Вчера, 31 мая, в Санкт-Петербурге прошло первое заседание дискуссионного клуба «Консервативная перспектива». Клуб представляет собой совместный проект «Русской Народной Линии» (РНЛ) и Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте России (СЗИУ РАНХиГС).
Собрание, прошедшее в СЗИУ РАНХиГС, провели директор института, доктор экономических наук, кандидат исторических наук профессор Владимир Александрович Шамахов и главный редактор РНЛ, председатель международной общественной организации «Русское Собрание» Анатолий Дмитриевич Степанов.
Владимир Шамахов в своем вступительном слове заявил, что в настоящее время и народ, и часть политической элиты, прежде всего Президент России Владимир Путин, осознают необходимость объединяющей идеологии. Профессор отметил, что вопрос объединяющей идеологии является предметом постоянных размышлений нашего национального лидера.
17 июля 2003 года Владимир Путин на совещании по проблемам развития малых городов в Старой Ладоге заявил, что патриотизм должен основываться на нашей истории.
19 сентября 2013 г. Президент в ходе заседания международного дискуссионного клуба «Валдай» говорил о национальной идентичности и необходимости национальной идеологии.
3 февраля 2016 года национальный лидер России заявил, что в нашей стране не может быть никакой иной объединяющей идеи, кроме патриотизма.
По словам директора СЗИУ РАНХиГС, индивидуализм и либерализм отторгаются большинством нашего народа. Сейчас Россия находится на поворотном этапе, обращение к консерватизму, наблюдаемое в обществе, закономерно, ибо консервативная идеология, в отличие от либерализма, имеет глубокую традицию в истории русской мысли. Докладчик поприветствовал обращение клуба «Консервативная перспектива» к наследию славянофилов и выразил готовность к сотрудничеству. По его мнению, понятия «консерватизм» и «перспектива» вполне сочетаются, несмотря на то, что в повседневном восприятии консерватизм осознается как нечто тормозящее, а либерализм – как развитие. Однако такое представление, подчеркнул ректор, ошибочно.
Владимир Шамахов убежден, что клуб «Консервативная перспектива» должен не только знакомить с наследием классиков консервативной мысли, но и актуализировать их идеи, которые должны войти в идеологию развития, к разработке которой призывал Владимир Путин. Обращаясь к наследию классиков, надо смотреть в будущее. Сначала следует прояснить идеологию развития, а затем разработать стратегию развития, но не наоборот.
Затем с основным докладом выступил Анатолий Степанов. По его мнению, пришло время актуализировать консерватизм. Русская консервативная мысль дает ответы на многие современные вопросы. Важно не только обращение к наследию тех классиков, которые востребованы в наше время, но и его актуализация, нацеленная на будущее. Докладчик убежден, что консерватизм востребован и обществом, и государственной властью.
В настоящее время при осмыслении консерватизма возникают две фундаментальные проблемы – отсутствие концепции консерватизма и плохое знание консервативной традиции. Это отчасти связано с тем, что в советское время консерватизм был не в чести. Это привело к тому, что широкой аудитории, в том числе и интеллектуальной, труды русских консерваторов плохо известны. В результате размывается само понятие «консерватизм» и утрачивается аутентичность консервативной мысли.
Сегодня, отметил докладчик, распространены два понимания консерватизма: во-первых, консерватизм рассматривается как психологическая установка на консервацию устоявшихся форм жизни. При таком понимании консерватизм не имеет собственной ценностной основы. Согласно второму пониманию, консерватизм обладает собственной повесткой дня и собственной программой, включающей традиционные нравственные ценности и традиционный образ жизни. Такое понимание консерватизма исключает противопоставление консерватизма развитию. Консерваторы предлагают развивать страну, народ с опорой на традиционные ценности и идеалы, а не на чужой опыт или некие абстрактные идеи.
Докладчик обратил внимание на различие русского и европейского консерватизмов. Западный консерватизм, перенесенный на русскую почву, в лице основоположника европейского консерватизма Жозефа де Местра породил Чаадаева, который являлся скорее западником и либералом.
