вопрос. Если говорить о нашей Церкви, то те из верующих, кто хотел правомерным путем, в соответствии с прописанной законами процедурой, куда-то перейти, уже давно это сделали. И никаких преград на своем пути они не встретили. В свою очередь законопроект №4128 создает возможности для масштабного "церковного рейдерства", от которого может пострадать любая религиозная организация Украины», - подчеркнул владыка.
«Этот законопроект создаст невиданную доселе почву для манипуляций. Если говорить утрированно, то после его принятия Верховной Радой любой человек может обрести право решать судьбу любого храма. Для этого ему, к примеру, нужно всего лишь один раз посетить проходящую там службу и сказать, что он отныне самоидентифицирует себя с соответствующей церковной общиной. Если, с помощью специально организованной деятельности, таких "верующих" наберется достаточное количество, они могут потребовать у настоящей общины провести заседание с целью рассмотрения вопроса о переходе прихода под крыло другой конфессии. Финальный аккорд — обеспечить свое численное превосходство на этом заседании. И все, вопрос решен. Решен через головы тех, кто в действительности имеет полноценное право определять судьбу своего прихода», - продолжил архипастырь.
Он полагает, что будет какая-то реакция на принятие законопроекта №4128 со стороны мировой общественности. «Уж слишком явно попираются этим законом Конституция Украины и гарантированные ею основные права человека. Конкретные меры реагирования могут быть разными. Недавно я прочитал мнение одного эксперта о том, что принятие данного законопроекта может подорвать усилия нашей страны по обретению безвизового режима с ЕС. Это вполне реально, ведь в Европе тщательно отслеживают проблемы, связанные с нарушением фундаментальных прав. Уверен, что негативной реакции следует ожидать и со стороны международных церковных структур. К нам недавно приезжала делегация Всемирного совета церквей. В рамках соответствующих переговоров затрагивалась и тематика законопроекта №4128. Она вызвала глубокую обеспокоенность у наших зарубежных гостей. По их мнению, указанная законодательная инициатива может негативно повлиять на бесспорно важное служение и свободу вероисповедания некоторых церковных общин в нашей стране», - заключил владыка Антоний.