По поручению президента создание новых особых экономических зон (ОЭЗ) в России прекращается - по крайней мере до разработки единых подходов к ОЭЗ и территориям опережающего развития, работа десяти зон будет прекращена, все действующие ОЭЗ переданы регионам. Как следует из ведомственной переписки, с которой ознакомился «Ъ», поручение должно быть исполнено до 30 июня. Такую реакцию Кремля вызвал доклад главы контрольного управления президента Константина Чуйченко. В нем констатируется, что с 2006 года на 33 ОЭЗ потрачено 186 млрд руб., 24 млрд руб. из них не использованы, налоговые и таможенные платежи из самих зон за это время составили 40 млрд руб. Создание одного рабочего места в ОЭЗ обошлось бюджету в 10 млн руб.- среднюю зарплату в РФ за 25 лет.
По данным «Ъ», 27 мая президент Владимир Путин поручил правительству разработать единую стратегии работы ОЭЗ, обеспечить оптимизацию бюджетных инвестиций и механизмы их передачи под управление субъектам РФ. Кроме того, в поручении шла речь о приостановке создания новых ОЭЗ - до разработки единых подходов к их созданию - и прекращении работы неэффективных ОЭЗ по итогам проверок Счетной палаты и Генпрокуратуры. По поручению курирующего вопрос вице-премьера Дмитрия Козака (ДК-П13-3206, есть у «Ъ») Минэкономики должно представить Белому дому проект доклада президенту до 17 июня и сообщать о прогрессе раз в полгода.
Губернаторы ответят за зоны
В начале апреля Минфин обозначил условия, на которых он готов выделять деньги регионам на их развитие. Так, субъекты смогут получить от центра компенсацию затрат на создание инфраструктуры только успешных ОЭЗ - тех, в частности, где объем частных инвестиций минимум втрое превысил размер бюджетных вливаний
Проверки ОЭЗ, по итогам которых даны президентские поручения, были вызваны жалобами президенту активистов «Общероссийского народного фронта» в ноябре 2015 года (см. «Ъ» от 28 ноября). Как отчитался перед президентом начальник контрольно-счетного управления Константин Чуйченко со ссылкой на данные Счетной палаты, ОЭЗ так и не стали действенным инструментом поддержки экономики: с 2006 года на создание 33 ОЭЗ направлено 186 млрд руб. (из них 122 млрд руб. федерального бюджета).
По его словам, «несогласованность управленческих решений» приводит к «неэффективному использованию бюджетных средств» - вплоть до того, что работу десяти ОЭЗ можно прекратить досрочно, говорится в отчете.
Напрасные траты
Госаудиторы подставили под сомнение всю историю существования особых экономических зон (ОЭЗ) в стране. За десять лет на 33 ОЭЗ государство потратило 185,8 млрд руб., в текущем году планирует продолжить траты по теме еще в размере 5,9 млрд руб. При этом за все время существования было создано всего лишь 18 тыс. рабочих мест с расходами более 10 млн руб. на одном место
Напомним, ОЭЗ были созданы по специальному закону в июле 2005 года. На 1
января в 30 субъектах было 33 ОЭЗ (9 промышленно-производственного
типа, 6 технико-внедренческого типа, 3 портовые зоны и 15
туристско-рекреационного типа). По данным Минэкономики, с 2006 по 2015
год в особые экономические зоны России пришло более 400 инвесторов,
из них около 80 - из 29 стран. По данным СП, с начала работы до января
2016 года ОЭЗ выплатили бюджетам 40 млрд руб. налоговых и таможенных
платежей. Из 21 млрд руб. налоговых производственная деятельность
принесла 59%, а технико-внедренческая - 40,6%. Объем налоговых
и таможенных льгот ОЭЗ за все время составил 22,6 млрд руб.
Как много Владимир Путин узнал про 17 черных финансовых дыр России
27 ноября 2015 года спецкор «Ъ» Андрей Колесников с грустью убедился
в том, что честных госзакупок почти не осталось, что борьба
с чиновничьей роскошью изобилует адскими хитростями со стороны
сопротивляющихся ей и что АО «Особые экономические зоны» показывает
пример в деле экономии, концентрации и прокручивании на своих счетах
бюджетных средств
По данным Счетной палаты, на которые ссылается господин Чуйченко, на 1 января общая сумма не использованных АО ОЭЗ средств составила свыше 24 млрд руб., а совокупный доход от размещения средств на депозитах за 2006-2015 годы - 29,3 млрд руб. Регионы недофинансировали строительство объектов инфраструктуры больше чем на 40% (на 45,7 млрд руб.), вместо плановых 25 тыс. рабочих мест к 2016 году было создано 18 тыс., а на создание одного рабочего места было потрачено 10,2 млн руб. средств (этого хватило бы, чтобы платить занимающим их работникам среднюю по РФ зарплату в течение 25 лет). Как говорится в материалах контрольно-аналитического управления, в правоохранительных органах находится пять уголовных дел, связанных с хищением средств, включая хищение 509 млн руб., предназначенных на развитие инфраструктуры Липецкой области.
В апрельском отчете Счетная палата заявила о необходимости доработать механизм создания, развития и управления ОЭЗ, включая требования к целесообразности создания, доходности, рентабельности и срокам окупаемости. По данным СП, регионы подают заявки на слишком большую территорию и не успевают ее осваивать - на 1 января ОЭЗ не использовали 40% земель (84,4 тыс. га из 214 тыс. га). Заметная часть претензий аудиторов касалась туристических зон.
Это не первое покушение на ОЭЗ, которые в Минэкономики считают инструментом технологической модернизации,- ранее Минфин предложил выделять средства только успешным ОЭЗ промышленно-производственного типа, у которых объем инвестиций с момента создания зоны должен в три раза превышать затраты федерального центра на ее инфраструктуру (см. «Ъ» от 7 апреля). В Минэкономики «Ъ» вчера подтвердили работу над поручением и над оптимизацией инвестиций в них. «И в мировой истории ОЭЗ есть как очень успешные, так и неудачные примеры. Сейчас надо концентрироваться на том, чтобы их избегать. Пока можно сказать, что наши ОЭЗ вполне конкурентоспособны, а сравнение с другими странами подтверждает значимость выбранных льгот и их достойный масштаб»,- сообщили в ведомстве.
Софья Окунь, Денис Скоробогатько