Анатолий Степанов с сожалением отметил, что до сих пор обсуждение вопросов консерватизма и консервативной идеологии сопряжено со сложностями, связанными с тем, что Конституцией, написанной «под диктовку западных советников», по слову Президента России, государственная идеология запрещена.
Понятие «консерватизм» следует определить через понятие «идеология», поскольку консерватизм - одна из разновидностей идеологии. Далее докладчик коротко осветил историю возникновения понятия и явления идеологии. Термин «идеология» ввел малоизвестный французский философ Антуан Луи Клод Дестют де Траси. Под идеологией он понимал универсальную науку об идеях. Карл Маркс и Фридрих Энгельс в «Немецкой идеологии» называли идеологию ложным сознанием. Ленин ввел термин «научная идеология», под которой имелся в виду марксизм-ленинизм. Согласно этому учению, есть только две идеологии - коммунистическая и буржуазная. В 1946 году известный французский писатель Альбер Камю ввел в оборот термин «конец идеологии». Этот термин развил в концепцию американский социолог Дэниел Белл, во многом благодаря книге «Конец идеологии», изданной в 1960 году, возобладала теория деидеологизации. С 1970-х наблюдается обратный процесс на Западе – реидеологизация. Американские неоконы настаивают на необходимости идеологического наполнения по крайней мере внешней политики США.
В нашей же стране после развала СССР, напротив, возобладала концепция деидеологизации, в 90-е на официальном уровне говорилось об отсутствии в России государственной идеологии, хотя фактически господствовал либерализм. Поэтому неслучайно в то время в почете были не идеологи, а политтехнологи. Уход гениального политтехнолога Владислава Суркова дает основание говорить о начале реидеологизации. Докладчик уверяет, что политическая элита Россия, по крайней мере, определенный ее сегмент, осознает необходимость идеологии консерватизма.
Попытки разработать консервативную идеологию нельзя признать успешными. Центр социально-консервативной политики по заказу «Единой России» работал над идеологией, но она оказалась не востребована заказчиком, вероятно, потому что ЕР копирует КПСС, пытаясь стать всеядной партией. Помимо этого, похоже, сказывается сильное влияние либерального крыла партии.
Идеология, считает А.Степанов, - это явление эпохи модерна. На Западе во время кризиса религии идеология становится способом консолидации общества. Происходит попытка заменить религию идеологией. По мнению докладчика, главный вопрос религии и идеологии – что есть истинное бытие? Для христианства истинное бытие есть жизнь в Боге. Пять существующих идеологий по-разному отвечают на этот вопрос. Либерализм: истинное бытие – бытие природного человека; социал-демократизм: истинное бытие - бытие человека, обремененного социальными обязательствами; национализм: истинное бытие - бытие нации, а не индивидуума; коммунизм: истинное бытие - бытие социальной группы, класса; консерватизм: истинное бытие - бытие малой группы (артель, община, приход, коллектив, группа, сход). Понимание консерватизма близко религиозной традиции.
После Великой французской революции идеологии принимают завершающие формы. Русский консерватизм с его знаменитой уваровской триадой «Православие. Самодержавие. Народность» есть ответ России на революционный вызов Франции с ее лозунгом «Свобода, равенство и братство». Русская консервативная мысль возникает в начале XIX века. Консерватизм стал полновесной традицией благодаря славянофилам (А.Хомякову, братьям Киреевским, К.Аксакову и др.). Предтечами славянофилов можно считать Николая Карамзина и Александра Шишкова. Выход книги самобытного мыслителя Николая Данилевского «Россия и Европа» стал вехой в развитии русской консервативной мысли. Константин Леонтьев, Михаил Катков и Константин Победоносцев продолжают формулировать идеи, положенные в основу учения о России. В XX веке в эмиграции происходит развитие основных идей консерватизма в трудах Ивана Ильина, Ивана Солоневича и евразийцев. В России консервативное направление представляли покойные писатели-деревенщики, митрополит Иоанн (Снычев), Александр Панарин. В целом консервативная традиция живая и единая.
