Проповедь иерея Сергия Карамышева во время Божественной литургии 16 (3) июня в часовне на берегу Рыбинского водохранилища близ затопленной его водами Югской Дорофеевой общежительной пустыни. Богослужение возглавлял епископ Рыбинский и Даниловский Вениамин.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь. «Днесь благодать Святого Духа нас собра» на этом месте, чтобы мы почтили память явленной здесь четыре века назад великой святыни – чудотворной Югской иконы Божией Матери. Мы стеклись к берегу бывшей реки Юги, которая стала почти восемь десятилетий назад частью рукотворного моря.
Двойственные чувства наполняют душу. С одной стороны – это радость по поводу некогда явленной нашему народу святыни, что ободрила исстрадавшихся от многолетней смуты людей.
С другой стороны – это горечь утраты, потому что в 20-х годах прошлого века, в самый разгар новой смуты, мы лишились святыни. Известно, что она попала в руки так называемых обновленцев, которые силились при поддержке тогдашних властей разрушить Русскую Церковь изнутри. Потом следы чудотворной иконы затерялись.
Итак, можно сказать: преодоление одной смуты даровало нам святыню, а погружение в новую смуту, лишило нас ее. Третья большая смута постигла Россию в конце прошедшего ХХ столетия. Хочется верить, что она, по милости Божией, преодолевается, хотя по сей день в пределах Святой Руси, а именно, на
Украине, льется кровь.
Опыт протекших столетий показывает, что смута наступает вследствие попрания правды Божией, беззакония, забвения отеческих преданий. Общее имя данным грехам – гордыня. Преодолевается смута взысканием правды Божией, водворением порядка и смиренномудрием.
Только что перечисленными качествами обладали разные представители нашего народа, от Царя и Патриарха до простого крестьянина, непосредственные участники явления и прославления святыни, память которой мы сегодня чтим.
Чтобы эти качества запечатлелись в наших душах и помогли в преодолении последней смуты, напомним вкратце историю Югской иконы Божией Матери.
Эту святыню принес в наши края насельник Псково-Печеского монастыря схимонах Дорофей. Он был уроженцем села Нижне-Никульского, что находилось неподалеку отсюда, ныне же затоплено, как и сама Югская пустынь.
Схимонах Дорофей, неся свое служение в Псково-Печерском монастыре, не довольствовался обычными трудами, но, подобно более известному современнику, прп. Иринарху Затворнику из Борисоглебского монастыря, в годы смуты носил на себе тяжелые вериги. Незаметный молитвенный подвиг таких людей преклонил божественное милосердие к нашей исстрадавшейся земле. Интервенты были выдворены, а вся Русь присягнула вымоленному у Бога Царю Михаилу Федоровичу Романову.
Можно было видеть тогда, можно и теперь, делателей на духовной ниве, что склонны к тщеславию. Не таков был старец Дорофей. Получив от Бога дар прозорливости, он очень тяготился человеческой славой, которая стала его окружать, и молился Божией Матери, чтобы Она управила его дальнейший жизненный путь, дабы он мог иметь очищающее и просвещающее душу молитвенное безмолвие.
Не дерзал он поступать самочинно и предпринял какие-то действия лишь по откровению от Самой Царицы Небесной. 5 мая 1615 года схимонах Дорофей услышал во время утреннего Богослужения Ее голос, повелевавший взять икону, именуемую Одигитрией (или Путеводительницей), и отправиться с нею к себе на родину, где старцу было обещано доброе упокоение.
По окончании службы он обошел храмы обители. При этом одна небольшая икона Царицы Небесной просияла сверхъестественным светом. Старец тотчас сообщил о воле Богоматери настоятелю обители архимандриту Иоакиму.
Тот, будучи опытен в духовной жизни, не вдруг поверил схимонаху Дорофею и сразу не дал согласия на его уход из обители, опасаясь: не находится ли тот в духовной болезни, именуемое прелестью, и не принимает ли внушение демонов за истину.
Старцу оставалось только молиться о вразумлении настоятеля. И когда вечером того же дня архимандрит совершал свое келейное правило, Богоматерь Сама явилась ему и повелела отпустить старца Дорофея на родину с чудотворной иконой.
Собрав наутро всю братию монастыря, отец Иоаким со смирением рассказал историю своего чудесного вразумления. Испросив у старца прощения за свое первоначальное недоверие к его словам, он просил, чтобы тот указал чудотворный образ Богоматери, который ему предстояло теперь унести из монастыря как Божие благословение для своей малой родины.
