О деятельности особых экономических зон в России рассуждает в интервью «Русской народной линии» доктор экономических наук, профессор, заведующий сектором Института экономики РАН Олег Сергеевич Сухарев:
Нужно дождаться обобщенного доклада Президенту по особым экономическим зонам. Но многие экономисты, включая меня, говорили о том, что экономические зоны не будут эффективны еще тогда, когда цели их создания не были согласованы с выделяемыми ресурсами. Особая экономическая зона потому и имеет такое название, что предполагает создание специализированного режима развития и определенных условий, стимулирующих ее рост: по налогам, административным, организационным институциональным условиям и т.д. и т.п.
Счетная палата и другие контрольные органы сегодня так или иначе отмечают складывающуюся неэффективность функционирования экономических зон, сравнивая результативность их функционирования (в основном финансовые) с выделенными бюджетными средствами. Конечно, нельзя исключать и коррупцию – намёки на неё так или иначе звучат в предварительных оценках. Но надо задаться вопросом: какую роль выполняла конкретная экономическая зона для того или иного региона? Отсутствие свободной экономической зоны за этот период могло еще более серьезно ухудшить состояние данной региональной экономики. И сравнение с позиции альтернативных издержек обычно не осуществляется никакими контрольными органами. Это должно происходить в результате глубокой проработки проблем эффективности функционирования таких крупных институциональных образований, как особые экономические зоны, причём на этапе их создания, проектирования.
Счетная палата, безусловно, на мой взгляд, права с бюджетной точки зрения: скорее всего, особые экономические зоны сработали неэффективно. Причина такого результата проста: реализуя неподготовленную экономическую политику, выделяемые ресурсы и создаваемые условия были неадекватны целям, ставившимся перед развитием свободных экономических зон. Эта диспропорция как раз и задавала неэффективность функционирования. Когда бюджетные ограничения обострились и стали очень важными для страны, то спохватились и начали смотреть на функционирование этих зон, ведь приходится экономить сегодня каждую копейку. И оказалось, что они неэффективны, хотя многие экономисты предупреждали, что такое число зон не сработает с помощью скудных ресурсов. Это было абсолютно верное предупреждение. Счетная палата, президентские структуры и пресс-секретарь Главы государства Д.Песков по сути, так или иначе, желая этого или нет, но говорят нам об одном (по моему мнению): были приняты неэффективные (причём видимо изначально) государственные решения касающиеся особых экономических зон и далее проводилась такая по результативности экономическая политика. К сожалению, это достаточно запоздалое признание неэффективности, ибо некоторые зоны уже функционируют десять лет, на протяжении которых они получали определенный ресурс, но недостаточный, поэтому он и использовался с недолжной эффективностью (в такой оценке исключаем коррупцию, хотя это явление может иметь место быть)
Нужно детально рассмотреть проблему эффективности особых экономических зон, подготовить доклад Президенту и далее принимать решение по его результатам. Нам нужна иная система бюджетного федерализма – распределение остающихся средств в регионе, изменение налоговой системы, субсидий и дотаций, изменение соотношений в регионах-донорах и регионах-реципиентах. Необходимо проектировать систему бюджетного федерализма
Стоит напомнить, что Евгений Максимович Примаков, 13 января 2015 года, фактически прощаясь с научно-экспертным сообществом, дипломатами из МИДа и другими многими выдающимися деятелями, выступил с почти часовым докладом на «Меркурии-клубе», существенное место в котором было отведено регионам, региональному развитию и бюджетному федерализму. На мой взгляд, его позиции в целом были верны, но все равно требовали дальнейшей проработки. Это возможно, если моделировать ситуацию, относиться к экономике как к проектировочной задаче. Как с особыми экономическими зонами, так и с территориями опережающего развития мы просто вляпались согласно принципу: «ввяжемся в бой, а там посмотрим». С управленческой точки зрения, это абсолютно бесперспективная стратегия, ибо ресурсы несоразмерны целям, которые ставятся перед системой или подсистемой (регионом). Отсюда затем и итог неэффективности. Однако, не факт, что нужен отказ от всех особых зон, скорее нужны меры, чтобы повысить эффективность одних, и действительно свернуть другие. Но при подготовке таких решений нужны обоснования дополнительные, и главное – возможные альтернативы.
Конечно, понадобится изменить общие императивы макроэкономической политики и чётко понимать, что не просто создать благоухание в отдельно взятом регионе, будь то Дальний Восток, Калининград, Урал или Сибирь. Могут появиться зоны относительного благополучия в силу определенных преференций и специфических условий, складывающихся часто не по воле правительства. Эти условия иногда складываются сами собой, что обнажает отсутствие связи между воздействием на систему и ее изменением (отчасти и вопреки действиям). И эта проблема более серьезна (связи воздействий на систему и её изменений), чем простая констатация неэффективности системы.
На вопрос РНЛ в связи с обнажившейся проблемой особых экономических зон, что, дескать, Президент РФ решил отказаться от либерального фетиша в области экономической политики, скажу так: вот когда он заменит Кудрина, отстранив от разработки программ, заменит или хотя бы расширит базовые интеллектуальные центры, как разработчиков «2030» и других программ, подключит более широкие силы, включая региональных специалистов, вот тогда можно будет так утверждать, как формулирует РНЛ.