Итоги заседания проанализировал в интервью «Русской народной линии» эксперт научного совета при Совете Безопасности России, политолог-международник, заместитель директора Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте России, доктор философских наук, профессор Юрий Косов:
Евразийский экономический союз состоялся, преодолевая мощное сопротивление Запада. Лидерами стран ЕЭС была проявлена большая политическая воля. Ныне Россия подвергается серьезному санкционному, политическому и геополитическому давлению. Евразийский союз является одной из причин вражды против России. Страны Европейского Союза отказываются устанавливать какие-либо отношения с Евразийским Союзом. Если и есть контакты, то только на уровне парламентариев, которые говорят о том, что им более комфортно и удобнее взаимодействовать с каждой страной по отдельности – с Россией, Казахстаном, Арменией, Белоруссией, чем с объединением. Пока нет международного признания Евразийского Союза со стороны ЕС. США не признают не то, что ЕЭС, а даже Содружество независимых государств. Ни в одном официальном документе Вашингтона нет упоминания об СНГ, а уж об Евразийском Союзе и подавно.
Представители и эмиссары Запада объезжали страны-участники Евразийского Союза и настоятельно рекомендовали им не вступать в это объединение. При своем возникновении Евразийский Союз столкнулся со множеством трудностей и испытаний, санкциями в отношение ведущего члена – России и прочее. Возникновение подобного центра силы в Евразии не приветствуется на Западе. Объясняется с официальной точки зрения, что американцы не желают ЕЭС, так как видят под видом Евразийского Союза и СНГ попытку восстановления Советской или даже Российской Империи. В Вашингтоне ни в коем случае не желают допустить развития Евразийского Союза, твердя, что это не отвечает национальным интересам ни США, ни ЕС.
Для Евразийского Союза важно, что мир неоднополярен и с ним заключают договора такие организации как ШОС, куда входят Китай, Индия и Пакистан и ряд иных государств, стремящихся создать зону свободной торговли с ЕЭС. На эти страны также оказывается политическое давление. Возникшие трудности не носили локального экономического характера и не заставили страны отказаться от своего интеграционного пути. Ныне в мире идут глобальные интеграционные процессы – США создают два огромных макро региональных интеграционных сообщества в Тихом и Атлантическом океанах. Этот пояс охватывает всю землю. Между этими сообществами Китай пытается строить свой великий «Шелковый путь», куда войдут от сорока до шестидесяти стран. Поэтому у стран Евразийского Союза было два варианта. Первый: как предлагали США и ЕС поодиночке вступать в вышеназванные интеграционные процессы под протекторатом Вашингтона, оказавшись на периферии этих союзов и не оказывая влияния на выработку правил игры.
Второй: страны-участницы ЕЭС создают свое интеграционное объединение, которое по экономическому объему невелико и составляет несколько процентов от мирового ВВП. Но эти государства занимают важное геополитическое и геоэкономическое положение в мире, обладая значительными природными ресурсами и потенциалом роста.
Евразийский Союз уже готов встраиваться в мировые интеграционные процессы как глобальный игрок и актор, путем переговоров и отстаивания своих интересов, а не из милости: «возьмите нас, пожалуйста, мы согласны на любые условия, лишь бы не остаться в одиночестве». На эту готовность первым отреагировал Китай. Как известно, год тому назад была заключена декларация, а сейчас прорабатывается интеграция Евразийского Союза и китайского проекта «Шелковый путь».
Что касается взаимодействия Сербии с ЕЭС, то Белград ведет сложную игру. В данном случае Сербия продолжает традиции Югославии времен Тито. Напомню, что раньше она называлась социалистическая федеративная республика, но входила во все западные союзы. Югославы могли выезжать на работу в страны будущего Евросоюза, что было немыслимо для государства соцлагеря. Они получали серьезные кредиты, вели торговлю на других условиях, и в то же время Югославия была социалистической страной, имея определенные отношения с Советским Союзом и с иными социалистическими странами. Когда советские граждане выезжали в Югославию, то проходили те же процедуры, что и при выезде в капиталистическую страну, настолько югославы были интегрированы в западный мир.
Сербия подписала соглашение с НАТО о том, что военный альянс осуществляет деятельность на ее территории и натовские представители и военнослужащие не попадают под сербскую юрисдикцию. Также Сербия подписала ряд соглашений Евросоюзом. И западные деятели с пониманием смотрят на подписание сербами ряда соглашений с Евразийским Союзом. Для Сербии, тяготеющей к России, подписаний этих соглашений, уже является определенным достижением. Эти соглашения способствуют определенной разрядке напряженности в Сербии, где местные жители выступали против соглашения с НАТО и прочее. А соглашения с Россией тонируют эти действия.
Надо отдать должное сербскому руководству, которое проявляет определенное лавирование. Это не выбор в пользу России, а лавирование, исторически обусловленное, поскольку сербы имеют богатый опыт общения с восточным и западным мирами.
Конечно, Евразийский Союз, понимая свою близость к Европе, традиционные связи и огромный торговый оборот, желал бы устанавливать отношения и с Европейским Союзом, но не на любых условиях, а только на тех, которые выгодны ЕЭС, России и другим странам-участникам Союза. Интеграция между Россией и ЕС споткнулась на вопросе: по чьим правилам играть? Европейский Союз принимает определенные законы и правила. В международном праве даже есть такое понятие как «Европейское право». Интеграция с Россией и Евразийским Союзом предполагает распространение европейского права и на территорию России. Европейцы говорят: хотите интегрироваться с ЕС? Играйте по нашим правилам. Брюссель ставит в неравное положение, как в случае с Украиной. Дело уже доходит до изменения стандартов – выращивать огурцы определенного размера, менять железнодорожную колею и резьбу на гайках. Подобное положение дел дает ЕС преимущество, так как вся аттестация товаров будет проводиться органами Евросоюза.
Россия предлагала создать особые экономические пространства, где действовали бы не юрисдикция ЕС, а специальные правила, как результат компромисса между ЕЭС, Россией и ЕС. Брюссель пока не принимает этих правил, поэтому общение осуществляется в виде торговли и инвестиций начального интеграционного уровня, отягощенного санкциями.
Но главное, что Евразийский Союз сохранил свою идентичность и обозначенные позиции.