А.Степанов призвал обратиться к наследию русских консерваторов, чтобы вычленить те идеи, которые объединяли этих столь разных людей. Консерватизм имеет общую парадигму, что дает основание говорить о нем как о едином идеологическом явлении.
Дискуссионный клуб «Консервативная перспектива» призван обращаться к русской консервативной мысли в ее аутентичном виде. Необходимо актуализировать наследие классиков, чтобы они стали нашими современниками и соучастниками в деле идеологического конструирования новой России.
Анатолий Степанов считает, что власти нужна агитация и пропаганда, а идеологическую концепцию должны разработать ученые. Он уверен, что интеллектуалам удастся в ходе дискуссии выработать непротиворечивую концепцию консервативной мысли.
После доклада состоялась оживленная дискуссия.
Владимир Шамахов отмечает, что государство и не должно разрабатывать идеологию, перед ним стоят совершенно другие задачи. Власть не имеет прерогативы на идеологию в обществе. Ныне опыт дифференцирован. Он призвал ориентироваться не на власть, а на донесение до общества народного консерватизма, то есть идеологии, которую примет прежде всего народ.
Руководитель Центра онтологических исследований, член регионального отделения высшего политического совета «Единой России» Игорь Евгеньевич Шувалов рассказал о печальном опыте разработки концепции консерватизма Центром социально-консервативной политики. Однако заказчик – «Единая Россия» - постепенно утратил интерес к этому проекту. В итоге об этой концепции в настоящее время мало кто знает. По мнению И.Шувалова, важно не только обсуждать консервативную идеологию, а искать консенсус экспертного сообщества, общественных организаций и властных структур. Необходимо выработать стержень, на старте договориться о структуре приоритетов, чтобы избежать фрагментации сознания.
Ректор Санкт-Петербургской Восточной академии доктор философских наук профессор Андрей Леонидович Вассоевич считает, что идеи, озвучиваемые на заседаниях клуба «Консервативная перспектива», должны проходить обкатку на больших студенческих конференциях. В качестве позитивного примера он привел молодежные школы ОДКБ. Также он полагает необходимым привлекать к деятельности клуба консервативное мусульманское духовенство.
Владимир Шамахов предложил в качестве площадки для лекций и дискуссий возглавляемый им Северо-Западный институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте России.
Председатель Паломнического отдела Санкт-Петербургской митрополии, член Русского географического общества Владимир Алексеевич Дервенев полагает, что концепция правильной государственности должна прививаться со школы и вузов.
Директор Российского института истории искусств, доктор философских наук профессор Александр Леонидович Казин напомнил, что в наши дни уже предпринимались попытки разработки идеологии. Он, в частности, указал на свой труд «Великая Россия. Религия. Культура. Политика» и «Русскую доктрину», выполненную под коллективом авторов под руководством Виталия Аверьянова. До недавнего времени эти наработки не были востребованы властью, но в 2014 году была пройдена точка невозврата. После возвращения Крыма и победоносной кампании в Сирии мы живем в совершенно другой стране. Пришло время вырабатывать идеологию.
Доктор психологических наук профессор Валентин Евгеньевич Семенов сообщил, что согласно социологическим исследованиям, российское общество по своим ценностным установкам делится на сторонников общества труда и справедливости; общества, где царит любовь к Богу и людям; общества потребления. Он рассказал о своей недавней поездке в Киргизию. Власти страны утверждают, что они строят нравственное государство социальной справедливости. В России же в это время по СМИ идет пропаганда идеологии потребления и разврата. Ученый считает, что надо заниматься пропагандой в вузах, а не разработкой концепции.
Владимир Шамахов сообщил, что еще 3 года назад среди студентов преобладали сторонники общества потребления. Теперь же все больше студентов хотят построить новое общество и новое государство, их больше интересуют социальные проекты, а не бизнес. Если раньше патриоты проигрывали в борьбе за молодежь, то ныне, если они возьмутся за это дело, они способны одержать победу.