Старец повел всю братию в храм и указал вновь явленную чудотворную икону. Перед нею было отслужено соборное молебствие. Лишь после этого малого прославления святыни, напутствуемый благословением настоятеля и всей братии, отец Дорофей отправился в путь.
Почти месяц он пробирался на родину по разоренным Смутой землям, пока не достиг слияния двух речек – Белой Юги и Чёрной Юги. После их слияния река именовалась просто Югой и с таким именем впадала в Волгу. До родного села оставалось совсем немного. Притомившись от пути, старец решил немного отдохнуть. Он поставил икону на ветви сосны, а сам прилег рядом.
После отдыха прп. Дорофей хотел было снять икону с ветвей, чтобы продолжить путь, но не смог этого сделать. Употребил бОльшее усилие, но всё напрасно – икона точно приросла к ветвям. Тогда старец вновь встал на молитву, исповедуя Богоматери свои грехи, который почитал причиной невозможности дальнейшего путешествия. Тогда икона снова, как и в монастыре, просияла сверхъестественным светом, и старец услышал голос Царицы Небесной. Она воспретила дальнейший путь, потому что настоящее место избрано Ею для основания здесь обители в честь и славу Ее возлюбленного Сына. Закончилось же откровение словами: «Здесь будет икона сия и благодать Моя с нею вовеки». Это было 3 июня 1615 года.
Тотчас указанное Царицей Небесной место, хотя оно было низменным и, соответственно, болотистым, полюбилось старцу. И не хотелось ему более никуда – ни в село Нижне-Никульское, до которого было уже рукой подать, ни в Псково-Печерский монастырь. Вскоре весть о пришествии схимонаха с чудотворной иконой разнеслась по округе. Стали приходить люди – за молитвой и советом, за исцелением и утешением.
Исцеления же Богоматерь изливала особенно обильно, прославляя Свой так нужный людям чудотворный образ. Некоторые боголюбцы просили у старца позволения поселиться с ним рядом, потому что они слышали от него самого пророчество об основании здесь монастыря. Но тот всем отказывал, говоря, что не получал от Богоматери указания самому устраивать обитель. Однако тотчас добавлял, что она будет создана, только не его слабыми силами, а всемощным содействием Самой Царицы Небесной, когда Ей это будет угодно.
Те же боголюбцы помогли старцу построить келью, а затем и часовню. Лишь тогда, после молебного пения, икону удалось снять с ветвей и поместить в более подобающем для нее месте. Старец, служитель Царицы Небесной, постоянно пребывал в посте и молитве, не снимая с себя тяжелые вериги. Так прошли семь лет, и с каждым годом слава чудотворной иконы Богоматери возрастала. Узнав через откровение день своей кончины, прп. Дорофей призвал к себе священника Нижне-Никульской церкви, исповедался, приобщился святых Христовых Тайн, и душа его мирно отошла ко Господу 5 июня 1622 г.
После отпевания и погребения старца (подле часовни) духовенство и жители села Нижне-Никульского решили перенести чудотворную икону в свой храм. Было отслужено молебствие, и с должной честью Крестным ходом икона была препровождена в желаемое людьми место. Однако Самой Богоматери таковое начинание было неугодно. Поэтому на следующее утро иконы в храме не оказалось. При этом некоторые устремились к часовне на речку Югу. К их удивлению икона оказалась непостижимым образом в часовне на своем прежнем месте.
Опять отслужили молебствие, опять составили Крестный ход, опять перенесли икону с Юги на берег Волги. Храм заперли со всею предосторожностью. Но на следующее утро было то же. При этом перед иконой в часовне горела свеча. Последнее обстоятельство особенно удивило жителей Нижне-Никульского, потому что из-за совершенного оскудения в ходе Смуты свечи превратились в небывалую роскошь. Даже в храмах их не было – повсюду пользовались для освещения лучинами. Отслужили молебствие в третий раз, составили Крестный ход. Но взять икону с ее места в часовне священнослужители уже не смогли, как сначала сам старец Дорофей с ветвей сосны. Они знали эту историю, поэтому решили впредь оставить всякие попытки перенести икону в свой храм, дабы не навлечь на себя гнева Божия.
Священнослужители Нижне-Никульского сообщили о явном для всех чуде Ростовскому митрополиту Варлааму II. Тот, все проверив, в свою очередь, известил Патриарха Филарета о чудесных знамениях на реке Юге. Весть быстро разлетелась по столице православного Царства, вдохнув надежду в сердца отчаивавшихся от перенесения великих бедствий людей.
Державный сын Патриарха благоверный Царь Михаил Феодорович, выяснив, чьи земли находятся вдоль реки Юги, предложил их владельцам – боярам Дмитрию Погожеву и Оресту Глебову назначить цену для их выкупа за казенный счет ради основания здесь монастыря. Однако бояре сами с радостью пожертвовали свои земли для богоугодного дела, о чем дали запись Партиарху. Данную запись Святейший препроводил митрополиту Варлааму и предложил ему озаботиться устроением на Юге монастыря в размерах местной на то потребности. Патриарх благословил имеющую основаться обитель напрестольным серебряным Крестом с вделанными в него частицами святых мощей, который впоследствии хранился возложенным на гробнице преподобного Дорофея.
Так пустыня процвела яко крин пред Богом, в особенности, после введения в ней с 1786 года общежительного устава по образцу Саровской пустыни, которая уже тогда была обильно текущим источником Божественной благодати. В том году в Сарове был совершен постриг над будущим великим светильником Русской Церкви прп. Серафимом, и тогда же настоятель (или строитель, как тогда называли) Пахомий благословил в дальний путь на Югу троих своих насельников.
В XIX столетии Югский монастырь поражал современников величием своей архитектуры, благоустроенностью, образцовым хозяйством, благотворительностью. При нем была открыта школа для крестьянских детей и бесплатная больница.
Однако не это в монастыре главное. Ведь первейшее делание монаха – воссоздание в своей душе храма Божия. Обитель вполне отвечала главному своему назначению и славилась своим подвижниками, смиренными делателями на духовной ниве.
Жил здесь архимандрит Поликарп, служивший в свое время в духовной миссии в Пекине. Ему весьма настойчиво предлагали принять архиерейский сан. Однако он предпочел нести послушание в качестве одного из священнослужителей Югской пустыни. Лишь по кончине настоятеля, игумена Варфоломея, которого он почитал и любил, архимандрит, уступая просьбам братии, принял на себя бремя управления обителью.
Жил здесь старец иеромонах Адриан Югский, великий молитвенник, собравший общину, что послужила основанием для создания Софийского женского монастыря в Рыбинске.
В Евангелии сказано: не может укрыться город, стоящий на верху горы. Так сияла духовным светом Югская пустынь. Когда все умножавшиеся грехи нашего народа переполнили чашу Божия долготерпения, открылась смута. К власти, божественным попущением (которое можно назвать горьким лекарством для русских людей, ставших тепло-хладными в отношении веры и неверия), пришли люди, открыто восставшие против Бога. Они попытались устроить жизнь, опираясь на свой заблудший разум. Духовный свет, который сиял в разных уголках нашей земли, был им ненавистен, поэтому с неистовством одержимых они разрушали источники божественной благодати, принося на святые места мерзость запустения.
В Югской пустыни была устроена колония для малолетних преступников, затем она была разрушена и затоплена водами рукотворного моря. Эти скорбные события побуждают нас к покаянию, к молитве, к трудам. И то, что мы собрались сегодня здесь, что чтим даже утраченные святыни, есть наше покаяние делом.
Сегодня мы видим воочию исполнение пророчества старца Дорофея Югского. Пусть монастырь разрушен и затоплен, благодать Божия сияет над этим местом, потому что здесь служится святая литургия. Души людей, чьи могилы покрыты водой, сегодня получили утешение велие. Владыка особо поминал их во время заупокойной ектении.
Поэтому, дорогие, испытывая какие-то напасти, не будем отчаиваться. Опыт истории ХХ века показывает, что наглость, гордыня, хамство имеют лишь видимость силы. Подлинная же всепобеждающая сила заключается в незлобии, терпении, молитве, наипаче же – в любви. Эта сила, Божиим содействием, создает будущее.
Мы собрались у пустынных вод, что, казалось, навеки погребли источник благодати. Но этот источник пробивается сквозь толщу любой стихии, живит и питает наши души. Милости Божией всем, пришедшим почтить память святыни. Аминь.
Закат над затопленной обителью накануне праздника
Часовня
Архиерейское служение