Политолог, доктор философских наук профессор Сергей Викторович Лебедев предостерегает от превращения дискуссионного клуба «Консервативная перспектива» в общество ревнителей памяти выдающихся консервативных мыслителей. Он убежден, что надо думать о будущем России, а не только изучать наследие классиков консервативной мысли. Философ призвал отдать должное мыслителям 90-х годов XX века и современным теоретикам.
Кандидат социологических наук Александр Борисович Бадьянов считает, что обсуждаемая проблема носит социологический характер. Наше общество испытывает кризис. Поэтому необходимо в первую очередь заняться социальным осмыслением происходящего в нашей стране.
По мнению члена правления Брянского землячества в Санкт-Петербурге «Пересвет» Александра Павловича Цыбульского, клубу «Консервативная перспектива» не следует ограничиваться дискуссиями. Необходимо, чтобы в итоге обсуждений осуществлялось соответствующее влияние на власть.
Детский врач-реаниматолог, исполнительный директор Православного фонда поддержки материнства и детства Владимир Петрович Карасев предложил клубу выработать некие рецепты для власти, прежде всего в области семейной политики.
Выступление общественного деятеля Сергея Александровича Распутняка касалось определения ценностей и целей клуба.
В заседании клуба также приняли участие: проректор СЗИУ РАНХиГС, доктор философских наук, профессор Юрий Васильевич Косов, доктор философских наук Олег Валерьевич Самылов, кандидат исторических наук Дмитрий Игоревич Стогов, кандидат технических наук Сергей Юрьевич Петров, иерей Сергий Чечаничев, директор школы имени Царицы-Мученицы Александры Феодоровны, кандидат педагогических наук Наталья Ивановна Пономарева, главный редактор журнала «Конкуренция и рынок» Сергей Леонидович Розанов, общественные деятели Игорь Юрьевич Лилеин, Василий Владимирович Кухарь, преподаватели СЗИУ РАНХиГС.
В заключение мероприятия Владимир Александрович Шамахов и Анатолий Дмитриевич Степанов подвели итоги первого заседания дискуссионного клуба «Консервативная перспектива».
Владимир Александрович Шамахов еще раз подчеркнул важность взаимодействия с молодежной средой, необходимость поиска адекватного языка при разговоре с молодыми людьми. Члены клуба должны помочь молодежи, а та в свою очередь сформирует государственную идеологию Россию. Это важнейшая задача. Директор Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте России подтвердил свою готовность предоставлять площадку для деятельности клуба «Консервативная перспектива».
Со своей стороны Анатолий Дмитриевич Степанов поблагодарил директора СЗИУ РАНХиГС Владимира Александровича Шамахова за активное участие и модерирование дискуссии. Подводя ее итоги, он заявил, что в настоящее время Россия является центром противодействия нравственному умиранию и деградации человечества. Сейчас в нашей стране идет процесс поиска государственной идеологии. И клуб «Консервативная перспектива» должен занять достойное место в этом процессе и принять участие в формулировании национальной идеи России. В завершение он выразил надежду на то, что заседания клуба станут традиционными.
Александр Тимофеев, зам. гл. редактора «Русской Народной Линии», секретарь Санкт-Петербургского отделения «Русского Собрания»
В.А. Шамахов и А.Д. Степанов
С.Ю. Петров и С.В. Лебедев
А.В. Тимофеев и А.Л. Вассоевич
Д.И. Стогов, В.П. Карасев
Президиум
Ю.В. Косов
28. Re: Идеологи пришли на смену политтехнологам
27. Re: Идеологи пришли на смену политтехнологам
26. Re: Идеологи пришли на смену политтехнологам
25. Ответ на 22., рудовский: Определение болтологии
24. Re: Идеологи пришли на смену политтехнологам
23. Re: Идеологи пришли на смену политтехнологам
22. Ответ на 19., Анатолий Степанов:
21. Ответ на 14., рудовский:
20. Ответ на 13., М.Яблоков:
19. Ответ на 16., Андрей Карпов: